Введение 3
Глава 1. Историческое развитие гедонизма: основные концепции 6
1.1. Понятие гедонизм 6
1.2. Генезис гедонизма 7
1.3. Гедонизм и современность 21
Глава 2. Общество потребления 30
2.1. Общество потребления 30
2.2. Удовольствие в мире потребления 41
2.3. Последствия гедонистического мировоззрения 44
Заключение 49
Список использованных источников 51
Актуальность: Современная эпоха предоставляет человеку невероятно огромный спектр возможностей. Происходит, с одной стороны, процесс глобального развития индивидуализма: личность, ее неповторимое своеобразие выдвинулось на первый план во всех сферах жизни, а всевозможное устремление к ее благополучию стало новой фундаментальной ценностью.
С другой стороны, гедонизм изменил современный облик общества. Образ жизни, для которого характерны крайняя строгость нравов, аскетическое ограничение потребностей, перестает быть актуальным, даже начинает вызвать у больших масс удивление, нежели уважение.
На сегодняшний день каждый хочет быть успешным, умным, красивым, жить в роскоши и комфорте, а главное - быть счастливым. Вот они, современные идеалы, диктующие новые правила жизни. Примечательно, что эти ценности носят массовый характер.
А это значит, что гедонизм как таковой перестает быть взглядом на жизнь малого количества людей, а становится полноправной мировоззренческой установкой для большинства, формируя общество потребления.
Проблема исследования заключается в определении сущности, причин и последствий гедонизма, как главного ориентира в обществе потребления.
Объект: гедонизм как мировоззренческая ориентация.
Предмет: гедонизм в обществе потребления.
Цель: определить особенности гедонизма в обществе потребления.
Задачи:
1. провести обзорный анализ основных концепций гедонизма;
2. дать рабочее определение понятий «гедонизм», «общество потребления» и сопоставить их;
3. раскрыть мировоззренческую сторону гедонизма в обществе потребления;
4. определить предполагаемые последствия влияния гедонизма.
Гипотеза исследования представляет собой предположение о том, что гедонизм, как мировоззренческий ориентир, является одним из ключевых элементов в формировании общества потребления.
Методологическая база и степень научной разработанности. При написании работы были использованы методы критического анализа, сравнительный, системный, а также общенаучные методы. При изучении общества потребления проведено сопоставление философских, социальных и психологических аспектов данного явления.
Феномен гедонизма занимал умы философов со времен античности. Собственно, в концепциях Аристиппа, его учеников учение об удовольствии впервые приняло философский характер. Продолжил и развил тему удовольствия Эпикур, однако уже в виде эвдемонизма, где удовольствие сопоставимо с счастьем.
В эпоху Ренессанса в качестве протеста, попытке ослабить многовековое влияние церкви и возрождения античных идеалов гедонизм вновь возрождается у гуманистов - Лоренцо Валла тому доказательство. В дальнейшем умы гедонистов займет проблема индивидуального и общественного. Утилитаристы Иеремия Бентам и Джон Милль рассматривают гедонизм в области полезности для общества, а Генри Сиджвик впервые предложит термин гедонизм в научный обиход. Маркиз де Сад займет противоположную позицию, показав апофеоз гедонистических идей индивидуального характера.
Также, гедонизм не теряет свою актуально в современном философском пространстве. Его апологетами являются Мишель Онфре и Фред Фельдман. Дэвид Пирс же находит применение гедонистических идей в трансгуманизме.
Однако, помимо этого, гедонизм проявляется в концепции общества потребления. Ощущение «общества потребления» существует уже много десятилетий, и идеи, связанные с ним, обсуждались многими учеными в различных областях науки. В настоящее время, многие социологи и другие ученые продолжают исследовать это явление.
Существует множество исследователей, которые занимаются изучением феномена общества потребления. Одни из самых известных являются: Жан Бодрийяр, Герберт Маркузе и Хосе Ортега-и-Г ассет.
Гедонизм и общество потребления тесно связанные феномены современности. Концепция современного общества потребления предполагает, что потребление является основным двигателем экономического роста и благосостояния. Она базируется на идее, что люди могут и должны потреблять все больше и больше материальных благ и услуг, чтобы улучшить свой уровень жизни. Эта концепция подразумевает, что чем больше люди потребляют, тем более успешными они являются в обществе. А в обществе, где доминирует потребление, люди часто стремятся получить максимальное количество удовольствия и избежать боли, потребляя различные товары и услуги.
