Актуальность исследования. За последнюю четверть века отношение к педагогическому труду принципиально изменилось. Приоритет в характеристике современного педагога отдается его готовности к исследовательской деятельности, позволяющей проявить собственную позицию в решении профессионально значимых педагогических проблем.
Современная ситуация требует подготовки квалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в собственный трудовой процесс новейших и прогрессивных разработок. Существенным изменением ракурса построения системы высшего профессионального образования должен стать перенос акцента из «знаниевой» парадигмы в сферу подготовки к профессиональной практике, основанной на осмысленном применении различных методов исследования и выработке знаний по изменению этой практики.
Анализ существующих систем по исследовательской работе студентов музыкально-педагогических вузов показал, что, несмотря на усиление направленности всей системы высшего профессионального образования на формирование практических навыков научно-исследовательской работы, исследовательская деятельность студента-музыканта заключается в формировании базовых методологических знаний, умений и навыков научного творчества, которые реализуются в написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Однако студенты, получившие знания по методологии научного исследования, зачастую обнаруживают значительные затруднения в их применении с учетом потребности практики и специфики музыкального образования как творческой сферы. Основными причинами являются отсутствие единства методологических подходов к преподаванию общепедагогических и музыкально-исполнительских дисциплин в аспекте научно-исследовательской деятельности, а также недостаточность их практической реализации в процессе профессиональной подготовки студента. Между тем дисциплины исполнительской подготовки имеют значительный потенциал в формировании навыков художественно-исследовательской деятельности.
Существенный вклад в разработку проблемы научного исследования внесли такие ученые, как И.Г. Герасимов, А.М. Новиков, Э.Д. Новожилов, П.В. Копнин, С.Л. Миньков, А.И. Ракитов, Г.И. Рузавин, В.М. Ушаков, и др.
В современной отечественной науке были выявлены методологические и теоретические основы исследовательской деятельности педагога, ее творческий и инновационный аспекты. В работах В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, М.М. Поташника и др. научно-исследовательская работа педагога рассматривается не только как возможность профессионального роста, но и как стремление к осмысленному, творческому труду и совершенствованию образовательной практики.
Вопросы организации научно-исследовательской работы студентов изучали Л.Ф. Авдеева, Т.П. Вишнякова, Л.С. Жданова, Л.П. Куницина, Н.Н. Ставринова, С.И. Тарасова, как фактор повышения педагогического мастерства рассматривали И.Н. Гвоздкова, Е.Б. Кручинина и др.
Понятие исследовательской культуры раскрывалось в работах С.В. Шмачилиной, А.Э. Штейнмеца, И.В. Носаевой, Чистовой М.В. и др. Проблема формирования исследовательской компетентности анализировалась в работах Л.А. Голубь, В.Г. Сотник и др.
Вопросам методологии образовательной деятельности посвящены работы Е.П. Белозерцева, Б.З. Вульфова, И.Ф. Исаева, В.Н. Мезинова, А.Г. Пашкова, А.В. Репринцева, А.Н. Ходусова и др. Концептуальные основы методологии педагогики музыкального образования представлены научной школой
Э.Б. Абдуллина, внесшей существенный вклад в разработку методологического аппарата музыкально-педагогического исследования (Е.В. Николаева, Б.М. Целковников, О.Ю. Солопанова и др.).
Вместе с тем существует необходимость совершенствования имеющейся системы профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в контексте направленности на формирование его исследовательской культуры. Структура и специфические особенности исследовательской культуры педагога-музыканта как деятеля в сфере искусства в научных трудах нами не обнаружены. Практически не разработанными до сих пор остаются педагогические условия формирования исследовательской культуры в процессе профессиональной подготовки студента-музыканта в вузе.
