Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНИЦИАТИВНОЕ ОПРОБОВАНИЕ ЗНАКОВЫХ СРЕДСТВ КАК УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА ОТ ЗАМЕЩЕНИЯ К ПРЕОБРАЗОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №17521

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
645
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Роль действия моделирования в развитии мышления 7
1.1 Становление действия моделирования 7
1.1.1 Стадии культурного развития ребенка 7
1.1.2 Особенности становления знаково-символической деятельности в
онтогенезе 9
1.1.3 Моделирование в содержании учебной деятельности 11
1.1.4. Выделение этапов действия моделирования 13
1.2 Знаковое опосредствование 15
1.2.1 Знаковое опосредствование — единица и модель соотнесения
реальной и идеальной форм 15
1.2.2 Пробное действие в опосредствовании 19
1.3 Особенности заданий на действие моделирования 21
1.3.1 Анализ методических разработок 21
1.3.2 Выделение трудностей у детей при замещении, преобразовании и экспериментировании 27
2 Исследование динамики действия моделирования 30
2.1 Программа исследования 30
2.2 Диагностическая процедура «Контрольная работа по моделированию» 30
2.2.1 Описание заданий в контрольной работе 30
2.2.2 Способ обработки заданий 33
2.2.3 Качественный анализ данных 35
2.2.4 Количественный анализ данных первых классов 37
2.3 Проверка влияния условий на динамику действия моделирования 40
2.3.1 Описание занятий на формирование действия моделирования 40
2.3.2 Количественный анализ данных вторых классов 56
2.3.3 Сравнение динамики развития действия преобразования в экспериментальном и контрольном классах 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 75


В младшем школьном возрасте происходит становление личности ребенка. Все психические образования, которые будут сформированы в этом возрасте, являются базисными для развития ребенка и оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие человека.
Ведущую роль в младшем школьном возрасте играет учебная деятельность. В учебной деятельности происходит становление основных новообразований младшего школьного возраста. Центральным новообразованием является теоретическое мышление, которое невозможно без моделирования. [7]
Любой вид модельных средств нужен в учебной деятельности для того, чтобы оторвать способ действия от самого предметного действия и задать его как общий способ. Кроме того, моделирование позволяет строить варианты действий, исследовать объекты изучения, предсказывать новые ходы и возможности. [2]
ТЕМА: Инициативное опробование знаковых средств как условие перехода от замещения к преобразованию у младших школьников
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Актуальность данной работы связана с тем, что в основе Федерального образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. [15] Он предполагает, что развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. С одной стороны, моделирование является методом познания, которое позволяет глубже проникнуть в сущность объекта исследования. С другой стороны, моделирование является универсальным учебным действием. Одна из главных задач обучения в начальной школе - умение обучающихся работать с моделью, ее преобразование для изучения общих свойств понятий. Для того, чтобы формировать действие моделирования, учителю нужно иметь представление как о его динамики, так и об условиях формирования.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: В качестве этапов становления моделирования выделены такие действия, как:
- Замещение - перенос математического отношения с одного вида знакового материала на другой, что позволяет «оторвать» способ действия от самого предметного действия и задать его как общий способ.
- Преобразование - действие по изменению математических отношений, которое выполняется в одном знаковом материале и требует изменения в другом материале.
- Экспериментирование - это такое преобразование, которое происходит одновременно в двух и более видах знакового материала и приводит к перестройке структуры математического отношения.
Главным в становлении моделирования является обратимость знаковых операций (возможность детского движения не только от задачи к средству, но и от средства к задачам). Но как показали результаты контрольных работ, проведенных в 2015г. во-вторых классах больше половины детей остались на уровне замещения. Дети не перешли с одного уровня на другой при переходе с первого во второй класс.
Какие нужно создавать условия, чтобы произошел сдвиг в развитии моделирования, как переход от замещения к преобразованию? Ответом на этот вопрос является данная работа.
Ответ на вопрос, что нужно, чтобы произошла динамика моделирования, мы стали искать в работах Л.С. Выготского по знаковому опосредствованию. Он подчеркивает, что главное в присвоении знаковых средств является то, что сам ребенок активен и инициативен в построении значения. На наш взгляд — это связанно с таким понятием, как инициативное опробование. В инициативном опробовании смысл этого понятия отражается в том, что сами дети конструируют значение знака. «Значение человеком знака будет принято тогда, когда он сам будет строить это значение», - писал Д.Б.Эльконин. [17]
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: условие перехода от замещения к преобразованию
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: способы взаимодействия детей со знаковыми средствами
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: определить условия, при которых происходит переход от замещения к преобразованию
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ - «Красноярская университетская гимназия №1 - «Универс» 1-2 классы.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: инициативное опробование знаковых средств младшими школьниками есть условие перехода от замещения к преобразованию (на примере математических отношений часть - целое, разностное отношение, а также смешанных задач)
ЗАДАЧИ:
-выделить критерии исследования инициативного опробования
-выделить и описать занятия по формированию действия моделирования
-провести констатирующий эксперимент: пост-тест у учащихся в контрольных и экспериментальных 2х классах.
МЕТОДЫ:
-наблюдение
-констатирующий эксперимент (определение уровня развития моделирования у школьников)
-формирующий эксперимент (выделение условий, формирующих действие моделирования)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


