Особенности двусторонних отношений КНР и ЕС на современном этапе
|
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Этапы международных отношений КНР и ЕС 9
1.1 Исторический обзор международных отношений Китая с европейскими странами 9
1.2 Экономические аспекты международных отношений КНР и ЕЭС/ЕС 16
1.3 Политические противоречия между КНР и ЕС в связи с гуманитарными вопросами 22
Глава 2. Внешнеполитические приоритеты КНР и ЕС в международных отношениях 34
2.1 Место КНР во внешней политике ЕС 34
2.2 Место ЕС во внешней политике КНР 45
2.3 «Один пояс – один путь»: значение инициативы в международных отношениях КНР и ЕС 56
Глава 3. Перспективы развития международных отношений КНР и ЕС 65
3.1 Сходства и отличия КНР и ЕС в восприятии международного порядка 65
3.2 Прогноз дальнейшего развития международных отношений КНР и ЕС 73
Заключение 85
Список источников и литературы 88
Приложения 101
Введение 3
Глава 1. Этапы международных отношений КНР и ЕС 9
1.1 Исторический обзор международных отношений Китая с европейскими странами 9
1.2 Экономические аспекты международных отношений КНР и ЕЭС/ЕС 16
1.3 Политические противоречия между КНР и ЕС в связи с гуманитарными вопросами 22
Глава 2. Внешнеполитические приоритеты КНР и ЕС в международных отношениях 34
2.1 Место КНР во внешней политике ЕС 34
2.2 Место ЕС во внешней политике КНР 45
2.3 «Один пояс – один путь»: значение инициативы в международных отношениях КНР и ЕС 56
Глава 3. Перспективы развития международных отношений КНР и ЕС 65
3.1 Сходства и отличия КНР и ЕС в восприятии международного порядка 65
3.2 Прогноз дальнейшего развития международных отношений КНР и ЕС 73
Заключение 85
Список источников и литературы 88
Приложения 101
Актуальность выбранной темы обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, значимостью ЕС (Европейского союза) и КНР (Китайской Народной Республики) для международных отношений. Есть несколько подходов к текущему осмыслению миропорядка. Три ключевых концепции: биполярного мира, однополярного мира, многополярного мира. Концепция биполярного мира в большей степени характеризовала международные отношения в период холодной войны. Сейчас двух ярко выраженных лидеров – как ранее США (Соединённые Штаты Америки) и СССР (Союз Советских Социалистических Республик), как представляется, в мире нет. Концепция однополярного мира (одна страна является ключевой силой в международных отношениях) наиболее популярна в США, многополярного (есть не один или два, а множество центров силы) – в России, Китае, ряде других стран. В соответствии с последней КНР и ЕС являются двумя центрами силы в многополярном мире. Например, суммарная доля Китая и ЕС в общемировом ВВП (валовом внутреннем продукте) достигает 37 % . От их отношений зависит вся конфигурация международных отношений.
Во-вторых, как представляется, США, уверенные в своём статусе гегемона после окончания холодной войны, стремятся сохранить контроль над ЕС и не допустить усиления КНР. Наиболее показательно эти направления проявились при администрации Д. Трампа в 2016-2020 гг. Например, требования к ЕС повысить вложения в военный бюджет НАТО до 2 % ВВП каждой страны, торговые войны с Китаем, включавшие: повышение тарифов на отдельные китайские товары в 2016-2021 гг., а в ходе предвыборной гонки 2024 г. Д. Трамп пообещал повысить тарифы уже на все китайские товары на 60 %.
В-третьих, взаимодействия КНР и ЕС – это важная основа будущего миропорядка. Для успешного сотрудничества стороны должны разрешить ряд противоречий. Китай является традиционным партнёром ЕС, но по мере роста его экономики он из партнёра всё больше превращается в конкурента. В корне отличается геополитическое положение, интересы и международные традиции у каждого из акторов. Как представляется, самые глобальные отличия находятся на цивилизационном уровне: система ценностей и понимания миропорядка в КНР и ЕС в корне отличается.
Актуально рассмотреть европейские и китайские подходы к международным отношениям, а также динамику сотрудничества двух акторов. В какие периоды и по каким направлениям наблюдалось сближение, в каких ситуациях отношения обострялись, какими могут быть перспективы и т. д.
Объект исследования: международные отношения КНР и ЕС.
