ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВ ЖИВОТНЫХ В
ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ 7
1.1. Функции образов животных в литературе 7
1.2. Функции образов животных в поэзии: исторический аспект 16
1.3. Функции образов животных в поэзии ХХв 18
Глава 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБРАЗОВ ЖИВОТНЫХ В ПОЭЗИИ В. С.
ВЫСОЦКОГО 24
2.1. Структура и функции образов коней 24
2.2. Структура и функции образов птиц 31
2.3. Структура и функции образов насекомых 35
2.4. Структура и функции образов морских и иных животных 46
Заключение 54
Список использованных источников 56
Тема выпускной квалификационной работы посвящена исследованию художественных функций животных в поэзии В.С. Высоцкого. Поэзия В.С. Высоцкого была и остается актуальной не только в исследовательской среде, но и культурной: проводятся поэтические вечера, где читаются стихи, поются песни и зачитываются отрывки из воспоминаний его современников. Одним из подтверждений, что имя и творчество В. Высоцкого не забыто, является народное голосование в проекте «Имя России» от телеканала «России» совместно с телекомпанией ВИИ в 2008 году, где по подсчету голосов, он входит в тройку самых значимых персоналий, уступая место Юрию Гагарину и Владимиру Ильичу Ленину [28]. Это говорит о том, что в современном мире, который наполнен множеством новых авторов, произведений, песен, стихи и записи В. Высоцкого по сей день звучат.
По словам Марины Влади, стиль В.С. Высоцкого отличает «...Использование полузабытых терминов, символических образов, простонародных выражений, жаргона, характеры персонажей, которые живут, действуют, этот лиризм, эта глубина содержания - уникальны. Музыкой, им созданной, Высоцкий подчеркивает и дополняет поэзию стиха. » [64].
В русском литературоведении интерес к изучению образов животных не ослабевает на протяжении нескольких столетий. Цитируя М. Эпштейна, мы отмечаем, что «Образы животных в литературе - это своего рода зеркало гуманистического самосознания» [70]. Изменение мировоззрения, смена культурных ценностей и социального устройства меняли и отношение к животным как инструменту выражения человеческих эмоций, поведения. При помощи устоявшихся ассоциаций многие авторы устанавливают неразрывную связь между анималистическим образом и характером, как, например, образ лисы в сказках и баснях соответствует такой характеристике личности человека, как хитрость, изворотливость [48]. Помимо этого, на взгляды человека в аспекте функций образов животных влияют такие факторы...
В ходе исследования художественных функций животных в поэзии В.
Высоцкого был сделан ряд следующих выводов.
Теоретический аспект исследования раскрывает исторический фактор
возникновения и развития анималистической литературы и поэзии от
мифологических и фольклорных мотивов до XX в. Дается понятие о таких
понятиях, как анимализм, реализм в аспекте анималистической литературы.
Рассматривается характеристика каждого периода литературного творчества в
аспекте востребованности и отношению к анималистической тематике,
выявляются особенности, присущие каждому из приведенных периодов, а
также их наиболее яркие представители в лице поэтов и писателей.
Основная художественная функция животных не только в поэзии В.
Высоцкого, но и в литературе в целом - это эмоциональное самовыражение и
влияние на читателя. Главная тема, получившая развитие на протяжении
многих десятилетий и являющаяся ведущей в современной литературе -
взаимоотношение человека и животного. Она проходит множество стадий
развития и осмысления в литературном творчестве.
На основе анализа видовых категорий образов животных на основе
поэтических текстов В. Высоцкого можно утверждать, что каждый вид имеет
собственную смысловую составляющую, а также является средством для
воплощения не только социальных, но и духовных проблем, связанных с
вечными темами, такими как жизнь и смерть, любовь и ненависть, и тд.
Каждая видовая категория образов животных, распределенных в
практической части на классификации на основе общих функций,
характеристик, имеют определенный вектор развития и выражения поэтической
мысли.
Художественный образ коня имеет функции наиболее выразительной
передачи смысловой композиции песен, воплощения духовной и физической
свободы человека...
1. Бакин В. В. Высоцковедение как наука // Владимир Высоцкий.
Жизнь после смерти. [Текст]— М.: Алгоритм, 2011. — 500 с.
2. Бакунова Е. В. Место художественного анимализма в современном
литературоведении. [Электронный ресурс]: – режим доступа -
http://rep.barsu.by/bitstream/handle/data/2587/Mesto%20hudozhestvennogo%20ani
malizma%20v%20sovremennom%20literaturovedenii.pdf?sequence=1&isAllowed=y
, дата обращения
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. [Текст] / М.М.
Бахтин. – М.: Искусство, 1979 с. — 424 с.
4. Берестов В. «В прошлом, будущем и настоящем...» // Вопр. лит.
[Текст] — Вып. 2., 1995. — 12–13 с.
5. Белогурова С. П. Анимализм как культурологический и
художественный феномен в общественной мысли рубежа XIX-XX вв. / канд.
культорол. наук: 24.00.01/Белогурова С.П. - Москва, 201. — 218 с.
6. Блок А. А. Кризис гуманизма. [Электронный ресурс]: – режим
доступа - https://web.stanford.edu/class/slavic272/materials/blok_krushenie19R.pdf,
дата обращения -
7. Введение в литературоведение. Литературное произведение:
основные понятия и термины: учебное пособие [Текст] / Л.В. Чернец, В.Е.
Хализев: под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа; издательский центр
«Академия», 2004. – 680 с.
8. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. [Текст]: /
В.В. Виноградов. - М. : Гослитиздат, 1959. — 655 с.
9. Выготский Л. С. Психология искусства. [Текст] / Л.С. Выготский. –
М.: Искусство, 1968. — 576 с.
10. Высоцкий В С. Я не люблю…: Песни, стихотворения.- М.: ЗАО
Изд-во АСТ - Пресс, 2017. — 410 c.
11. Высоцкий В. Сочинения: В 2 т. [Текст] — Екатеринбург, 1997. —
1184 с.
12. Высоцкий В. С. Охота на волков. [Электронный ресурс]: – режим
доступа - https://www.culture.ru/poems/19157/okhota-na-volkov, дата обращения
13. Высоцкий В. С. Лежит камень в степи. [Электронный ресурс]: –
режим доступа - https://www.culture.ru/poems/19291/lezhit-kamen-v-stepi, дата
обращения
14. Высоцкий В. С. Так случилось - мужчины ушли. [Электронный
ресурс]: – режим доступа - https://www.culture.ru/poems/18907/tak-sluchilosmuzhchiny-ushli, дата обращения
15. Высоцкий В. С. Очи черные. Погоня. [Электронный ресурс]: –
режим доступа - http://www.kulichki.com/masha/vysotsky/pesni/vo-xmelyuslegka-lesom.html, дата обращения...