Оценка и перспективы развития территории (на примере пос. Усть-Абакан)
|
Введение 6
1 Теоретическая часть. Характеристика территориального развития 9
1.1 Перспективы развития Республики Хакасия 9
1.2 Сравнительная оценка территорий Республики Хакасия 13
2 Аналитическая часть. Характеристика Усть-Абаканского района 31
2.1 Общая характеристика Усть-Абаканского района 31
2.2 Анализ формирования и использования бюджета Усть-Абаканского района 36
3 Проектная часть. Рекомендации по совершенствованию развития территории 50
3.1 Предложения по укреплению собственной доходной базы бюджета
Усть-Абаканского района 50
3.2 Оценка эффективности мероприятий по погашению недоимки платежей
по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц 54
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение А 65
1 Теоретическая часть. Характеристика территориального развития 9
1.1 Перспективы развития Республики Хакасия 9
1.2 Сравнительная оценка территорий Республики Хакасия 13
2 Аналитическая часть. Характеристика Усть-Абаканского района 31
2.1 Общая характеристика Усть-Абаканского района 31
2.2 Анализ формирования и использования бюджета Усть-Абаканского района 36
3 Проектная часть. Рекомендации по совершенствованию развития территории 50
3.1 Предложения по укреплению собственной доходной базы бюджета
Усть-Абаканского района 50
3.2 Оценка эффективности мероприятий по погашению недоимки платежей
по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц 54
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение А 65
Децентрализация и демократизация государственного управления, передача органам местного самоуправления значительных полномочий для решения вопросов социально-экономического развития муниципальных образований ставит перед органами управления на местах сложные и неординарные задачи.
В результате разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти муниципальные образования несут сегодня основное бремя ответственности за реализацию комплексного социально-экономического развития муниципалитета, организацию управления отраслями жизнеобеспечения, осуществление программ социальной защиты населения, предоставление социальных услуг и обеспечение мер безопасности и охраны правопорядка.
В этих условиях повышается актуальность формирования эффективной системы муниципального управления, обеспечивающей на длительную перспективу достижение баланса экономических и социальных целей развития общества.
В настоящее время на местном уровне реализуются различные элементы стратегического управления, тем не менее, в этой области по-прежнему востребованы новые инструменты и методики, позволяющие, не нарушая выстроенной логики преобразований, органично дополнить и улучшить существующую систему муниципального управления.
По существу, в условиях реформирования российской экономики и развития рынка экономика поселка городского типа и муниципальное управление становятся относительно самостоятельной сферой деятельности, сферой особых отношений экономики и власти, и здесь действуют особые механизмы согласования социальных, экономических и политических интересов власти, населения и бизнеса.
Уровень развития экономики поселка является относительно самостоятельным и особой сферой экономических отношений. Механизм функционирования экономики поселка и управление муниципальным социально-экономическим развитием имеют свои особенности, знание которых необходимо для принятия эффективных решений на всех уровнях власти.
В связи с этим возникла необходимость методологического обоснования направлений формирования концепции развития территориальных структур,разработки оптимизации системы управления и способов ее реализации.
Анализ и оценка имеющегося в настоящее время опыта осуществления стратегии муниципального управления в таких поселках становятся чрезвычайно актуальными.
Анализ специфических особенностей территориальной социально-экономической структуры муниципального образования и результатов его деятельности может служить основанием для создания методической основы стратегического планирования в территориально-экономических структурах.
Интерес к оценке и характеристике территориального развития населенного пункта значительно актуализировался как среди научной общественности, так и практических работников.
Объектом исследования является поселок городского типа Усть-Абакан.
Предмет исследования -перспективы развития поселка городского типа Усть-Абакан.
Цель выпускной работы заключается в оценке экономического развития Усть-Абаканского района, анализе формирования и использования бюджета района, и разработке рекомендаций по совершенствованию развития территории.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
-рассмотреть перспективы развития и экономическое положение Республики Хакасия;
-охарактеризовать объект исследования;
- провести анализ доходов и расходов бюджета Усть-Абаканского района;
- разработать рекомендации по совершенствованию развития территории.
Содержание работы нашло свое отражение в 3-х частях. Первая часть дипломной работы раскрывает теоретическую характеристику территориального развития. Особое внимание уделяется сравнительной оценке территорий Республика Хакасия.
Вторая часть бакалаврской работы представляет собой характеристику Усть-Абаканского района, анализ формирования и использования его бюджета.
Третья часть содержит рекомендации по совершенствованию развития территории, а также экономическую эффективность предложенных мероприятий.