Предмет исследования: особенности международных отношений КНР и ЕС в XXI веке.
Цель исследования: выявить особенности международных отношений КНР и ЕС на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Представить исторический обзор отношений КНР и ЕС.
2. Охарактеризовать текущую динамику отношений КНР и ЕС.
3. Представить различия в понимании миропорядка в КНР и ЕС.
4. Раскрыть перспективы развития отношений двух акторов.
При написании работы использовался комплекс источников и литературы. К ключевым источникам относятся:
1. Нормативно-правовые акты КНР и информация, опубликованная о них в СМИ (например, белые книги Китая Прогресс Китая в защите прав человека» 1995 г., «сотрудничество в рамках инициативы “Пояс и путь”» 2023 г.) .
2. Выступления политиков ЕС (например, State of the Union Address 2021, State of the Union Address 2022) , отчёты европейских институтов, связанные с Китаем (например, EU-China relations: the future of the EU strategy towards China 2024 г.) .
3. Выступления и заявления китайских политиков (например, выступления министра иностранных дел Китая Ван И, председателя КНР Си Цзиньпина) .
4. Иные материалы, представленные в официальных СМИ (например, цитаты из выступлений различных чиновников из ЕС и КНР) .
5. Статистические данные (например, портала TrendEconomy для оценки экономической динамики международных отношений КНР и ЕС в XXI веке) .
Литература представлена отечественными и зарубежными публикациями. Её можно разделить на несколько тематических блоков:
К первому относятся работы, в которых акцент сделан на исторической динамике развития отношений между европейскими странами и Китаем, включая общий исторический обзор, изменение экономических отношений, вопросы, связанные с правами человека. Это работы Н. А. Богданова , Б. Г. Болдырева , А. О. Виноградова , С. Л. Тихвинского , Р. Финдли , Р. Суэттингера и др.
Ко второму относятся работы, в которых внимание уделяется текущим отношениям Китая и ЕС. Тому, какое место отводится КНР во внешней политике ЕС, какие место отводится ЕС во внешней политике Китая. Рассматриваются особенности инициативы «один пояс – один путь». Это работы А. В. Бояркиной , М. В. Бузулуцкой , А. О. Виноградова , И. Ю. Зуенко , М. Г. Носова , С. Л. Сазонова , Е. Кашдяковой и др.
К третьему относятся работы, анализирующие восприятие системы международных отношений в Китае и ЕС, перспективы отношений двух акторов. Это работы Н. К. Арбатовой , Л. С. Вартазаровой , А. О. Виноградова , Го Цзиньлуна , Н. В. Литвака , Ю. В. Морозова и др.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы:
1. Сбор, анализ, критика источников и литературы.
2. Статистический и ситуационный анализ.
3. Прогностические методы.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации исторических знаний о взаимоотношениях Китая и европейских стран, а также в анализе текущего состояния и динамики международных отношений между ЕС и КНР. Полученные материалы могут быть использованы в курсах по истории и международным отношениям.
Практическая значимость заключается в выявлении сильных и слабых сторон диалога между ЕС и КНР. Исследование не только раскрывает существующие противоречия, но и анализирует их причины, предлагая возможные пути их разрешения. Представлен прогноз дальнейшего развития международных отношений между двумя сторонами.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы. В основной части работы последовательно раскрываются поставленные задачи: динамика отношений европейских стран и Китая, включая экономические аспекты и вопросы прав человека; текущее состояние отношений, включая основные противоречия и позиции стороны; влияние китайской инициативы «один пояс – один путь» на отношения; цивилизационные и мировозренческие отличия; перспективы развития отношений.
Во-первых, значимостью ЕС (Европейского союза) и КНР (Китайской Народной Республики) для международных отношений. Есть несколько подходов к текущему осмыслению миропорядка. Три ключевых концепции: биполярного мира, однополярного мира, многополярного мира. Концепция биполярного мира в большей степени характеризовала международные отношения в период холодной войны. Сейчас двух ярко выраженных лидеров – как ранее США (Соединённые Штаты Америки) и СССР (Союз Советских Социалистических Республик), как представляется, в мире нет. Концепция однополярного мира (одна страна является ключевой силой в международных отношениях) наиболее популярна в США, многополярного (есть не один или два, а множество центров силы) – в России, Китае, ряде других стран. В соответствии с последней КНР и ЕС являются двумя центрами силы в многополярном мире. Например, суммарная доля Китая и ЕС в общемировом ВВП (валовом внутреннем продукте) достигает 37 % . От их отношений зависит вся конфигурация международных отношений.
