Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Дети-сироты как получатели мер социальной поддержки 6
1.2. Общая характеристика правового регулирования предоставления мер социальной поддержки 12
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1. Общая характеристика и виды мер социальной поддержки, предоставляемых детям-сиротам 18
2.2. Основания и порядок предоставления мер социальной поддержки детей-сирот на федеральном уровне 28
2.3. Отдельные меры социальной поддержки детей-сирот в субъектах Российской Федерации 45
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Актуальность темы исследования. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к одной из наиболее уязвимых категорий населения. Государство обязано обеспечивать их защиту и поддержку для создания условий, способствующих их полноценному развитию и интеграции в общество. Вопросы социальной защиты этой категории граждан имеют высокую социальную значимость, так как от этого зависит будущее поколение страны.
Российское законодательство постоянно совершенствуется, особенно в сфере социальной политики. В последние годы были внесены изменения в законы, регулирующие меры социальной поддержки детей-сирот, такие как предоставление жилья, образование, медицинское обслуживание и другие виды помощи. Исследование этих изменений позволит оценить эффективность новых норм и выявить возможные пробелы в правовом регулировании.
Несмотря на существующие меры поддержки, многие дети-сироты сталкиваются с трудностями при адаптации к самостоятельной жизни после выхода из детских домов или интернатов. Исследования показывают, что они часто испытывают трудности с трудоустройством, жильем и другими аспектами жизни. Улучшение качества жизни этой категории граждан требует анализа существующих проблем и разработки предложений по совершенствованию системы социальной поддержки.
В последние годы в России наблюдается рост активности некоммерческих организаций и волонтерских движений, занимающихся поддержкой детей-сирот. Это создает дополнительные возможности для взаимодействия государства и общества в решении социальных проблем. Исследование роли гражданских инициатив в поддержке детей-сирот также представляет собой актуальную тему.
Так, проблема правового регулирования мер социальной поддержки детей-сирот в Российской Федерации заключается в наличии несовершенств, пробелов и несогласованности нормативно-правовой базы, а также сложностей в практической реализации существующих норм. Меры поддержки детей-сирот регулируются различными нормативными актами (федеральными и региональными), что порой приводит к несогласованности и трудностям в их применении. Регионы имеют широкую свободу в установлении дополнительных мер поддержки, в результате чего дети-сироты в разных субъектах РФ находятся в неравном положении.
Таким образом, исследование правового регулирования мер социальной поддержки детей-сирот в Российской Федерации имеет важное значение для улучшения качества жизни этой категории граждан, совершенствования законодательства и развития гражданского общества.
Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических вопросов предоставления мер социальной поддержки детям-сиротам в Российской Федерации.
Реализация поставленной цели исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач:
- рассмотреть категории лиц, относящихся к получателям мер социальной поддержки;
- определить законодательство, в соответствии с которым предоставляются меры социальной поддержки;
- сформировать представление о существующей государственной политике и мерах поддержки детей-сирот;
- определить основания и момент возникновения льготного статуса;
- сформировать комплексное понимание особенностей и различий в предоставлении социальной поддержки детям-сиротам в субъектах Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность норм законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении, посредством которых осуществляется правовое регулирование предоставления мер социальной поддержки детям-сиротам в Российской Федерации.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе предоставления мер социальной поддержки детям-сиротам в Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, содержащихся в работе, осуществлено путем метода системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов, сравнительно-правового метода и метода толкования правовых норм.
Теоретической основой данного исследования послужили труды ученых-правоведов, внесших значительный вклад в общую теорию права, трудовое право и право социального обеспечения. Автором использовались труды Виноградовой М. Ю., Голосовой Н. С., Горбачева А. Н., Даниловой К. А., Орловой А. В. и других ученых.
Нормативную основу работы составили Конституция РФ, международные правовые акты, Трудовой кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, 2 глав, объединяющих 5 параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Исследование мер социальной поддержки детей-сирот в Российской Федерации остаётся актуальным и важным направлением научной деятельности, способствующим развитию эффективной государственной политики в области защиты прав и интересов детей-сирот, а также совершенствованию законодательной базы для обеспечения их полноценного социального и материального благополучия.
Понятие «дети-сироты» закреплено законодательно – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Категории детей-сирот дифференцированы в зависимости от различных факторов, например, по возрасту. Отличия детей-сирот от иных схожих правовых категорий выражены различиями в основаниях возникновения статуса, а также в объеме предоставляемых гарантий. Отграничение детей-сирот от смежных правовых категорий позволяет гарантировать соблюдение их прав и интересов, обеспечивать своевременную социальную помощь и поддерживать условия для их благополучного будущего.
Правовое регулирование предоставления мер социальной поддержки детям-сиротам включает в себя множество различных нормативных правовых актов как международных, так и национальных, регулирующих различные общественные отношения и правовые институты. Основным законом, помимо Конституции, является Закон о поддержке детей-сирот. Им определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки. Дополнительные гарантии конкретизированы в других законах: Об образовании, Об основных гарантиях прав ребенка и др.