- Замещение одного предмета другим
- Преобразование модели для изучения свойства выделенного объекта
- Экспериментирование
Индивидуальный прогресс мышления представлен как стадии перехода от освоения одного культурного действия к другому, более высокому.
Была выдвинута гипотеза: инициативное опробование знаковых средств младшими школьниками есть условие перехода от замещения к преобразованию (на примере математических отношений часть - целое, разностное отношение, а также смешанных задач). Под инициативным опробованием мы понимаем конструирование значение знака самим ребенком путем проб.
Для ее подтверждения мы выделили критерии исследования инициативного опробования, на основе которых описали занятия по формированию действия моделирования.
В мае 2015 г была проведена диагностическая процедура «Контрольная работа» по моделированию в 1-х классах: экспериментальном (1М) и контрольном (1А). В экспериментальном классе в течении года обучения проводились занятия по формированию действия моделирования. В организованных занятиях наблюдались следующие условия:
1. учащийся должен попадать в ситуацию затруднения, выход из которой невозможен без использования знаковых средств.
2. в качестве знаковых средств, предлагались схемы и таблицы.
Использование знакового средства связано с выделением существенного отношения.
3. у испытуемого не должно быть готового средства выполнения задания, тот знаковый материал, который ему предложен, должен быть опробован испытуемым и превращен в средство выполнения задания. Материалами для инициативного опробования являлись живые схемы,
слова-помощники и мерка. Занятия были выстроены так, что у детей получались разные варианты решений. Представленные варианты становились предметом детских обсуждений. Дети прочитывали и придавали свое значение к решению одноклассников, благодаря чему преодолевались детские трудности.
В контрольные подобные занятия не проводились. В конце 2-го года обучения в мае 2016 г были снова проведены контрольные теперь уже в 2М и 2А классах. Полученные данные учащихся показали, что в экспериментальном классе, где на уроках создавались условия на инициативное опробование знаковых средств результаты выше. Во 2М более половины класса перешли на этап преобразования и в этом классе было обнаружено статистически значимое различие сформированности этапов действия моделирования за 2 года наблюдения. В контрольном классе статистически значимых различий в динамике действия моделирования не обнаружено.
Таким образом, подтвердилось предположение о том, что инициативное опробование знаковых средств младшими школьниками есть условие перехода от замещения к преобразованию.
Практическая значимость проведенного исследования определяется использованием разработанной процедуры в практике обучения.
Эта исследование позволит учителю развивающего обучения понять, что необходимо делать, чтобы ребенок своевременно перешел от одного этапа моделирования к другому.



1. Александрова, Э. И. Методика обучения математики в начальной школе 1 класс: методическое пособие / Э. И. Александрова. - Москва : Дрофа,2012. - 238 с.
2. Воронцов, А.Б., Чудинова, Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. - М. : Издатель Рассказов А.И., 2004. -304с.
3. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций
// Собр. соч.— Т. 3.— М. : Педагогика, 1983.— С. 5-328.
4. Выготский, Л.С Орудие и знак в развитии ребенка. - Москва : Педагогика, 1984. - 270 с.
5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1982. - 504с.
6. Горбов, С.Ф., Чудинова Е.В. Действие моделирования в учебной деятельности школьников // Психологическая наука и образование. 2000. № 2 C. 96 - 110.
7. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения: монография / В. В Давыдов. - Москва : Интор, 1996. - 541 с.
8. Лубовский, Д.В. Специальная психология и педагогика в современной школе // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. №3. С. 79-87
9. Масленникова, Л.Н. Опыт проектирования методик диагностики метапредметных компетенций младших школьников // Психологическая наука и образование. 2011. № 5. С. 14-20.
10. Назначение U-критерия Манна-Уитни [Электронный ресурс] // Психологическая помощь. - Режим доступа: http://www.psychol-ok.ru.
11. Нежнов, П.Г., Хасан, Б.И., Эльконин, Б.Д. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников / под ред. Красноярск: Печатный центр КПД, 2006. - 132с.
12. Нельсон, А. Игра как опосредованное действие. Гендерный аспект // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 93-101.
13. Обухова, Л.Ф. Психология развития в начале нового века // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 4. С. 5-14.
14. Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении. М. : Изд-во Московского ун-та, 1988. - 288 с.
15. ФГОС НОО 15785 - 2009 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - Введ. 6.10.2009. - Москва : Минобрнауки России, 2009.- 29 с.
16. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции куль-турно-исторической теории Л.С. Выготского). — М. : Тривола, 1994. —168 с
17. Эльконин, Б.Д. [текст]. Опосредствование. Действие. Развитие. /
— Ижевск: ERGO, 2010. — ISBN 978-5-98904-078-0. — 280 с
18. Фирсова, Е.Г. Формирование моделирования в младшем школьном возрасте // Вестник Красноярского Государственного Университета, серия «Гуманитарные науки», 2006. №3 С. 1-11.
19. Фрумин, И.Д., Эльконин, Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития ("школа взросления") // Вопросы психологии. 1993. №1
20. Эльконин, Б.Д. Особенности знакового опосредования при решении творческих задач // Психологическая наука и образование. 1997. №3. C. 57 - 63.
21. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 560 с.
22. Burlakova, I.A. Theory and Practice of Modern Domestic Preschool Education . Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2015. Vol. 20, no. 3, pp. 35-43.
23. Rubtsov, V.V. V.V. Davydov - the founder of significant scientific school and director of the Psychological Institute. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2015. Vol. 20, no. 3, pp. 182-196.
24. Zabrodin, Yu. M. Modernization of Psychological and Pedagogical Education as a Strategic Guideline of Development Educational Psychologist's Professional Standard. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2014. Vol. 19, no. 3, pp. 58-73.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