Типичный представитель общества потребления - это человек, который стремится к непрерывному удовлетворению своих потребностей и желаний через покупку товаров и услуг. Он ориентирован на материальные блага и удовольствия, а также на социальный статус и признание со стороны других людей.
Он может быть склонен к избыточному потреблению и расточительству, не задумываясь о последствиях для окружающей среды и своего здоровья. Он также может быть склонен к конформизму и следованию модным тенденциям, чтобы соответствовать общепринятому образу жизни.
Типичный представитель общества потребления часто оценивает людей по их материальному богатству и успеху, а также по внешнему виду и статусу. Он может быть склонен к сравнению с другими людьми и чувствовать зависть или неудовлетворенность своим положением в обществе.
Поэтому гедонизм может быть рассмотрен как мировозренческая ориентация в обществе потребления. Гедонизм общества потребления задает стандарты современному обществу: целью жизни является получение максимального удовольствия и наслаждения. Очевидно, что это может приводить к различным негативных последствиям для индивидуума и общества в целом. В обществе потребления гедонистические идеалы могут стать доминирующими, что может привести к потере более глубоких и значимых 49
аспектов человеческого бытия, таких как духовность, социальная ответственность и смысл жизни.
Критики гедонизма утверждают, что жизнь, где главное - наслаждаться, не всегда приводит к счастью и благополучию. На их взгляд, такая ориентация может быть губительной и чрезмерной, и привести к возникновению проблем в материальной, социальной и духовной сферах жизни. Однако гедонистический подход к жизни не обязательно противоречит концепциям, предлагающим ограниченного потребления. Возможно, что люди могут наслаждаться жизнью и получать удовольствие от ее моментов, не потребляя избыточное количество материальных благ и услуг.
Таким образом, гедонизм как мировоззренческий ориентир является одним из ключевых элементов в формировании общества потребления.
1) Варава В. Гедонизм против нравственности: современное умолчание бытийной трагедии человека.// Русский переплёт, 2006.
2) Дробович А. Э. Верификация инструментов дискурса об удовольствии: о происхождении и значении термина «гедонизм» // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13211. - 0,5 п. л. - URL: http://ekoncept.ru/2013/13211.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
3) Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / пер. М. Л. Гаспарова. - М.: Мысль, 1979.
4) Соколов В. В. С59 Европейская философия XV —XVII веков: Учеб. пособие для филос. фак-тов ун-тов.— М.: Высш. шк., 1984.-448 с
5) Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. Перевод с латинского В. А. Андрушко, Н. В. Ревякиной, И. Х. Черняка // Памятники философской мысли. - М.: Наука, 1989 (в Приложении к книге также перевод трактатов «Пересмотр всей диалектики», «Сопоставление Нового завета», «Похвальное слово св. Фоме Аквинскому», «Апология»).
6) Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. - М.: РОССПЭН, 1998. - 416 с.
7) Милль Дж.С. Утилитаризм / пер. с англ.; предисл. А.С.Земерова. Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2013. 240 c
8) Альмера «Маркиз де Сад»/ Серия «Мужчина-миф»/ М., 1999.
9) Маркиз де Сад «Преступления любви, или Безумства страстей» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://litmir.club/bd/?b=211693
10) Маркиз де Сад Жюльетта: Роман. Том 1. - М.: Производственно издательская фирма «НИК», МП «Кенч», 1994. - С. 37.
11) Фредрик Бегбедер: Идеаль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://royallib.eom/read/begbeder_firederik/ideal.html#0
12) Онфре, М. Космос: Материалистическая онтология / М.Онфре. Пер. с франц. Боченков В.В. - М.: Кучково поле, 2017. 464 с
13) Хвастунова Юлия Викторовна. «ГЕДОНИСТИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И РАЙСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ ДЭВИДА ПИРСА КАК НРАВСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ТРАНСГУМАНИЗМА» Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, no. 56, 2020, pp. 146-156.
14) Введенская Елена Валерьевна, Ляуш Лев Брунович ПРОЕКТЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ // СИСП. 2016. №4-2 (28).
15) Ильин, А. Н. И46 Культура общества массового потребления: критическое осмысление : монография / А. Н. Ильин. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2 0 1 4 .-2 0 8 с...(50)