Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения женского образа в литературе XVIII¬
XIX вв 6
1.1 Место женщины в обществе XVIII-XIX вв 6
1.2 Образ женщины, его роль в романтической литературе XVIII-XIX вв 11
1.3 Личность Жермены де Сталь 16
1.4 Жанровые разновидности романа, эпистолярный роман 21
Выводы по Главе 1 26
Глава 2. Женские образы в романах Ж. де Сталь «Коринна или Италия» и «Дельфина» 27
2.1 Образ Дельфины 27
2.2 Образ Матильды 32
2.3 Образ Коринны 37
2.4 Образ Люсиль 43
2.5 Сравнительно-сопоставительный анализ образов Дельфины и Коринны .... 49
2.6 Роль женских образов в романах Ж. де Сталь 53
Выводы по Главе 2 56
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Одним из наиболее эффективных методов создания масштабных литературных произведений является репрезентация женских образов. Женщина занимает значительное место в мировой литературе, воплощая в себе любовь, страсть, свободу, волю, нежность и множество других черт, но самое главное — женщина дарует жизнь и является ее олицетворением. Посредством женских характеров раскрываются особенности общественных взаимоотношений, характер культуры определенного исторического периода, а также соотношение ценностей - духовных и реальных. Взгляд на женский образ у мужчин и женщин кардинально различен, поэтому в данной исследовательской работе мы пытаемся определить, как «женщина видит женщину». По этой причине в качестве материала исследования были выбраны романы одной из самых выдающихся женщин эпохи раннего романтизма — Жермены де Сталь.
Жермена де Сталь, писательница, теоретик литературы и публицист, стоявшая у истоков французского романтизма, воплотившая в своих работах страстную потребность в любови и свободе. Главные произведения де Сталь — трактаты «О литературе» (1800), «О Германии» (1813), два романа «Дельфина» (1802) и «Коринна» (1807).
Актуальность данной исследовательской работы определяется несколькими причинами:
1) Тема наименее исследована как в отечественной, так и во французской литературоведческой науке;
2) В связи с постоянным развитием общества образ женщины, ее социальная роль представляет подлинный интерес для изучения, через него раскрывается комплекс исторических, культурных, психологических явлений эпох прошлого, которые, несомненно, оказали влияние на настоящее.
Научная новизна работы заключается в изучении проблемы отражения женского образа во французской литературе начала XIX века в творчестве Ж. де Сталь, ранее подробно не рассматриваемой.
Обратимся к результатам и выводам исследования, целью которого
являлось проведение сравнительно-сопоставительного анализа женских образов
в романах Жермены де Сталь «Дельфина» и «Коринна или Италия».
Проведенный анализ показал, что отношение к женщине в период конца
XVIII – начала XIX века было неоднозначным. С одной стороны, считалось, что
женщина, по сравнению с мужчиной, была «интеллектуально слаба», ей
отводилась второплановая роль жены, сестры и матери, а образование, в
основном религиозное, строго контролировалось. С другой же стороны, в связи
с различными факторами (историческими событиями, экономическими и
политическими изменениями) подобное пренебрежительное отношение начало
меняться. Женщины впервые начинают выступать на политической арене и
получают доступ к высшему образованию.
Была определена роль женского образа в литературе XVIII-XIX вв. и
выявлено, что он (образ), изменившись, стал играть если не главенствующую, то
по крайней мере не менее важную роль, чем мужской. Идеалом того времени
стал образ сильной женщины, способной на поистине геройские и решительные
поступки.
Также была изучена биография Жермены де Сталь, одной из самых
знаменитых женщин-писательниц той эпохи, стоявшей у истоков французского
романтизма. Именно в ее романах «Дельфина» и «Коринна или Италия» были
представлены новые женские типажи, оказавшие влияние на всю последующую
литературу.
В ходе практической части исследования, были выявлены основные
женские образы романов де Сталь, а именно образы Дельфины, Матильды,
Коринны и Люсиль, определены их характерные особенности и проведен
сравнительно-сопоставительный анализ образов главных героинь обоих романов
— Дельфины и Коринны...
1. Бахтин, М. М. Эпос и роман / Москва: Азбука, 2000. – 304 с.
2. Берковский, Н.Я. Лекции по зарубежной литературе. Французский
романтизм / СПб.: Азбука-классика, 2002. – 480 с.
3. Бовуар, Симона де. Второй пол. Пер. с фр. /Общ. ред. и вступ. ст. С.Г.
Айвазовой; комм. М.В. Аристовой. М.: Прогресс, 1997. – 403 с.
4. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского
дворянства (XVIII – начало XIX века) / СПб.: Искусство, 1994. – 399 с.
5. Сталь, Ж. Коринна или Италия / пер., послесл. и коммент. М. Н.
Черневич. М.: Наука, 1969. – 436 с.
6. Черневич, М. Н. Жизнь и творчество Жермены де Сталь. / Москва,
1969. – С.388-410.
7. Altman, J. Epistolarity. Approaches to a Form / Janet Gurkin Altman. –
Ohio: 1982. – 235 p.
8. Badinter, É. Emilie, Emilie ou l’ambition féminine au XVIIIe siècle /
Élisabeth Badinter. – Paris: 1983. – 489 p.
9. Byron, G. A Self-Portrait. Letters and diaries. / George Gordon Byron. –
London: 1950 –832 p.
10. La Barre, F. De l’egalite des deux sexes, discours physique et moral où
l’on voit l’importance de se défaire des préjugés/ François Poullain de La Barre. –
Paris: 1679. – 248 p.
11. Modrzejewska, K. La femme dans la littérature française – symbole et
réalité / Krystyna Modrzejewska. – Pologne: Opole, 1999. – 201 p.
12. Staël, G. Corinne ou l’Italie / Anne-Louise Germaine de Staël-Holstein. –
Paris: 1807. – 427 p.
13. Staël, G. Delphine / Anne-Louise Germaine de Staël-Holstein. – Paris:
1802. – 1293 p.
14. Staël, G. De la littérature dans ses rapports avec les institutions sociales /
Anne-Louise Germaine de Staël-Holstein. – Paris: 1800. – 338 p.
Словари и энциклопедии
15. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов / СПб.:
Паритет, 2007. – 320 с... 30