Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуют изменения в экономической, социальной и политической областях. Подобные изменения в большинстве развитых в промышленном отношении стран оказывают непосредственное влияние на систему образования как на один из ключевых элементов социального устройства любого государства. В условиях глобализации жизни современного общества интерес к сопоставлению путей
развития образовательных систем возрастает.
Профильное обучение рассматривается учеными многих зарубежных стран как эффективное средство повышения качества образования, обеспечения его непрерывности, формирования готовности к компетентному решению практических и жизненных задач, в том числе связанных с выбором профессии. В настоящее время в РФ ведется поиск оптимальных путей реализации профильного обучения, методов и средств его внедрения в общеобразовательных учебных заведениях.
Несмотря на достигнутые успехи, в теории и практике профильного обучения остаются проблемы выбора профиля обучения (неустойчивость предпочтений учащихся; несовпадение желаний родителей с возможностями учащихся и др.); проблемы подготовки педагогических кадров (недостаток подготовленных учителей для преподавания профильных предметов и элективных курсов, их низкая квалификация и неготовность работать по углубленным программам и др.); проблемы организации (недостаточная проработанность взаимоотношений "школа-вуз"; незаинтересованность вузов в сотрудничестве; перегруженность базовых учебных предметов, необходимость их пересмотра для профильных классов; сложности в переходе на индивидуальный учебный план и др.); проблемы в сфере учебно-методического обеспечения (недостаточное учебно¬методическое обеспечение профильного обучения; сложности с разработкой курсов по выбору, с адаптацией программ при организации индивидуальной образовательной траектории под конкретного учащегося и др.).
Для решения этих проблем в условиях профилизации российской школы большое значение имеет сравнительный анализ и теоретическое осмысление опыта, накопленного в этой области зарубежными странами. В процессе проведения сравнительных исследований появляется возможность выявить образовательный потенциал зарубежного опыта для внедрения в российскую систему образования. Одним из наиболее перспективных путей исследования является изучение структуры, организации и содержания профильного обучения в системе общего образования США.
США одними из первых зарубежных государств провозгласили принцип обучения, основывающийся на дифференцированной подготовке сообразно склонностям, интересам и успеваемости учащихся.
Сферами интереса отечественных и зарубежных исследователей в области сравнительного анализа образовательных систем являются:
- теоретико-методологические основы построения современного содержания образования и современные теоретические подходы к функции школы в современном обществе (R. Arnove, M. Cetron, M. Gayle, S. Marland,
M. Miller, Y. Oliveira, C. Perkins и др.);
- общие вопросы сравнительно-педагогических исследований
(Ю.А. Алферов, В.И. Андреев, В.П. Борисенков, Р.А. Валеева, Б.Л. Вульфсон,
А.Н. Джуринский, В.А. Дмитриенко, Г.Б. Корнетов, В.М. Меньшиков, Н.Д. Никандров, В.Я. Пилиповский, Л.И. Писарева, К.И. Салимова, В.Я. Синенко, Е.В. Ткаченко, Е.Е. Федотова, Т.Ф. Яркина и др.);
- проблемы современного реформирования структуры средней школы и модернизации содержания образования США (R. Arnove, L. Felder, Ch. Hansen, R. Piters, L. Stachovsky и др.);
- вопросы, связанные с возможностью использования зарубежного опыта в отечественном образовании (В.П. Борисенков, Р.А. Валеева, М.В. Кларин, Г.Б. Корнетов, Н.Д. Никандров, А.Д. Копытов, Л.И. Корнеева, М.П. Пальянов, Е.В. Ткаченко, Е.Е. Федотова, Н.Н. Шамрай и др.)
Проведённый анализ работ зарубежных и отечественных исследователей показал, что наряду с большим числом публикаций, диссертационных исследований, в которых исследован опыт осуществления образовательных реформ в США, проблема реализации профильного образования в США пока не получила достаточной разработанности.
В исследованиях определены противоречия между:
1) необходимостью предоставления каждой личности возможностей получения качественного образования, соответствующего её интересам, склонностям, способностям, отвечающего требованиям современного рынка труда и ориентацией российского образования на получение всеми школьниками высшего профессионального образования;
2) потребностью совершенствования системы профильного обучения в российских общеобразовательных школах, возможностью использования в этих целях опыта, накопленного в системе общего образования, и недостаточной степенью научного анализа в теории и практике отечественной педагогики.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему, которая заключается в выявлении организационно-педагогических условий реализации профильного обучения в системе общего образования США и представляющих образовательный потенциал для российской системы профильного обучения. Обозначенная проблема определила выбор темы диссертационного исследования:
«Организационно-педагогические условия реализации профильного
обучения в системе общего образования США и России»
Цель исследования: изучение специфического опыта функционирования профильного обучения в системе общего образования США и России и на основе компаративистского анализа выявление его образовательного потенциала для развития практики профильного обучения в российской общеобразовательной школе.
Объект исследования: процесс профильного обучения в
общеобразовательных школах США и России.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия реализации профильного обучения в системе общего образования США и России.
В заключении представлены выводы и основные результаты диссертационной работы, намечены перспективы дальнейшего исследования.
