Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Работа №17497

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы24 стр.
Год сдачи2010
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
373
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. За последнюю четверть века отношение к педагогическому труду принципиально изменилось. Приоритет в характеристике современного педагога отдается его готовности к исследовательской деятельности, позволяющей проявить собственную позицию в решении профессионально значимых педагогических проблем.
Современная ситуация требует подготовки квалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в собственный трудовой процесс новейших и прогрессивных разработок. Существенным изменением ракурса построения системы высшего профессионального образования должен стать перенос акцента из «знаниевой» парадигмы в сферу подготовки к профессиональной практике, основанной на осмысленном применении различных методов исследования и выработке знаний по изменению этой практики.
Анализ существующих систем по исследовательской работе студентов музыкально-педагогических вузов показал, что, несмотря на усиление направленности всей системы высшего профессионального образования на формирование практических навыков научно-исследовательской работы, исследовательская деятельность студента-музыканта заключается в формировании базовых методологических знаний, умений и навыков научного творчества, которые реализуются в написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Однако студенты, получившие знания по методологии научного исследования, зачастую обнаруживают значительные затруднения в их применении с учетом потребности практики и специфики музыкального образования как творческой сферы. Основными причинами являются отсутствие единства методологических подходов к преподаванию общепедагогических и музыкально-исполнительских дисциплин в аспекте научно-исследовательской деятельности, а также недостаточность их практической реализации в процессе профессиональной подготовки студента. Между тем дисциплины исполнительской подготовки имеют значительный потенциал в формировании навыков художественно-исследовательской деятельности.
Существенный вклад в разработку проблемы научного исследования внесли такие ученые, как И.Г. Герасимов, А.М. Новиков, Э.Д. Новожилов, П.В. Копнин, С.Л. Миньков, А.И. Ракитов, Г.И. Рузавин, В.М. Ушаков, и др.
В современной отечественной науке были выявлены методологические и теоретические основы исследовательской деятельности педагога, ее творческий и инновационный аспекты. В работах В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, М.М. Поташника и др. научно-исследовательская работа педагога рассматривается не только как возможность профессионального роста, но и как стремление к осмысленному, творческому труду и совершенствованию образовательной практики.
Вопросы организации научно-исследовательской работы студентов изучали Л.Ф. Авдеева, Т.П. Вишнякова, Л.С. Жданова, Л.П. Куницина, Н.Н. Ставринова, С.И. Тарасова, как фактор повышения педагогического мастерства рассматривали И.Н. Гвоздкова, Е.Б. Кручинина и др.
Понятие исследовательской культуры раскрывалось в работах С.В. Шмачилиной, А.Э. Штейнмеца, И.В. Носаевой, Чистовой М.В. и др. Проблема формирования исследовательской компетентности анализировалась в работах Л.А. Голубь, В.Г. Сотник и др.
Вопросам методологии образовательной деятельности посвящены работы Е.П. Белозерцева, Б.З. Вульфова, И.Ф. Исаева, В.Н. Мезинова, А.Г. Пашкова, А.В. Репринцева, А.Н. Ходусова и др. Концептуальные основы методологии педагогики музыкального образования представлены научной школой
Э.Б. Абдуллина, внесшей существенный вклад в разработку методологического аппарата музыкально-педагогического исследования (Е.В. Николаева, Б.М. Целковников, О.Ю. Солопанова и др.).
Вместе с тем существует необходимость совершенствования имеющейся системы профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в контексте направленности на формирование его исследовательской культуры. Структура и специфические особенности исследовательской культуры педагога-музыканта как деятеля в сфере искусства в научных трудах нами не обнаружены. Практически не разработанными до сих пор остаются педагогические условия формирования исследовательской культуры в процессе профессиональной подготовки студента-музыканта в вузе.
