СКАЗКИ «ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АРАБСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА В 6 КЛАССЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СКАЗКА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И
1.1. Репрезентация истории в сказках 1 1
1.2. Методы работы со сказками на уроках истории 15
ГЛАВА 2. ПОТЕНЦИАЛ СКАЗОК «ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ» КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА 19
2.1. Религия 19
2.2. Правовая система 21
2.3. Социальная история 23
2.4. Роль женщин в арабском обществе 25
2.5. Облик города 28
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК «ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ 32
3.1. Методические рекомендации по использованию сказок «Тысячи и одной ночи» на уроках истории в 6 классе 32
3.2. Апробация методических разработок 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
Приложение 1 49
Приложение 2 53
ГЛАВА 1. СКАЗКА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И
1.1. Репрезентация истории в сказках 1 1
1.2. Методы работы со сказками на уроках истории 15
ГЛАВА 2. ПОТЕНЦИАЛ СКАЗОК «ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ» КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА 19
2.1. Религия 19
2.2. Правовая система 21
2.3. Социальная история 23
2.4. Роль женщин в арабском обществе 25
2.5. Облик города 28
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК «ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ 32
3.1. Методические рекомендации по использованию сказок «Тысячи и одной ночи» на уроках истории в 6 классе 32
3.2. Апробация методических разработок 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
Приложение 1 49
Приложение 2 53
Актуальность. На сегодняшний день в гуманитарных науках происходит переосмысление изучения исторических источников, изменяются методы и подходы их исследования. Поистине ценным историческим источником являются сказки, которые несут в себе сведения, затрагивающие определённые периоды истории, невзирая на то, что в течение долгого периода они видоизменяли свою структуру, содержание и приобретали черты, отличающие их от оригиналов. Народы запечатлели свою историческую память, воплощенную в бесхитростных сказочных сюжетах до наших дней.
Сборник сказок «Тысяча и одна ночь» можно рассматривать в качестве нетрадиционного исторического источника по истории средневекового арабского общества. «Никакие описания путешественников не дадут вам такого верного, такого живого изображения нравов и условий общественной и семейной жизни мусульманского Востока, как «Тысяча и одна ночь», - писал В. Г.
Большинство историков склоняются к мнению, что части этого литературного памятника складывались не одно столетие, и лишь к XVI-XVII вв. сборник стал известен в том виде, в котором мы его знаем. Именно тот факт, что сказки писались в разных странах и в разное время придаёт своеобразие «Тысячи и одной ночи» и в то же время затрудняет исследование. По мнению историков сборник представлен тремя культурными пластами сказок: ранние индо -иранские, более поздние багдадские, позднейшие египетские 2. Во многих сказках сборника находит своё отражение история территории Арабского халифата во времена взлёта его культуры, поэтому в данной выпускной квалификационной работе выпускной квалификационной работе ограничимся рассмотрением территории в основном данного государства.
Степень изученности. Использованную в данной работе литературу можно охарактеризовать как вспомогательную. Это труды, посвященные филологическому исследованию сказок «1001 ночь» (Ирме
Для интерпретации действий героев опорными стали труды, посвященные исламскому праву. Среди них: Коулсон Н. Дж. , Иванова Д. Р., Нуриев Б. Д.
Ценность для изучения городской среды сказок представляет работа Норберга-Шульца К., норвежского архитектора и историка, являющегося сторонником феноменологической теории, согласно которой люди воспринимают архитектуру не только визуально, но и чувствами, телом....
Сборник сказок «Тысяча и одна ночь» можно рассматривать в качестве нетрадиционного исторического источника по истории средневекового арабского общества. «Никакие описания путешественников не дадут вам такого верного, такого живого изображения нравов и условий общественной и семейной жизни мусульманского Востока, как «Тысяча и одна ночь», - писал В. Г.
Большинство историков склоняются к мнению, что части этого литературного памятника складывались не одно столетие, и лишь к XVI-XVII вв. сборник стал известен в том виде, в котором мы его знаем. Именно тот факт, что сказки писались в разных странах и в разное время придаёт своеобразие «Тысячи и одной ночи» и в то же время затрудняет исследование. По мнению историков сборник представлен тремя культурными пластами сказок: ранние индо -иранские, более поздние багдадские, позднейшие египетские 2. Во многих сказках сборника находит своё отражение история территории Арабского халифата во времена взлёта его культуры, поэтому в данной выпускной квалификационной работе выпускной квалификационной работе ограничимся рассмотрением территории в основном данного государства.
Степень изученности. Использованную в данной работе литературу можно охарактеризовать как вспомогательную. Это труды, посвященные филологическому исследованию сказок «1001 ночь» (Ирме
Для интерпретации действий героев опорными стали труды, посвященные исламскому праву. Среди них: Коулсон Н. Дж. , Иванова Д. Р., Нуриев Б. Д.
Ценность для изучения городской среды сказок представляет работа Норберга-Шульца К., норвежского архитектора и историка, являющегося сторонником феноменологической теории, согласно которой люди воспринимают архитектуру не только визуально, но и чувствами, телом....
Потенциал сказок «Тысячи и одной ночи» для изучения средневекового арабского общества на уроках истории в 6 классе имеет высокий уровень. В ходе нашего исследования была представлена историография, включающая видных, плодовитых исследователей, доказывающих, что сказки содержат в себе историческую основу и содержат репрезентации исторической действительности. Перед историком стоит важная задача - правильно интерпретировать сказку, что требует междисциплинарного подхода для понимания того общества, во времена которого сказка создавалась и почему претерпевала изменения.
