ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Фольклор и литература 6
1.1. Фольклор как вид словестного искусства 6
1.2. Жанровая специфика фольклорной и литературной сказки 11
1.3. Фольклор и литература 17
Выводы по I главе 22
Глава II. Фольклор поморов 24
2.1. Быт и культура поморов 24
2.2. Фольклор поморов 30
Выводы по II главе 38
Глава III. Литературное и авторское в сказках С. Г. Писахова 40
3.1. Фольклорные корни произведений С. Г. Писахова 40
3.2. Особенности художественного мира С. Г. Писахова 46
Выводы по III главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 55
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию литературных и фольклорных особенностей сказок Степана Григорьевича Писахова.
Русский Север, начиная с Х1Х века, становится настоящей меккой для этнографов, ученых-фольклористов, собирателей русского фольклора. Павел Николаевич Рыбников, Александр Федорович Гильфердинг, Николай Евгеньевич Ончуков и многие другие исследователи фольклора работают в Архангельской губернии, на Печоре, в бассейнах Пинеги, Кулоя, а также на побережье Белого моря - записывают эпические песни (старины), сказки, предания, знакомятся с искусством народных сказителей Марией Кривополеновой, отцом и сыном Рябиниными, Василием Щеголёнком и др.
В ХХ веке «северная» фольклорная традиция не угасла: она проросла в творчестве уже профессиональных писателей - жителей города Архангельска Бориса Викторовича Шергина и Степана Григорьевича Писахова.
Самобытность, свежесть и оригинальность сказок С. Писахова отмечали и критики, и писатели, однако глубоких исследований поэтики писателя, особенностей сплава фольклорных и литературных элементов в его творчестве до сих пор не появилось. Наше исследование - небольшой шаг в эту сторону.
Этим обусловлена актуальность работы.
Актуальность исследования определила выбор объекта и предмета исследования.
Объектом изучения в данной работе являются сказки Степана Григорьевича Писахова.
Предмет исследования - литературное и фольклорное в сказках С. Г. Писахова.
Основным материалом исследования послужили сказки С. Г. Писахова из сборников «Сказки» (1957 г.), «Сказки. Очерки. Письма» (1985 г.),«Сказки Сени Малины» (2022 г.)...
В процессе нашего исследования мы установили, что
1. Изучение фольклора и его жанров помогает лучше понимать
культуру, традиции и менталитет малых народов России. Фольклор содержит
множество скрытых знаний, которые могут быть использованы на практике
для понимания поэтики литературы. Многие известные литературные
произведения были созданы на основе фольклорных мотивов и сюжетов,
таких как сказки, мифы, легенды и народные песни. Кроме того, фольклор
может быть использован как источник идеи и сюжетов для современных
писателей, что делает его важным компонентом современной литературы.
2. Однако, фольклор и литература не являются отдельными и
изолированными областями, их связь тесна и неразрывна, поэтому
невозможно изучать одно, не затрагивая другое.
3. Главный жанр, в котором творил С. Г. Писахов, - сказка, и если
уточнить жанр по типологии фольклора, то сказка бытовая.
4. Сказкой, по определению ученых, называют прозаическое
художественное повествование с авантюрной, бытовой или волшебной
тематикой и сюжетным построением, ориентированным как вымышленное. У
сказки специфическая стилистика, которая отсылает к ее истокам - древним
обрядовым корням.
5. Между фольклорной и литературной сказкой есть много общего в
фабульных построениях, в системе образов, в установке на действие, в
элементах волшебства и фантастики, в наличии добрых помощников и
чудесных предметов и т.п., а главное – в нравственных установках, победе
Добра над Злом.
6. Различие заключается в разных аспектах традиционности народной
сказки, отражающей коллективное сознание народа, и в индивидуальном,
оригинальном мировоззрении автора литературной сказки. Кроме этого, если
в фольклорной сказке...
1. Андреев, Н. П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. – Л.: Изд.
Госуд. русского геогр. общества, 1929. – 120 с.
2. Аникин, В. П. Лиропоэтическая структура поэмы «Руслан и Людмила» и
фольклор // Вопросы поэтики литературы и фольклора: сб. ст. / отв. ред.
С. Г. Лазутин. — Воронеж, 1977.
3. Ануфриев, В. В. Русские поморы: культурно-историческая идентичность:
монография // Российский ин-т культурологии. –Москва, 2008.
4. Бахрушин, С. В. Научные труды Т. 1. – М., 1952.
5. Белицер, В. Н. Очерки по этнографии народов коми (X IX — начало XX
в.) // ТИЭ. Т. 45. – 1958.
6. Бернштам, Т. А. Поморы. Формирование группы. Ч. 1. Хозяйство. –
М.,1978.
7. Богданков, М.С. Домашняя жизнь, нравы и некоторые обычаи поморов.
//Известия Архангельского общества изучения Русского Севера № 24. –
1910.
8. Витов, М. В. Историко-географические очерки Заонежья X V I— X V II
в.:Из истории сельских поселений. М., 1962.
9. Витов, М. В. Этнические компоненты русского населения Севера (В связи
с историей колонизации X II—X V II веков). – М., 1964.
10. Галимов Ш. Волшебник слова (О.С. Писахове) // Галимов Ш. Уроки
человечности. – Архангельск, 1984.
11. Горелов, А.А. Дар счастливый // Шергин Б. В., Писахов С. Г. Сказы и
сказки / Вступ. статьи А. А. Горелова. – М.: Современник, 1983.
12. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Ред. С. Н. Валк. № 296. – 1949.
13. Дворяшина, Н.А. Слово живой народной речи в прозе Юрия Коваля
//Художественная словесность: теория, методология исследования,
история. – 2019.
14. Дмитриева, С. И. Географическое распространение былин. С. 42 и след.
15. Дмитриева С. И Фольклор и народное искусство русских Европейского
Севера. – М.: Наука, 1988 — 240 с... 59