Введение 3
Глава 1. Биография и творчество Э. Уокер 6
1.1. Биография и творческий путь Элис Уокер 6
1.2. Содержание романа 17
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Характеристика романа 26
2.1. Стилистические особенности романа 26
2.2. Разговорный стиль Сили 27
2.3. Персонажи романа 31
2.4. Другие особенности романа 41
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список литературы
Афроамериканские писатели последней четверти ХХ века вобрали в себя опыт своих предшественников и развили их идеи и темы. Начиная с 1970-х годов, вместе с появлением новых имен в афроамериканской литературе, особенно интенсивно стала развиваться афроамериканская литературная критика.
Вообще, типологическая связь произведений афроамериканских писателей с афроамериканской устной и литературной традициями и произведениями западной литературной традиции (североамериканской и западноевропейской) изучается достаточно давно.
Эта связь основывается на утверждении Уильяма Дюбуа, что афроамериканское сознание является двойственным, принадлежащим сразу двум традициям: «After the Egyptian and Indian, the Greek and Roman, the Teuton and Mongolian, the Negro is a sort of seventh son, born with a veil, and gifted with second- sight in this American world, a world which yields him no true self-consciousness, but only lets him see himself through the revelation of the other world. It is a peculiar sensation, this double-consciousness, this sense of always looking at one's self through the eyes of others, of measuring one's soul by the tape of a world that looks on in amused contempt and pity. One ever feels his twoness, an American, a Negro; two warring souls, two thoughts, two unreconciled strivings; two warring ideals in one dark body, whose dogged strength alone keeps it from being torn asunder». [46] [После египтянина и индийца, грека и римлянина, тевтона и монгола, негр - что-то вроде седьмого сына, рожденного в маске и одаренного вторым зрением в этом американском мире, мире, который не наделяет его истинным самосознанием, но только дает ему увидеть себя через откровения другого мира. Это особенное ощущение, это двойное сознание, это чувство всегда смотреть на себя глазами других, измерения своей души при помощи ленты мира, которая смотрит с удивленным презрением и жалостью. Всегда чувствуется его двойственность, американец, негр; две воюющие души, две мысли, два непримиримых стремления; два воюющих идеала в одном темном теле, одна настойчивая сила которого удерживает его от того, чтобы быть разорванным на куски»]. Поэтому «двухголосой» является и афроамериканская литература: она равным образом принадлежит как собственно афроамериканской, так и западной традициям. Кроме Дюбуа, эту тему развивал также Ральф Эллисон в книге «Тень и действие» (Shadow and Act, 1964).
В конце XX века были напечатаны основные работы ведущих исследователей афроамериканской литературы, а также сборники литературоведческих статей.
Данная работа посвящена роману Элис Уокер «Цвет пурпурный». Роман приобрел большую известность, став бестселлером. По мотивам этого романа снят художественный фильм известного режиссера Стивена Спилберга «Цветы лиловые полей».
В своем главном романе «Цвет пурпурный» Уокер мастерски передает мечты и неудачи доверчивых и заслуживающих доверия людей. Роман пронизан идеей о сохранении афроамериканской культуры, а его женские персонажи выступают в качестве важных связующих звеньев, которые поддерживают преемственность, как в личных отношениях, так и во взаимоотношениях в пределах общины. Для них характерно проявление силы, выносливости, изобретательности в противостоянии и преодолении угнетения, столь характерного для их жизни, находящейся под воздействием расизма и сексизма.
Актуальность данной работы заключается в возросшем интересе к афроамериканской культуре английского языка, приобретающего особую значимость в контексте глобализации мира.
Целью работы является изучение содержания и художественных особенностей романа.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
— Раскрыть своеобразный стиль автора (эпистолярный жанр);
— Изучить содержание романа глазами рассказчиц (Сили, Нетти);
— Выявить особенности речи героев:
- Выявить лексические особенности (разговорная речь, вульгаризмы, эллиптические формы) романа;
- Выявить грамматические особенности (сокращенные формы, объединенные формы) романа;
— Подчеркнуть отношение главной героини к религии;
— На материале писем Нетти передать своеобразие миссионерской жизни в Африке.
Объект исследования - роман Элис Уокер «Цвет пурпурный».
Предмет исследования - художественное своеобразие романа Элис Уокер «Цвет пурпурный».