Во-вторых, как представляется, США, уверенные в своём статусе гегемона после окончания холодной войны, стремятся сохранить контроль над ЕС и не допустить усиления КНР. Наиболее показательно эти направления проявились при администрации Д. Трампа в 2016-2020 гг. Например, требования к ЕС повысить вложения в военный бюджет НАТО до 2 % ВВП каждой страны, торговые войны с Китаем, включавшие: повышение тарифов на отдельные китайские товары в 2016-2021 гг., а в ходе предвыборной гонки 2024 г. Д. Трамп пообещал повысить тарифы уже на все китайские товары на 60 %.
В-третьих, взаимодействия КНР и ЕС – это важная основа будущего миропорядка. Для успешного сотрудничества стороны должны разрешить ряд противоречий. Китай является традиционным партнёром ЕС, но по мере роста его экономики он из партнёра всё больше превращается в конкурента. В корне отличается геополитическое положение, интересы и международные традиции у каждого из акторов. Как представляется, самые глобальные отличия находятся на цивилизационном уровне: система ценностей и понимания миропорядка в КНР и ЕС в корне отличается.
Актуально рассмотреть европейские и китайские подходы к международным отношениям, а также динамику сотрудничества двух акторов. В какие периоды и по каким направлениям наблюдалось сближение, в каких ситуациях отношения обострялись, какими могут быть перспективы и т. д.
Объект исследования: международные отношения КНР и ЕС.
Предмет исследования: особенности международных отношений КНР и ЕС в XXI веке.
Цель исследования: выявить особенности международных отношений КНР и ЕС на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Представить исторический обзор отношений КНР и ЕС.
2. Охарактеризовать текущую динамику отношений КНР и ЕС.
3. Представить различия в понимании миропорядка в КНР и ЕС.
4. Раскрыть перспективы развития отношений двух акторов.
При написании работы использовался комплекс источников и литературы. К ключевым источникам относятся:
1. Нормативно-правовые акты КНР и информация, опубликованная о них в СМИ (например, белые книги Китая Прогресс Китая в защите прав человека» 1995 г., «сотрудничество в рамках инициативы “Пояс и путь”» 2023 г.) .
2. Выступления политиков ЕС (например, State of the Union Address 2021, State of the Union Address 2022) , отчёты европейских институтов, связанные с Китаем (например, EU-China relations: the future of the EU strategy towards China 2024 г.) .
3. Выступления и заявления китайских политиков (например, выступления министра иностранных дел Китая Ван И, председателя КНР Си Цзиньпина) .
4. Иные материалы, представленные в официальных СМИ (например, цитаты из выступлений различных чиновников из ЕС и КНР) .
5. Статистические данные (например, портала TrendEconomy для оценки экономической динамики международных отношений КНР и ЕС в XXI веке) .
Литература представлена отечественными и зарубежными публикациями. Её можно разделить на несколько тематических блоков:
К первому относятся работы, в которых акцент сделан на исторической динамике развития отношений между европейскими странами и Китаем, включая общий исторический обзор, изменение экономических отношений, вопросы, связанные с правами человека. Это работы Н. А. Богданова , Б. Г. Болдырева , А. О. Виноградова , С. Л. Тихвинского , Р. Финдли , Р. Суэттингера и др.
Ко второму относятся работы, в которых внимание уделяется текущим отношениям Китая и ЕС. Тому, какое место отводится КНР во внешней политике ЕС, какие место отводится ЕС во внешней политике Китая. Рассматриваются особенности инициативы «один пояс – один путь». Это работы А. В. Бояркиной , М. В. Бузулуцкой , А. О. Виноградова , И. Ю. Зуенко , М. Г. Носова , С. Л. Сазонова , Е. Кашдяковой и др.
К третьему относятся работы, анализирующие восприятие системы международных отношений в Китае и ЕС, перспективы отношений двух акторов. Это работы Н. К. Арбатовой , Л. С. Вартазаровой , А. О. Виноградова , Го Цзиньлуна , Н. В. Литвака , Ю. В. Морозова и др.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы:
1. Сбор, анализ, критика источников и литературы.
