Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование эффективных копинг-стратегий как фактор коррекции прокрастинации в подростковом возрасте

Работа №175194

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И ПРОКРАСТИНАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1 Понятие копинг-стратегий в психологической науке 8
1.2 Понятие прокрастинации и основные подходы к ее исследованию 19
1.3 Особенности копинг-стратегий в подростковом возрасте 33
1.4 Особенности прокрастинации в подростковом возрасте 38
1.5 Взаимосвязь прокрастинации и копинг-стратегий личности 43
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ
КАК ФАКТОРА КОРРЕКЦИИ ПРОКРАСТИНАЦИИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 48
2.1 Организация и методы исследования 48
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования копинг-стратегий
и прокрастинации в подростковом возрасте 52
2.3 Программа формирования эффективных копинг-стратегий у
подростков 63
2.4 Анализ эффективности программы формирования эффективных
копинг-стратегий у подростков 66
2.5 Рекомендации по профилактике прокрастинации в подростковом
возрасте 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 88


Современные социально-экономические условия задают высокий темп жизни, когда от современного человека, для успешной адаптации в обществе, требуется максимальная активность, профессионализм, высокая производительность труда, умение решать множество задач одновременно. В связи с этим все больше людей жалуются на постоянную нехватку времени, постоянное чувство усталости, при этом они почти всегда заняты чем-то незначительным, а важные дела откладываются «на потом». В психологии склонность к постоянному откладыванию дел обозначается термином «прокрастинация». Этот феномен чрезвычайно распространен в современном обществе, особенно среди молодежи. По данным канадского психолога Пирса Стила, с 1978 г. по 2010 г. процент людей, страдающих прокрастинацией, увеличился с 15 до 60%. А среди учащихся старших классов 86% признаются, что регулярно откладывают выполнение школьных заданий на потом. При этом многие из респондентов StudyMode (как минимум 45%) осознают, что прокрастинация негативно отражается на их успеваемости. Несмотря на столь широкую распространенность данного феномена, исследования прокрастинации начались сравнительно недавно, хотя ряд ученых отмечают, что уже в древних рукописях встречается описание признаков прокрастинации.
Термин «прокрастинация» появился в 1977 году благодаря исследованию П. Рингенбаха. Дальнейшие клинические наблюдения и материалы консультативной практики по возможным способам борьбы с прокрастинацией были обобщены А. Эллисом и В. Кнаусом. За основу исследований они брали клинические наблюдения и пытались объяснить данный феномен с точки зрения когнитивного подхода. Активное исследование этой проблемы осуществлялось в 80-х гг. XX века: Solomon, 1984; Lay, 1986; Rothblum, где были предприняты попытки объяснения возникновения прокрастинации и ее связи с личностными особенностями. В это же время появились и первые опросники по изучению прокрастинации: Aitken,1982; Lay,1986; McCown et al., 1987; Tuckman, 1991. В российской науке изучением данного феномена занялись в конце ХХ - начале ХХ! века: Н.А. Шухова 1996; Е.Л. Михайлова 2007; Я.И. Варваричева 2008, 2011, которые также связывали данный феномен со многими личностными аспектами, такими как: мотивация, перфекционизм, общая тревожность, нарушение самооценки. Основная часть работ по изучению прокрастинации реализована либо на студенческой выборке, либо в работах по организационной психологии, где изучаются социальные и индивидуально - личностные последствия прокрастинации (Р. Steel, С. Lay, А. Ellis, W. Knaus, E.D. Rothblum, M.H. Specter, J.R. Ferrari, В.В. Барабанщикова...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ литературы показал, что проблема копингстратегий до конца не изучена. Копинг – стратегии рассматривают в рамках
различных подходов, мы же в своем исследовании будем придерживаться
когнитивного направления. Стратегии совладания у подростков зависят от
личностных особенностей, конкретной ситуации и степени сложности
возникшей проблемы. Наиболее распространенными копинг-стратегиями в
подростковом возрасте являются абстрагирование от ситуации, применение
агрессии, отреагирование эмоций и сотрудничество со взрослыми. Выявлена
связь успеваемости и приверженности копинг-стратегиям.
Прокрастинация, как иррациональное стремление отложить важные дела
«на потом», чрезвычайно распространена среди подростков. Чаще всего она
проявляется в учебной сфере. На развитие прокрастинации влияют внешние
факторы, касающиеся особенностей самого дела, и внутренние, связанные с
личностными характеристиками субъекта. В подростковом возрасте
прокрастинация может выступать как форма скрытого протеста против
требований старших, демонстрацией негативизма, оппозиции, собственной
независимости и уникальности; и напротив, как следствие подросткового
конформизма, желания «быть как все». Прокрастинация также может быть
показателем инфантильности и неразвитости эмоционально-волевой сферы
подростка. Корреляционные связи прокрастинации с копинг-стратегиями
изучены не в полном объеме, причем встречаются некоторые противоречия в
исследованиях, что свидетельствует о необходимости дальнейшей
теоретической и эмпирической разработки данной проблемы.
В ходе эмпирического исследования мы пришли к выводу, что
прокрастинация представляет собой весьма обыденное явление среди
подростков – в той или иной степени этому феномену подвержены практически
все подростки. Механизмы развития прокрастинации до конца не изучены,
однако нами были обнаружен широкий диапазон связей прокрастинации с
предпочитаемыми копинг-стратегиями у подростков...


