Оглавление……………………………………………………………...................3
Введение………………………………………………………………….………..4
Глава 1.Формирование эстетической концепции Сэлинджера………..…….....6
1.1. История литературной критики о Сэлинджере…………………………….6
1.2. Писатели – предшественники и современники Сэлинджера…………….11
1.3. Философия романа «Над пропастью во ржи» и сборника «9
рассказов»………………………………………………………………………...14
Выводы к главе 1……………………………………………………………… 20
Глава 2. Отражение темы одиночества в романе «Над пропастью во ржи»
и сборнике «9 рассказов………………………………………………….. …….21
2.1. Внутренний мир Холдена Колфилда……………………………..………..22
2.2. Поэтика и тема одиночества в сборнике «9 рассказов»………………….30
2.2.1 «Хорошо ловится рыбка-бананка»……………………………………...30
2.2.2 «Лапа-растяпа»…………………………………………………………...32
2.2.3 «Перед самой войной с эскимосами»…………………………………...33
2.2.4 «Человек, который смеялся»…………………………………………….35
2.2.5 «В лодке»………………………………………………………………….35
2.2.6 «Тебе, Эсме, - с любовью и убожеством»……………………………...36
2.2.7 «И эти губы, и глаза зеленые…»………………………………………..38
2.2.8 «Голубой период де Домье-Смита»……………………………………..39
2.2.9 «Тедди»…………………………………………………………………....40
2.3. Общее и различное в трактовке одиночества в романе и
цикле рассказов…………………………………………………………………..42
Выводы к главе 2………………………………………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы………………………………………………………………55
Единственный роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» стал
переломной вехой в истории мировой литературы. Образ его главного героя
Холдена Колфилда сделался культовым для многих поколений молодых
бунтарей от битников и хиппи до современных радикальных молодежных
движений и через него возможно проследить отчужденность от внешнего
мира, тему, характерную для американской литературы 20 века.
Несмотря на огромную популярность и хорошую изученность
произведений Сэлинджера, работ, рассматривающих «Над пропастью во
ржи» и «9 рассказов» в тематическом единстве достаточно немного. Между
тем, сравнительно-сопоставительное исследование этих произведений
представляется необходимым для всестороннего описания раскрытия темы
одиночества в творчестве Сэлинджера. В этом заключатся актуальность
данного исследования.
Целью исследование является рассмотрение темы одиночества в
романе «Над пропастью во ржи» и сборнике «9 рассказов» Дж.Д.
Сэлинджера.
Задачи данной работы:
1. Описать культурно-исторический контекст эпохи;
2. Определить факторы, повлиявшие на формирование
идейно-эстетической концепции Сэлинджера;
3. Рассмотреть тему одиночества в романе «Над пропастью во
ржи»;
4. Рассмотреть тему одиночества в сборнике «9 рассказов»;
5. Выявить общее и различное в трактовке одиночества в
романе и цикле рассказов.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной
работе выступаем американская литература послевоенного времени.
Предметом исследования является тема одиночества в романе «Над
пропастью во ржи» и сборнике «9 рассказов».
В данной работе прежде всего была исследована взаимосвязь темы
одиночества в романе «Над пропастью во ржи» и сборнике «9 рассказов».
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
описан культурно-исторический контекст эпохи, для выявления истоков
тематики произведений и типологии персонажей; были определены факторы,
повлиявшие на формирование идейно-эстетической концепции Сэлинджера; была рассмотрена тема одиночества в романе «Над пропастью во ржи» и
составлен психологический портрет главного героя Холдена Колфилда путем
анализа его внутреннего мира; также рассмотрена тема одиночества в
сборнике «9 рассказов», как она выражена в каждом рассказе и было найдено
общее и различное в трактовке темы одиночества в романе и цикле
рассказов.
Выполняя поставленные задачи были сделаны определенные выводы.
