Содержание 2
Список терминов и сокращений 3
Введение 4
Глава 1. Физико-географическая и экологическая характеристика Балтийского моря и вод Российской его части 6
Глава 2.Основные направления ПДБМ и научные исследования по их реализации 13
2.1 Эвтрофикация Балтийского моря 13
2.2. Загрязнение опасными веществами 19
2.3 Сохранение биоразнообразия и охрана природы 22
2.4 Морской транспорт и регулирование трафика судоходства в Балтийском
море 26
2.4.1 Сокращение и минимизация загрязнения воздуха судами 27
Глава 3. Вклад России в реализацию ПДБМ 29
3.1 Участие России в ХЕЛКОМ 29
3.2. Выполнение плана действий по Балтийскому морю в части снижения
эвтрофикации вод 32
3.3 Выполнение ПДБМ рыбного хозяйства и рыболовства 35
3.4 Уменьшение попадания загрязняющих веществ 40
3.5 Регулирование судоходства 41
3.6 Рекомендации по повышению эффективности вложения затрат на
выполнение ПДБМ 44
Заключение 46
Список литературы
Важным стратегически значимым событием с точки зрения оздоровления Балтийского моря и улучшения качества морской среды для будущего экономически устойчивого использования природных морских ресурсов стало утверждение на внеочередной Министерской сессии ХЕЛКОМ (Хельсинской комиссии) Плана действий по Балтийскому морю (ПДБМ), которая состоялась 15 ноября 2007 года в г. Краков (Польша). По словам председателя ХЕЛКОМ Мечислава Остойского: «После 18 месяцев работы над текстом плана и переговоров страны Балтики достигли широкого консенсуса по конкретным и значимым мерам, которые необходимы для достижения нашей общей цели - здоровой морской среды». [1]
Принятие нового рамочного документа, определяющего будущее балтийского региона, в очередной раз подтвердило лидирующую роль ХЕЛКОМ как природоохранного стратега на Балтике.
За основу для разработки ПДБМ был принят ряд документов, подготовленных секретариатом ХЕЛКОМ: «Цели экологического качества ХЕЛКОМ для экосистемного подхода» и Тематические оценки относительно эвтрофикации и вредных веществ в Балтийском море, морского транспорта, биоразнообразия и охраны природы, а также изменения климата.
ПДБМ основывается на общем понимании того, каким видится Балтийское море в будущем. После принятия ПДБМ в его реализации активно принимают участие все заинтересованные стороны различных уровней: от международных организаций до правительств стран Балтики, до непосредственных загрязнителей моря отходами своей деятельности; от людей, для которых море является средством к существованию, и людей, кому не безразлична экологическая обстановка окружающей среды.
Целью работы является анализ действий Российской Федерации, как страны Балтийского региона по поддержке и использованию руководящих документов, которые были приняты ХЕЛКОМ. В работе приводятся данные по каждому пункту из договора Хельсинской комиссии и результаты выполнения данного договора Российской Федерации, на протяжении последних десяти лет.
Для решения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Дать физико-географическую и экологическую характеристику Балтийского моря.
2. Описать основные направления плана действий по Балтийскому морю, их изменения и уточнения к настоящему времени и показать научные исследования по их реализации.
3. Проанализировать вклад России в реализацию ПДБМ, определить
важность данных действий и дать рекомендации по дальнейшему выполнению плана.
Спустя десятилетие со дня подписания первоначального варианта Плана действий по Балтийскому Морю (ПДБМ) темпы восстановления экосистем Балтийского моря остаются неудовлетворительными — ив некоторых случаях наблюдаются ухудшения первоначальной ситуации. Всемирный Фонд Дикой природы выпустил «Оценку показателей результативности Плана Действий по Балтийскому морю 2018» отчет, показывающий низкий уровень прогресса в достижении целей здорового Балтийского моря к 2021 году.
