Программа по информационному сопровождению культурной навигации в социуме детей дошкольного возраста (Теория и методика обучения и воспитания, Северный (Арктический) федеральный университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: подготовительная группа «Зайчонок» детский сад «Центр дошкольного образования «СОВА» САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Архангельске.
Выборка: дети подготовительной группы в возрасте 5–7 лет, а также их родители и педагоги.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая основа информационного сопровождения культурной навигации в социуме детей дошкольного возраста……………6
1.1 Понятие информационного сопровождения культурной навигации в социуме детей подготовительной группы………………………………..6
1.2 Особенности развития культурной навигации в социуме детей подготовительной группы……………………………………………9
1.3 Подходы развития культурной навигации в социуме детей подготовительной группы……1
1.4 Анализ программ по формированию по информационному сопровождению культурной навигации в социуме детей подготовительной группы………14
Выводы по главе 1………………………………17
Глава 2. Разработка и реализация программы по информационному сопровождению культурной навигации в социуме детей дошкольного возраста……………………………………………19
2.1 Концепция программы: цель, задачи, принципы……………………...19
2.2 Содержание программы « Констатирующий эксперимент»…………21
2.3 Педагогический эксперимент по изучению эффективности программы «Констатирующий эксперимент». Анализ результатов эксперимента…………………………24
Выводы по главе 2………………………………….……………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………….………30
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….……..34
В современных условиях цифровизации образования и общества в целом особую значимость приобретает процесс информационного сопровождения культурной навигации детей дошкольного возраста. Культурная навигация предполагает освоение детьми основ социального взаимодействия, норм и ценностей общества, что играет важную роль в их последующей успешной адаптации в социуме. В дошкольном возрасте дети особенно восприимчивы к усвоению культурных норм, а современные информационные технологии могут способствовать эффективному формированию данного процесса. Однако недостаточное внимание к данному вопросу в образовательных учреждениях приводит к необходимости разработки и внедрения специализированных программ, направленных на информационное сопровождение культурной навигации дошкольников.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является разработка и апробация программы по информационному сопровождению культурной навигации детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия культурной навигации и особенностей её формирования у детей подготовительной группы.
2. Изучить существующие подходы и программы по формированию культурной навигации в образовательном процессе.
3. Разработать программу по информационному сопровождению культурной навигации дошкольников.
4. Провести педагогический эксперимент, направленный на оценку эффективности предложенной программы.
5. Проанализировать результаты эксперимента и определить перспективы дальнейшего совершенствования программы.
Объектом исследования является процесс формирования культурной навигации у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — информационное сопровождение процесса культурной навигации детей подготовительной группы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс культурной навигации детей подготовительной группы будет значительно эффективнее, если в образовательном процессе будет реализована специально разработанная программа по информационному сопровождению, направленная на формирование у детей понимания норм, традиций и ценностей социума, а также активного включения в социокультурное пространство.
Методы исследования
В ходе исследования использовались следующие методы:
• теоретический анализ научной литературы по проблеме культурной навигации и информационного сопровождения образования;
• наблюдение за деятельностью детей подготовительной группы;
• педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• анкетирование педагогов и родителей;
• сравнительный анализ результатов до и после реализации программы.
База исследования
Базой исследования являлся Детский сад «Центр дошкольного образования «СОВА» САФУ имени М.В. Ломоносова г. Архангельск, подготовительная группа «Зайчонок». В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-7 лет, воспитатели группы, а также родители воспитанников.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы информационного сопровождения культурной навигации дошкольников. В ней раскрываются понятие культурной навигации, её особенности, существующие подходы к её развитию, а также проводится анализ программ, направленных на формирование культурной навигации у детей подготовительной группы.
Вторая глава посвящена разработке и реализации программы по информационному сопровождению культурной навигации. В ней представлена концепция программы, её цели, задачи и принципы, подробно изложено содержание программы, а также описан педагогический эксперимент, проведённый для оценки её эффективности. Анализируются полученные результаты и делаются выводы о целесообразности внедрения разработанной программы в образовательный процесс.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию процесса информационного сопровождения культурной навигации дошкольников.
В первой главе был рассмотрен теоретический аспект проблемы. Определено, что культурная навигация представляет собой процесс усвоения ребенком социальных норм, традиций, культурных ценностей и адаптации к общественным условиям. Особое внимание было уделено когнитивным и социальным особенностям развития детей в возрасте 5–7 лет, а также роли семьи, образовательного учреждения и информационных технологий в формировании у дошкольников культурной навигации. Были проанализированы существующие программы, направленные на формирование и развитие этого процесса, что позволило выявить их основные сильные и слабые стороны.
