ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
РАЗДЕЛ II АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН»
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 36
РАЗДЕЛ III СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА
МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 99
Актуальность темы исследования. Образование и социализация детей с особыми образоватетьнымн потребностями является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание уделяется созданию условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Инклюзивное образование призвано исключить дискриминацию детей, обеспечить равное отношение ко всем людям при осуществлении дифференцированного подхода (создания условий для детей, имеющих особые образовательные потребности). Одним из приоритетных направлений этой работы выступает интегрированное образование - процесс совместного обучения обычных и нетипичных детей, установление между ними более тесных взаимоотношений в процессе их воспитания в одном классе массовой школы.
В настоящее время происходит расширение пространства инклюзивного образования в России. Инициативы родителей, ученых, отдельных представителей педагогического сообщества по продвижению идей инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья, поддержанная государством, находит всё большее число сторонников. Определенное значение имело принятие решения о ФЦП «Доступная среда» на 2011-2020 годы1, а также закрепление в ст. 5 ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»2 возможности органов государственной власти субъектов РФ создавать региональные и местные модели инклюзивного образования лиц с ОВЗ...
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста на муниципальном уровне представляет собой процесс реализации социальной модели отношения к инвалидам, результат трансформации интегрированной формы обучения в более совершенную форму обучения; она предполагает процесс постоянного поиска наиболее эффективных путей решения индивидуальных потребностей в обучении детей и молодежи особыми потребностями и молодежи с нормальным уровнем здоровья; определение препятствий и их преодоления путем разработки индивидуального плана развития и его реализации на практике и является составляющей более широкого понятия «социальная инклюзия» на субъективном уровне означает включенность человека в группу, привлечение к деятельности и чувство принадлежности к коллективу.
Сегодня в нашей стране необходимость включения детей и молодежи с особыми потребностями в общую систему образования путем внедрения инклюзивного образования и интегрированного обучения определяется в официальных документах на уровне постановлений Правительства и государственных программ. В частности, в государственной программе «Развитие образования» указывается на равный доступ к качественному образованию благодаря интегрированию в общеобразовательной пространство детей с особыми потребностями.
Приоритетные направления развития образования детей с ОВЗ, одним из которых является инклюзивное образование, определяются федеральными программно-целевыми документами в сфере образования. Стратегический ориентир на развитие инклюзивного образования определен программноцелевыми документами достаточно давно. Белгородская область с 2011 года включена в реализацию государственной программы РФ «Доступная среда», как результат участия в которой в 117 школах созданы условия для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ...