Введение 3
1. Теоретические основы анализа конфликта интересов в государственной службе 5
1.1 Понятие и признаки конфликта интересов5
1.2 Нормативно-правовое регулирование конфликта интересов в государственной службе 9
2. Механизмы и причины конфликта интересов в государственной службе 14
2.1 Причины возникновения конфликта интересов 14
2.2 Механизмы регулирования конфликта интересов 17
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24
Конфликты интересов в государственном управлении остаются одной из ключевых проблем, оказывающих значительное влияние на эффективность и прозрачность функционирования государственных структур. Современное общество требует повышения прозрачности и подотчетности властей, что делает исследование данной темы особенно важным для введения эффективных мер регулирования. Кроме того, в условиях глобализации и интеграции, вопросы управления конфликтами интересов выходят на международный уровень, что требует разработки универсальных подходов и норм. Таким образом, изучение конфликтов интересов в государственном управлении представляет собой необходимый шаг к улучшению управления и укреплению общественного доверия.
Цель: анализ механизмов противодействия конфликтов интересов в рамках государственной службы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие и признаки конфликтов интересов в государственной службе;
– рассмотреть нормативно-правовое регулирование конфликтов;
– установить причины возникновения конфликтов интересов;
– проанализировать механизмы противодействия и предотвращения конфликтов интересов.
Объект исследования: государственная гражданская служба.
Предмет исследования: нормативно-правовое регулирование государственной гражданской службы.
Информационную базу исследователей составили труды: Л.М Колодкиной, Ю. А. Скорбуновой, О. В. Курбатовой, исследовавших понятие конфликта интересов на государственной службе, также стоит отметить работы А.А Кузнецова, З.Е Котлаузина, изучавших конфликт интересов, как ситуацию, в которой имеются личные, частные интересы, которые в определённых ситуациях могут вступать в конфликт с должностными обязанностями, функциями.
Структура курсовой работы: настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и списка источников, включающего в себя 22 источника.
По результатам исследования можно сформулировать следующие выводы.
1. В научной литературе отсутствует консенсус относительно определения конфликта интересов в сфере государственной службы. Общепринятое понятие «конфликт интересов в государственной службе» – это ситуация, в которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.
Основные признаки конфликта интересов: личные интересы, вербальные и непрямые связи, доступ к конфиденциальной информации, профессиональные связи, неправомерные преимущества.
Указанные признаки в отдельности или в совокупности сигнализируют о возможном конфликте интересов на государственной службе. Важно понимать, что наличие этих признаков не является автоматическим доказательством вины, а лишь основанием для проведения проверки и принятия соответствующих мер по урегулированию ситуации.
2. Нормативно-правовое регулирование конфликтов интересов в государственной службе России представляет собой систему мер, направленных на предотвращение, выявление и урегулирование ситуаций, когда личные интересы государственных служащих могут негативно повлиять на выполнение ими своих должностных обязанностей. С момента первого упоминания термина «конфликт интересов» в Указе Президента 2002 года и до настоящего времени, законодательство прошло значительные изменения. Далее это понятие затронуто в законах «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О противодействии коррупции», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» и др.
3. Причины возникновения конфликтов интересов на государственной гражданской службе можно разделить на две основные группы: субъективные и объективные. Объективные причины, не зависящие от конкретного государственного гражданского служащего, обусловлены недостатками в управлении государством и законодательстве: несовершенство законодательства, отсутствие эффективного механизма контроля, недостаточное межведомственное взаимодействие, чрезмерный объем полномочий. Субъективные причины, связанные непосредственно с личностью государственного гражданского служащего, являются основным источником конфликтов интересов: «человеческий фактор», предыдущий опыт и др.
4. Регулирование конфликта интересов на государственной службе представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение беспристрастности и объективности исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей. Этот процесс включает три основных этапа: предотвращение, выявление и урегулирование конфликта интересов.
Предотвращение – система ограничений, запретов и иных мер, не позволяющих оказаться в ситуации конфликта интересов. Выявление – система мер, позволяющих своевременно получать и анализировать информацию о личных интересах. Урегулирование – ограничение участия в принятии решений (совершении действий), затрагивающих личные интересы.
В целом, постоянное совершенствование механизмов регулирования конфликта интересов и повышение правовой культуры государственных служащих являются необходимыми условиями для успешной борьбы с коррупцией и построения правового государства.
1. Амаран, А.А. Причины возникновения конфликта интересов на государственной гражданской службе / А.А. Амаран. // Вестник магистратуры. — 2021. — № 2-2(113). — С. 22.
2. Гайстер, Н. А. Сущность, цели и принципы государственного управления в Российской Федерации / Н. А. Гайстер, А. А. Беляева. // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 93-96.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.04.2025) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/(дата обращения 12.04.2025 г.)
4. Коновалов, С. А. Понятие конфликта интересов: теоретические аспекты, правовой механизм урегулирования и зарубежный опыт / С. А. Коновалов. // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 207-209.
5. Миронов, К.О., Сорокина, Ю.В. Конфликт интересов как разновидность конфликтов в государственном управлении [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:elibrary_63773099_91783273.pdf (дата обращения 28.10.2024 г.)
6. Ильяков, А. Д. Конфликт интересов на государственной службе: Монография [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://e.lanbook.com/book/150350?category=2165 (дата обращения 28.10.2024 г.)
7. Кузнецов А.А., Котлаузина З.Е. Конфликт интересов государственной службы / А.А. Кузнецов, З.Е. Котлаузина// Вестник современных исследований. — 2021. — № 12. — С. 105-107.
8. Печеницына, Н. И. Понятие и формы проявления конфликтов интересов на государственной службе / Н. И. Печеницына. // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 357-359.
9. Рогожина, С.Г., Щербинина Н.С., Лазаренко Т.В. Понятие «конфликт интересов» в российском законодательстве / С.Г. Рогожина, Н.С. Щербинина, Т.В. Лазаренко // The Scientific Heritage. — 2021. — № 63. — С. 11-13. (дата обращения 10.02.2025 г.)
10. Трофимова, И.А. Причины и особенности урегулирования конфликта интересов в системе государственной службы / И.А. Трофимова // Закон и право. — 2021. — № 10. — С. 194-197. (дата обращения 10.02.2025 г.)
11. Скорбунова Ю. А. Конфликт интересов на государственной гражданской службе / Ю.А. Скорубнова // Отечественная юриспруденция. — 2020. — № 10 (24). — С. 8–11.
12. Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона» «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144338/ (дата обращения 12.04.2025 г.)
13. Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/(дата обращения 12.04.2025 г.)
14. Указ Президента РФ от 18.05.2009 №557 (ред. от 26.02.2024) «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87844/ (дата обращения 12.04.2025 г.)
15. Шевердяев С.Н. Управление конфликтом интересов лиц, замещающих государственные и муниципальные должности: конституционно-правовой анализ: монография [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://e.lanbook.com/book/172326 (дата обращения 28.10.2024 г.)
16. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» от 05.10.2015 №285-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186995/ (дата обращения 12.04.2025 г.)
17. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004№ 79-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения 12.04.2025 г.)
18. Федеральный закон «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» от 07.05.2013 №79-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145998/ (дата обращения 12.04.2025 г.)
19. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения 12.04.2025 г.)
20. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения 12.04.2025 г.)
21. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения 12.04.2025 г.)
22. Шуман, К. А. Понятие конфликта интересов / К.А. Шуман// Молодой ученый. – 2021. – № 4 (346). – С. 460-463.