В результате оценки профессиональной подготовки студентов специальности «Музыкальное образование» были выявлены противоречия между:
- возможностью формирования исследовательской культуры студента в процессе профессиональной подготовки в вузе, включающей освоение музыкально-исполнительских дисциплин, и организацией исследовательской деятельности только в рамках дисциплин общепрофессиональной подготовки (изучение методологии научного исследования и выполнение курсовых и дипломных работ);
- традиционной междисциплинарной разобщенностью в преподавании музыкально-исполнительских дисциплин, недостаточным вниманием к специфической художественно-исследовательской деятельности и возможной их интеграции с общепрофессиональными дисциплинами в аспекте исследовательской деятельности, как способа создания целостной модели формирования исследовательской культуры педагога-музыканта.
На основании анализа существующей проблемы и собственного исследовательского поиска была сформулирована проблема. Ее суть заключалась в разрешении основного противоречия между потребностью современного общества в специалистах, обладающих высоким уровнем исследовательской культуры и недостаточной методико-технологической разработанностью способов ее формирования у будущих педагогов-музыкантов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Состояние теории и потребность практики обусловили актуальность рассматриваемой проблемы и послужили основанием для определения темы исследования «Формирование исследовательской культуры будущего педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе» .
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность целостной модели формирования исследовательской культуры педагога-музыканта и организационно-педагогических условий ее реализации в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в вузе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении обобщены теоретические и экспериментальные результаты и изложены основные выводы.
1. На основе изучения научной литературы выявлены теоретические основания формирования исследовательской культуры как одной из составляющих профессионально-педагогической культуры педагога- музыканта. Обоснована необходимость и целесообразность изменения системы профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта для формирования его исследовательской культуры.
2. Уточнена сущность и содержание понятия «исследовательская культура педагога-музыканта», рассматриваемая как сложное ценностно-смысловое динамическое образование личности учителя. Оно представляет собой интеграцию теоретико-методологических знаний, опыта практической исследовательской деятельности, ценностно-мотивационных ориентиров и художественно-исследовательских навыков, которые призваны ориентировать субъекта образования на успешную реализацию его художественно¬творческого потенциала. Интегративное начало всех компонентов исследовательской культуры педагога-музыканта складывается из осознания их сущности и признания за каждым из компонентов способности оказывать влияние, изменять и взаимопроникать друг в друга.
Введено в оборот понятие «художественно-исследовательская деятельность педагога-музыканта», отражающее специфику исследовательской культуры учителя музыки. Результатом художественно-исследовательской деятельности является выбор будущим учителем музыкальных произведений, адекватных проблеме, цели и задачам исследования; художественно¬аналитическое постижение особенностей художественного образа, определение способов его презентации в условиях конкретного класса.
3. На основе системного и личностно-деятельностного подходов разработана целостная модель формирования исследовательской культуры педагога-музыканта. Относительно данных подходов реализуется систематичность педагогических воздействий, взаимодействие всех структурных компонентов, индивидуализированность (индивидуально-личностный подход), вовлечение субъектов образования в исполнительскую, научно-исследовательскую и художественно-исследовательскую деятельность.
4. Комплекс организационно-педагогических условий включает в себя построение педагогического процесса с ориентацией на поэтапное и одновременное формирование компонентов исследовательской культуры педагога-музыканта, создание единой целевой установки при изучении общепрофессиональных и музыкально-исполнительских дисциплин в аспекте исследовательской деятельности, построение учебного сотрудничества «педагог-студент», максимальную доступность видов деятельности для студентов с номинальными значениями профессионализма; организацию мотивационно-стимулирующего обеспечения студента и обязательную ориентацию на практическое применение всех полученных знаний и навыков в реальном педагогическом процессе.
5. В ходе исследования были разработаны уровни сформированности исследовательской культуры педагога-музыканта, отражающие динамику ее развития; в качестве критериев для изучения эффективности разработанной нами модели формирования исследовательской культуры выступила степень сформированности ее компонентов (информационно-знаниевого, художественно-творческого, практического и ценностно-мотивационного).