2. Статистический и ситуационный анализ.
3. Прогностические методы.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации исторических знаний о взаимоотношениях Китая и европейских стран, а также в анализе текущего состояния и динамики международных отношений между ЕС и КНР. Полученные материалы могут быть использованы в курсах по истории и международным отношениям.
Практическая значимость заключается в выявлении сильных и слабых сторон диалога между ЕС и КНР. Исследование не только раскрывает существующие противоречия, но и анализирует их причины, предлагая возможные пути их разрешения. Представлен прогноз дальнейшего развития международных отношений между двумя сторонами.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы. В основной части работы последовательно раскрываются поставленные задачи: динамика отношений европейских стран и Китая, включая экономические аспекты и вопросы прав человека; текущее состояние отношений, включая основные противоречия и позиции стороны; влияние китайской инициативы «один пояс – один путь» на отношения; цивилизационные и мировозренческие отличия; перспективы развития отношений.
На основании работы можно сделать следующие выводы.
Во-первых, отношения Китая и европейских стран на протяжении истории были противоречивыми, ключевыми драйверами взаимодействия которых всегда выступала экономическая выгода. Торговля по Шёлковому пути обогатила европейские торговые республики, такие как Генуя и Венеция, однако перекрытие этого пути стало причиной Великих географических открытий. В течение большей части истории европейские страны были более заинтересованы в торговле с Китаем из-за его уникальных ресурсов и товаров. В XIX и XX веках ситуация изменилась: технологическое отставание привело к военным поражениям Китая и заключению ряда неравноправных соглашений, что продолжалось до середины XX века.
Во-вторых, с формированием Китайской Народной Республики отношения между Китаем и европейскими странами фактически прекратились на 15-20 лет. С 1960-х годов начались дипломатические усилия по восстановлению связей, а с 1970-х годов торговля постепенно интенсифицировалась. Взаимная потребность в торговле и инвестициях объяснялась новыми причинами: Китай нуждался в европейских технологиях и капитало- и наукоёмких товарах, предоставляя в обмен трудоёмкую продукцию благодаря многочисленному рынку дешёвой рабочей силы. К 2010 году китайский экспорт доминировал в торговом балансе ЕС и КНР, а Китай создал собственные высокотехнологичные производства за счёт привлечённых инвестиций.
В-третьих, на сегодняшний день китайские инвестиции в экономику ЕС превышают европейские инвестиции в экономику Китая, что ставит Европу в зависимое положение. Несмотря на торговый дефицит и конкуренцию за рынки сбыта, оба актора заинтересованы в дальнейшем торгово-экономическом сотрудничестве, которое показывает уверенный рост. Проблемы в области прав человека в Китае используются ЕС как рычаг для давления и получения льгот. Первые европейские санкции против Китая были введены в 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь, но к 1992 году большинство из них были сняты, за исключением эмбарго на торговлю вооружениями. Несмотря на попытки обсуждения прав человека, значимого прогресса достигнуто не было, и ЕС периодически вводит точечные санкции против лиц и компаний, причастных к нарушениям.
В-четвёртых, в настоящий момент ЕС не имеет единой стратегии в отношении Китая, но ключевые аспекты их взаимодействия подробно изложены в докладе Комитета по иностранным делам Европейского парламента от апреля 2024 года. В докладе отмечается, что прежние партнёрские отношения сменились конкуренцией. Европейская сторона выделяет несколько причин этого, включая недобросовестную экономическую конкуренцию Китая, нерешённые проблемы в области прав человека и геополитические угрозы. Для ЕС важно сохранение либерального миропорядка, однако успешное развитие Китая может подорвать его авторитет.
В-пятых, ЕС вынужден разрабатывать внутренние механизмы для обеспечения конкурентоспособности в отношениях с Китаем. Это включает укрепление технологического и инновационного потенциала, защиту экономической безопасности и диверсификацию торговли. Ранее доминировавшее представление о том, что экономическое развитие и рост благосостояния граждан приведут Китай к демократизации, не оправдалось. Китай, в свою очередь, стремится избегать возвращения к блоковому противостоянию и видит в ЕС важного партнёра на пути к многополярному миру. Особое внимание уделяется странам Балканского полуострова и традиционным партнёрам, таким как Франция и Германия, хотя именно с последними наблюдается рост противоречий.