Материал исследования. Материал исследования составляет корпус параллельных англо-русских примеров, сформированный на основе извлечений, из романа.
Выбор метода. В работе были использованы следующие методы:
• описательный метод - для описания фонетических, грамматических и семантических характеристик афроамериканского английского словаря;
• сопоставительный метод для выявления наиболее эффективных приемов популяризации романов афроамериканских писателей в России.
Новизна данной работы заключается в том, что, в работе дается характеристика героев романа.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что полученные данные могут быть использованы при переводе на русский язык англоязычных художественных произведений. Кроме того, результаты исследования могут найти применение в курсах теории и практики по лексикологии и стилистике английского языка.
Структура работы следующая: содержание исследования изложено на 52 страницах текста и включает в себя введение, две главы (теоретическая и практическая), сопровождающиеся выводами, заключение, список использованной литературы и приложение. Список использованной литературы состоит из 47 наименований.
Отмечая похожесть идейных и эстетических установок и совпадения взглядов по многим вопросам с представителями феминистских и этнических течений, можно отметить, что Уокер присуща яркая индивидуальность и неповторимость стиля.
Своеобразие мировосприятия писательницы оформляется в ее собственную концепцию вуманизма, что реализует поликультурное наследство афроамериканцев с уникально женской точки зрения. Вуманизм определяет важнейшие качества ее художественной прозы: пафос оптимизма, тенденциозность, натурализм, а также предоставляет особой содержательности формальным элементам (синтез различных жанровых форм, принцип «лоскутного одеяла» в композиции произведений, широкое использование диалекта, который мыслится как способ проявления и сохранение самоидентичности и самого способа мышления афроамериканцев).
Для Элис Уокер характерен свой, неповторимый стиль и особый угол зрения, во многом связанный с ее приверженностью культурным традициям американского Юга. В афроамериканском развороте это предполагает большую простоту выражения, которая сочетается у Э. Уокер со стилистической виртуозностью.
От своих предков-рабов писательница унаследовала сильное и глубоко личное религиозное чувство, чувство святости семейных и родственных уз и множество «историй» — как фольклорных, так и житейских, рассказанных ей матерью и бабушкой об их и их предков «горе и ненависти, но и доброте, и любви». Острое желание «зафиксировать эти истории, чтобы они не забылись», и сильный самобытный талант, пробивший себе дорогу вопреки бедности семьи и малообразованности окружения, привели Э. Уокер в литературу.
Во многом благодаря струе, внесенной новейшей афроамериканской прозой, прежде всего, творчеством Э. Уокер, изменился общий настрой американской литературы двух последних десятилетий XX века.
1. Балашов Н. И. История литературы Латинской Америки. Т. 3. Конец XIX -
начало XX века (1880-1910-е годы) / Н.И. Балашов, В. Б. Земсков. - М.:
Наследие., 1994. - 654 с.
2. Гусарова И. В. Афроамериканская традиция и творчество афроамериканских писателей последней четверти ХХ века / И. В. Гусарова. М. : МГУ, 2003. - 159 с.
3. Завьялова М.Л. Уокер Э. Цвет пурпурный / М. Л. Завьялова. — М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 232 с.
4. Засурский Я. Н. Американская литература ХХ века / Я.Н Засурский. - М. : Издательство МГУ, 1994. - 501 с.
5. Засурский Я. Н. Литература США ХХ века: Опыт типологического исследования / Отв. Ред. Я. Н. Засурский. - М. : Наука, 1998. - 565 с.
6. Злобин Г. По ту сторону мечты: Страницы американской литературы ХХ века / Г. Злобин. - М. : Художественная литература, 1995. - 334 с.
7. Зора Нил Херстон "Их глаза видели Бога" (по другой версии "Чьи очи горе"). Zora Neale Hurston “Their eyes were watching God”, 1937. - 406 с.
8. Иванова А. Символика цвета в романе Эллис Уокер «The colour purple» / А. Иванова, Н. Бочкарева // Мировая литература в контексте культуры : сб. ст. по материалам Междунар. науч. конф. (12 апр. 2008 г.) и Всерос. студ. науч. конф. (19 апр. 2008 г.) / под ред. проф. Н.С. Бочкаревой. - Пермь : Перм. гос. ун-т, 2008. - С. 157 - 166.