Несомненно, жанр сказок имеет свои отличительные черты и требует специального методического подхода. Таковой был разработан с опорой на имеющиеся методические рекомендации по использованию художественной литературы на уроках истории. Среди них: качественный подбор сказок для использования в образовательном процессе с учётом возраста учащихся, поиск конкретных фрагментов, соответствующих содержанию урока, выбор приёмов работы в зависимости от поставленных целей и задач урока, снятие затруднений при выполнении заданий к сказкам.
Вторая глава данной выпускной квалификационной работы, посвященная анализу сказок сборника с исторической точки зрения , представляла собой трудоёмкий процесс при поиске репрезентаций истории, поэтому может возникать вопрос логики выбора конкретных сфер для интерпретации сюжетов. Однако, на наш взгляд, авторами была представлена удачная подборка сказок, которую можно адаптировать для проведения уроков истории.
Сказки отражают религиозность людей тех времен, влияющую на многие сферы деятельности. Особенности правовой системы раскрываются через отрасли семейного права, уголовного, рассмотрения брачной системы, а также личного статуса арабов. Социальная история мира «Тысячи и одной ночи» отчетливо прослеживает наличие расовых предрассудков в обществе, отражает особенности менталитета. Через призму сказок мы наблюдаем и проблемный женский вопрос, который несёт противоречивый ответ на положение женщин в арабском средневековом обществе. Сквозь описание роскоши городской среды раскрывается дух места, особое отношение к Багдаду как центру культуры и развития.
Разработка методических рекомендаций по использованию «Тысячи и одной ночи» имела свои нюансы, среди которых: внимание к истории происхождения сказок, которая является дискуссионной в исторической среде, фильтр неприемлемого содержания сказок.
Особенности изложения сказок, а также намерение сделать упор на творческое домашнее задание по написанию собственной сказки привели к выводу, что интегрированный историко-литературный урок может стать наиболее эффективным форматом. Однако, методические разработки были апробированы в рамках педагогической практики в МАОУ СШ №149 6 Б классе в традиционной форме.
Проведенный урок по теме «Культура стран халифата» имел как ряд преимуществ согласно оценке по критериям ФГОС, так и недостатки, что позволило логично задать вопрос о целесообразности проведения урока с опорой на сказки, учитывая время, затраченное как преподавателем, так и обучающимися на подготовку. Люсьен Февр писал, что историк - это не тот, кто знает, а тот, кто ищет, что является важным подходом в рамках развития исследовательских умений. Это оправдывает затраченные усилия.
Практика показала важность соблюдения выработанного алгоритма работы со сказками, направленного на снятие сложностей при работе с их фрагментами и гармоничного включения в образовательный процесс.
Несомненно, жанр сказок имеет свои отличительные черты и требует специального методического подхода. Таковой был разработан с опорой на имеющиеся методические рекомендации по использованию художественной литературы на уроках истории. Среди них: качественный подбор сказок для использования в образовательном процессе с учётом возраста учащихся, поиск конкретных фрагментов, соответствующих содержанию урока, выбор приёмов работы в зависимости от поставленных целей и задач урока, снятие затруднений при выполнении заданий к сказкам.
Вторая глава данной выпускной квалификационной работы, посвященная анализу сказок сборника с исторической точки зрения , представляла собой трудоёмкий процесс при поиске репрезентаций истории, поэтому может возникать вопрос логики выбора конкретных сфер для интерпретации сюжетов. Однако, на наш взгляд, авторами была представлена удачная подборка сказок, которую можно адаптировать для проведения уроков истории.
Сказки отражают религиозность людей тех времен, влияющую на многие сферы деятельности. Особенности правовой системы раскрываются через отрасли семейного права, уголовного, рассмотрения брачной системы, а также личного статуса арабов. Социальная история мира «Тысячи и одной ночи» отчетливо прослеживает наличие расовых предрассудков в обществе, отражает особенности менталитета. Через призму сказок мы наблюдаем и проблемный женский вопрос, который несёт противоречивый ответ на положение женщин в арабском средневековом обществе. Сквозь описание роскоши городской среды раскрывается дух места, особое отношение к Багдаду как центру культуры и развития.
Разработка методических рекомендаций по использованию «Тысячи и одной ночи» имела свои нюансы, среди которых: внимание к истории происхождения сказок, которая является дискуссионной в исторической среде, фильтр неприемлемого содержания сказок.
Особенности изложения сказок, а также намерение сделать упор на творческое домашнее задание по написанию собственной сказки привели к выводу, что интегрированный историко-литературный урок может стать наиболее эффективным форматом. Однако, методические разработки были апробированы в рамках педагогической практики в МАОУ СШ №149 6 Б классе в традиционной форме.
Проведенный урок по теме «Культура стран халифата» имел как ряд преимуществ согласно оценке по критериям ФГОС, так и недостатки, что позволило логично задать вопрос о целесообразности проведения урока с опорой на сказки, учитывая время, затраченное как преподавателем, так и обучающимися на подготовку. Люсьен Февр писал, что историк - это не тот, кто знает, а тот, кто ищет, что является важным подходом в рамках развития исследовательских умений. Это оправдывает затраченные усилия.
Практика показала важность соблюдения выработанного алгоритма работы со сказками, направленного на снятие сложностей при работе с их фрагментами и гармоничного включения в образовательный процесс.





