Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №17490

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы24
Год сдачи2010
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
841
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Основным и ведущим звеном в механизме модернизации российского образования является учитель, и только здоровый учитель может воспитать здоровых детей. В связи с этим вопросы здоровья учителя приобретают особую актуальность. Профессионально-личностное здоровье учителя становится одним из факторов успешности образовательной системы, предопределяет эффективность процесса обучения и воспитания школьников. Условия реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование» предъявляют все более высокие требования к профессиональным и личностным качествам педагогов, поэтому процесс повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителя должен отвечать требованиям сохранения и укрепления его здоровья.
Исследованию возможностей поддержания и укрепления здоровья учителя посвящен ряд работ отечественных и зарубежных авторов (Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман, Н.А. Аминов, Л.П. Вашлаева, Э.М. Казин, В.П. Казначеев, Н.Н. Малярчук, Л.М. Митина, Т.С. Панина, Н.К. Смирнов, А.А. Чирков и др.). Ученые, говоря о здоровье педагогов, в первую очередь рассматривают условия оптимизации профессионально-личностного развития специалиста, при этом здоровьесберегающие возможности процесса повышения квалификации педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования в достаточной мере не исследованы. Вопросы совершенствования организации и содержания учебного процесса в аспекте здоровьесбережения учителя в системе повышения квалификации работников образования остаются мало изученными.
Имеющие место направления профессионального и личностного развития учителя в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки рассмотрены в работах Л.И. Анциферовой, Л.Г. Борисовой, Л.И. Боровикова, С.Г. Вершловского, Т.И. Гореловой, А.А. Деркача, Ю.Н. Кулюткина, Л.М. Митиной, Э.М. Никитина, И.В. Плющ, В.Я. Синенко, С.Ф. Хлебуновой, Г.С. Чесноковой и др. Однако недостаточно изучены психолого-педагогические особенности здоровьесберегающего процесса повышения квалификации и профессиональной переподготовки, принципы, технологии и методы здоровьесберегающей системы дополнительного профессионального образования, возможности самого учителя в управлении процессом психосоматической саморегуляции, механизмы педагогического руководства организацией здоровьесберегающего профессионально-личностного развития.
В связи с этим исследование условий сохранения и укрепления здоровья педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования, выявление особенностей образовательного процесса, который будет способствовать успешному профессионально-личностному развитию учителя, высокому уровню мотивации, максимальной работоспособности и хорошему самочувствию является важным и актуальным.
Поиск оптимальных путей решения поставленной проблемы в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования определил тему исследования: «Совершенствование профессионально-личностного здоровья учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования».
Ключевыми противоречиями, заложенными в основание теоретической и практической разработки данного исследования, определены противоречия между:
- существованием достаточного количества исследований профессиональной деятельности учителя, особенностей личностного развития в контексте педагогического труда и слабой степенью их внедрения в организацию повышения квалификации учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования;
- необходимостью совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя и недостаточной разработанностью соответствующих технологий в процессе повышения квалификации;
- существованием отдельных разработок о сохранении и укреплении здоровья учителя и отсутствием системы совершенствования профессионально¬личностного здоровья учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования;
- наличием образовательных программ, направленных на формирование и развитие мотивации к здоровью, навыков здорового образа жизни и их недостаточным мониторинговым оснащением.
Наличие данных противоречий актуализирует проблему совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя. В разрешении этих противоречий особое значение имеет определение роли и потенциальных ресурсов института повышения квалификации и переподготовки работников образования как учреждения дополнительного профессионального образования, в образовательном процессе которого созданы условия для совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя, его здоровьесберегающей компетентности.
Цель исследования: Научно обосновать, разработать и внедрить педагогическую модель совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в образовательный процесс учреждений дополнительного профессионального образования.
Объект исследования: Образовательный процесс в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования: Модель совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в процессе повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Полученные в ходе педагогического исследования результаты подтвердили научную гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы:
1. На основе исследования работ ученых по педагогике, валеологии,
психологии установлено, что профессионально-личностное здоровье учителя в первую очередь зависит от уровня развития духовно-нравственных качеств, соответствующих требованиям педагогической
профессии и является комплексной характеристикой личности, определяемой направленностью на духовно-нравственное развитие; способностью к саморегуляции, самоконтролю; осознанностью смысла жизни и профессиональной деятельности; способностью эффективного взаимодействия, взаимопонимания и взаимопомощи.
2. Исследование здоровья учителя в образовательном процессе учреждения дополнительного профессионального образования подтвердило низкий уровень характеристик профессионально-личностного здоровья, который проявился высокой степенью выраженности синдрома эмоционального выгорания (29% -- по двум и более факторам), неразвитой способностью к саморегуляции, самоконтролю, высоким уровнем скрытой агрессии и ориентацией на мнение окружающих, отсутствием явной направленности на достижение высоких профессиональных результатов и другими факторами, обуславливающими нарушение профессионально-личностного здоровья.