Вывод 1. Благодаря действиям ХЕЛКОМ и их поставленным целям, существует огромная вероятность того, что Балтийское море останется не подвержено ни эвтрофикации, ни загрязнениям опасными веществами и нефтепродуктами. Своевременно поставленные задачи уже начали привносить положительную динамику в сохранении экосистемы Балтийского моря. Согласно данным, полученным в результате анализа, уже удалось сократить уровни попадания азота и фосфора в море, что благоприятно скажется на уменьшении уровня эвтрофикации.
Вывод 2.В данный период из-за снижения популяций рыб, доминируют траулеры, а небольшие рыболовецкие хозяйства, которые не оказывают большого влияния на окружающую среду, перестают существовать из -за того, что это экономически не выгодно. Всё больше и больше рыбы вылавливается не для употребления её в пищу, а для кормления других рыб в рыбхозяйствах.
Побочный вылов наносит значительный вред экосистеме Балтийского моря. Траулеры вылавливают не только виды рыб, для которых они предназначены, но и другие. Рыболовецкое снаряжение повреждает морское дно, тем самым портя среду обитания морских существ. При этом в основном выживают мелкие особи, что в дальнейшем приведет к тому, что компании будут уменьшать размер ячеек в сетях для пополнения улова.
Вывод 3. На каждые сто метров пляжей Балтики приходится 5 0-300 единиц мусора. Особое беспокойство вызывает пластиковый мусор, который медленно разлагается и распадается на микропластик. Большинство производимого пластика используется в качестве упаковки и выбрасывается меньше чем через год после производства. По этому важно сокращать производство и потребление пластика.
Вывод 4.К сожалению, большинство данных по поводу выполнения ПДБМ Российская Федерация не предоставляет, но можно заметить положительную динамику, так как образуются новые очистные сооружения, изменяются нормативы выбросов и Россия активно поддерживает данные изменения.
Дальнейшие мысли по решению проблем Балтийском регионе после 2021 года:
ХЕЛКОМ и прибрежные страны Балтийского моря должны:
- Пересмотреть План Действий по Балтийскому морю с тем, чтобы оперативно реагировать на актуальные проблемы, включая проблемы, связанные с глобальными изменениями
- Продемонстрировать лидерство в достижении Устойчивой Синей Экономики
- Стать лидером в реализации Целей устойчивого развития (SDGs) в Балтийском регионе и во всем мире
Однако дальнейший прогресс не может быть достигнут только с помощью реализации старых административных мер по сокращению нагрузки загрязнения. Для достижения надлежащего экологического состояния требуется абсолютно другой подход и новые меры. Кроме того, остальные вызовы являются более сложными, чем препятствия, с которыми уже приходилось сталкиваться. До настоящего времени сокращение биогенов главным образом достигалось за счет усовершенствований крупных точечных источников загрязнения, например, за счет усовершенствования очистных сооружений и улучшения качества промышленных сточных вод.
Цель достижения дальнейшего сокращения ставит более жесткие задачи, требующие активных действий по отношению к диффузным источникам биогенов, таким, как сельскохозяйственные стоки.
В Плане действий имеет место различие между мерами, которые могут быть осуществлены на региональном или национальном уровне, и мерами, которые могут быть реализованы только на уровне ЕС (например, общая политика в отношении рыболовства, общая сельскохозяйственная политика, контроль за маркетингом и использованием химических веществ) или в глобальном масштабе (например, контроль за судоходством, разработанный Международной морской организацией).
Ещё одним важным моментом при разработке Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю явилось активное участие всех основных заинтересованных групп в регионе. Такое участие гарантирует, что этот план является действительно актуальным и может быть эффективно осуществлен на практике. Общее видение здорового Балтийского моря было определено совместно всеми участвующими заинтересованными сторонами - правительственными кругами, отраслевыми и неправительственными организациями, вплоть до участия в обсуждениях отдельных граждан, в том числе старшего и младшего поколений, а также частными и государственными организациями. Таким образом, реализация Плана содействует увеличению занятости населения и другим аспектам устойчивого социально-экономического развития, а также экологической устойчивости и достижению состояния - здоровая окружающая среда.