9. Клепацкая И. Н. Идейно-художественное преломление “женской темы” в романе США в 70-х - нач. 80-х гг. ХХ века : Дис... канд. филол. Наук/ И. Н. Клепацкая. - Пермь, 1997. - 272 с.
10. Клепацкая И. Н. Роман Э. Уокер «Цвет багряный» и традиции современной негритянской литературы США / И. Н. Клепацкая // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX-XX веков : межвуз. сб. науч. тр. / Перм. гос. ун-т им. А.М. Горького ; [редкол.: Р.Ф. Яшенькина (гл. ред.) и др.]. - Пермь : ПГУ, 1999. - С. 138 - 156.
11. Кондрахина Н. Г. Зора Нил Херстон: на границе литературного эксперимента и антропологической рефлексии // Погранич. процессы в литературе и культуре: сб. ст. по материалам Междунар. науч. конф., посвящ. 125- летию со дня рожд. В. Каменского (17-19 апр. 2009 г.) / общ. ред. Н.С. Бочкарева, И.А. Пикулева ; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2009. - С. 188 - 196.
12. Корнилова Е. Н. «Женский голос» в американской прозе последней трети XIX века / Е. Н. Корнилова // Культура и литература США: Проблемы поэтики и эстетики Материалы конференции Ассоциации по изучению культуры США. МГУ, факультет журналистики. М. : МАКС Пресс, 1997. - 237 с.
13. Мулярчик А. С. В поисках настоящего героя (о романе Э. Уокер Меридиан) / А. С. Мулярчик // Иностранная литература. - 1997. - № 11. - С. 279 - 293.
14. Мулярчик А. С. Переход к многоликому реализму. Литература США в конце XX века / А. С. Мулярчик // США - 1997. - № 1. - С. 87 - 103.
15. Мулярчик А. С. США: Век двадцатый. Грани литературного процесса / А. С. Мулярчик. - Москва-Минск-Барановичи, 1994. - 343 с.
16. Мулярчик А. С. Чёрное и багряное / А. С. Мулярчик // Иностранная литература. - 1999. - № 4. - С. 241 - 258.
17. Пискун Е. В. Образ афроамериканки в произведениях Т. Моррисон и Э. Уокер / Е. В. Пискун // Идейно-художественное многообразие зарубежных литератур нового и новейшего времени. - Межвузовский сборник научных трудов, часть 4. М. : «Народный учитель», 2001. С. 131 - 147.
18. Пискун Е. В. Феминистские тенденции в афроамериканской литературе / Е. В. Пискун // Слово и время. — 1999. - №11. — С. 35—40.
19. Стулов Ю. В. 100 писателей США : [справочник] / Ю. В. Стулов. - Минск : Вышэйш. шк., 1998. - Из содерж. : Уокер, Эллис (Малсениор). - С. 257 - 289.
20. Стулов Ю. В. Афроамериканская литература в 1980-1990 гг. / Ю. В. Стулов // Американская литература после середины XX столетия: Материалы международной конф., Киев, 1999. - 134 с.
21. Ткаченко И. В. Афроамериканская феминистская критика в контексте литературоведения США 70 - 90-х годов ХХ ст. / И. В. Ткаченко // Гуманитарный вестник Черкасского инженерно-технологического института. Серия: иностранная филология. — Черкассы, 2001. — Число 5. — С. 64 — 77.
22. Ткаченко И. В. Дуализм “негритянского” и “американского” в творчестве Е. Уокер / И. В. Ткаченко // Тезисы украинской научной конференции “Проблемы эволюции литературы и литературной критики США”. — Черкассы, 1997. — С. 33 — 44.
23. Ткаченко И. В. Некоторые особенности афроамериканского диалекта в
романе Е. Уокер “Цвет лиловый” / И. В. Ткаченко // Гуманитарный вестник Черкасского инженерно-технологического института. Серия: иностранная
филология. — Черкассы, 1999. — Число 3. — С. 42 — 56.
24. Ткаченко И. В. Роман Е. Уокер “Багровый цвет” в контексте современной американской критики / И. В. Ткаченко // Гуманитарный вестник Черкасского инженерно-технологического института. Серия: иностранная филология. — Черкассы, 1998. — Число 2. — С. 71 — 77.
25. Удлер, И. М. Африканский и афро-американский музыкальный фольклор в «невольничьих повествованиях» / И. М. Удлер // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Лингвистика. - 2004. - №7 (36), вып. 1. - С. 89 - 95.