3. Проведенное теоретическое исследование позволило обосновать основные дидактические принципы совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в процессе повышения квалификации: гуманистический, личностно-ориентированный характер образования; преимущественно психолого-педагогическая направленность содержания образования; гуманитарный стиль педагогического мышления преподавателя системы повышения квалификации; эффективная организация группового взаимодействия учителей, совершенствование групповых (интерактивных) форм обучения, благоприятствующих высокой степени включенности учителей в процесс обучения.
4. Доказано, что в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования необходима комплексная, системная работа по совершенствованию профессионально-личностного здоровья учителя, включающая в себя создание здоровьесберегающих условий, разработку и внедрение здоровьеформирующих образовательных программ, мониторинга профессионально-личностного здоровья учителя и его здоровьесберегающей компетентности.
Выявлены и экспериментально проверены организационно-педагогические условия повышения квалификации по совершенствованию профессионально-личностного здоровья учителя, включающие: организацию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения; физкультурно-оздоровительную деятельность в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования; инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии, основанные на дидактических принципах совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя.
Обосновано, что реализуемая педагогическая модель совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя включает:
- методологические подходы совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя, цели и задачи здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования;
- дидактические принципы совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в образовательном процессе;
- здоровьеформирующие педагогические технологии обучения, основанные на креативной практике проектирования, группового сотрудничества, активных и интерактивных формах работы с учителями, в том числе психолого-педагогическом тренинге;
- образовательные программы повышения квалификации учителя, направленные на развитие мотивации к здоровью, навыков здорового образа жизни, освоения стратегии и тактики психосоматической саморегуляции;
- мониторинг профессионально-личностного здоровья и
здоровьесберегающей компетентности учителя.
5. Разработаны и внедрены здоровьеформирующие программы повышения
квалификации учителя: «Школа культуры здоровья»,
«Здоровьесберегающие технологии в образовании», «Система мониторинга качества здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении»; учебно-методические рекомендации по организации здоровьесберегающих условий в процессе повышения квалификации и мониторингу совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя: учебно-методическое пособие «Здоровье учителя», «Программа комплексной оценки здоровья педагогов».
6. Разработаны критерии оценки профессионально-личностного здоровья
учителя и его здоровьесберегающей компетентности и программа комплексной оценки профессионально-личностного здоровья учителя, позволяющая оценить результативность предложенной дидактической модели. Применение методов математической статистики подтверждает эффективность разработанной и реализованной дидактической модели совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного
профессионального образования.
Проведенное исследование подтвердило достоверность выдвинутой гипотезы. Результаты показывают эффективность внедрения модели совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в процессе повышения квалификации и переподготовки (индикатор успешности от 1,81 до 2,59); повышение достижений обучающихся педагогов по общему уровню сформированности здоровьесберегающей компетентности увеличивается на 20%.
Проведенное исследование показало практическую значимость внедрения полученных результатов в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионально образования. В то же время обозначились
новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в решении. Дальнейшее исследование может быть осуществлено в следующих направлениях: определение уровня профессионально-личностного здоровья учителя в зависимости от возрастных, стажевых, индивидуально-личностных, социальных факторов; изучение здоровьесберегающей компетентности учителя и методов ее совершенствования и т.д.



1. Герьянская, Н. О. Психоэмоциональное здоровье педагога в условиях модернизации образования [Текст] / Н. О. Герьянская // Сибирский психологический журнал - 2008. - № 29. - С. 86-89.
2. Герьянская, Н. О. Профессионально-личностное здоровье учителя в условиях модернизации образования [Текст] / Н. О. Герьянская // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7. - С. 234-236.
Научные статьи и материалы выступлений на конференциях
3. Герьянская, Н. О. Совершенствование профессионально-личностного здоровья учителя в процессе повышения квалификации [Текст] / Н. О. Герьянская, И. В. Габер // Эффективность модернизации образования: методология, опыт, перспективы : сборник научно-методических трудов. - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2010. - С. 214-226.
4. Герьянская, Н. О. Здоровье учителя и возможности психосоматической саморегуляци [Текст] / Н. О. Герьянская // Сибирский учитель. - 2007. - № 5.
- С. 31-33.
5. Герьянская, Н. О. Программа здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении [Текст] / Н. О. Герьянская // Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве современной школы : сборник статей. - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2008. - С. 43-52.
6. Герьянская, Н. О. Здоровье педагога в условиях модернизации образования [Текст] / Н. О. Герьянская // Инновации и качество образования : сборник материалов международной научно-практической конференции, (24-25 марта 2008г.). - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2008. - С. 168-172.
7. Синенко, В. Я. Комплекс мер по сохранению, укреплению и формированию здоровья школьников Новосибирской области в условиях модернизации образования [Текст] / В. Я. Синенко, И. В. Плющ, Н. О. Герьянская // Сибирский учитель. - 2007. - № 5. - С. 25-28.