В результате разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти муниципальные образования несут сегодня основное бремя ответственности за реализацию комплексного социально-экономического развития муниципалитета, организацию управления отраслями жизнеобеспечения, осуществление программ социальной защиты населения, предоставление социальных услуг и обеспечение мер безопасности и охраны правопорядка.
В этих условиях повышается актуальность формирования эффективной системы муниципального управления, обеспечивающей на длительную перспективу достижение баланса экономических и социальных целей развития общества.
В настоящее время на местном уровне реализуются различные элементы стратегического управления, тем не менее, в этой области по-прежнему востребованы новые инструменты и методики, позволяющие, не нарушая выстроенной логики преобразований, органично дополнить и улучшить существующую систему муниципального управления.
По существу, в условиях реформирования российской экономики и развития рынка экономика поселка городского типа и муниципальное управление становятся относительно самостоятельной сферой деятельности, сферой особых отношений экономики и власти, и здесь действуют особые механизмы согласования социальных, экономических и политических интересов власти, населения и бизнеса.
Уровень развития экономики поселка является относительно самостоятельным и особой сферой экономических отношений. Механизм функционирования экономики поселка и управление муниципальным социально-экономическим развитием имеют свои особенности, знание которых необходимо для принятия эффективных решений на всех уровнях власти.
В связи с этим возникла необходимость методологического обоснования направлений формирования концепции развития территориальных структур,разработки оптимизации системы управления и способов ее реализации.
Анализ и оценка имеющегося в настоящее время опыта осуществления стратегии муниципального управления в таких поселках становятся чрезвычайно актуальными.
Анализ специфических особенностей территориальной социально-экономической структуры муниципального образования и результатов его деятельности может служить основанием для создания методической основы стратегического планирования в территориально-экономических структурах.
Интерес к оценке и характеристике территориального развития населенного пункта значительно актуализировался как среди научной общественности, так и практических работников.
Объектом исследования является поселок городского типа Усть-Абакан.
Предмет исследования -перспективы развития поселка городского типа Усть-Абакан.
Цель выпускной работы заключается в оценке экономического развития Усть-Абаканского района, анализе формирования и использования бюджета района, и разработке рекомендаций по совершенствованию развития территории.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
-рассмотреть перспективы развития и экономическое положение Республики Хакасия;
-охарактеризовать объект исследования;
- провести анализ доходов и расходов бюджета Усть-Абаканского района;
- разработать рекомендации по совершенствованию развития территории.
Содержание работы нашло свое отражение в 3-х частях. Первая часть дипломной работы раскрывает теоретическую характеристику территориального развития. Особое внимание уделяется сравнительной оценке территорий Республика Хакасия.
Вторая часть бакалаврской работы представляет собой характеристику Усть-Абаканского района, анализ формирования и использования его бюджета.
Третья часть содержит рекомендации по совершенствованию развития территории, а также экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Совокупность бюджетов разных уровней власти образуют бюджетную систему страны. Состав и структура бюджетной системы зависит от государственного устройства. Бюджетные системы унитарных государств является двухуровневыми, и включают в себя бюджет центрального правительства и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетные системы состоят из трех и более уровней и включают федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Наличие административно-территориальных образований в рамках субъектов РФ предполагает наличие местных бюджетов. Все действующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют в совокупности определенную бюджетную систему страны.
Система РФ является четырехуровневой. Ее состав и структура определены в БК РФ и включают:
- федеральный бюджет и бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- местные бюджеты, в том числе бюджеты городских и сельских поселений.
Третий и четвертый уровень бюджетной системы РФ представлен местными бюджетами. Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» территориями муниципальных
образований являются: городские, сельские поселения, муниципальные районы,городские округа и внутригородские территории городов федерального значения.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
-формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Местный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.
К числу местных бюджетов Республики Хакасия относится бюджет Усть- Абаканского района.
Анализ доходной части бюджета показал общий рост доходов бюджета Усть-Абаканского района, сумма которых за анализируемый период времени увеличились в 3,7 раза. При этом в 2015-2016 гг. наблюдался непрерывный рост доходов бюджета района по всем источникам его формирования.
Основным источником доходов бюджета Усть-Абаканского района в 2016 гг. были безвозмездные перечисления, поступающие в бюджет в режиме финансовой помощи из республиканского бюджета. В 2016 гг. доля финансовой помощи в бюджете района составляла более 80% общих доходов. При этом абсолютное преобладание в доходах бюджета Усть- Абаканскогорайона имели целевые формы оказания финансовой помощи в виде субсидий и субвенций, удельный вес которых в 2016 гг. увеличился в разы.
Анализ расходной части бюджета показал незначительный рост расходов бюджета Усть-Абаканского района, сумма которых за анализируемый период времени увеличилась на 32 %. Приоритетным направлением расходования бюджетных средств Усть-Абаканского района стали расходы на финансирование социально-культурных мероприятий, что свидетельствует о социальной направленности бюджета.
