Особенности криминогенной заражённости среди несовершеннолетних осуждённых, находящихся в местах лишения свободы (Байкальский Государственный Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области.
Выборка: 34 испытуемых.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТДЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНОГЕННОЙ ЗАРАЖЁННОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЁННЫХ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 6
1.1.Понятие криминогенной заражённости в психологии 6
1.2.Факторы формирования криминогенной зависимости 16
1.3.Психологические особенности криминогенной зависимости несовершеннолетних осуждённых 26
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КРИМИНОГЕННОЙ ЗАРАЖЁННОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЁННЫХ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 37
2.1. База и методы исследования 37
2.2. Анализ результатов исследования 41
3. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ КРИМИНОГЕННОЙ ЗАРАЖЁННОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЁННЫХ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Опросник криминальной зараженности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных (ОКЗНПОО) 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методика «Отклоняющегося поведения» (СОП) 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Тест - опросник Г. Шмишека 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Методика Басса – Дарки (МБД) 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Упражнения для программы коррекции криминогенной заражённости среди несовершеннолетних осуждённых, находящихся в местах лишения свободы 116
В последнее время всё актуальнее встаёт вопрос о проблеме преступности несовершеннолетних. Преступность среди подростков опасна не только результатом, но и тем, что она формирует сознание и мирровозрение, создаёт жизненные ценности, которым в последующем следует молодое поколение. Широкое распространение элементов криминальной субкультуры в социуме в значительной степени повышает общий уровень криминальной зараженности населения и, в особенности, несовершеннолетних. Подростки, подверженные такому воздействию, активно распространяют элементы криминальной субкультуры в интернет-пространстве, делают ее потребление массовым и трудноконтролируемым. Эффекты криминальной зараженности проявляются в деформациях правового сознания и поведения, и имеют значительное влияние на преступность.
Всё больше набирает распространённость подростковых группировкок, такие как «АУЕ» (признана экстремистской в РФ) - неформальное объединение банд, состоящих из несовершннолетних. Данная аббревиатура расшифровывается по-разному: «Арестантский уклад един» или «Арестантское уголовное единство» . Эта субкультура основывается на идеях и принципах, заимствованных из уголовной среды и включает в себя романтизацию преступной жизни, жестокости и насилия. Помимо этого в России существуют и другие группировки, такие как ЧВК «Редан», «Оффники», «Околофутболщики» и т.д. И с каждым годом число подобных запрещённых группировок среди несовершеннолетних увеличивается. Группировки оказывают значитльное влияние на подростков, формируя у них искажённые представления о дружбе, чести и авторитете. Члены таких субкультур придерживаются особого свода правил и могут вовлекать новых участников через давление, манипуляции и даже угрозы.
Актуальность выбранной тебы обусловлена тем, что проблема криминальной заражённости распространена среди несовершеннолетних, а с другой стороны психологичесские особенности таких подростков не изученны полностью. Поэтому в днном исследовнии ставится вопрос о том, как криминальная заражённость связана с проявлнием агрессии среди несовршеннолетних, с суицидальным риском, с акцентуацией характера и с отклоняющимся поведением.
Объект исследования - криминногенная заражённость.
Предмет исследования - особенности криминогенной заражённости среди несовершеннолетних осуждённых, находящихся в местах лишения свободы.
Цель исследования - выявить особенности криминогенной заражённости среди несовершеннолетних осуждённых, находящихся в местах лишения свободы, а также разработать программу коррекции криминогенной заражённости среди несовершеннолетних осуждённых.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования криминогенной заражённости и её структуры.
2. Определить факторы возникновения криминогенной заражённости.
3. Проанализировать особенности личности несовершеннолетних подверженных криминогенной заражённости
4. Определить методы и методики эмпирического исследования.
5. Провести эмпирическое исследование особенностей криминогенной заражённости среди несовершеннолетних осуждённых, находящихся в местах лишения свободы.
6. Разработать программу коррекции криминогенной заражённости среди несовершеннолетних осуждённых, находящихся в местах лишения свободы.
Гипотеза: существуют различия в особенностях криминогенной заражённости среди несовершеннолетних осуждённых, находящихся в местах лишения свободы, а именно существуют различия в уровне криминальной заражённости, в показателях индекса агрессии, враждебности, раздражения, обиды, чувства вины, а также в склонности к зависимостям и в отношении к социальным нормам и ценностям между группой несовершеннолетних, осуждённых за воровство и группой несовершеннолетних, осуждённых за насильственные действия.
Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции В.Ф. Пирожкова, А.Н. Пастушеня, А.М. Рябкова, изучавших феномен криминогенной зараженности у несовершеннолетних; труды А. Басса, А. Дарки, изучавших агрессию и враждебность у несовершеннолетних; подход Г. Шмишека, А.Е. Личко к определению акцентуаций характера у несовершеннолетних.
Методы исследования: анализ психологической литературы, тестирование, количественный и качественный анализ полученных результатов, математико-статистический метод.
Методики исследования: опросник «Акцентуации характера» К. Леонгарда Г. Шмишека, «Опросник исследования уровня агрессивности» А.Басса, А. Дарки, методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП), методика «Опросник криминальной заражённости несовершеннолетних» (ОКЗН).
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования и разработанную программу коррекции криминогенной заражённости среди несовершеннолетних осуждённых, находящихся в местах лишения свободы, можно использовать в работе уголовно-исправительной системы.
База исследования. Исследование проводилось на базе ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области. В исследовании приняли участие 34 испытуемых.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В рамках выпускной квалифицированной работы «Особенности криминогенной заражённости среди несовершеннолетних осуждённых, находящихся в местах лишения свободы» (на базе осуждённых в учреждениях ФСИН) была рассмотрена актуальная проблема криминогенной заражённости среди несовершеннолетних осуждённых, находящихся в места лишения свободы. на основании этого была сформирована цель:
В данной теме был проведён теоретический анализ литературных источников, который позволил нам на основании отечественных и зарубежных исследованиях сформулировать понятие криминогенной заражённости. Криминогенная заражённость – важный психологическим показатель, отражающий вовлечённость человека в криминальную субкультуру и его приверженность криминальным нормам и стереотипным действиям.
В теоретической части работы были рассмотрены различные подходы к пониманию криминальной субкультуры и механизма её воздействия на подростков. Было установлено, что криминогенная заражённость представляет собой процесс интериоризации девиантных установок, при котором нормы и ценности криминального сообщества становятся частью внутреннего мира несовершеннолетнего. Это особенно опасно, поскольку подросток начинает воспринимать криминальное поведение как приемлемую форму адаптации, способ самоутверждения и средство обретения статуса в социальной группе. Подобные изменения в структуре личности часто оказываются устойчивыми и трудно поддающимися коррекции.
В ходе изучения психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей особое внимание было уделено возрастным и личностным характеристикам. Подростковый возраст сам по себе является критическим этапом формирования идентичности, в течение которого особенно легко формируются устойчивые поведенческие паттерны и ценностные ориентации. В условиях социальной изоляции, отсутствия поддержки со стороны семьи и педагогов, подростки оказываются особенно уязвимыми к влиянию криминальной среды. Исследование показало, что значительная часть несовершеннолетних осуждённых обладает акцентуированными чертами характера - гипертимностью, возбудимостью, экзальтированностью и демонстративностью, - что повышает их склонность к девиантному и агрессивному поведению.
Эмпирическая часть исследования, проведённая на базе ФКУ СИЗО -1 г. Иркутска, позволила выявить различия в характерологических особенностях несовершеннолетних, осуждённых за воровство и за насильственные действия. У первой группы преобладали гипертимные и демонстративные черты, что может быть связано с импульсивностью и стремлением. В то время как у подростков, осуждённых за насильственные действия, чаще наблюдались признаки экзальтированности и возбудимости, сопровождающиеся низким уровнем самоконтроля.
Третья глава представленной работы посвящена разработке психокоррекционной программы, направленной на снижение уровня криминогенной заражённости среди несовершеннолетних осуждённых, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Разработка программы осуществлялась на основе анализа актуального состояния проблемы криминальной субкультуры в подростковой среде и результатов проведённого эмпирического исследования, выявившего высокий уровень криминогенной заражённости у данной категории несовершеннолетних.
Подводя итоги нашего исследования, можем заключить, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
1. Акимова Г. В. К вопросу о современных тенденциях молодежного экстремизма в России / Г. В. Акимова // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – № 2. – С. 23‒27.
2. Александров Ю. К. Очерки криминальной субкультуры / Ю. К. Александров. – Москва : Права человека, 2001. – 8 с.
3. Антонян Ю. М. Криминология : учебник для академического бакалавриата / Ю. М. Антонян. – С. 172-173.
