Введение...................................................................................................................3
Глава I. Культурно-исторические предпосылки формирования традиций русской хоровой культуры......................................................................................7
1.1 Истоки формирования русской хоровой культуры ( до середины XVII века)...........................................................................................................................7
1.2 Значение хорового образования (коллективов) в развитии отечественной хоровой культуры (XVII-XVIII века) (до 20-х годов XX века)..........................19
1.3 Современные тенденции развития хоровой культуры ( общее-массовое и профессиональное) (XX век)................................................................................37
Вывод по I главе.....................................................................................................40
Глава 2. ГАРХ им. А.В. Свешникова как феномен русской хоровой культуры………………………………………………………………………….42
2.1. История создания ГАРХ: преломление традиций русской хоровой культуры.................................................................................................................42
2.2. Эволюция традиций: от народного хора к академическому.......................46
2.3. Тенденции современного развития ГАРХ им. А.В. Свешникова...............53
Выводы по II главе................................................................................................55
Заключение.............................................................................................................58
Список используемой литературы.......................................................................61
... Объектом исследования оказывается русская хоровая музыка в аспекте ее онтологического сравнительного анализа.
Предметом исследования становятся эволюционные процессы в области отечественной хоровой музыки.
Целью исследования является определение и обоснование причин и истоков доминирующего характера функционирования отечественной хоровой музыки, а также анализ ее особой исторической роли в общих процессах эволюции и в системе явлений музыкальной действительности. В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:
раскрыть истоки формирования русской хоровой культуры ( до середины XVII века);
определить значение хорового образования (коллективов) в развитии отечественной хоровой культуры (XVII-XVIII века) (до 20-х годов XX века);
показать современные тенденции развития хоровой культуры ( общее-массовое и профессиональное) (XX век).
Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее исторического и аналитического материала в учебном процессе: ...
Зарождение профессиональной русской певческой культуры характеризуется с образованием древнерусского государства с центром в Киеве (IX в.), связанное с влиянием на неё христианской церкви и западноевропейского музыкального образования (Византия). Центром русской певческой культуры становятся церковные хоры и организованные при них школы, основанные на национальном своеобразии певческого мастерства.
ХVIII век – эпоха больших общественных сдвигов. Расцвет всех видов искусства. Возникновение русской композиторской школы. Формирование национальных традиций музыкального исполнительства, свободного от церковных норм и сюжетов. Интенсивное развитие сложных жанров оперной, хоровой, инструментальной музыки. Основной жанр – опера. Хоровая музыка – основной компонент оперного спектакля.
Современный период развития хоровой а сарреll'ной музыки связан с тяготением к новым жанровым образованиям, развернутым концертным формам, с воплощением актуальных и значительных тем, а также с поисками разнообразных средств музыкальной выразительности, свойственных музыке XXI века. На протяжении последних трех, тесно связанных между собой десятилетий, происходил неуклонный процесс формирования нового композиторского мышления, повлекшего за собой стилевые и жанровые образные и композиционные изменения хорового искусства. ...