Изучая различные научные и критические труды о творчестве Сэлинджера,
мы пришли к выводу, что несмотря на то, что произведено большое
количество различного рода исследований, в которых в качестве центральной
темы было выделено одиночество, был обнаружен недостаток изученности
связи двух произведений романа «Над пропастью во ржи» и сборника «9
рассказов» на основе их тематического единства. Исследуя исторический
контекст эпохи, мы пришли к выводу, что темы произведений, сюжеты и
герои Сэлинджера появились благодаря влиянию событий, происходивших в
обществе. Творчество писателя можно рассматривать как своеобразный
протест против милитаризации, конформизма, капитализма и маккартизма,
царивших в то время в Америке. Изучая философские воззрения Сэлинджера,
можно прийти к выводу, что писатель находился под сильным влиянием
дзэн-буддизма, философии и эстетики древнего Востока в целом. Мистико религиозные этические построения Сэлинджера находятся в сложном
переплетении с материалистическими взглядами писателя на некоторые
проблемы воспитания и своеобразно отражаются в его художественном
творчестве...
1. Анандавардхана. Дхваньялока (Свет Дхвани) / Перевод с санскрита,
введение и комментарий Ю.М. Алихановой. — М.: ГРВЛ «Наука»,
1974. — 304 с. Серия: «Памятники письменности Востока», выпуск
XXXIX.
2. Анджапаридзе, Г. А. Потребитель? Бунтарь? Борец? : Заметки о
молодом герое зарубеж. прозы 60-70-х г. / Г. Анджапаридзе. – М.:
Молодая Гвардия, 1988. – 269 с.
3. Аствацатуров, А. А. И не только Сэлинджер: десять опытов прочтения
английской и американской литературы / А. А. Аствацатуров. – М.:
АСТ, 2015. – 320 с.
4. Белов, С. Парадоксы Дж. Сэлинджера.// Литературное обозрение. –
1985. – №2.
5. Библия. Н. З. Евангелие от Матфея. Пер: / Славян, библейский фонд. –
СПб.: Б. и., 1997. – 159 с.
6. Вераксич, И. Ю. : Зарубежная литература. ХХ век Курс лекций. Лекция
№ 21. Литература США (вторая половина ХХ века) [Электронный
ресурс]/ И. Ю. Вераксич. – Электронные текстовые данные. – Режим
доступа: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/veraksich-hh-vek-kurslekcij/lekciya-21.html – Загл. с экрана.
7. Гайсмар, М. Американские современники [Электронный ресурс] / М.
Гайсмар. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа:
http://slovo.ws/geroi/732.html – Загл. с экрана.
8. Галинская, И. Л. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д.
Сэлинджера [Электронный ресурс] / И. Л. Галинская. – Электронные
текстовые данные. – Режим доступа:
http://www.telenir.net/literaturovedenie/filosofskie_i_yesteticheskie_osnovy
_poyetiki_dzh_d_syelindzhera/p1.php#metkadoc4 – Загл. с экрана.
9. Тулси Дас. Рамаяна или Рамачаритаманаса (Море подвигов Рамы) /
Перевод с индийского (хинди), комментарии и вступительная статья
академика А.П. Баранникова. — Москва-Ленинград, Издательство
Академии Наук СССР, 1948. — 969 с. 10 ил Засурский, Я. Н.
Американская литература XX века/ Я. Н. Засурский. – М.: Издательство
московского университета, 1984. – 502 с.
10. Зверев, А. М. Сэлинджер: тоска по неподдельности / А. М. Зверев. –
Харьков. : Фолио, 1999. – 20 с.
11. Кант, И. Критика способности суждения [Электронный ресурс] / И.
Кант. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа:
http://www.iakovlev.org/zip/kant3.pdf – Загл. с экрана.
12.Керуак, Д. Бродяги Дхармы / Д. Керуак .; пер. — пер. с англ. М.
Немцов. – Спб. : Азбука, 2011. – 288 с.
13.Керуак, Д. На дороге / Д. Керуак .; пер. — пер. с англ. М. Немцов. –
Спб. : Азбука, 2006. – 384 с.
14.Ларин, В. А. Учение о символе в индийской поэтике — «Поэтика» / В.
А. Ларин. — 1927. — с. 30–31.
15.Лидский, Ю. Я. Очерки об американских писателях XX века / Ю. Я.
Лидский. – Киев, 1968. — с. 198... 40