Меры социальной поддержки детей-сирот представляют собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение полноценного развития, воспитания и интеграции данной категории несовершеннолетних в общество. К основным видам такой помощи относятся материальная поддержка, образовательные льготы, медицинское обслуживание, жилье и защита от безработицы. Государство берет на себя ответственность за создание условий, позволяющих сиротам реализовать свои права и возможности, компенсируя отсутствие родительской заботы и защиты. Эффективность указанных мер зависит от согласованности действий различных государственных структур и общественных организаций, а также своевременности предоставления необходимых ресурсов и услуг. Важно продолжать совершенствовать законодательство и практику реализации социальных гарантий, учитывая интересы каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Федеральное законодательство играет ключевую роль в обеспечении защиты прав и законных интересов данной категории граждан, устанавливая единые стандарты и механизмы государственной поддержки.
Основные меры социальной поддержки включают предоставление жилья, образовательных льгот, медицинского обслуживания, материальной помощи и иных видов поддержки, направленных на создание условий для полноценного развития и интеграции детей-сирот в общество.
Порядок реализации указанных мер регулируется нормативными актами как федерального, так и регионального уровня, обеспечивающими четкую процедуру оформления документов, определения размера выплат и контроля над исполнением обязательств органами власти.
Несмотря на наличие общих норм федерального законодательства, обеспечивающих базовые права детей-сирот и приравненных к ним лиц, субъекты Федерации обладают значительными полномочиями в области разработки и реализации собственных социальных программ и инициатив.
Установлено, что объем предоставляемых льгот и услуг варьируется в зависимости от социально-экономической ситуации, уровня финансирования и подходов региональных властей. Однако большинство из мер социальной поддержки, которые представляются как дополнительные, фактически дублируют те, что установлены на федеральном уровне.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература. 1990. С. 385 - 388.
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.
4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Рос. газета. № 67. 1995.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
7. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
8. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
9. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
10. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
11. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.
12. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.
13. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 года № 324-ФЗ (с изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.11.2011.
14. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.12.2012.
15. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (с изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.12.2013.
16. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ (с изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 12.12.2023.
17. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.05.2017.
18. Об утверждении Правил выплаты ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета: Постановление Правительства РФ от 18.09.2017 № 1116 (с изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.09.2017.
19. Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств федерального бюджета, а также норм и Правил обеспечения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2017 № 1117 (с изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.09.2017.
20. Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года: Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р (с изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 28.01.2021.
21. Об отдельных вопросах предоставления лицам, указанным в пункте 1 статьи 8.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой: Постановление Правительства РФ от 21.12.2023 № 2227 // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.12.2023.
22. Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2016 № 1663 (с изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.01.2017.
23. Об утверждении порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на обучение за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов либо за счет собственных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц: Приказом Минобрнауки России от 28.08.2023 № 822 (с изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 27.09.2023.
24. О защите прав ребенка: Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ (с изм. и доп.) // Обл. газета. № 189. 2015.
25. Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан: Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ (с изм. и доп.) // Омский вестник. № 73. 2008.
26. Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет: Постановление Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП (с изм. и доп.) // Обл. газета. № 199-200. 2013.
27. Об утверждении порядка и условий проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся в государственных образовательных организациях Свердловской области и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области, на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы: Постановление Правительства Свердловской области от 22.06.2017 № 428-ПП (с изм. и доп.) // Обл. газета. № 113. 2017.
28. О размере и порядке предоставления компенсации стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации), расположенные на территории Свердловской области, и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно: Постановление Правительства Свердловской области от 21.07.2017 № 515-ПП (с изм. и доп.) // Обл. газета. № 134. 2017.
Судебная практика
29. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 6. 2021.
Литература
30. Виноградова М. Ю. Особенности социального обеспечения детей-сирот // Проблемы науки. 2019. № 10 (46). С. 70-72.
31. Голосова Н. С. Дополнительные гарантии в сфере труда и занятости детей-сирот и приравненных к ним лиц // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2021. № 4. С. 49-54.
32. Горбачев А. Н., Жолнерова Л. К. Дети, оставшиеся без попечения родителей, как дети, нуждающиеся в помощи государства // Экономика. Социология. Право. 2022. № 3(27). С. 65-70.
33. Данилова К. А. Правовое обеспечение деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // StudNet. 2020. № 10. С. 38-42.
34. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка // РАН. Институт лингвистических исследований. СПб.: «Норинт». 2000. 1534 с.
35. Лацабидзе Т. Д. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот // Защита частных прав: проблемы теории и практики: Материалы ХI ежегодной международной научно-практической конференции. 2022. 191-196 с.
36. Орлова А. В., Шагбанова Х. С., Павлов И. М. Социальное обеспечение детей-сирот в Российской Федерации: правовые аспекты // Образование и право. 2024. № 1. С. 42-46.
37. Пелипейченко О. В. Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник науки. 2019. № 11 (20). Том 2. С. 99-103.
38. Прохорова Л. В. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на образование //Ученые записки. 2010. № 4. С. 36-41.
39. Татаринцева Е. А. Особенности правового статуса лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социально-юридическая тетрадь. 2020. № 10. С. 90-101.