1. Л.К.Коровин. 2007. План действий по Балтийскому морю. - стратегический шаг к улучшению экологического состояния морской среды - //М.: «Транспорт Российской Федерации». №13 - 61-62 с.;
2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА - URL: http://geolike.ru/page/gl_7441.htm[электронный ресурс] Дата обращения 30.04.2020;
3. HELCOMMinisterialMeeting. 2007. HELCOMBalticSeaActionPlan // 2007. P. 16-27;
4. Россия планирует потратить до 2020 года на экологию Балтики 145 млрд рублей - URL: http://www.ladoga-park.ru/a100520125711.html[электронный ресурс] Дата обращения 14.05.2020;
5. Пограничные земли, общие воды: история трансграничного
сотрудничества России, Балтийских стран и ЕС по оздоровлению экосистемы Балтийского моря - URL:
https://www.academia.edu/12014668/Пограничные земли общие воды история трансграничного сотрудничества России Балтийских стран и ЕС по оз
доровлению экосистемы Балтийского моря 2014[электронный ресурс] Дата обращения 30.04.2020;
6. RusNIP. 2015. Предложения по совершенствованию системы мониторинга и оценки нагрузки загрязняющих веществ на Балтийское море для целей Компиляции нагрузки загрязнений ХЕЛКОМ //2015. - 29-36 с.;
7. Защита Балтийского моря. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». - URL: http://www.vodokanal.spb.ru/kanalizovanie/ekologiya_baltij skogo_morya/[электронный ресурс] Дата обращения 23.04.2020;
8. ICES Advice. 2019. Sprat (Sprattus sprattus) in Division 3.a and Subarea 4 (Skagerrak, Kattegat, and North Sea)// P. 1-7;
9. HELCOM. 2019. Outcome of the 40th Meeting of the Baltic Marine Environment Protection Commission;
10. Впереди еще много работы для того, чтобы достичь целей Плана Действий по Балтийскому морю. - URL: http ://bfn. org .ru/wpdir/2018/03/07/wwf scorecard2018/[электронный ресурс] Дата обращения 19.05.2020;
11. План действий по Балтийскому морю сделает Балтику образцово чистым морем? - URL: https://bellona.ru/2008/12/09/plan-dejstvij-po- baltijskomu-moryu-sde/[электронный ресурс] Дата обращения 19.05.2020;
12. С.В.Викторов, Б.П.Усанов. 2012. Береговое и морское пространственное планирование на Балтике М.: «Транспор т Российской Федерации» №2(39)- 56-59 с.;
13. HELCOM Explorer - URL:
http://maps.helcom.fi/website/HELCOMexplorer/
14. Документы ХЕЛКОМ. Справочная информация - URL: http://helcom.ru/helcom_documents/pdbm [электронный ресурс] Дата обращения 16.05.2020;
15. Е.Михайлова. 2017. Процесс морского пространственного планирования в мире, странах Балтийского региона и России // - Санкт- Петербург, - с. 2-6.;
16. ICES Advice. 2019. Baltic Sea Ecoregion //- Fisheries overview. P. 2-7.;
17. Сравнение норм очистки Россия - Хелком - URL: http://www.resetilovs.lv/image/File/1_Normi_Rossija_Helkom.pdf [электронный ресурс] Дата обращения - 20.05.2020;
18. Т.Г.Ежова.2014. Межународно-правовая защита морской среды от загрязнения с судов на примере Балтийского моря // - Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. Вып.9. - Калининград, - с. 79-88.;
19. CES Advice. 2019. EU request on potential management measures for salmon in the Gulf of Finland (ICES Subdivision 32). P. 1 -8;
20.ICES Advice. 2019. EU request to report on the implementation of the Baltic Sea Multiannual Plan// P. 1 -8;
21. Climate change in the Baltic Sea Area HELCOM thematic assessment in 2013// Baltic Sea Environment Proceeding No. 137. P. 3 -5.