ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И ПРОКРАСТИНАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1 Понятие копинг-стратегий в психологической науке 8
1.2 Понятие прокрастинации и основные подходы к ее исследованию 19
1.3 Особенности копинг-стратегий в подростковом возрасте 33
1.4 Особенности прокрастинации в подростковом возрасте 38
1.5 Взаимосвязь прокрастинации и копинг-стратегий личности 43
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ
КАК ФАКТОРА КОРРЕКЦИИ ПРОКРАСТИНАЦИИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 48
2.1 Организация и методы исследования 48
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования копинг-стратегий
и прокрастинации в подростковом возрасте 52
2.3 Программа формирования эффективных копинг-стратегий у
подростков 63
2.4 Анализ эффективности программы формирования эффективных
копинг-стратегий у подростков 66
2.5 Рекомендации по профилактике прокрастинации в подростковом
возрасте 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Современные социально-экономические условия задают высокий темп жизни, когда от современного человека, для успешной адаптации в обществе, требуется максимальная активность, профессионализм, высокая производительность труда, умение решать множество задач одновременно. В связи с этим все больше людей жалуются на постоянную нехватку времени, постоянное чувство усталости, при этом они почти всегда заняты чем-то незначительным, а важные дела откладываются «на потом». В психологии склонность к постоянному откладыванию дел обозначается термином «прокрастинация». Этот феномен чрезвычайно распространен в современном обществе, особенно среди молодежи. По данным канадского психолога Пирса Стила, с 1978 г. по 2010 г. процент людей, страдающих прокрастинацией, увеличился с 15 до 60%. А среди учащихся старших классов 86% признаются, что регулярно откладывают выполнение школьных заданий на потом. При этом многие из респондентов StudyMode (как минимум 45%) осознают, что прокрастинация негативно отражается на их успеваемости. Несмотря на столь широкую распространенность данного феномена, исследования прокрастинации начались сравнительно недавно, хотя ряд ученых отмечают, что уже в древних рукописях встречается описание признаков прокрастинации.
Термин «прокрастинация» появился в 1977 году благодаря исследованию П. Рингенбаха. Дальнейшие клинические наблюдения и материалы консультативной практики по возможным способам борьбы с прокрастинацией были обобщены А. Эллисом и В. Кнаусом. За основу исследований они брали клинические наблюдения и пытались объяснить данный феномен с точки зрения когнитивного подхода. Активное исследование этой проблемы осуществлялось в 80-х гг. XX века: Solomon, 1984; Lay, 1986; Rothblum, где были предприняты попытки объяснения возникновения прокрастинации и ее связи с личностными особенностями. В это же время появились и первые опросники по изучению прокрастинации: Aitken,1982; Lay,1986; McCown et al., 1987; Tuckman, 1991. В российской науке изучением данного феномена занялись в конце ХХ - начале ХХ! века: Н.А. Шухова 1996; Е.Л. Михайлова 2007; Я.И. Варваричева 2008, 2011, которые также связывали данный феномен со многими личностными аспектами, такими как: мотивация, перфекционизм, общая тревожность, нарушение самооценки. Основная часть работ по изучению прокрастинации реализована либо на студенческой выборке, либо в работах по организационной психологии, где изучаются социальные и индивидуально - личностные последствия прокрастинации (Р. Steel, С. Lay, А. Ellis, W. Knaus, E.D. Rothblum, M.H. Specter, J.R. Ferrari, В.В. Барабанщикова...
Теоретический анализ литературы показал, что проблема копингстратегий до конца не изучена. Копинг – стратегии рассматривают в рамках
различных подходов, мы же в своем исследовании будем придерживаться
когнитивного направления. Стратегии совладания у подростков зависят от
личностных особенностей, конкретной ситуации и степени сложности
возникшей проблемы. Наиболее распространенными копинг-стратегиями в
подростковом возрасте являются абстрагирование от ситуации, применение
агрессии, отреагирование эмоций и сотрудничество со взрослыми. Выявлена
связь успеваемости и приверженности копинг-стратегиям.
Прокрастинация, как иррациональное стремление отложить важные дела
«на потом», чрезвычайно распространена среди подростков. Чаще всего она
проявляется в учебной сфере. На развитие прокрастинации влияют внешние
факторы, касающиеся особенностей самого дела, и внутренние, связанные с
личностными характеристиками субъекта. В подростковом возрасте
прокрастинация может выступать как форма скрытого протеста против
требований старших, демонстрацией негативизма, оппозиции, собственной
независимости и уникальности; и напротив, как следствие подросткового
конформизма, желания «быть как все». Прокрастинация также может быть
показателем инфантильности и неразвитости эмоционально-волевой сферы
подростка. Корреляционные связи прокрастинации с копинг-стратегиями
изучены не в полном объеме, причем встречаются некоторые противоречия в
исследованиях, что свидетельствует о необходимости дальнейшей
теоретической и эмпирической разработки данной проблемы.
В ходе эмпирического исследования мы пришли к выводу, что
прокрастинация представляет собой весьма обыденное явление среди
подростков – в той или иной степени этому феномену подвержены практически
все подростки. Механизмы развития прокрастинации до конца не изучены,
однако нами были обнаружен широкий диапазон связей прокрастинации с
предпочитаемыми копинг-стратегиями у подростков...