Совершенствование координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста посредством конькобежной подготовки на уроках физической культуры
Введение 3
1 Теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования 6
1.1 Координационные способности и их виды 6
1.2 Психолого-педагогические и анатомо-физиологические особенности обучающихся среднего школьного возраста 13
1.3 Методы и средства оценки координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста 18
2 Методы и организация исследования 25
2.1 Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 29
3 Опытно-экспериментальная проверка комплекса упражнений совершенствования координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста посредством конькобежной подготовки на уроках физической культуры в школе 31
3.1 Комплекс упражнений, направленный на совершенствование координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста посредством конькобежной подготовки на уроках физической культуры 31
3.2 Проверка эффективности комплекса упражнений для совершенствования координационных способностей обучающихся 13-14 лет посредством конькобежной подготовки на уроках физической культуры 33
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложение А 48
Приложение Б 56
Актуальность. В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в образовательные организации, проблема совершенствования физического воспитания школьников остается актуальной. Специалисты указывают, что система физического воспитания обучающихся в школах функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость её совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями [11].
Вместе с тем важной особенностью учебной программы по предмету «Физическая культура» в образовательной организации является реализация вариативной части учебного плана через возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с материально-технической оснащённостью учебного процесса, региональными климатическими условиями, профессиональной подготовкой педагогических работников [37].
В этой связи становится актуальным использование учителем физической культуры всевозможных способов, методов, технологий, оказывающих профилактическое и оздоравливающее воздействие на организм обучающихся. Введение третьего часа физической культуры в образовательных организациях позволило применять новые формы проведения уроков физической культуры, например, обучение катанию на коньках [22].
Катание на коньках является эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности обучающихся. Занятия катанием на коньках проводятся на свежем воздухе и тем самым оказывают положительное воздействие на организм школьников, у которых отмечаются позитивные изменения в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. У обучающихся совершенствуется координация, прежде всего функция равновесия, что позволяет им легко и свободно лавировать на льду, выполнять различные фигуры [6]. Под влиянием холодного воздуха в детском организме улучшаются терморегуляторные процессы, происходит закаливание, значительно повышается сопротивляемость простудным заболеваниям, сокращается их продолжительности. Повышается устойчивость вестибулярного аппарата и чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение. Так как при передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, то происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благотворно влияет на укрепление свода стопы [19].
Объект исследования: процесс физического воспитания в школе.
Предмет исследования: совершенствование координационных способностей обучающихся 13-14 лет на уроках физической культуры.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и в опытно - экспериментальной работе проверить эффективность комплекса упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей обучающихся 13-14 лет на уроках физической культуры посредством конькобежной подготовки....
Анализ научно-методической литературы и результатов экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Координационные способности непосредственно взаимосвязаны с развитием специализированных восприятий: ЧУВСТВ вpeмени, темпа, направляемых усилий, положения тела и его чacтей в пpocтpaнcтвe. Основным средством развития и совершенствования координационных способностей считаются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить, изменяя пространственные, временные и динамические параметры, а также принимая во внимание внешние условия, изменяя расположение снарядов и их порядок, вес, высоту, комбинируя различными способами двигательные навыки, сочетая ходьбу и прыжки, бег и ловлю предметов. Наиболее часто используемы в диагностике координационных способностей обучающихся тесты являются следующие: челночный бег; прыжки в длину с места из и.п. спиной и боком (правым, левым) к месту приземления; подскоки из и.п. стоя на возвышении; три кувырка вперёд; метание предметов ведущей и неведущей рукой на дальность; метание предметов на точность попадания в цель; бег с изменением направления; подвижные игры-тесты.
2. Разработан экспериментальный комплекс упражнений, направленный на совершенствование координационных способностей обучающихся 13 -14 лет посредством конькобежной подготовки. Его основу составляют следующие упражнения: поза новичка, отталкивание («фонарик», «полуфонарик» и др.), упражнения на равновесие, торможения («плуг», «полуплуг», переступами), бег (по прямой на скорость с махами одной или двумя руками, по повороту, поворот кругом в движении, скольжение спиной вперёд, стартовый бег, скоростной бег), а также подвижные игры на льду и эстафеты.
3. В ходе проведения педагогического эксперимента была доказана эффективность комплекса упражнений, направленного на совершенствование координационных способностей обучающихся 13-14 лет на уроках физической культуры. Это подтвердилось достоверным улучшением результатов всех тестов у экспериментальной группы по отношению к контрольной (как мальчиков, так и девочек). Прирост результатов экспериментальной группы обучающихся оказался выше, чем прирост в контрольной группе.