Введение ..................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования метафоры..................... 6
1.1 Метафоричность как важнейшая черта художественного текста...... 6
1.2 Основные подходы к изучению функционирования метафоры. ..... 12
1.3 Разновидности классификаций метафор… ....................................... 25
Глава 2.Функционирование метафоры в поэзии Р. Бёрнса. ................... 29
2.1 Функции метафоры в поэзии Р. Бёрнса............................................. 29
2.1.1 Номинативная функция................................................................... 30
2.1.2 Образно-эстетическая функция. ..................................................... 33
2.1.3 Когнитивная функция...................................................................... 36
2.1.4 Текстообразующая функция. .......................................................... 41
2.1.5 Оценочно-экспрессивная функция ................................................. 43
2.2 Семантические особенности метафоры в поэзии Р. Бёрнса............. 45
2.2.1 Тема «любовь» в поэзии Р. Бёрнса. ................................................ 45
2.2.2 Тема «дружба» в поэзии Р. Бёрнса. ................................................ 46
2.2.3 Тема «богатство» и «бедность» в поэзии Р. Бёрнса....................... 47
2.2.4 Тема «природа» в поэзии Р. Бёрнса. ............................................... 48
Заключение. .............................................................................................. 49
Список использованной литературы. ...................................................... 54
Исследование метафоры уже продолжительное время привлекает
внимание отечественных и зарубежных лингвистов; количество работ, которые
посвящены рассмотрению вопросов функционирования метафоры и проблемам
метафоризации, продолжает расти.
В современной лингвистике широко используется представление понятия
метафоры, её функционирования в зависимости от контекста. Исследование
теории метафоры и описание конкретных её функций, которые способны
формировать образное представление о мире в фокусе разнообразных
художественных областей, является одним из самых актуальных направлений
современной лингвистики.
Теорией метафоры интересовались такие исследователи как И. В.
Толочин, В. Н. Телия, Г. Н. Скляревская, Дж. Лакофф, М. Джонсон, Ж.
Фоконье, М. Тернер и многие другие [27; 25; 24; 13; 32]. Метафора как
лингвостилистический аспект рассматривается в работе И. В. Толочина
«Метафора и интертекст в англоязычной поэзии» [27]. Исследователь
анализирует лингвистическую трактовку смысла в поэзии, представляет обзор
современного состояния теории метафоры в лингвистике. Дж. Лакофф, М.
Джонсон излагают основы когнитивного подхода к метафоре, представляют не
только научные аспекты изучения метафоры в лингвистике и философии, но и
описывают роль метафоры в современном обществе, в каждодневном общении
между людьми, изучают вопрос использования метафоры как средство
познания действительности [13]. Некоторые исследователи представляют
метафору в системе языка: например, Г. Н. Скляревская обращает внимание на
давний интерес к метафоре – изучение её со времён Аристотеля. Автор
описывает направления развития языковой метафоры, исследователь задаётся
вопросом о месте языковой метафоры в лексико-семантической системе языка
[24].
Основой данного исследования также послужили труды, которые
посвящены изучению жизни и творчества Р. Бёрнса...
В заключение выпускной квалификационной работы необходимо
отметить, что метафора является одним из важнейших художественных тропов
в языке. Метафора обладает большим количеством функций, которые
раскрывают её возможности в различных видах художественных текстов.
Можно заметить, что теория метафоры – это одна из самых актуальных и
изучаемых тем в лингвистике. Метафора представляется исследователям с
разных сторон и согласовывается с большим количеством понятий и терминов.
Она являлась объектом изучения различных ученых во все периоды
лингвистических преобразований. Читатель, который глубоко погружён в
исследование различных видов текстов, может отметить для себя множество
функций метафоры, это могут быть не только те, которые были предложены
исследователями. Он может сам сформировать и выделить функции метафоры,
которые для него были бы важны, и на которые бы он мог опираться при
исследовании. Каждый исследователь составляет свой список функций – у
одних авторов это строго ориентированный список, у других он является
размытым и примерным с множеством отступлений. Кроме этого, как выделяли
исследователи, некоторые метафоры могут использоваться только в научном
стиле текста и не могут функционировать в публицистическом. Однако бывает
и наоборот: есть группа метафор, которая может использоваться сразу в
нескольких стилях.
Более того, исследователи выделяют ряд метафор, которые разделяются
на те, которые распространены в коммуникативном акте. Другие же
ориентированы на употребление в письменном виде. Исследование, которое
было проведено, показало, что метафора – объёмный художественный троп,
который может раскрываться по-разному. Метафора может
классифицироваться на различные группы, это определяет сам исследователь, у
которого есть цель рассмотреть поэтические тексты или прозу, либо он может
сконцентрироваться только на метафоре в языковых высказываниях...
1. Арутюнова, Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры :
сборник / ответственный редактор Н. Д. Арутюнова. –Москва : Прогресс, 1990.
– С. 5–32.
2. Арутюнова, Н. Д. Функциональные типы языковой метафоры //
Известия Академии наук СССР / ответственный редактор Н. Д. Арутюнова. –
Москва, 1978. –Т. 37. – № 4. : Серия литературы и языка. – С. 333–343.
3. Владимирова, А. Н. Метафорический концепт «Любовь» в
произведениях английских поэтов XVIII века // Наука и школа. – 2013. – №. 5. –
С. 87–92.
4. Выстропова, Е. В. Базисные индивидуально-авторские концепты в
поэзии Роберта Бёрнса : специальность 10.02.19. «Теория языка» : автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук /
Выстропова Ольга Станиславовна ; Волгоградский государственный
социально-педагогический университет. – Волгоград, 2013. – 21 с.
5. Выстропова, О. С. Метафорическая репрезентация индивидуальноавторского концепта «лень/праздность» в поэзии Р. Бёрнса / О. С. Выстропова //
Lingua mobilis. – 2012. – № 6 (39). – С. 32–36.
6. Гак, В. Г. Метафора: универсальное и специальное // Языковые
преобразования : монография / ответственный редактор В. Г. Гак. – Москва :
Школа «Языки русской культуры», 1998. – С. 480–497.
7. Глазунова, О. И. Логика метафорических преобразований :
монография / О. И. Глазунова ; Санкт-Петербургский государственный
университет. – Санкт-Петербург : Филологический факультет СПбГУ, 2000. –
190 с.
8. Дебердеева, Е. Е. Метафора в контексте лингвистических
исследований // Вестник Таганрогского государственного педагогического
института. Серия: Языкознание. –2008.– № S1. – С. 23–27.
9. Жаткин, Д. М. Освоение творчества Р. Бёрнса русской литературой
второй половины 1850-1870-х гг. // Вестник Томского государственного
университета. Серия: Филология. – 2015. – № 6 (38). – С. 116–135.
10. Жаткин, Д. М., Футляев, Н. С. Стихотворение Роберта Бёрнса
«Субботний вечер поселянина» в русской переводческой и литературнокритической рецепции XIX века // Научный диалог. – 2019. – № 6. – С. 102–124.
11. Зыкова, Е. П. Пастораль в английской литературе XVIII века :
специальность 10.01.05. «Литература народов Европы, Америки и Австралии» :
автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
филологических наук / Зыкова Екатерина Павловна ; Московский
государственный открытый педагогический университет. – Москва, 2000. – 44
с.
12. Колючкин, Д. В. Ценностные аспекты поэтической метафоры :
специальность 10.02.19. «Теория языка» : автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата филологических наук / Колючкин Денис
Валерьевич ; Челябинский государственный университет. – Челябинск, 2005. –
20 с.
13. Лакофф, Дж., Джонсон, М.Метафоры которыми мы живём : перевод
с английского / Дж. Лакофф, М. Джонсон ; общая редакция А. Н. Баранова. –
Москва : Едиториал УРСС, 2004. – 336 с.
14. Левин, Ю. И. Избранные труды : Поэтика. Семиотика : монография
/ Ю. И. Левин. – Москва : Школа «Языки русской культуры», 1998. – 400 с.
15. Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии : монография / Ю. М. Лотман. –
Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 1996. – 846 с... 46