Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Причины возникновения педагогической запущенности у детей и подростков и пути ее преодоления (Пензенский Государственный Университет)

Работа №174986

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы22
Год сдачи2024
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Педагогическая запущенность детей и подростков и причины ее возникновения 6
1.1. Сущность понятия «педагогическая запущенность учащихся» 6
1.2. Причины возникновения педагогической запущенности 10
Глава 2. Преодоление педагогической запущенности 13
2.1. Пути преодоления педагогической запущенности учащихся 13
2.2. Организация работы учителя и семьи с педагогически запущенными детьми 17
Заключение 21
Список используемых источников 22

Актуальность исследования. Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой. Это тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков, одновременно формируя такие образования как пассивность, инертность, безответственность и мотивации поведения личности.
Выводы многих педагогов и психологов свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений детей, не достигших совершеннолетия, являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности. Данная линия отклоняющегося поведения часто берет начало в раннем детстве и при стечении не благоприятных событий приводит к стойкой недисциплинированности, а потом разным формам антиобщественного поведения. Задержка развития правильного поведения, неумение подчиняться соответствующим требованиям со временем растут в нежелании считаться с общественными нормами.
Проблемой воспитания педагогически запущенных детей в 20 веке занимались педагоги, психологи, социологи, специалисты в других областях науки. Этот вопрос изучали такие ученые как Алемаскин М.А., Баженов В.Г., Беличева С.А., Белкин А.С., Галагузова М.А., Кондрашенко В.Д., Каиров И.А., Невский И.В., Овчарова Р.В., Пурин В.Д., Холодюк А.Г., Чернов И.В. и другие.
Цель исследования: проанализировать понятие «педагогическая запущенность детей и подростков», выявить ее причины и пути преодоления.
Объект исследования: воспитание и первичная социализация детей и подростков
Предмет исследования: причины возникновения и пути преодоления педагогической запущенности детей и подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и социологическую литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть понятие «педагогическая запущенность учащихся»;
3. Определить причины возникновения педагогической запущенности;
4. Выявить пути преодоления педагогической запущенности;
5. Охарактеризовать работу учителей и семьи с педагогически запущенными детьми.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и социологической литературы по теме исследования, синтез, изучение передового педагогического опыта, изучение школьной документации.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив проблему педагогической запущенности, можно сделать вывод о том, что она очень актуальна в наше время. Педагогическая запущенность возникает там, где нет условий для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая среда, родители и педагоги, из-за которых он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии со средой.
Особенностями проявления педагогической запущенности являются: низкая учебная познавательная активность, неадекватная самооценка школьника и уровень его притязаний. Такой подросток характеризуется упрямством, неуверенностью, пассивностью, агрессивностью, труднообучаемостью и трудновоспитуемостью. У таких детей отсутствует необходимый запас знаний, они слабо владеют способами и приемами приобретения необходимых знаний, учебно-познавательные мотивы у них не сформированы.
Психологическая коррекция подразумевает комплексное воздействие на личность запущенного ребенка, его самосознание, общение и деятельность. Общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь в виду и семью, и школу, и ближнее окружение. Необходимо изучить семью, стиль воспитания и отношения к ребенку, психологический климат семьи, сделать все возможное для улучшения условий семейного воспитания. Надо правильно организовать свободное время, вовлечь подростка в общественно-полезную деятельность, проанализировать отношения со сверстниками, статус в классе, наличие друзей.
При работе с психологически запущенными детьми следует изучить учащихся, выявить трудных подростков, организовать индивидуальную учебно-воспитательную работу с ними, скорректировать недостатки нравственного и физического развития, сформировать правильное понимание здорового образа жизни, воспитать навыки правомерного поведения. Кроме того, надо провести работу с родителями педагогически запущенных учащихся.



1. Азбукина, Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник. / Е.Ю. Азбукина, Е.Н. Михайлова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. – 335 с.
2. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – Москва: Академия, 2002. – 206 с.
3. Алемаскин, М. А. Воспитательная работа с подростками / М.А. Алемаскин. – Москва: Просвещение, 2013. – 47 с.
4. Баженов, В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. / В. Г. Баженов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 224 с.
5. Беззубова, Е. Б. Типология школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. / Е. Б. Беззубова // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции.. – 2015. – № 1. – С. 33-34.
6. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – Москва: Ред.-изд. центр консорциума "Социал. здоровье России", 1994. – 221 с.
7. Белкин, А. С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности. Сборник научных трудов. / А.С. Белкин. – Свердловск: СГПИ, 1987. – 104 с.
8. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя / А.С. Белкин. – Москва: Просвещение, 1991. – 168 с.
9. Белозерова, Л. И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми / Л.И. Белозерова. – Киров: КГПИ, 1994. – 81 с.
10. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: учебник / М.А. Галагузова. – Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 320 с.
11. Грищенко, Л. А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: Учеб. пособие / Л.А. Грищенко, Б. Н. Алмазов. – Свердловск: СИПИ, 1987. – 75 с.
12. Заседателева, Э. Б. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие / Э. Б. Заседателева. – М-во образования Российской Федерации, Омский гос. пед. ун-т.. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. – 131 с.
13. Каиров, И. А. Педагогический словарь : [в 2 томах] / И. А. Каиров. – ред. И. А. Каиров, Н. К. Гончаров, Н. Д. Казьмин.. – Москва : Академия педагогических наук, 1960. – 766 с.
14. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика, профилактика, коррекция / В.Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. – Минск: Аверсэв, 2004. – 365 с.
15. Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми: Книга для учителя / А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская. – Москва: Просвещение, 1986. – 160 с.
16. Лусканова, Н. Г. Диагностика школьной дезадаптации / Н.Г. Лусканова, Н.Г. Лусканова. – Москва: Социал. здоровье России, 1993. – 127 с.
17. Невский, И. В. Ранняя диагностика и профилактика педагогически запущенных детей / И.В. Невский, Р.В. Овчарова. – Курган: Наука, 2005. – 280 с.
18. Педагогический словарь: [в 2 томах] / И. А. Киров. – ред. И. А. Киров, Н. К. Гончаров, Н. Д. Казьмин.. – Москва: Академия педагогических наук, 1960. – 766 с.
19. Пурин, В. Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В.Д. Пурин. – Москва: Академия, 2008. – 188 с.
20. Российская педагогическая энциклопедия : [в 2 томах] / В. В. Давыдов. – главный редактор В. В. Давыдов. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с.
21. Холодюк, А. Г. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьников. – Москва: Наука, 2007. – 156 с.
22. Чернов, И. В. Проблема педагогической запущенности в современном образовательном пространстве / И.В. Чернов // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – С. 770-772.
23. Овчарова, Р. В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Р.В. Овчарова. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 394 с. – URL: https://urait.ru/bcode/543654 (дата обращения: 17.03.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