В результате оценки профессиональной подготовки студентов специальности «Музыкальное образование» были выявлены противоречия между:
- возможностью формирования исследовательской культуры студента в процессе профессиональной подготовки в вузе, включающей освоение музыкально-исполнительских дисциплин, и организацией исследовательской деятельности только в рамках дисциплин общепрофессиональной подготовки (изучение методологии научного исследования и выполнение курсовых и дипломных работ);
- традиционной междисциплинарной разобщенностью в преподавании музыкально-исполнительских дисциплин, недостаточным вниманием к специфической художественно-исследовательской деятельности и возможной их интеграции с общепрофессиональными дисциплинами в аспекте исследовательской деятельности, как способа создания целостной модели формирования исследовательской культуры педагога-музыканта.
На основании анализа существующей проблемы и собственного исследовательского поиска была сформулирована проблема. Ее суть заключалась в разрешении основного противоречия между потребностью современного общества в специалистах, обладающих высоким уровнем исследовательской культуры и недостаточной методико-технологической разработанностью способов ее формирования у будущих педагогов-музыкантов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Состояние теории и потребность практики обусловили актуальность рассматриваемой проблемы и послужили основанием для определения темы исследования «Формирование исследовательской культуры будущего педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе» .
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность целостной модели формирования исследовательской культуры педагога-музыканта и организационно-педагогических условий ее реализации в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в вузе.
В заключении обобщены теоретические и экспериментальные результаты и изложены основные выводы.
1. На основе изучения научной литературы выявлены теоретические основания формирования исследовательской культуры как одной из составляющих профессионально-педагогической культуры педагога- музыканта. Обоснована необходимость и целесообразность изменения системы профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта для формирования его исследовательской культуры.
2. Уточнена сущность и содержание понятия «исследовательская культура педагога-музыканта», рассматриваемая как сложное ценностно-смысловое динамическое образование личности учителя. Оно представляет собой интеграцию теоретико-методологических знаний, опыта практической исследовательской деятельности, ценностно-мотивационных ориентиров и художественно-исследовательских навыков, которые призваны ориентировать субъекта образования на успешную реализацию его художественно¬творческого потенциала. Интегративное начало всех компонентов исследовательской культуры педагога-музыканта складывается из осознания их сущности и признания за каждым из компонентов способности оказывать влияние, изменять и взаимопроникать друг в друга.
Введено в оборот понятие «художественно-исследовательская деятельность педагога-музыканта», отражающее специфику исследовательской культуры учителя музыки. Результатом художественно-исследовательской деятельности является выбор будущим учителем музыкальных произведений, адекватных проблеме, цели и задачам исследования; художественно¬аналитическое постижение особенностей художественного образа, определение способов его презентации в условиях конкретного класса.
3. На основе системного и личностно-деятельностного подходов разработана целостная модель формирования исследовательской культуры педагога-музыканта. Относительно данных подходов реализуется систематичность педагогических воздействий, взаимодействие всех структурных компонентов, индивидуализированность (индивидуально-личностный подход), вовлечение субъектов образования в исполнительскую, научно-исследовательскую и художественно-исследовательскую деятельность.
4. Комплекс организационно-педагогических условий включает в себя построение педагогического процесса с ориентацией на поэтапное и одновременное формирование компонентов исследовательской культуры педагога-музыканта, создание единой целевой установки при изучении общепрофессиональных и музыкально-исполнительских дисциплин в аспекте исследовательской деятельности, построение учебного сотрудничества «педагог-студент», максимальную доступность видов деятельности для студентов с номинальными значениями профессионализма; организацию мотивационно-стимулирующего обеспечения студента и обязательную ориентацию на практическое применение всех полученных знаний и навыков в реальном педагогическом процессе.
5. В ходе исследования были разработаны уровни сформированности исследовательской культуры педагога-музыканта, отражающие динамику ее развития; в качестве критериев для изучения эффективности разработанной нами модели формирования исследовательской культуры выступила степень сформированности ее компонентов (информационно-знаниевого, художественно-творческого, практического и ценностно-мотивационного).