Одним из путей формирования информационно-знаниевого компонента было введение в блок дисциплин предметной подготовки курса регионального компонента «Основы научного исследования». Художественно-творческий компонент реализовывался в изучении музыкально-исполнительских дисциплин, в поэтапном художественном развитии студентов и формировании их исследовательских умений в художественно-творческой деятельности. Практический компонент осуществлялся в процессе активного применения полученных навыков в работе с детьми в период педагогической практики в общеобразовательной школе.
6. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов показало положительную динамику изменения степени сформированности каждого из четырех компонентов исследовательской культуры студентов. Проведенное комплексное исследование подтвердило, что при соблюдении определенных организационно-педагогических условий и практической реализации целостной модели формирования исследовательской культуры уровень ее развития повышается.



1. Шапова, Т.Н. Основы мониторинга исследовательской культуры будущего учителя музыки [Текст] / Т.Н. Шапова // Вестник Томского государственного университета : общенаучный периодический журнал. - 2008.
- № 307. - С.148-150. - ISBN 1561-7793.
Публикации в других научных изданиях:
2. Шапова, Т.Н. К проблеме подготовки учителя музыки как педагога- исследователя в системе профессионального образования [Текст] / Т.Н. Шапова // Проблемы модернизации социально-художественного образования на современном этапе : материалы II межрегиональной научно-практической конференции «За культуру и образование» / под ред. В.В. Монжиевской. - Иркутск, 2004. - С. 152-154.
3. Шапова, Т.Н. К проблеме подготовки учителя музыки как педагога- исследователя в системе профессионального образования [Текст] / Т.Н. Шапова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Сер. 2, Педагогика. Психология. -2005. - Вып. 3. - С. 83-84.
4. Шапова, Т.Н. Проблема формирования исследовательских навыков у студентов музыкально-педагогического факультета [Текст] / Т.Н. Шапова // Современное музыкальное и художественное образование (опыт, проблемы, перспективы) : материалы международной науч.-практ. конф.-съезда. - М. : МПГУ, 2006. - С. 119-121.
5. Шапова, Т.Н. Работа над школьной песней в классе хорового дирижирования [Текст] / Т.Н. Шапова // Музыкальное образование в современных социокультурных условиях : материалы I Межрегиональной науч.-практ. конф. 27 апреля 2007г., Абакан / под ред. Н.П. Шишлянниковой. - Абакан : Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2007. - С. 66-69.
6. Шапова, Т.Н. Методологические основы формирования исследовательской культуры будущего учителя музыки [Текст] / Т.Н. Шапова // Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога- музыканта : материалы IV Международной науч.-практ. конф. Казань, 13 ноября 2007 / редкол.: Ф.Ш. Салитова (отв.ред.) [и др.]. - Казань : ТГГПУ, 2007.
- Вып. 4. - С. 133-135.
7. Шапова, Т.Н. Структура исследовательской культуры будущего учителя музыки [Текст] / Т.Н. Шапова // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве : материалы I Международной науч. конф. 14-15 августа 2008, Прага. - М. : МАНПО, 2008. - С. 374-377.
8. Шапова, Т.Н. Об исследовательской культуре учителя музыки [Текст] /
Т.Н. Шапова // Теория и практика музыкального образования в полипрограммном образовательном пространстве : материалы II
Межрегиональной науч.-прак. конф. 26 марта 2009 г., Абакан / под ред. Н.П. Шишлянниковой. - Абакан : Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2009. - С. 16-19.
9. Шапова, Т.Н. Интегративная модель формирования исследовательской культуры будущего педагога-музыканта [Текст] / Т.Н. Шапова // Педагогическое образование: вызов XXI века : материалы Международной науч.-практ. конф., посвященной памяти выдающегося Российского ученого- педагога В.А. Сластенина (16-17 сентября 2010 г., Москва, МПГУ) : в 4 ч. -М. : МПГУ, 2010. - Ч. 1. - С. 430-439.
10. Шапова, Т.Н. Художественно-исследовательская деятельность педагога-музыканта [Текст] / Т.Н. Шапова // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве : материалы VI Международной научной конференции, 18-19 августа 2010 г., Париж. - М. : МАНПО, 2010. - С. 336-338.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