Актуальность исследования. В настоящее время в социально-политической, экономической и культурной жизни общества особенно остро ставится
вопрос о том, что сложившиеся в советский период формы и содержание образовательно-воспитательной практики перестали соответствовать потребностям
современного этапа общественного развития в социокультурном, организационно-педагогическом и научном планах. В педагогической науке ХIХ–ХХ веков
предметом повышенного внимания учёных-теоретиков и педагогов-практиков
становилось интеллектуальное воспитание детей. В историческом контексте
педагогика интеллектуального воспитания ребёнка трансформировалась в зависимости от общественно-экономических условий развития.
Ориентация интеллектуального воспитания на пользу общества и человека
отмечалась ещё в педагогических трактатах древних философов. В России со
времён становления педагогической науки, а ранее в народной педагогике интеллектуальное (умственное) воспитание являлось главной заботой семьи и государства. Учёный-энциклопедист М.В. Ломоносов основой умственного воспитания полагал нравственность; А.А. Мусин-Пушкин и Н.И. Лобачевский в
основе развития интеллекта видели «культурность», богатство духовного мира
человека; К.Д.Ушинский – язык, культуру и традиции народа; Л.Н. Толстой основой полноценного умственного развития молодого человека считал чистоту
души и свободу мыследеятельности. Таким образом, представители русской
педагогической мысли рассматривали умственное воспитание с акцентуацией
нравственного роста личности, богатства его внутреннего мира.
Научно-педагогические исследования зарубежных педагогов также были
направлены на поиск определённых и объективных оснований интеллектуального воспитания молодого человека. В трудах всемирно известных деятелей
Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо проблема интеллектуального
воспитания рассматривалась в контексте принципов природосообразности и
культуросообразности.
Развитие гуманистической психологии в исследованиях П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.К. Мамардашвили в России, Д. Дьюи,
К. Роджерса, А. Маслоу и других западных учёных позволили педагогам-практикам использовать научно обоснованные выводы, обеспечивающие интеллектуальное воспитание ребёнка. Эмпирическим путём решались проблемы
интеллектуального воспитания в деятельности С.Т. Шацкого, В.А. Караковского, Ш.А. Амонашвили. В.А. Сухомлинский определил интеллектуальное
воспитание школьника как систему, в которой он выделил воспитание души
посред ством её стремления к гармонии с природой, а становление мировоззрения через любовь к истине, труду.
В настоящее время российское образование характеризуется сменой ценностных ориентиров, порождением новых форм образовательной деятельности, становлением учителя новой формации в ответ на образовательные запросы
общества. Рост научного знания раскрывает новые горизонты в образовании
и определяет новые задачи – воспитания человека, способного быть ответственным за последствия научно-технического прогресса. Интеллектуально воспитанный человек является гарантом безопасности современного общественно-экономического устройства. Современное состояние интеллектуального
воспитания школьников можно назвать периодом неустойчивого равновесия.
Мы отмечаем своеобразный переход на новый образовательный уровень, характерными особенностями которого являются обновление образовательных
форм и ценностных оснований, обеспечивающих новый результат интеллектуального воспитания школьника: его субъектную позицию, высокий уровень
компетентности.
Исследование психолого-педагогической литературы и практики интеллектуального воспитания школьников в отечественном и зарубежном опыте выявило следующие противоречия:
– между традиционными авторитарными, мало эффективными формами
«воспитательных мероприятий» и изменившимися прагматическими запросами и ценностными ориентациями современных школьников, нацеленных на
самореализацию и самоопределение;
– между назревшей необходимостью перехода школы на инновационные
формы познавательного образовательно-воспитательного процесса и недостаточной мотивацией массового учительства к кардинальному обновлению воспитательной практики.
Противоречия обусловили проблему исследования, которая состоит в выявлении и обосновании оптимальных организационно-педагогических условий
развития интеллектуальных потребностей учащихся в современных условиях.
Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия интеллектуального воспитания учащихся посредством междисциплинарного образовательного проекта.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.
Предмет исследования: междисциплинарная проектно-исследовательская деятельность как современная форма интеллектуального воспитания школьников.
