ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ВИНТОВКИ 7
1.1 Анатомо-физиологические особенности юношей 14-15лет 7
1.2 Психолого-физиологические особенности юношей 14-15 лет 10
1.3 Нормативы сдачи ГТО и порядок проведения испытания 11
1.4 Техника стрельбы из пневматической винтовки 12
1.5 Основные методы и средства тренировок стрелков 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1 Характеристика методов исследования 37
2.2 Организация исследования 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 43
ВЫВОДЫ 50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью. В своей работе ему порой приходится быть организатором и руководителем, строителем и хозяйственником.
До недавнего времени в системе физического воспитания стрелковый спорт занимал одно из ведущих мест. Этим видом спорта в нашей стране занимались до 4 млн. человек. В связи с развалом СССР и войнами, террактами ожесточились требования хранения и ношения нарезного оружия, в том числе и спортивного оружия, что резко повлияло на развитие стрелкового спорта. Меня, как одного из ведущих стрелков-спортсменов Красноярского края, в частности города Красноярска, волнует проблема и развития стрелкового спорта в Крае в целом.
Поэтому я в данной работе обобщаю опыт использования этого вида спорта на уроках физической культуры и во внеурочной работе.
Научиться метко стрелять - непростая задача. Чтобы стать действительно хорошим стрелком, способным показывать неизменно высокие и стабильные результаты, нужно научиться выполнять практически все стрелковые приёмы и закрепить в себе определённые навыки. А для этого нужно тренироваться.
Очень трудно, если не сказать невозможно, дать такой универсальный рецепт, который подошёл бы для каждого стрелка и распространялся бы на все стрелковые упражнения. Организация тренировок требует строго индивидуального подхода к человеку. Поэтому какой-либо единой, шаблонной системы организации и проведения тренировок для будущих стрелков нет и быть не может. Однако, несмотря на различия в деталях и методах, в основе спортивной тренировки есть много общего, распространяющегося на всех без исключения спортсменов.
Бурно развивающийся спорт, достижение предельных результатов, увеличивающаяся конкуренция на мировой арене выдвигают и новые проблемы перед спортивной педагогикой, решение которых должно привести к работе новых методических положений и увеличению эффективности тренировочного процесса.
Весь арсенал методических средств, применяющихся в практике стрелкового спорта и содержащийся в научно-методической литературе, в большей степени исчерпал себя и нуждается в дальнейшей разработке и совершенствовании. Основным источником для дальнейшего развития теории и методики стрелкового спорта является сама практика и развитие системы научных исследований в различных направлениях этого вида спорта.
Если развитие спортивной науки и значительного количества видов спорта уже прошли путь от субъективного анализа и интуитивного планирования тренированной деятельности до научного управления этим процессом на основе объективного моделирования, то методика тренировки в стрельбе в основном до сих пор остается в рамках субъективных категорий без четких количественных критериев оценки эффективности тренировочного процесса.
Актуальность. В 90-е г. ХХ в. в России изменились политическое и финансовое направления, которые привели к потере целого поколения. На данный момент «утерянное» поколение должно сменить предыдущее. Для того чтобы избежать «провала» в смене поколений и возникла необходимость ускорить процесс обучения техники стрельбы из винтовки юных стрелков-пулевиков. А также в наше время, большая часть людей, как правило, ведет малоподвижный образ жизни. Это приводит в результате к снижению функциональных возможностей, различным заболеваниям: опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др. Решение проблем со здоровьем, лежит в профилактике заболеваний путем занятием физической культурой. Эту проблему государство решает и вводит комплекс ГТО для всех групп населения. Это будет способствовать оздоровлению и привитию потребности к занятиям физической культуры и спортом. Среди школьников России лишь 16 процентов являются относительно здоровыми, Более 70% школьников не занимаются спортом регулярно, Только 14% юношей признаются здоровыми и полностью годными к службе в армии....
1. Изучив анатомо-физиологические особенности юношей 14-15 лет, мы выявили, что данный возраст занимающихся характеризуется переходным периодом. В этом периоде проходит половое созревание, завершается окостенение запястья. Ввиду совершенствования торможения улучшается контроль над эмоциями. Увеличивается продолжительность времени активного внимания, при отсутствии утомления, что позволяет больше времени уделять на техническую и психологическую подготовку.
2. Изучив традиционную методику и средства обучения стрельбе из пневматической винтовки, мы выявили, что в данном виде спорта основными методами обучения являются: целостно - конструктивный, расчленено - конструктивный, повторный, переменный и повторно - интервальный. Основными средствами тренировки стрелков являются упражнения с оружием и без него, выполняемые стрелками на всем протяжении занятий стрелковым спортом. Все тренировочные упражнения имеют свое значение соответственно виду подготовки: технической, физической, специальной физической, психологической и тактической. Одни упражнения направлены на овладение навыками в технике стрельбы, другие - на развитие специальных физических качеств, на приобретение навыков регуляции своего психического состояния.
3. В результате исследования мы выявили, что усовершенствованная нами методика способствует быстрейшему овладению технике стрельбы из винтовки и достижению высоких спортивных результатов.
4. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что разработанная нами методика, является эффективной. Так, как различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными.
1. Артамонов М.А. Как научиться метко стрелять / Под общ. ред. М.А. Артаманова, - М.: ОГИЗ, 1934. - 54c.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1982. - 456 с.
3. Бальсевич Н.В. Проблемы совершенствования процесса физического воспитания среднего школьников // Сов. Педагогика. 1983. - № 8. - С. 18.
4. Баширова P.P., Баширов Л.М. Математическое моделирование в спорте. -Ташкент: Медицина, 1988. 144 с.
5. Билл Пуллэм Фрэнк Т. Хейненкрат «Спортивная стрельба из пистолета и винтовки» / Пер. с англ. и примеч. Д. Пуцыковича. - М.Ж Физкультура и спорт, 1991 - С. 164-168.
6. Вайнштейн Л.М. Стрелок и тренер / Под общ. ред. Л.М. Вайнштейна, - М.: Изд. ДОСААФ, 1977. - 93c.
7. Вайнштейн Л.М. Основы стрелкового мастерства / Под общ. ред. Л.М. Вайнштейна, - М.: Изд. ДОСААФ,1960. - С. 16-19.
8. Верхошанский, Ю.В. Основы физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физическая культура и спорт, 1985.
9. Вопросы подготовки молодых стрелков. Методические рекомендации. Комитет по физической культуре и спорту при совете министров СССР. М. 1977. - 203c.
10. Горбунова, М., Ножкина, Т. Шпаргалка по психологии / М. Горбунова, Т. Ножкина. - М.: Аллель, 2011. - 64 с.
11. Губа, В.П. Прогнозирование двигательных способностей и основ ранней ориентации в спорте / В.П. Губа. - М.: Олимпия-пресс, 2007.
12. Гориневский В.В. Пути и методы изучения процессов развития ребенка и подростка / Под общ. ред. В. В. Гориневский, - М.: Физкультура и спорт, - 317 с.
13. Гущин А.П. Спортивная стрельба из малокалиберного пистолета и револьвера / Под общ. ред. А.П. Гущина, - М.: 1965. - 129с.
14. Дунаев, К.С., Савицкий, Я.И., Солдатов, О.А. Развитие силовой выносливости у биатлонистов // Сборник «Лыжный спорт»: Вып. 2. - 150 с.
15. Жданов, Л.Н. Системный подход оценки уровня физической подготовленности детей, подростков и юношей / Л.Н. Жданов // Тезисы доклада на всесоюзно-научном конгрессе. - М., 1995. - С.40-41....(40)