Итоги проведенного анализа доходной и расходной частей бюджета Усть- Абаканского района позволили выявить проблемы формирования и использования местного бюджета, основными из которых стали:
- Существенная зависимость бюджета района от республиканского бюджета, мала доля собственных доходов. Основным источником формирования доходов бюджета является финансовая помощь, передаваемая из бюджета Республики. На долю местных налогов и сборов и неналоговых доходов бюджета района в совокупности приходится менее 20% доходной базы бюджета;
- Низкий уровень неналоговых доходов бюджета района, удельный вес которых в 2016 гг. в общей структуре доходов бюджета составлял 20,9%.
- Неустойчивость доходной базы бюджета связанная, с одной стороны, с абсолютным преобладанием в составе доходов бюджета района средств бюджетного регулирования, а с другой стороны, обусловленная низкой степенью дифференцированности налоговых доходов бюджета, которые более чем на 90% зависимы от поступлений по налогу на доходы физических лиц;
- Несбалансированность бюджета Усть-Абаканского района. В 2015, 2016 г. он исполнялся с дефицитом, который был связан с нехваткой финансовых средств на местном уровне.
Перечисленные выше проблемы в области формирования и использования бюджета Усть-Абаканского района в целом характерны для большей части местных бюджетов, действующих не территории Российской Федерации. Основная причина сложившейся ситуации связана с централизацией бюджетных доходов, и как следствие - недостаточностью финансовых ресурсов для реализации интересов местного самоуправления.
Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены.
Система РФ является четырехуровневой. Ее состав и структура определены в БК РФ и включают:
- федеральный бюджет и бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- местные бюджеты, в том числе бюджеты городских и сельских поселений.
Третий и четвертый уровень бюджетной системы РФ представлен местными бюджетами. Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» территориями муниципальных
образований являются: городские, сельские поселения, муниципальные районы,городские округа и внутригородские территории городов федерального значения.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
-формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Местный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.
К числу местных бюджетов Республики Хакасия относится бюджет Усть- Абаканского района.
Анализ доходной части бюджета показал общий рост доходов бюджета Усть-Абаканского района, сумма которых за анализируемый период времени увеличились в 3,7 раза. При этом в 2015-2016 гг. наблюдался непрерывный рост доходов бюджета района по всем источникам его формирования.
Основным источником доходов бюджета Усть-Абаканского района в 2016 гг. были безвозмездные перечисления, поступающие в бюджет в режиме финансовой помощи из республиканского бюджета. В 2016 гг. доля финансовой помощи в бюджете района составляла более 80% общих доходов. При этом абсолютное преобладание в доходах бюджета Усть- Абаканскогорайона имели целевые формы оказания финансовой помощи в виде субсидий и субвенций, удельный вес которых в 2016 гг. увеличился в разы.
Анализ расходной части бюджета показал незначительный рост расходов бюджета Усть-Абаканского района, сумма которых за анализируемый период времени увеличилась на 32 %. Приоритетным направлением расходования бюджетных средств Усть-Абаканского района стали расходы на финансирование социально-культурных мероприятий, что свидетельствует о социальной направленности бюджета.
Итоги проведенного анализа доходной и расходной частей бюджета Усть- Абаканского района позволили выявить проблемы формирования и использования местного бюджета, основными из которых стали:
- Существенная зависимость бюджета района от республиканского бюджета, мала доля собственных доходов. Основным источником формирования доходов бюджета является финансовая помощь, передаваемая из бюджета Республики. На долю местных налогов и сборов и неналоговых доходов бюджета района в совокупности приходится менее 20% доходной базы бюджета;
- Низкий уровень неналоговых доходов бюджета района, удельный вес которых в 2016 гг. в общей структуре доходов бюджета составлял 20,9%.
- Неустойчивость доходной базы бюджета связанная, с одной стороны, с абсолютным преобладанием в составе доходов бюджета района средств бюджетного регулирования, а с другой стороны, обусловленная низкой степенью дифференцированности налоговых доходов бюджета, которые более чем на 90% зависимы от поступлений по налогу на доходы физических лиц;
- Несбалансированность бюджета Усть-Абаканского района. В 2015, 2016 г. он исполнялся с дефицитом, который был связан с нехваткой финансовых средств на местном уровне.
Перечисленные выше проблемы в области формирования и использования бюджета Усть-Абаканского района в целом характерны для большей части местных бюджетов, действующих не территории Российской Федерации. Основная причина сложившейся ситуации связана с централизацией бюджетных доходов, и как следствие - недостаточностью финансовых ресурсов для реализации интересов местного самоуправления.
Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены.