В заключении проведённого исследования представлены следующие выводы:
1. В результате анализа научно-педагогической, социологической, практикоориетированной литературы мы выявили четыре хронологически последовательных, но содержательно различных периода интеллектуального воспитания
и развития учащихся в российском образовании: 1920-е годы; 1930–50-е годы;
1960–80-е годы; 1990–2010-е годы. Полученные выводы способствовали определению научно-теоретических и методологических оснований для разработки
междисциплинарного образовательного проекта, обеспечивающего современные результаты интеллектуального воспитания школьников. 2. Междисциплинарный образовательный проект – это особое содержание внеклассной образовательной деятельности. Ориентация на проектное
содержание совместной детско-взрослой деятельности есть проявление реальной личностно ориентированной педагогики школы. Технология МОП как
система последовательных образовательных событий, воплощённая в модель
интеллектуального воспитания школьников, обогащает когнитивный опыт
школьника, стимулирует его интеллектуальный личностный рост, обеспечивает формирование необходимого набора компетенций – проектно-исследовательской, коммуникативной, информационной, рефлексивной, социальной,
персональной.
3. Организационно-педагогическими условиями успешной реализации
междисциплинарного образовательного проекта являются:
– системная подготовка педагогов к проектной деятельности через постоянно действующий научно-практический семинар;
– смена авторитарной позиции педагогов на субъект-субъектную в процессе
педагогического сопровождения учащихся в проектной деятельности;
– создание единой образовательной среды за счёт рефлексивного осмысления и перенесения технологий урока во внеурочную развивающую проектноисследовательскую деятельность;
– моделирование новых форм интеллектуального воспитания, среди которых: компетентностная олимпиада; ученическая экспертиза образовательных
событий; постоянное функционирование школьной медиагруппы, публичная
презентация результата проектно-исследовательской работы;
– индивидуальная, парная, групповая работа по выполнению проектного
исследования с учётом интересов и потребностей учащихся.
3. Показателями интеллектуального воспитания школьников являются личностный рост, становление субъектной позиции (рост активности и инициативности, самостоятельности, навыков саморегуляции и группового взаимодействия школьников, способности к рефлексивной оценке образовательного
действия или события, компетентность).
Гатилова, З.Н. Интеллектуальное воспитания учащихся в школе гуманитарной культуры [Текст] / З.Н. Гатилова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2007. – №4. – С. 123–129.
2. Гатилова, З.Н. Внеклассное воспитательное пространство в школе гуманитарной культуры [Текст] / З.Н. Гатилова // Вестник ТГПУ. – 2009. – №1. –
C. 18–22.
3. Гатилова, З.Н. Межпредметный образовательный проект как многофункциональная форма интеллектуального воспитания школьников [Текст] /
З.Н. Гатилова, В.И. Ревякина // Вестник ТГПУ. – 2009. – №6. – C. 23–27.21
Статьи, опубликованные в научных сборниках:
4. Гатилова, З.Н. Школа гуманитарной культуры как педагогическая практика [Текст] / З.Н. Гатилова // Гуманистическая педагогика и духовный мир учителя : материалы межрегиональной научно-практ. семинара. Тюмень, изд-во Тюм.
гос. ун-та, 2001. С. 51–55.
5. Гатилова, З.Н. Личностно-ориентированная модель образовательного
пространства школы [Текст] // Завуч. – 2001. – №2. – С. 90–97.
6. Гатилова, З.Н. Школа гуманитарной культуры как модель образовательного учреждения. Идеология проекта [Текст] / З.Н. Гатилова // Психолого-педагогические исследования в системе образования : Материалы Всероссийской
научно-практ. конф.: в 5 ч. Ч. 4. Акад. повыш. квалиф. и перепод. раб. обр.; Южно-Уральск. гос. ун-т; Челяб. ин-т доп. проф.-пед. обр.; отв. ред. Д.Ф. Ильясов.
– Москва – Челябинск : Образование, 2004. – С. 134–141.