В-шестых, экономическая конкуренция между ЕС и Китаем остаётся острой проблемой. Китай всё сильнее ограничивает проникновение европейских фирм на свой рынок, в то время как ЕС в меньшей мере ограничивает доступ китайского капитала. ЕС регулярно обвиняет Китай в нечестной и нерыночной конкуренции, призывая выполнять взятые на себя обязательства, такие как реформирование экономики в соответствии с требованиями ВТО. Несмотря на это, многие европейские страны, особенно испытывающие экономические трудности, обращаются к Китаю за помощью и готовы к сотрудничеству, видя в этом возможность преодолеть собственные проблемы и сократить торговый дисбаланс.
В-седьмых, цивилизационные отличия между ЕС и КНР остаются значительными и будут сохраняться на протяжении десятилетий. Несмотря на взаимодействие в области прав человека, понимание этих прав в обеих странах существенно различается. Универсальность прав человека, формируемых в Китае или Европе, сложно применять ко всем странам мира. Сближение возможно только при условии признания обеими сторонами возможности различного восприятия прав человека, что наиболее значимо для каждого отдельного общества. Это требует взаимного уважения и компромиссов в подходах к правам человека.
Наконец, восприятие системы международных отношений в ЕС и Китае также кардинально различается. Китай признаёт статус США как сверхдержавы, но выделяет множество других сильных держав, способных влиять на мировой порядок. В перспективе Китай видит снижение влияния США и формирование множества центров силы. Важно, чтобы этот процесс не привёл к конфликтам, подобным ловушке Фукидида.
В многополярной системе Китай отводит ЕС роль одного из противовесов США, однако финансовый кризис 2008 года, миграционный кризис 2015-2016 годов и внутренние противоречия ослабили ожидания Китая относительно ЕС. В рамках инициативы «Один пояс – один путь» Китай включает европейские страны в свою торгово-экономическую систему.
ЕС, напротив, продолжает ориентироваться на распространение западной системы ценностей и демократических принципов, считая их универсальными. Ослабление ЕС из-за кризисов и внутренние противоречия затрудняют его роль как стабильного и сильного партнёра для Китая. В результате Китай вынужден полагаться на двусторонние договоры и рассматривать возможность включения европейских стран в свою систему, что ЕС воспринимает как угрозу.
Во-первых, отношения Китая и европейских стран на протяжении истории были противоречивыми, ключевыми драйверами взаимодействия которых всегда выступала экономическая выгода. Торговля по Шёлковому пути обогатила европейские торговые республики, такие как Генуя и Венеция, однако перекрытие этого пути стало причиной Великих географических открытий. В течение большей части истории европейские страны были более заинтересованы в торговле с Китаем из-за его уникальных ресурсов и товаров. В XIX и XX веках ситуация изменилась: технологическое отставание привело к военным поражениям Китая и заключению ряда неравноправных соглашений, что продолжалось до середины XX века.
Во-вторых, с формированием Китайской Народной Республики отношения между Китаем и европейскими странами фактически прекратились на 15-20 лет. С 1960-х годов начались дипломатические усилия по восстановлению связей, а с 1970-х годов торговля постепенно интенсифицировалась. Взаимная потребность в торговле и инвестициях объяснялась новыми причинами: Китай нуждался в европейских технологиях и капитало- и наукоёмких товарах, предоставляя в обмен трудоёмкую продукцию благодаря многочисленному рынку дешёвой рабочей силы. К 2010 году китайский экспорт доминировал в торговом балансе ЕС и КНР, а Китай создал собственные высокотехнологичные производства за счёт привлечённых инвестиций.
В-третьих, на сегодняшний день китайские инвестиции в экономику ЕС превышают европейские инвестиции в экономику Китая, что ставит Европу в зависимое положение. Несмотря на торговый дефицит и конкуренцию за рынки сбыта, оба актора заинтересованы в дальнейшем торгово-экономическом сотрудничестве, которое показывает уверенный рост. Проблемы в области прав человека в Китае используются ЕС как рычаг для давления и получения льгот. Первые европейские санкции против Китая были введены в 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь, но к 1992 году большинство из них были сняты, за исключением эмбарго на торговлю вооружениями. Несмотря на попытки обсуждения прав человека, значимого прогресса достигнуто не было, и ЕС периодически вводит точечные санкции против лиц и компаний, причастных к нарушениям.