8. Герьянская, Н. О. Социально-психологические факторы здоровья школьников, педагогов [Текст] / Н. О. Герьянская // Педагогические и медицинские проблемы валеологии : материалы международной научно-практической конференции (18-20 марта 1999). - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 1999. - С. 85-87.
9. Герьянская, Н. О. Образ жизни и здоровье учителя. Опыт валеологического исследования [Текст] / Н. О. Герьянская, И. Г. Андрусевич // Педагогические и медицинские проблемы валеологии : материалы международной научно¬практической конференции (18-20 марта 1999). - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 1999. - С. 23-25.
10. Герьянская, Н. О. Восстановление социально-профессионального статуса у преподавателей ОБЖ в процессе переподготовки и повышения квалификации [Текст] / Н. О. Герьянская // Современный учитель: стандарты профессионализма/ под общ. ред. Л. И. Боровикова. - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2000. - С. 98-101.
11. Герьянская, Н. О. Оптимизация социально-психологического здоровья участников образовательного процесса / Н. О. Герьянская // Сибирский учитель. -2000. - № 6 - С. 36-38.
12. Герьянская, Н. О. Влияние стиля профессионального общения педагога на профилактику аддиктивного поведения подростков [Текст] / Н. О. Герьянская // Воспитание и дополнительное образование. - 2003. - № 3. - С. 43-45.
13. Герьянская, Н. О. Здоровьесберегающие технологии повышения квалификации учителя в системе дополнительного профессионального образования [Текст] / Н. О. Герьянская // Создание здоровьесберегающей образовательной среды - условие повышения качества общего образования : материалы научно-практической конференции - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2004. - С. 140-144.
14. Герьянская, Н. О. Структура комплексной программы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении [Текст] / Н. О. Герьянская // Здоровье детей в системе образования НСО : материалы V съезда работников образования Новосибирской области. - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2005. - С. 123-133.
15. Герьянская, Н. О. Повышение квалификации учителя в системе дополнительного профессионального образования с позиций гуманистического подхода [Текст] / Н. О. Герьянская // Системы оценивания качества образования в условиях его модернизации : материалы международной научно-практической конференции. - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2007. - С. 162-167.
16. Герьянская, Н.О. Здоровье учителя и проблемы развития здоровьесберегающей деятельности педагогического коллектива [Текст] / Н.О. Герьянская, О.В. Бачерикова // Актуальные проблемы обеспечения безопасности образовательного пространства : материалы международной научно-практической конференции. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2007. - С. 41-45.
17. Герьянская, Н. О. Оценка уровня сформированности здоровьесберегающих компетенций в процессе повышения квалификации учителя [Текст] / Н. О. Герьянская, И. В. Плющ // Комплексный мониторинг состояния здоровья обучающихся в системе управления качеством : материалы
Всероссийской научно-практической конференции. - Новокузнецк : Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2007. - С. 41-45.
18. Герьянская, Н. О. Развитие личностных ресурсов и адаптивных стратегий поведения, формирование стрессоустойчивости в рамках профилактических программ [Текст] / Н. О. Герьянская // Профилактика социально значимых заболеваний в образовательной среде : материалы Всероссийской научно¬практической конференции. (21-23 ноября 2007). - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2007. - С. 33-36.
19. Герьянская, Н. О. Социально-психологический тренинг «Формирование стрессоустойчивости, развитие личностных ресурсов и адаптивных стратегий поведения» [Текст] / Н. О. Герьянская // Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики / авт.-сост. Г. С. Чеснокова [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2009. - С.117-123.
20. Горелова, Т. И. Здоровьесберегающие условия в процессе повышения квалификации учителя в учреждениях дополнительного профессионального образования [Текст] / Т. И. Горелова, Н. О. Герьянская // Системы оценки качества образования в условиях инновационных процессов : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (24-25 марта 2009 г.). - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2009. - С. 348-355.
Учебно-методические пособия
21. Герьянская, Н. О. Здоровье учителя [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. О. Герьянская ; под общ. ред. И. В. Плющ. - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2009. - 154 с. - ISBN 978-5-87847-460-3.
22. Плющ, И. В. Приоритетные направления развития здоровьесберегающей деятельности в системе образования Новосибирской области [Текст] : учебное пособие / И. В. Плющ, Н. О. Герьянская, М. П. Радченко. - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2008. - 140 с. - ISBN 978-5-87847-448-1.
23. Герьянская, Н. О. Повышение квалификации и дополнительное профессиональное образование работников образования по вопросам охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности [Текст] / Н. О. Герьянская // Безопасность образовательного пространства : монография / под общ. ред. Н. А. Скляновой, И. В. Плющ. - Новосибирск : Изд-во СО РАМН, 2001. - С. 239-249. - ISBN 978-5-93239-024-7.
24. Герьянская, Н. О. Программа комплексной оценки здоровья педагогов
[Электронный ресурс] / Р. И. Айзман, Н. О. Герьянская, В. Б. Рубанович [и др.]. // Федеральный депозитарий электронных изданий (Москва) :
регистрационное свидетельство № 13933 от 20 августа 2008г. - № гос. регистрации 0320801706.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