Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Цикл баллад В. С. Высоцкого «Стрелы Робин Гуда»: лингвопоэтический аспект

Работа №175031

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы68
Год сдачи2025
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКОГО АНАЛИЗАХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 6
1.1. Место лингвопоэтического анализа художественного текста в
лингвистике текста 6
1.2. Методы лингвопоэтического анализа текста 9
1.2.1. Трёхуровневый анализ 10
1.2.2. Лингвопоэтика художественного приёма 13
1.2.3. Лингвопоэтическая стратисфакция 13
1.2.1. Лингвопоэтическое сопоставление 15
1.2.1. Лингвопоэтика повествовательных типов 16
1.3. История, становление и развитие лингвопоэтики 17
Выводы 26
ГЛАВА II. Лингвопоэтическая специфика цикла баллад В.С. Высоцкого «Стрелы Робин Гуда»
2.1. Идиостиль баллад 27
2.2. Лингвопоэтические особенности баллад 30
2.2.1. Баллада о времени 30
2.2.2. Баллада о ненависти 35
2.2.3. Баллада о вольных стрелках 39
2.2.4. Баллада о любви 44
2.2.5. Баллада о двух погибших лебедях 49
2.2.6. Баллада о борьбе 55
Выводы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЯ 63

Изучение литературы в лингвопоэтическом аспекте связано с основными эстетическими и философскими установками той культурной парадигмы, к которой данное произведение принадлежит. Анализ художественного текста направлен на постижение его смысла. Однако смысл включает в себя не только план содержания, но и форму выражения.
Структуру и семантику текста чётко разграничить зачастую трудно, они представляют собой неразрывное целое: анализируя одну из составляющих текста, исследователь затрагивает всю текстовую ткань. Поэтому методы лингвопоэтического анализа до сих пор четко не сформулированы и не разработаны.
Аналитическое внимание к языку художественной литературы последних десятилетий и к ее лингвопоэтическим нормам вызывает живой интерес, однако до сих пор остается мало изученным .
Творчеству Владимира Семёновича Высоцкого (1938 - 1980) посвящено уже немало исследовательских работ, направленных на изучение отдельных аспектов творчества поющего поэта, однако недостаточно исследований произведений автора в лингвопоэтическом аспекте. .
Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, недостаточной изученностью языка художественных произведений В.С. Высоцкого, а с другой, общим интересом к лингвопоэтическому анализу художественного текста в современной филологии.
Теоретико-методологической основой исследования стали работы, посвященные филологическому анализу текста, ученых -лингвистов В.В. Виноградова, В. Я. Задорновой, Ю. М. Лотмана, А. А. Липгарта и др. Теоретической базой работы являются также научные статьи Л.В. Щербы, А. А. Потебни, Р. Я. Якобсона, О.С. Ахмановой, Г. И. Климовской, А.К. Жунисбаевой, в который рассматривается лингвопоэтический аспект анализа художественных текстов.
Объектом исследования являются поэтические произведения В. С. Высоцкого, в частности, баллады В. С. Высоцкого для фильма Сергея Тарасова «Стрелы Робин Гуда» 1975 года.
Предмет исследования: лингвопоэтическая специфика цикла баллад В. С. Высоцкого для фильма «Стрелы Робин Гуда».
Материал исследования - тексты В. С. Высоцкого «Баллада о времени», «Баллада о ненависти», «Баллада о вольных стрелках», «Баллада о любви», «Баллада о двух погибших лебедях», «Баллада о борьбе».
Цель работы: рассмотреть шесть баллад В. С. Высоцкого «Стрелы Робин Гуда» в лингвопоэтическом аспекте.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- сделать реферативный анализ теоретического материала по особенностям лингвопоэтического анализа;
- выработать исследовательский подход для данного материала в соответствии с целью исследования;
- проанализировать индивидуально-авторскую манеру В. С.
Высоцкого;
- определить интертекстуальный аспект баллад данного цикла;
- сделать лингвопоэтический анализ шести текстов «Баллада о времени», «Баллада о ненависти», «Баллада о вольных стрелках», «Баллада о любви», «Баллада о двух погибших лебедях», «Баллада о борьбе».
Методологическая основа исследования. Для решения указанных задач в данной работе используются следующие методы исследования: метод языковой интуиции, метод сплошной выборки текста, семантико-структурный анализ, лингвостилистический анализ, сопоставительный анализ, мотивный анализ, семантико-стилистический анализ, сравнительный анализ.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Лингвопоэтический анализ - метод анализа художественного текста, который уделяет внимание не только лексическим и синтаксическим особенностям, но и звуковым, ритмическим, структурным единицам. Он включает в себя изучение структуры, использование языковых средств, метафор и образов, и других лингвистических характеристик с целью понять, как писатель использует язык для передачи своих идей, для достижения определенной эмоциональной и эстетической цели.
Данный вид анализа является более продуктивным по сравнению с другими лингвистическими анализами.
Во-первых, он полезен для того, чтобы понять, как художественный текст строится на уровне языка, позволяет выявить его структурные особенности, помогает раскрыть глубинные значения и эмоциональные оттенки произведения.
Во-вторых, он позволяет глубже проникнуть в содержательную ткань произведения, в его идейную сущность, не разрушая при этом его целостной структуры.
В-третьих, слова-ключи, оправдывая свое название, помогают сохранить в памяти содержание и основную мысль произведения. Такой анализ помогает читателям и исследователям лучше понять литературное искусство, оценить его художественные качества и влияние на читателя, а также контекст, в котором возникает произведение, и роль, которую оно играет в культуре.



