Введение 4
Глава 1. Педагогическая запущенность детей и подростков и причины ее возникновения 6
1.1. Сущность понятия «педагогическая запущенность учащихся» 6
1.2. Причины возникновения педагогической запущенности 10
Глава 2. Преодоление педагогической запущенности 13
2.1. Пути преодоления педагогической запущенности учащихся 13
2.2. Организация работы учителя и семьи с педагогически запущенными детьми 17
Заключение 21
Список используемых источников 22
Актуальность исследования. Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой. Это тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков, одновременно формируя такие образования как пассивность, инертность, безответственность и мотивации поведения личности.
Выводы многих педагогов и психологов свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений детей, не достигших совершеннолетия, являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности. Данная линия отклоняющегося поведения часто берет начало в раннем детстве и при стечении не благоприятных событий приводит к стойкой недисциплинированности, а потом разным формам антиобщественного поведения. Задержка развития правильного поведения, неумение подчиняться соответствующим требованиям со временем растут в нежелании считаться с общественными нормами.
Проблемой воспитания педагогически запущенных детей в 20 веке занимались педагоги, психологи, социологи, специалисты в других областях науки. Этот вопрос изучали такие ученые как Алемаскин М.А., Баженов В.Г., Беличева С.А., Белкин А.С., Галагузова М.А., Кондрашенко В.Д., Каиров И.А., Невский И.В., Овчарова Р.В., Пурин В.Д., Холодюк А.Г., Чернов И.В. и другие.
Цель исследования: проанализировать понятие «педагогическая запущенность детей и подростков», выявить ее причины и пути преодоления.
Объект исследования: воспитание и первичная социализация детей и подростков
Предмет исследования: причины возникновения и пути преодоления педагогической запущенности детей и подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и социологическую литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть понятие «педагогическая запущенность учащихся»;
3. Определить причины возникновения педагогической запущенности;
4. Выявить пути преодоления педагогической запущенности;
5. Охарактеризовать работу учителей и семьи с педагогически запущенными детьми.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и социологической литературы по теме исследования, синтез, изучение передового педагогического опыта, изучение школьной документации.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка используемых источников.
Изучив проблему педагогической запущенности, можно сделать вывод о том, что она очень актуальна в наше время. Педагогическая запущенность возникает там, где нет условий для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая среда, родители и педагоги, из-за которых он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии со средой.
Особенностями проявления педагогической запущенности являются: низкая учебная познавательная активность, неадекватная самооценка школьника и уровень его притязаний. Такой подросток характеризуется упрямством, неуверенностью, пассивностью, агрессивностью, труднообучаемостью и трудновоспитуемостью. У таких детей отсутствует необходимый запас знаний, они слабо владеют способами и приемами приобретения необходимых знаний, учебно-познавательные мотивы у них не сформированы.
Психологическая коррекция подразумевает комплексное воздействие на личность запущенного ребенка, его самосознание, общение и деятельность. Общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь в виду и семью, и школу, и ближнее окружение. Необходимо изучить семью, стиль воспитания и отношения к ребенку, психологический климат семьи, сделать все возможное для улучшения условий семейного воспитания. Надо правильно организовать свободное время, вовлечь подростка в общественно-полезную деятельность, проанализировать отношения со сверстниками, статус в классе, наличие друзей.
При работе с психологически запущенными детьми следует изучить учащихся, выявить трудных подростков, организовать индивидуальную учебно-воспитательную работу с ними, скорректировать недостатки нравственного и физического развития, сформировать правильное понимание здорового образа жизни, воспитать навыки правомерного поведения. Кроме того, надо провести работу с родителями педагогически запущенных учащихся.