В-четвёртых, в настоящий момент ЕС не имеет единой стратегии в отношении Китая, но ключевые аспекты их взаимодействия подробно изложены в докладе Комитета по иностранным делам Европейского парламента от апреля 2024 года. В докладе отмечается, что прежние партнёрские отношения сменились конкуренцией. Европейская сторона выделяет несколько причин этого, включая недобросовестную экономическую конкуренцию Китая, нерешённые проблемы в области прав человека и геополитические угрозы. Для ЕС важно сохранение либерального миропорядка, однако успешное развитие Китая может подорвать его авторитет.
В-пятых, ЕС вынужден разрабатывать внутренние механизмы для обеспечения конкурентоспособности в отношениях с Китаем. Это включает укрепление технологического и инновационного потенциала, защиту экономической безопасности и диверсификацию торговли. Ранее доминировавшее представление о том, что экономическое развитие и рост благосостояния граждан приведут Китай к демократизации, не оправдалось. Китай, в свою очередь, стремится избегать возвращения к блоковому противостоянию и видит в ЕС важного партнёра на пути к многополярному миру. Особое внимание уделяется странам Балканского полуострова и традиционным партнёрам, таким как Франция и Германия, хотя именно с последними наблюдается рост противоречий.
В-шестых, экономическая конкуренция между ЕС и Китаем остаётся острой проблемой. Китай всё сильнее ограничивает проникновение европейских фирм на свой рынок, в то время как ЕС в меньшей мере ограничивает доступ китайского капитала. ЕС регулярно обвиняет Китай в нечестной и нерыночной конкуренции, призывая выполнять взятые на себя обязательства, такие как реформирование экономики в соответствии с требованиями ВТО. Несмотря на это, многие европейские страны, особенно испытывающие экономические трудности, обращаются к Китаю за помощью и готовы к сотрудничеству, видя в этом возможность преодолеть собственные проблемы и сократить торговый дисбаланс.
В-седьмых, цивилизационные отличия между ЕС и КНР остаются значительными и будут сохраняться на протяжении десятилетий. Несмотря на взаимодействие в области прав человека, понимание этих прав в обеих странах существенно различается. Универсальность прав человека, формируемых в Китае или Европе, сложно применять ко всем странам мира. Сближение возможно только при условии признания обеими сторонами возможности различного восприятия прав человека, что наиболее значимо для каждого отдельного общества. Это требует взаимного уважения и компромиссов в подходах к правам человека.
Наконец, восприятие системы международных отношений в ЕС и Китае также кардинально различается. Китай признаёт статус США как сверхдержавы, но выделяет множество других сильных держав, способных влиять на мировой порядок. В перспективе Китай видит снижение влияния США и формирование множества центров силы. Важно, чтобы этот процесс не привёл к конфликтам, подобным ловушке Фукидида.
В многополярной системе Китай отводит ЕС роль одного из противовесов США, однако финансовый кризис 2008 года, миграционный кризис 2015-2016 годов и внутренние противоречия ослабили ожидания Китая относительно ЕС. В рамках инициативы «Один пояс – один путь» Китай включает европейские страны в свою торгово-экономическую систему.
ЕС, напротив, продолжает ориентироваться на распространение западной системы ценностей и демократических принципов, считая их универсальными. Ослабление ЕС из-за кризисов и внутренние противоречия затрудняют его роль как стабильного и сильного партнёра для Китая. В результате Китай вынужден полагаться на двусторонние договоры и рассматривать возможность включения европейских стран в свою систему, что ЕС воспринимает как угрозу.
Подобные работы
- Развитие российско-китайских отношений на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КНР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (2000-2015 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
ИНДИИ СО СТРАНАМИ АСЕАН
Диссертация , мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - Политические и экономические отношения между КНР и странами
Гвинейского залива в XXI в.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Политические и экономические отношения между КНР и странами Гвинейского залива в XXI в
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Политические и экономические отношения между КНР и странами Гвинейского залива в XXI в.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕРЕСЫ И ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2020 - КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПОЗИЦИЯ РОССИЙСКОГО И КИТАЙСКОГО ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - Основные направления взаимодействия Китая и Ирана
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023