7. Гатилова, З.Н. Преобразующая деятельность учителя в образовательном
процессе школы гуманитарной культуры [Текст] / З.Н. Гатилова // Интеграция
методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы VI Всероссийской научно-практ. конф. в 6 ч. Ч. 2. /
Ин-т доп. проф.-пед. образования; отв. ред. Д.Ф. Ильясов. – Челябинск : Образование, 2005. – С. 224–229.
8. Гатилова, З.Н. Культура образовательного пространства старшей школы
[Текст] / З.Н. Гатилова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы VII Всероссийской научно-практ. конф. в 6 ч. Ч.2 / ин-т доп. проф.-пед. образования ; отв. ред.
Д.Ф. Ильясов. – Челябинск : Образование, 2006. – С. 234–239.
9. Гатилова, З.Н. Образовательный проект «Школа гуманитарной культуры»
[Текст] / З.Н. Гатилова // Развитие творческого потенциала личности и повышение профессиональной культуры педагога: материалы международной научно-прак. конф. в память выдающегося отечественного философа и педагога
С.И. Гессена (13–15 октября 2008 года) / под ред. д-р пед. наук, проф. В.И. Ревякиной. – Томск: изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2008. – С. 230–233.
10. Гатилова, З.Н. Переход на новое содержание педагогической деятельности по интеллектуальному воспитанию ребёнка [Текст] / З.Н. Гатилова // Материалы VIII Всероссийской научно-практ. конф. : в 10 ч. Ч. 8 Модернизация
системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования ; Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. раб. образ. ; отв. ред. Д.Ф. Ильясов.
– М. ; Челябинск: Образование, 2008. – С. 229–235.
11. Гатилова, З.Н. Некоторые подходы к вопросу социальной адаптации
школьников [Текст] / З.Н. Гатилова // «Психологические аспекты социализации
личности в условиях современного образования» : материалы Всероссийской
научно-практ. конф. – Ишим: изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2008. – С. 125–130.
12.Гатилова, З.Н. Управление инновационными процессами в общеобразовательной школе [Текст] / З.Н. Гатилова // Второй всероссийский педагогичес-22
кий форум Перспективы развития образования в наукограде. – Томск: изд-во
Дельтаплан; Северск, 2008. – С. 78–92.
13. Опыт обогащения образовательного процесса в Школе гуманитарной
культуры [Текст] // Сборник материалов под редакцией Гатиловой З.Н. Томск:
редакционно-издательский отдел ТОИПКРО: Сазанова Т.А., Гончарик Т.М., Фарышева Г.Ф. Отпечатано на полиграфическом оборудовании ТОИПКРО. 2008.
– 77 с.
14. Школа гуманитарной культуры [Текст] // Программа развития. Сборник
материалов под редакцией Гатиловой З.Н. Томск: редакционно-издательский
отдел ТОИПКРО: Сазанова Т.А., Гончарик Т.М., Фарышева Г.Ф. Отпечатано на
полиграфическом оборудовании ТОИПКРО. 2008. – 144с.
15. Гатилова, З.Н. Педагогический процесс индивидуального интеллектуального воспитания учащихся [Текст] / З.Н. Гатилова // Человек в российской повседневности: Международная научно-практ. конференция : сб.статей под. ред.
С.Д. Морозова. – Пенза: изд-во РИО ПГСХА, 2008. – С. 68–71.
16. Гатилова, З.Н Формирование культуры школьников как сущностного аспекта образования [Текст] / З.Н. Гатилова // Конструирование человека. III Всероссийская научн. конф. с международным участием (г. Томск, 5–8 июня 2009 г.).
– Томск: изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2009. – (Серия: Системы и модели: границы
интерпретаций). С. 64–69.
17. Гатилова, З.Н. Развитие самостоятельности школьников в современном
образовательном процессе [Текст] / З.Н. Гатилова // Системы и модели: границы
интерпретаций: сборник трудов III Всероссийской научн. конф. с международным участием (г. Томск, 14–16 февраля 2010 г.). – Томск : изд-во Том. гос. пед.
ун-та, 2010. – (Серия: Системы и модели: границы интерпретаций.). С. 84–88.