ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. КАТЕГОРИЯ КОМИЧЕСКОГО В ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1 Категория комического: содержание и функции 6
1.2 Формирование категории комического в литературе 9
1.3 Формы и функции комического в художественной литературе ... 14
1.4 Изобразительно-выразительные средства, используемые для
передачи комического эффекта 17
Выводы: 22
ГЛАВА II. КОМИЗМ В ЛИРИКЕ В.В. МАЯКОВСКОГО 24
2.1 Способы создания комизма в лирике В.В. Маяковского 24
2.2 Формы и выразительно-изобразительные средства в лирике
В.В. Маяковского 40
Выводы: 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЯ 46
Приложение А 51
Таблица стихотворений В.В. Маяковского 51
Смех - это то, что можно назвать одним из самых главных понятий о бытии человеческом. Попытки понять и осмыслить это явление постоянно привлекали зарубежных и отечественных исследователей. «Эмоции составляют основную мотивационную систему человека», - так писал Е.П. Ильин в своем труде [15]. Ученые, проводящие исследования в разных сферах науки, согласны с этим определением.
Можно утверждать, что одной из основополагающих функций художественной литературы, помимо познавательной, коммуникативной, оценочной, эстетической и воспитательной функций, является эмоциональная. Эмоциональная функция художественной литературы представляет собой одну из самых влияющих на человека, именно поэтому писатели часто обращаются к такой категории как комическое.
Художественная система лирики В.В. Маяковского неразрывно связана с комизмом. Маяковский не только использовал юмор и иронию в своих стихах, но и создавал целые произведения на основе этого жанра.
Смех и юмор присутствуют во многих стихотворениях В.В. Маяковского, начиная от его самых ранних работ и заканчивая поздними произведениями. Он использовал различные приемы комического, чтобы выразить свои мысли и чувства относительно событий своего времени. Иногда он использовал комические эффекты, чтобы создать контраст между своими мыслями и реальностью, иногда - чтобы подчеркнуть абсурдность некоторых явлений в обществе.
В его поэзии нашли отражение многие важные темы, включая социальную справедливость, революцию и любовь. Однако одной из самых заметных особенностей его поэзии является комический элемент, который органично вписывается в его творчество и придает ему своеобразный колорит. Актуальность темы «Комизм в художественной системе лирики В.В. Маяковского» заключается в том, что комическое присутствует в жизни человека, а, следовательно, и в литературе, с самого начала зарождения...
Цель данной работы заключалась в анализе комизма в художественной
системе лирики Владимира Маяковского. Для начала для этого было
необходимо изучить комическое как эстетическую и литературную категорию,
чтобы в последствии найти и описать способы и выражения комического в
лирических произведениях, а также определить их роль в лирических текстах
автора.
Исследование художественной системы лирики Владимира
Маяковского показало, что комизм в его творчестве не просто является
своеобразной стилевой чертой, а глубоко интегрирован в характер автора и
культурную среду эпохи. Комическое начало в поэзии Маяковского
выполняет множество функций, начиная от выработки социальнополитических оценок, заканчивая формированием особой изобразительности
и уникального стиля поэта. Однако, за всем этим скрыто более глубокое
значение любого жанра или стилистической фигуры — это вызов
большинству, вопрос читателю, призыв уйти от очевидного, продумать, что
на самом деле происходит и не простить себе безразличия. Сочетание
выбранной темы работы и актуальности для современности позволило узнать
о литературном опыте одного из выдающихся поэтов XX века.
В первой главе данной работы мы рассмотрели комизм как
эстетическую категорию, а также как категорию в литературе. Для этого в
первую очередь использовались работы различных философов и эстетов, а
также таких российско-советских литературоведов, как Пропп, Бахтин и
Борев. Также по Бореву были рассмотрены формы комического, а также
способы классификации Дземидока. Подробно были изучены выразительноизобразительные средства, используемые для создания комического эффекта.
На основе изученного материала были проанализированы пятнадцать
стихотворений В.В. Маяковского. В каждом стихотворении была выявлена
форма комического и используемые выразительно-изобразительные средства.
Среди проанализированных стихотворений самой используемой формой...
1. Андреев М.Л. Ариосто и его поэма / М.Л. Андреев // Л. Ариосто.
Неистовый Роланд. – Москва : Наука, 1993. – с. 576.
2. Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель. – Москва: Лабиринт,
2000. – с. 224.
3. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык /
И.В. Арнольд. – Москва: Флинта, Наука, 2002. – с. 384.
4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
средневековья и ренессанса / М.М. Бахтин. – Москва: Азбука, 2021. – с. 640.
5. Бергсон А. Смех / А. Бергсон. – Москва: Искусство, 1992. – с. 128.
6. Борев Ю.Б. Комическое или о том, как смех казнит
несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость
бытия / Ю.Б. Борев. – Москва: Искусство, 1970. – с. 272.
7. Борев Ю.Б. О комическом / Ю.Б. Борев. – Москва: Искусство,
1957. – с. 232.
8. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник / Ю.Б. Борев. – Москва :Высш. шк.,
2002. – с. 511.
9. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь (репринт V издания 1899
г.) / А.Д. Вейсман. – Москва: Греко-латинский кабинет, 2020. – с. 1371.
10. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х томах. Т.3 / Г.В.Ф. Гегель. – Москва:
Искусство. – 1971. – с. 623.
11. Гоголь Н.В. Нос / Н.В. Гоголь. – Москва: Эксмо-Пресс, 2023. – с.
320.
12. Гоголь Н.В. Ревизор / Н.В. Гоголь. – Санкт-Петербург: Речь, 2018.
– с. 192.
13. Дземидок Б. О космическом / Б. Дземидок. – М.: Прогресс, 1974.
– с. 224.
14. Зольгер К.В.Ф. Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и об
искусстве / К.В.Ф. Зольгер. – Москва: Искусство. – 1978. – с. 432.
15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург:
Питер, 2011. – с. 784... 50