4. Ахметжанова Г. В. Теоретические и прикладные проблемы науки о человеке и обществе: социальный, правовой, экономический аспекты : монография / Г. В. Ахметжанова [и др.]. – Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2021. – 181 с. : ил. – Коллектив авторов.
5. Бастрыкин А. обеспокоен ростом детской преступности / А. Бастрыкин // Интернет-портал «Российской газеты». – URL : (дата обращения: 10.04.2025).
6. Бебякин М.В. Предупреждение рецидива среди условно-досрочно освобожденных / М.В. Бебякин, Ю.А. Мейер // Образование и личность: методологические и прикладные основания : сб. ст. к Междунар. науч.-практ. конф. (21 окт. 2017 г.). – Оренбург : Экспресс-печать, 2017. – С. 65–68.
7. Бочкарева Г.Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей от их податливости групповому влиянию / Г.Г. Бочкарева // Вопросы судебной психологии. – Москва, 2014. – С. 58-59.
8. Брейтман Г. Н. Преступный мир / Г. Н. Брейтман. – Санкт-Петербург, 2005. – 192 с.
9. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи / Н.И. Ветров. – Москва : Триада, 2005. – 105 с.
10. Гончаров М.А. Формирование у учащихся знаний о правилах поведения в криминальных ситуациях / М.А. Гончаров // Педагогика здоровья и безопасность жизнедеятельности : сб. материалов к Междунар. науч.-практ. конф. (16 апр. 2018 г.). – Оренбург : Экспресс-печать, 2018. – С. 36-38.
11. Гурьев М.Е. Детерминирующее влияние социально-психологических факторов на формирование личности несовершеннолетнего преступника / М.Е. Гурьев // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – Новосибирск, 2014. – № 3. – С. 82-87.
12. Громов В. Г. Российская криминальная субкультура: философский аспект / В. Г. Громов // Теология. Философия. Право. – 2017. – № 2 (2). – С. 45.
13. Деев В.Г. Основы психологии исполнения уголовных наказаний. Социально-психологические особенности несовершеннолетних осужденных / В.Г. Деев [и др.]. – Вологда : ВИПЭ Минюста России, 2001. – 347 с.
14. Долгова А.И. Криминология : учебник / А.И. Долгова. – Москва : Норма : Инфра-М, 2010. – 1008 с.
15. Зайченко Е.Ю. Причины формирования и активного использования традиций криминальной среды и субкультуры мест лишения свободы в неформальном общении несовершеннолетних осужденных / Е.Ю. Зайченко, Н.А. Соколов // Ведомости УИС. – 2012. – № 12.
16. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии : учебник / М. И. Еникеев. – 2-е изд., перераб. – Москва : Норма : Инфра-М, 2010. – 639 с.
17. Исправительно-трудовая психология : учеб. пособие / А.Д. Глоточкин, В.Г. Деев, А.И. Папкин и др… – Рязань : Изд-во РВШ МВД СССР, 1985. – 356 c.
18. Каширский Д.В. Психологический анализ личности несовершеннолетнего преступника / Д.В. Каширский // Вопросы прикладной психологии: образование, управление, медицина, юриспруденция : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Барнаул, 26 апр. 2011 г.) / под ред. Б.А. Сосновского. – Барнаул : Изд-во «Сизиф» Д.С. Петрова, 2011. – 126 с. – С. 109–113.
19. Китухина О. А. Понятие «тренинг» и его структура / О. А. Китухина, Т. В. Сипович, М. М. Хахалева // Молодой ученый. – 2021. – № 52(394). – С. 382–383. – URL : https://moluch.ru/archive/394/87338/ (дата обращения: 05.04.2025)
20. Клейберг Ю.А. Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур / Ю.А. Клейберг // Общество и право. – 2013. – №3 (45). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kriminalnaya-deviantnost-podrostkovo-molodezhnyh-subkultur (дата обращения: 08.04.2020).
21. Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителя / А.Г. Ковалев. – Москва, 1968. – С. 50.
22. Лебедева Л. В. Социальная психология : учеб. пособие / Л. В. Лебедева. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 230 с. – ISBN 978–5-9765–1643–4. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL : https://e.lanbook.com/book/115864 (дата обращения: 05.04.2020).
23. Леус Э. В. Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных / Э.В. Леус, А.Г. Соловьев // Психология и право. – 2012. – № 3. – URL : http://psyjournals.ru/files/54179/psyandlaw_2012_3_Leus_Solovev.pdf (дата обращения: 05.04.2020).