Одним из путей формирования информационно-знаниевого компонента было введение в блок дисциплин предметной подготовки курса регионального компонента «Основы научного исследования». Художественно-творческий компонент реализовывался в изучении музыкально-исполнительских дисциплин, в поэтапном художественном развитии студентов и формировании их исследовательских умений в художественно-творческой деятельности. Практический компонент осуществлялся в процессе активного применения полученных навыков в работе с детьми в период педагогической практики в общеобразовательной школе.
6. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов показало положительную динамику изменения степени сформированности каждого из четырех компонентов исследовательской культуры студентов. Проведенное комплексное исследование подтвердило, что при соблюдении определенных организационно-педагогических условий и практической реализации целостной модели формирования исследовательской культуры уровень ее развития повышается.
1. Шапова, Т.Н. Основы мониторинга исследовательской культуры будущего учителя музыки [Текст] / Т.Н. Шапова // Вестник Томского государственного университета : общенаучный периодический журнал. - 2008.
- № 307. - С.148-150. - ISBN 1561-7793.
Публикации в других научных изданиях:
2. Шапова, Т.Н. К проблеме подготовки учителя музыки как педагога- исследователя в системе профессионального образования [Текст] / Т.Н. Шапова // Проблемы модернизации социально-художественного образования на современном этапе : материалы II межрегиональной научно-практической конференции «За культуру и образование» / под ред. В.В. Монжиевской. - Иркутск, 2004. - С. 152-154.
3. Шапова, Т.Н. К проблеме подготовки учителя музыки как педагога- исследователя в системе профессионального образования [Текст] / Т.Н. Шапова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Сер. 2, Педагогика. Психология. -2005. - Вып. 3. - С. 83-84.
4. Шапова, Т.Н. Проблема формирования исследовательских навыков у студентов музыкально-педагогического факультета [Текст] / Т.Н. Шапова // Современное музыкальное и художественное образование (опыт, проблемы, перспективы) : материалы международной науч.-практ. конф.-съезда. - М. : МПГУ, 2006. - С. 119-121.
5. Шапова, Т.Н. Работа над школьной песней в классе хорового дирижирования [Текст] / Т.Н. Шапова // Музыкальное образование в современных социокультурных условиях : материалы I Межрегиональной науч.-практ. конф. 27 апреля 2007г., Абакан / под ред. Н.П. Шишлянниковой. - Абакан : Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2007. - С. 66-69.
6. Шапова, Т.Н. Методологические основы формирования исследовательской культуры будущего учителя музыки [Текст] / Т.Н. Шапова // Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога- музыканта : материалы IV Международной науч.-практ. конф. Казань, 13 ноября 2007 / редкол.: Ф.Ш. Салитова (отв.ред.) [и др.]. - Казань : ТГГПУ, 2007.
- Вып. 4. - С. 133-135.
7. Шапова, Т.Н. Структура исследовательской культуры будущего учителя музыки [Текст] / Т.Н. Шапова // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве : материалы I Международной науч. конф. 14-15 августа 2008, Прага. - М. : МАНПО, 2008. - С. 374-377.
8. Шапова, Т.Н. Об исследовательской культуре учителя музыки [Текст] /
Т.Н. Шапова // Теория и практика музыкального образования в полипрограммном образовательном пространстве : материалы II
Межрегиональной науч.-прак. конф. 26 марта 2009 г., Абакан / под ред. Н.П. Шишлянниковой. - Абакан : Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2009. - С. 16-19.
9. Шапова, Т.Н. Интегративная модель формирования исследовательской культуры будущего педагога-музыканта [Текст] / Т.Н. Шапова // Педагогическое образование: вызов XXI века : материалы Международной науч.-практ. конф., посвященной памяти выдающегося Российского ученого- педагога В.А. Сластенина (16-17 сентября 2010 г., Москва, МПГУ) : в 4 ч. -М. : МПГУ, 2010. - Ч. 1. - С. 430-439.
10. Шапова, Т.Н. Художественно-исследовательская деятельность педагога-музыканта [Текст] / Т.Н. Шапова // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве : материалы VI Международной научной конференции, 18-19 августа 2010 г., Париж. - М. : МАНПО, 2010. - С. 336-338.