1. Ахманова О. С. What is the English we use?: a course in practical stylistics / Olga Akhmanova, Rolandas F. Idzelis. - Репр. изд. - Moscow: МАКС Пресс, 2017. - 156 с.
2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике// Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С. 234-407.
3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. - 506 с.
4. Борисова Е. Б. Методологические принципы лингвопоэтического учения литературно-художественного образа [Электронный ресурс] // Вестник ВятГу. - 2012. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metodologichesk ie-printsipy-lingvopoeticheskogo-izucheniya-literaturno-hudozhestvennogo-obraza (дата обращения: 27.10.2024).
5. Борисова Е. Б. Лингвопоэтический анализ художественного текста: история, методология и методика исследования // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. №22. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/lingvopo etichesky-analiz-xudzhestvennogo-teksta-istoriya-metodologiya-i-metodika- issledovaniya (дата обращения: 20.10.2024).
6. Борисова Е.Б. Художественный образ в британской литературе ХХ века: типология, лингвопоэтика, перевод: Монография. Самара, Изд-во ПГСГА, 2010. 356 с.
7. Будагов Р. А. Что же такое лингвистическая поэтика? / Филологические науки 1980, №3 - С. 18-26.
8. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В. В. Виноградов; АН СССР, Отд-ние литературы и языка. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 255 с.
9. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. С. 90.
10. Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. / Г.О. Винокур.
- М.: Учпедгиз, 1959. - 442 с.
11. Владимир Высоцкий: монологи со сцены / Лит. запись О. Л. Терентьева; Худож.-оформитель Б. Ф. Бублик. - Харьков: Фолио; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. - 208 с.
1. Высоцкий В. С. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. Мы вращаем землю.
- М.: Изд-во «Надежда-1», 1997. - 624 с.
2. Высоцкий В. С.: исследования и материалы: сборник / Воронеж. гос. ун-т им. Ленинского комсомола. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. - 190 с.
3. Гончарова Н.Ю. Изучение понятия «художественный образ» с позицй лингвопоэтики // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. №1, 2013. С. 260-267.
4. Грязнова А. Т. Лингвопоэтический анализ художественного текста: подходы и направления: Монография. - М.: М111У, 2018. - 364 с.
5. Задорнова В.Я., Матвеева А.С. Море как элемент создания образа в английской поэзии // Язык, сознание, коммуникация. Вып. №35. М., 2007. С. 121-137.
... всего 50 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