ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА I. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ КАК ПРЕДМЕТ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА 4
1.1 Мифологемы как проблема: историографический аспект 4
1.2. Поэтика Ч. Айтматова в аспекте национального своеобразия 6
Выводы по главе I6
ГЛАВА П.МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ПРОЗЕ Ч. АЙТМАТОВА 60-70
ГОДОВ XX ВЕКА 9
2.1 Идеальный образ природы в произведениях Ч. Айтматова 10
2.2 Мифологемы-символы в произведениях Ч. Айтматова
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Имя писателя Чингиза Айтматова известно как в России, так и за рубежом. Его книги переведены на многие языки и доступны каждому, кто хочет больше узнать об истории киргизского народа. Проблемы, затрагиваемые писателем, близки людям разного возраста и разных национальностей. Ч. Айтматов обращается к философским, психологическим, бытовым сферам жизни, которые близки и понятны прежде всего тем, кто испытывал жизненные трудности и был способен их преодолевать. Размышления о насущных проблемах - жизни и смерти, верности и чести, преданности и любви - приводили писателя к истокам человеческой истории, ее корням, вечным основам. Отсюда - глубокий мифологизм его образов, сюжетов, характеров. Множество современных феноменов восходят к начальному мифологическому времени, в котором сформировались ценностные константы культуры. В творчестве Айтматова находят отражение мифопоэтические темы, мотивы, сюжеты, определяемые в современном литературоведении как мифологемы.
Мифологемы понимаются как «структурообразующий принцип» и «носитель особо важного общечеловеческого значения» [27, с. 224-225], в связи с чем актуальность их исследования очевидна. Мифологические истоки творчества не только позволяют с большим пониманием углубиться в творчество писателя, но и открывают в его произведениях новые возможности интерпретации, актуальные для каждого времени.
Объект исследования - творчество Ч. Айтматова.
Предмет исследования - мифологические образы, их функции и смыслы в произведениях Ч. Айтматова 1960-1970 годов.
Цель исследования - определить значимость и своеобразие мифологических образов в творчестве Ч. Айтматова 1960-1970 годов.
Задачи исследования...
В ходе исследования были выявлены основные мифопоэтические образы
в произведениях Ч. Айтматова – мифопоэтические оппозиции, зооморфные
образы-символы, одушевленные образы вещей и предметов, ключевая тема
противостояния природы и человека.
Названные мифологемы на композиционном уровне реализуются через
соотношение сюжетных линий, включаются в сюжетную структуру
мифологических сюжетов. Каждая история в произведениях реализуется через
введение в тексты легенд, сказаний, мифологических образов.
Интегрирование мифологем в структуру произведения – способ
воплощения в художественном тексте ключевых понятий Айтматова. Мотивы
памяти и судьбы реализуются на примере традиций народов (Карагул Ботом,
Плач Верблюдицы). Благодаря введению мифа в структуру произведений
актуализируется ценность традиции, исторического прошлого, которые могут
забыться одним конкретным человеком или же целой семьей (убийство МатериОленихи в «Белом пароходе»).
Мифологемы-символы представлены образами легенд об Утке Лувр,
Рыбе-женщине, о Рябой Хромой Старухе, Пегом псе и др. Художественный
замысел писателя в данном случае охватывает огромное количество
человеческих проблем, которые находятся и в прошлом, и в настоящем, и в
будущем. Автор обращается к анималистическим и пространственновременным образам, через которые передаются мотивы воспоминаний,
пророчеств (пророчество Рябой Хромой Старухи).
Герои легенды и герои настоящего связываются между собой.
Цикличность судеб, времени и пространства находятся на границах соединения
прошлого и настоящего (легенда о Рогатой Матери-Оленихе)...
1. Айтматов, Ч. В соавторстве, с землею и водою: очерки, ст., беседы,
интервью / Ч. Айтматов.-,Фрунзе: Кыргызстан, 1978, - 131 с.
2. Айтматов, Ч. В соавторстве с землею и водою... Очерки, статьи, беседы,
интервью. - Фрунзе: Кыргызстан,1978. – 405 с.
3. Айтматов, Ч. Точка присоединения / Ч. Айтматов // Вопросы литературы.
1976. - № 8. - С. 155-163.
4. Айтматов, Ч., Шаханов, М. Плач охотника над пропастью: Исповедь на
исходе века. – Алматы: Рауан, 1996. - 384 с.
5. Айтматов, Ч.Т. Белый пароход: повести / Под ред. А. Жикаренцева. СПб.:
Азбука, Азбука-Аттикус, 2015.
6. Айтматов, Ч.Т. Плаха / Предисл. Е. Суркова. М.: Мол. гвардия, 1987.
7. Айтматов,Ч. Белый пароход. Полное собрание сочинений в 8-ми томах. -
Т. 2. - Алматы : БТА Банк, 2008.
8. Айтматов,Ч. Пегий пес, бегущий краем моря [Текст] / Айтматов Ч. — 1-е.
— М.: Издат, 2009 — 128 c.
9. Айтматов,Ч. Прощай, Гульсары! [Текст] / Айтматов Ч. — 1-е. — М.:
Издат.мос. 2017 — 135 c.
10. Айтматов,Ч. Тополек мой в красной косынке [Текст] / Айтматов Ч. — 2-е.
— М.: Издат, 2002 — 120 c.
11. Айтматов,Ч.Т. Все касается всех // Статьи, выступления, диалоги,
интервью. М.: АПН, 1988.
12. Аверинцев, С.С. Вяч. Иванов и русская литературная традиция // Связь
времен: Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX и нач. ХХ
в. / ИМЛИ. – М.: Наследие, 1992. – С. 298-312.
13. Аверинцев, С.С. /Мифы // Краткая литературная энциклопедия: дис.
Аверинцев, С.С. Фил. наук: Москва, 1976. - 876 с.
14. Анасалиев, К.А. Дела земные//Советская Киргизия. - Москва, 1991 - с.5
15. Анасалиев, К.А. Новая книга Ч. Айтматова // Ч. Айтматов: очерки, статьи
и рецензии о творчестве писателя, - Фрунзе, 1975. .. 67