24. Меняйло Д.В. АУЕ — криминальное молодежное движение: сущность и способы распространения / Д.В. Меняйло, Ю.А. Иванова, Л.Н. Меняйло // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – №3.
25. Миньковский Г.М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей / Г.М. Миньковский // Проблемы судебной психологии : тезисы докл. и сообщ. – Тбилиси, 1971. – С. 31, 32.
26. Баранов П.П. Юридическая психология / П.П. Баранов, В.И. Курбатов. – Москва, 2006. – С. 367.
27. Некрасов А.П. Социально-демографическая характеристика личности преступника, совершившего бытовые преступления, и их причины / А.П. Некрасов, К.А. Насреддинова // Вестник ЧелГУ. – 2015. – №4 (359).
28. Никитина Ю.В. Причины распространения «АУЕ» среди несовершеннолетних: Проблемы и пути решения / Ю.В. Никитина // Вестник Пензенского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 51-57.
29. Пастушеня А.Н. Характеристика системообразующего ядра криминогенной склонности личности / А.Н. Пастушеня // Прикладная юридическая психология. – 2012. – №2. – С. 18-28. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-sistemoobrazuyuschego-yadrakriminogennoy-sklonnosi-lichnosti (дата обращения: 04.04.2025).
30. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура) / В.Ф. Пирожков. – Тверь : Приз, 1994. – 149 с.
31. Пирожков В.Ф. Криминальная психология / В.Ф. Пирожков. – Москва, 2007. – С. 110.
32. Пермяков Ю.Е. Пацанский разговор: лагерная стратегия выживания / Ю.Е. Пермяков // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2012. – № 1 (11). – С. 74–82.
33. Проведение психологических тренингов по выработке у несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях УИС, установок на неприятие криминальной субкультуры (методические рекомендации) / Э.В. Зауторова, М.Г. Дебольский, Н.А. Цветкова, Л.В. Резинкина, Ю.Е. Суслов, Ю.Ю. Тищенко, Е.А. Малетина, С.Г. Кряжева, О.Г. Годованец, ФКУ НИИ ФСИН России, УВСПР ФСИН России. – Москва : ФКУ НИИ ФСИН России, 2020. – 87 с.
34. Социальная среда - основа формирования групповой преступности несовершеннолетних // cyberleninka.ru. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-sreda-osnova-formirovaniya-gruppovoy-prestupnosti-nesovershennoletnih/viewer (дата обращения: 07.04.2025).
35. Тихомирова А.В. Восстановительная модель социально-психологической помощи подросткам : метод. пособие / А.В. Тихомирова. – Москва, 2007. – 131 с.
36. Труш В.М. Криминогенная зараженность личности преступника: понятие, основание и реализация / В.М. Труш, Н.Д. Гомонов // Юридические исследования. – 2017. – № 12. – С. 35.
37. Ушаков Р.В. Критерии, подлежащие оценке при реализации законных интересов осужденных к лишению свободы / Р.В. Ушаков // Уголовная юстиция. – 2018. – № 12. – С. 108–112.
38. Ушатиков А.И. Основы пенитенциарной психологии : учеб. / А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак ; под ред. С.Н. Пономарева. – Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2001. – 536 с.
39. Чернышева Е.В. Семейное неблагополучие как криминогенный фактор / Е.В. Чернышева // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2007. – № 3 (30). – С. 47. – URL : https://cyberleninka.ru/article/v/semeynoe-neblagopoluchie-kak-kriminogennyy-faktor (дата обращения: 08.04.2025).
40. Шатровой О.В. Подходы к пенитенциарному воспитанию как составляющей социально-психологической безопасности / О.В. Шатровой, А.А. Канчурина // Молодой ученый. – 2014. – № 18-1. – С. 104–107.
41. Ювенальная преступность в России и перспективы совершенствования борьбы с ней // cyberleninka.ru. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/yuvenalnaya-prestupnost-v-rossii-i-perspektivy-sovershenstvovaniya-borby-s-ney (дата обращения: 06.04.2025).
42. Юзиханова Э.Г. Статистические показатели и тенденции преступности несовершеннолетних в новейшей России / Э.Г. Юзиханова // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2014. – №4 (30).
43. Clemmer D. The Prison Community / D. Clemmer. – New York : Holt, Rinehart & Winston, 1940.
44. Merton R. Science and the Social Order / R. Merton // The Sociology of Science. – 1938. – №5. – Chicago; London.