Введение 2
Глава 1. Новелла как жанр литературы 4
1.1. История возникновения жанра 4
1.2. Теория новеллы, характеристика особенностей жанра новелл 10
1.3. История французской новеллы 15
1.4. Французская новелла XX века 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Анализ сборника Э.-Э.Шмитта «Месть и прощение» в свете традиций французской новеллистики XX века 22
2.1. Общая характеристика творчества Э.-Э.Шмитта 23
2.2. Общая характеристика и анализ сборника «Месть и прощение» 26
2.3. Анализ темы нравственного выбора в сборнике новелл 31
2.4. Анализ темы мести в сборнике новелл 37
2.5. Анализ темы музыки в творчестве Э.-Э. Шмитта 39
Выводы по главе 2 42
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Данная работа посвящена творчеству современного французского писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта и анализу одного из его последних сборников «Месть и прощение», состоящего из четырех новелл: «Сёстры барбарен», «Мадам Баттерфляй», «Месть и прощение» и «Нарисуй мне самолет». Каждая из новелл посвящена двум понятиям-противоположностям, и выявлению художественных и стилистических особенностей его произведения в сравнении с произведениями писателей-новеллистов XX столетия.
В силу того, что Э.-Э.Шмитт является современным автором, чьи новые произведения выходят практически ежегодно, исследователям пока не удается изучить всю глубину его творчества во всех аспектах и компонентах при его жизни. Невзирая на то, что исследований, касающихся его творчества, существует огромное количество (и это не удивительно, автор признается одним из самых плодовитых, популярных и востребованных европейских писателей), писатель остается малоизученным, поскольку его произведения, будь то новелла, пьеса или роман, настолько обширны по всем параметрам (образам идеям, темам), что литературоведам и критикам открывается необъятное поле для анализа и изучения его литературных опытов. Этим и обусловлена актуальность данной работы.
Среди отечественных исследователей, изучением произведений писателя занималась А.С.Сорокина, которая защитила кандидатскую диссертацию, посвященную его творчеству, и написала ряд статей. В своей статье «Творчество Э.-Э.Шмитта в контексте постмодернистских идей» (2008 г.) Сорокина проанализировала, следует ли писатель канонам постмодернизма в литературе и каковы его расхождения с этим направлением. Также в этой статье Сорокина отметила с чем могут быть связаны сложности в изучении творчества Шмитта. Она определяет его место в истории литературы как «пограничное» и относит его к «излёту постмодернизма»...
Данное исследование было посвящено систематизации творческих
особенностей писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта, анализу сборника новелл
«Месть и прощение» и его сопоставления с новеллами XX столетия.
Для выполнения основной цели была проведена следующая работа:
изучены основные научные работы, посвященные творчеству Э.-Э. Шмитта,
в первой главе описано зарождения жанра новеллы в европейской и
французской литературе, а также развитие жанра в XX веке, изучена
биография читателя и его литературные предпочтения, проанализированы
названия сборника и отдельных новелл, проанализировано содержание
новелл, сопоставлены творческие методы и характеристики Шмитта с различными французскими писателями, в том числе, в контексте тем «мести»
и «нравственного выбора».
Теоретическая значимость работы состоит в том, что представленное
исследование можно включить в лекционно-практические курсы по
«Истории французской литературы», «филологического анализа текста», а
также при проведении занятий по МХК и французской литературе в
общеобразовательных учреждениях с гуманитарной направленностью.
Практическая значимость работы состоит в том, что данный сборник
прежде никогда не был исследован, поэтому «Месть и прощение» оставляет
кладезь возможностей для последующих изучений. Каждая из новелл
наделена огромным количеством тропов, аллюзий и метафор, что может
заинтересовать литературоведов в дальнейших исследованиях.
1. Абель И. Изящная словесность Эрика-Эмманюэля
Шмитта.//Научно-культурологический журнал. 2018, №7 URL:
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=5426 (дата
обращения 10.06.2020)
2. Багатурия Г. А. «Манифест Коммунистической партии» //
Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская
энциклопедия, 1983. — С. 337—339.
3. Балашов В. и др., Французская новелла XX в.,
Художественная литература, 1973, с.640
4. Вдовиченко Е.А., Лушникова Г. И., Филология и человек,
АГУ, 2019, с. 129-143
5. Веселовский А. Н., Боккаччо, его среда и сверстники,
Directmedia, 2012, с. 551
6. Виноградова, П., Шмитт выстрелил в Петербурге, СанктПетербургские ведомости. Рубрика: Культура, 18.11.2014
http://spbvedomosti.ru/news/culture/shmitt_vystrelil_ v_nbsp_peterburge/
7. Гальцова Е. Д. Творчество Андре Бретона как
энциклопедия сюрреализма. М.: ИМЛИ РАН, 2019.
8. Гёте И.В., Страдания юного Вертера. Избирательное
сродство. Годы странствий Вильгельма Мейстера. Новеллы, М.: Олмапресс, 1998, с. 752.
9. Григорьева Н. Писатель Эрик-Эмманюэль Шмитт: «Я
человек, влюблённый в людей», «Аргументы и факты», 2014
10. Джуринский А.Н. «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ПЕДАГОГИКИ», "ФОРУМ" — "ИНФРА-М", 1998, 272 с.
11. Евнина, Е.М. Мопассан и его рассказы [Текст] / Е.М.
Евнина
12. Жуков В.П, 20000 русских пословиц и поговорок,
Центрполиграф, с. 384
13. Измайлов А.И., Отечественные записки, 1839, т. 3
14. Коваленко Ю., Эрик-Эмманюэль Шмитт: «Писателю, как
врачу, должно быть присуще сострадание», от 02.08.2018
15. Кондратович Т. Эрик-Эмманюэль Шмитт: «Я не
постмодернист, я гуманист». Интервью с писателем. Радио свободы,
23.11.05, https://www.svoboda.org/a/105942.html... 45