26. Фещенко Л. В. Отражение особенностей афроамериканского варианта английского языка в художественной литературе (на примере романа Элис Уокер «Цвет пурпурный») // Россия - Восток-Запад: проблемы межкультурной коммуникации : программа и тезисы 3 Междунар. науч. конф., посвящ. году русского языка в России, году Китая в России и 200-летию рос.-амер. дипломатич. отношений, Владивосток, 5-7 апр. 2007 г. / [редкол.: Г.П. Куликов и др.]. - Владивосток. : Изд-во Дальневост. ун-та, 2007. - Ч. 1. - С. 120 - 130.
27. Цинцадзе Т. К. Очерк развития негритянской литературы в США / Т. К. Цинцадзе. - Тбилиси, 2001. - 126 с
28. Чайковский С. А. Афроамериканцы и литература США/ С. А. Чайковский. - Москва, 2003. - 414 с.
29. Черные американцы в истории США : В 2 т. / [Редкол.: Р. Ф. Иванов (отв. ред.) и др.]. - М. : Мысль, 1999. - Т. 2 - С. 218 - 147.
30. Шаховцева Е. А. «Африканизмы» в современной американской литературе (Роман Элис Уокер «Цвет пурпурный») / Е.А. Шаховцева // Культурно-языковые константы : сб. науч. тр. - Владивосток : Изд-во ДВГУ, 1999. - Вып. 1. - С. 145 - 155.
31. Шаховцева Е. А. Современная женская проза Юга США. Гендерный аспект / Е.А. Шаховцева ; Дальневосточ. гос. ун-т. Ин-т иностр. яз. - Владивосток. : Изд- во Дальневост. ун-та, 2003. - 286 с.
32. Швейцер А. Д. Теория перевода: Статус, проблемы, аспекты / А. Д. Швейцер — М.: Наука, 1988. — 215 с.
33. Abcarian, Richard and Marvin Klotz. «Zora Neale Hurston. In Literature: The Human Experience» / Abcarian, Richard and Marvin Klotz , 9th edition. New York: Bedford / St. Martin’s, 2006. - 267 p.
34. Bloom H., ed., Alice Walker's "The Color Purple," Modern Critical
Interpretations series / H. Bloom - New York: Chelsea House, 2000. - 239 p.
35. Dieke I., ed., Critical Essays on Alice Walker / I. Dieke. - Westport, Conn.: Greenwood Press, 1999. - 108 p.
36. Du Bois W. E. B. The Souls of Black Folk / W. E. B. Du Bois. - Chicago. : A. C. McClurg & Co., 1903. - 176 p.
37. Erma Davis Banks and Keith Byerman, Alice Walker: An Annotated Bibliography / K. Byerman 1968-1986. - New York: Garland, 1998. - 381 p.
38. Gates H. L., Appiah K. A., eds., Alice Walker: Critical Perspectives Past and Present / H. L. Gates, K. A. Appiah. - New York: Amistad Press, 1997. - 261 p.
39. Lauret M. Alice Walker, Modern Novelists series / M. Lauret. - New York: St. Martin's Press, 2000. - 318 p.
40. McCrum, R., Cran, W., MacNeil, R. The Story of English / R. McCrum, R. Cran, W. MacNeil. - New and Revised Ed. - London; Boston: Faber and Faber, 1992. - 468 p.
41. Robert E. Zora Neale Hurston: A Literary Biography / E. Robert. Urbana, Ill: University of Illinois Press, 1996. - 376 p.
42. White E. Alice Walker - A Life / E. White — Санкт-Петербург, 2004. - 496 c.
43. Winchell D. H. Alice Walker / D. H. Winchell - New York : Twayne, 1992. - 167 p.
44. White E. Alice Walker: A Life / E. White. New York : Norton, 2004. - 264 p.
45. Walker, A. The Color Purple / A. Walker // The Women’s Press. - New York, 1995. - 245 p.
46. Walker A. Warrior Marks: Female Genital Mutilation and the Sexual Blinding of Women / A. Walker. - N.Y., San Diego, L. : Harcourt Brace Jovanovich, 1993. - 270 p.
47. Linguistic Aspects of Black English [Electronic resource]. - 2008. - Mode of access: http://revolution.allbest.ru/languages/00039997_1 .html.