1. Абабков, В.А. Защитные психологические механизмы и копинг: анализ
взаимоотношений / В.А. Абабков // Актуальные проблемы клинической
психологии и психофизиологии: Материалы научно-практической
конференции «Ананьевские чтения-2004» / Под ред. Л.А. Цветковой. –
СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. – С.14-22.
2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:
переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита /
Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – № 1. – С.
3–18
3. Барабанщикова, В.В. Феномен прокрастинации в деятельности
спортсменов индивидуальных и командных видов спорта / В.В.
Барабанщикова, М.В. Останина, О.А. Климова // Национальный
психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 91-104.
4. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса / В.А. Бодров //
Психологический журнал. - 2006. - Т.27. - №3. - С. 106-116.
5. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А.
Бодров. – М.: ПЕР–СЭ, 2006. – 528 c.
6. Булюбаш, И.Д. Психологическая реабилитация пациентов с последствиями
спинальной травмы / И.Д. Булюбаш, И.Н. Морозов, М.С. Приходько. -
Самара: «Бахрах-М», 2011. - 272 с.
7. Варваричева, Я. И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ
у школьников/ Я. И. Варваричева // Современная психология: От теории к
практике: материалы XV Междунар. конф. студ., аспирантов и молодых
ученых «Ломоносов-2008». Секция «Психология». М.: Изд-во МГУ, 2008.
Ч. 1. С. 114-117;
8. Варваричева, Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы
исследования / Я.И. Варваричева // Вопросы психологии. – 2010. – №3
март-апрель 2010. – с. 121-131
9. Гаранян, Н.Г. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации / Н.Г.
Гаранян, Д.А. Андрусенко, И.Д. Хломов // Психологическая наука и
образование. - 2009. - № 1. - С. 72–81
10. Грачева, И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности:
автореф. дис. … канд. психол. наук. 19.00.01 / И.И. Грачева – М.: ИП РАН,
2006. – 24 с.
11. Ефименко О. Особенности личности прокрастинатора. [Электронный
ресурс] URL: http:// psiwings.ru/2012/07/osobennosti-lichnostiprokrastinatora.php (дата обращения:15.01.2019)
12. Зверева, М.В. Прокрастинация и психическое здоровье / М.В. Зверева //
Психиатрия. - 2014. - №4. - С. 43-50.
13. Ивутина, Е. П. Академическая прокрастинация как проявление защитносовладающего поведения у студентов / Е. П. Ивутина, Е. С. Шуракова. //
Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2013. –
№4-1. – С. 146-151.
14. Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. / Е.П.
Ильин. - М.: Питер, 2011. – 224 с.
15. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в
условиях здоровья и болезни. / Е.Р. Исаева – СПб.: СПбГМУ, 2009. – 136c... 73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