Во второй главе была представлена разработка и реализация программы по информационному сопровождению культурной навигации дошкольников. Определены цель, задачи и принципы программы, а также подробно изложено ее содержание. В рамках исследования был проведен педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В результате анализа данных, полученных в ходе эксперимента, было выявлено, что внедрение предложенной программы положительно влияет на уровень развития культурной навигации у детей, способствуя более осознанному усвоению ими социальных норм и традиций.
Выявлено, что использование современных образовательных технологий, интерактивных методов и комплексного подхода в работе с детьми позволяет значительно повысить эффективность формирования культурной навигации. Включение родителей в процесс обучения также играет важную роль, создавая условия для целостного восприятия ребенком культурных норм как в образовательной среде, так и в семье.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает значимость и необходимость целенаправленной работы по развитию культурной навигации у детей дошкольного возраста. Разработанная программа может быть рекомендована к применению в образовательных учреждениях, работающих с детьми подготовительной группы, для повышения их социальной адаптации и успешного вхождения в культурное пространство общества.
1. Абитова Г.Т. Формирование основ информационной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.05. — СПб, 2015. — 220 с.
2. Агапова О.И., Кривошеев А.О., Ушаков А.С. О трех поколениях компьютерных технологий обучения. — Информатика и образование, 1994. — № 2. — С. 9–15.
3. Андреева А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей. — Журнал практического психолога, 2008. — № 5. — С. 101–114.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. — М.: МГУ, 2008. — 367 с.
5. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. — М.: Сфера, 2007. — 208 с.
6. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности. — Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2010. — № 4.
7. Бершадский М. Информационная компетентность. — Народное образование, 2009. — № 4. — С. 139–144.
8. Бревнова Ю.А., Ходакова Н.П. Компьютерные технологии в образовании детей дошкольного возраста. — Детский сад от А до Я, 2011. — № 5 (53). — С. 64–67.
9. Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду. — Информатика, 2010. — № 18. — С. 16–17.
10. Бурлаков И. Компьютерные игры заменят педагога? [Электронный ресурс]. — Интернет проект CYBERPSY. — URL: http://cyberpsy.ru/articles/burlakov-i-v-komp-yuterny-e-igry/ (дата обращения: 05.03.2025).
11. Бурлакова О.В. Дети и компьютер: вред и польза умной машины [Электронный ресурс]. — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — URL: https://urok.1sept.ru/articles/562838 (дата обращения: 05.03.2025).
12. Васильева Е.А. Роль педагога в формировании информационного пространства дошкольника. — Управление дошкольным образовательным учреждением, 2001. — № 9. — С. 89–96.
13. Владимирова Л.П. Современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии в образовании: тезисы доклада [Электронный ресурс]. — 2007. — URL: http://www.relarn.ru/conf/conf2007/section4/4_07.html (дата обращения: 01.03.2025).
14. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 303 с.
15. Дейкина А.Ю. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе медиаобразования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Барнаул, 2010. — 23 с.
16. Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В., Кротова Т.В. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования: учебное пособие. — М.: Перспектива, 2016. — 225 с.
17. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. — Начальная школа, 2005. — № 11. — С. 120–126.
18. Зылевич И.А. Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста. — Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 30–38.
19. Кабанова Т.С. Применение информационных технологий при формировании логических операций на примере квест-игры «В гостях у сказки». — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-informatsionnyh-tehnologiy-pri-formirovanii-logicheskih-operatsiy-na-primere-kvest-igry-v-gostyah-u-skazki (дата обращения: 01.03.2025).
20. Калинина Т.В. Формирование основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста. — 2020. — URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-osnov-informatsionnoi-kultury-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 04.03.2025.
21. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 128 с.
22. Константинов Б.Б. Формирование основ информационной культуры младших школьников: дисс. канд. наук: 13.00.01. — Москва, 2005. — 273 с.
23. Лебедева О.И. Культурная навигация в социуме детей дошкольного возраста. — Вопросы образования, 2019. — № 2.
24. Макарова Н.А., Стюхина Г.А. Взаимосвязь эмоционального компонента структуры способностей со способностью воображения. — В сборнике: Развитие познавательных способностей младших школьников материалы VI научно-практической конференции преподавателей и студентов. Под общ. ред. Т. В. Зотовой, 2019. — С. 102–107.
25. Никитина Л.И. Педагогика дошкольного образования. — М.: Владос, 2018.
26. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Владос, 2001. — 208 с.
27. Стюхина Г.А. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста: лекции 1–4. — Учебно-методическое пособие. [Электронное издание]. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2018.
28. Туйчиева И.А., Горняцкая О.Н. Инновационное использование современных информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. — Метод. материалы: прил. к журналу "Дошкольник. Млад. школьник", 2011. — № 1. — С. 21–26.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: Просвещение, 2013.
30. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология: учебник для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2025. — 446 с. — ISBN 978-5-534-15251-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560085 (дата обращения: 05.03.2025).
31. Зайцева К.П. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-rechevogo-razvitiya-detey-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-s-ispolzovaniem-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: без указания).