Результаты проведённого анализа направлений модернизации общего образования и опыта и развития профильного обучения в США и России в целом подтвердили гипотезу исследования.
1. Доказано, что педагогический опыт США в области организации профильного обучения представляет собой образовательный потенциал для использования в российской общеобразовательной школе, что подтверждено результатами опытно-экспериментальной работы. Определено, что опыт организации профильного обучения США целесообразно использовать при разработке новых подходов к реализации профильного обучения в российской системе образования.
2. Выделены отличия в реализации целевых установок профильного обучения, в развитии содержания и методики реализации профильной подготовки учащихся средних школ США и России. Установлено, что основными отличиями являются: ранняя профилизация средней ступени общего образования школ США; соответствие профильного обучения требованиям современного общества, рынка труда и учреждениями профессионального, а не высшего образования как в России; внедрение в учебные планы интегрированных учебных курсов с усилением практико-ориентированного содержания.
3. Определены основные тенденции профильного обучения в системе общего образования США, которые представляют образовательный потенциал для развития практики профильного обучения в общеобразовательных школах России (начало предпрофильного обучения с 7 класса; ограниченное число профилей обучения; ориентация на получение начального и среднего профессионального образования; включение в содержание образования интегрированных и практико¬ориентированных элективных курсов; ежегодная производственная практика).
Проведённое исследование не претендует на комплексное рассмотрение проблемы. Перспективным, на наш взгляд, является дальнейшее изучение социально-педагогических условий использования опыта США в сфере организации предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных школ и подготовки педагогических кадров для реализации профильного обучения.
1. Морозова, М.В. Содержание и структура профильного обучения в общеобразовательных школах США [Текст] / Морозова М.В., Демченко А.Р., Сёмина О.А. // Профильная школа. - 2009. - №6 (39) - С. 39-42.
II. Монографии
2. Морозова, М.В. Профессиональные намерения выпускников общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования: коллективная монография [Текст] // М.В. Морозова, М.П. Пальянов, Т.Б. Панкратова, Л.А. Новикова и др. - Томск: STT, 2009. - 124с.
III. Учебные пособия
3. Морозова М.В. Организационно-педагогические основы профильного обучения в общеобразовательной школе: учебное пособие [Текст] //М.В. Морозова, А.Р. Демченко, О.В. Сёмина. - Томск: STT, 2010. - 46с.
4. Морозова М.В. Профильное обучение в системе общего образования США: учебное пособие [Текст] // М.В. Морозова. - Томск: STT, 2010. - 48с.
IV. Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалов научно-практических конференций
5. Морозова, М.В. Сравнительный анализ организации профильного обучения в США и России [Текст] / М.В. Морозова, А.Р. Демченко, О.В. Заскалкина // Модернизация общего и профессионального образования: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - Томск: Изд- во STT, 2008. - С.80-86.
6. Морозова, М.В. Основные подходы к модернизации инженерного образования в США [Текст] / М.В. Морозова // Variety of education in central and Eastern Europe. - Vol.2. - Lithuania, 2007. - С.133-141.
7. Морозова, М.В. Развитие интегрированной системы подготовки специалистов [Текст] / М.В. Морозова, В.Л. Бибик, А.Б. Ефременков // Российские модели образования и их интеграция в мировое образовательное пространство: Прошлое и настоящее: IV Всероссийская научно-практическая
конференция с международным участием. Сборник трудов. - Томск, 2006. - С.9¬
12.
8. Морозова, М.В. К вопросу о содержании критериев 3А-Л оценки инженерных программ аккредитационной комиссии по технике и технологии США [Текст] / М.В. Морозова // Российские модели образования и их интеграция в мировое образовательное пространство: Прошлое и настоящее: IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Сборник трудов. - Томск, 2006. - С.25-29.
9. Морозова, М.В. К вопросу об истории формирования политехнического образования в Финляндии [Текст] / М.В. Морозова // Российские модели образования и их интеграция в мировое образовательное пространство: Прошлое и настоящее: IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Сборник трудов. - Томск, 2006. - С.145-154.
10. Морозова, М.В. Философские и социальные предпосылки модернизации инженерного образования в экономически развитых странах Европы и в США [Текст] / М.В. Морозова // Труды Института теории образования ТГПУ / Под ред.
B. А.Дмитриенко. - Вып.2. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. - С.39-44.
11. Морозова, М.В. История и концептуальные основы развития образования в Европе и США [Текст] / М.В. Морозова // Проблема реализации личностного потенциала молодежи в современных условиях: Труды Всероссийской научно¬практической конференции. - Томск, 2004. - С.128-130.
12. Морозова, М.В. Основные подходы к модернизации инженерного образования в США [Текст] / М.В. Морозова // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2007. - №5 (5). - С.148-152.
13. Морозова, М.В. Классификация, содержание и оценивание ключевых компетенций специалистов инженерного профиля в США [Текст] / М.В. Морозова // XI Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»: Материалы конференции: в 6-ти тт. - Т.3. Ч.2. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. - С.213-219.
14. Морозова, М.В. Из истории реформирования политехнического образования Финляндии [Текст] / М.В. Морозова // Прогрессивные технологии и экономика в машиностроении: Сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Т.2. - Юрга, 2006. -
C. 167-170.