СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Актуальность исследования. Основным и ведущим звеном в механизме модернизации российского образования является учитель, и только здоровый учитель может воспитать здоровых детей. В связи с этим вопросы здоровья учителя приобретают особую актуальность. Профессионально-личностное здоровье учителя становится одним из факторов успешности образовательной системы, предопределяет эффективность процесса обучения и воспитания школьников. Условия реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование» предъявляют все более высокие требования к профессиональным и личностным качествам педагогов, поэтому процесс повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителя должен отвечать требованиям сохранения и укрепления его здоровья.
Исследованию возможностей поддержания и укрепления здоровья учителя посвящен ряд работ отечественных и зарубежных авторов (Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман, Н.А. Аминов, Л.П. Вашлаева, Э.М. Казин, В.П. Казначеев, Н.Н. Малярчук, Л.М. Митина, Т.С. Панина, Н.К. Смирнов, А.А. Чирков и др.). Ученые, говоря о здоровье педагогов, в первую очередь рассматривают условия оптимизации профессионально-личностного развития специалиста, при этом здоровьесберегающие возможности процесса повышения квалификации педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования в достаточной мере не исследованы. Вопросы совершенствования организации и содержания учебного процесса в аспекте здоровьесбережения учителя в системе повышения квалификации работников образования остаются мало изученными.
Имеющие место направления профессионального и личностного развития учителя в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки рассмотрены в работах Л.И. Анциферовой, Л.Г. Борисовой, Л.И. Боровикова, С.Г. Вершловского, Т.И. Гореловой, А.А. Деркача, Ю.Н. Кулюткина, Л.М. Митиной, Э.М. Никитина, И.В. Плющ, В.Я. Синенко, С.Ф. Хлебуновой, Г.С. Чесноковой и др. Однако недостаточно изучены психолого-педагогические особенности здоровьесберегающего процесса повышения квалификации и профессиональной переподготовки, принципы, технологии и методы здоровьесберегающей системы дополнительного профессионального образования, возможности самого учителя в управлении процессом психосоматической саморегуляции, механизмы педагогического руководства организацией здоровьесберегающего профессионально-личностного развития.
В связи с этим исследование условий сохранения и укрепления здоровья педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования, выявление особенностей образовательного процесса, который будет способствовать успешному профессионально-личностному развитию учителя, высокому уровню мотивации, максимальной работоспособности и хорошему самочувствию является важным и актуальным.
Поиск оптимальных путей решения поставленной проблемы в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования определил тему исследования: «Совершенствование профессионально-личностного здоровья учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования».
Ключевыми противоречиями, заложенными в основание теоретической и практической разработки данного исследования, определены противоречия между:
- существованием достаточного количества исследований профессиональной деятельности учителя, особенностей личностного развития в контексте педагогического труда и слабой степенью их внедрения в организацию повышения квалификации учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования;
- необходимостью совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя и недостаточной разработанностью соответствующих технологий в процессе повышения квалификации;
- существованием отдельных разработок о сохранении и укреплении здоровья учителя и отсутствием системы совершенствования профессионально¬личностного здоровья учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования;
- наличием образовательных программ, направленных на формирование и развитие мотивации к здоровью, навыков здорового образа жизни и их недостаточным мониторинговым оснащением.
Наличие данных противоречий актуализирует проблему совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя. В разрешении этих противоречий особое значение имеет определение роли и потенциальных ресурсов института повышения квалификации и переподготовки работников образования как учреждения дополнительного профессионального образования, в образовательном процессе которого созданы условия для совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя, его здоровьесберегающей компетентности.
Цель исследования: Научно обосновать, разработать и внедрить педагогическую модель совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в образовательный процесс учреждений дополнительного профессионального образования.
Объект исследования: Образовательный процесс в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования: Модель совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в процессе повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Исследованию возможностей поддержания и укрепления здоровья учителя посвящен ряд работ отечественных и зарубежных авторов (Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман, Н.А. Аминов, Л.П. Вашлаева, Э.М. Казин, В.П. Казначеев, Н.Н. Малярчук, Л.М. Митина, Т.С. Панина, Н.К. Смирнов, А.А. Чирков и др.). Ученые, говоря о здоровье педагогов, в первую очередь рассматривают условия оптимизации профессионально-личностного развития специалиста, при этом здоровьесберегающие возможности процесса повышения квалификации педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования в достаточной мере не исследованы. Вопросы совершенствования организации и содержания учебного процесса в аспекте здоровьесбережения учителя в системе повышения квалификации работников образования остаются мало изученными.
Имеющие место направления профессионального и личностного развития учителя в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки рассмотрены в работах Л.И. Анциферовой, Л.Г. Борисовой, Л.И. Боровикова, С.Г. Вершловского, Т.И. Гореловой, А.А. Деркача, Ю.Н. Кулюткина, Л.М. Митиной, Э.М. Никитина, И.В. Плющ, В.Я. Синенко, С.Ф. Хлебуновой, Г.С. Чесноковой и др. Однако недостаточно изучены психолого-педагогические особенности здоровьесберегающего процесса повышения квалификации и профессиональной переподготовки, принципы, технологии и методы здоровьесберегающей системы дополнительного профессионального образования, возможности самого учителя в управлении процессом психосоматической саморегуляции, механизмы педагогического руководства организацией здоровьесберегающего профессионально-личностного развития.
В связи с этим исследование условий сохранения и укрепления здоровья педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования, выявление особенностей образовательного процесса, который будет способствовать успешному профессионально-личностному развитию учителя, высокому уровню мотивации, максимальной работоспособности и хорошему самочувствию является важным и актуальным.
Поиск оптимальных путей решения поставленной проблемы в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования определил тему исследования: «Совершенствование профессионально-личностного здоровья учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования».
Ключевыми противоречиями, заложенными в основание теоретической и практической разработки данного исследования, определены противоречия между:
- существованием достаточного количества исследований профессиональной деятельности учителя, особенностей личностного развития в контексте педагогического труда и слабой степенью их внедрения в организацию повышения квалификации учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования;
- необходимостью совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя и недостаточной разработанностью соответствующих технологий в процессе повышения квалификации;
- существованием отдельных разработок о сохранении и укреплении здоровья учителя и отсутствием системы совершенствования профессионально¬личностного здоровья учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования;
- наличием образовательных программ, направленных на формирование и развитие мотивации к здоровью, навыков здорового образа жизни и их недостаточным мониторинговым оснащением.
Наличие данных противоречий актуализирует проблему совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя. В разрешении этих противоречий особое значение имеет определение роли и потенциальных ресурсов института повышения квалификации и переподготовки работников образования как учреждения дополнительного профессионального образования, в образовательном процессе которого созданы условия для совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя, его здоровьесберегающей компетентности.
Цель исследования: Научно обосновать, разработать и внедрить педагогическую модель совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в образовательный процесс учреждений дополнительного профессионального образования.
Объект исследования: Образовательный процесс в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования: Модель совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в процессе повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Полученные в ходе педагогического исследования результаты подтвердили научную гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы:
1. На основе исследования работ ученых по педагогике, валеологии,
психологии установлено, что профессионально-личностное здоровье учителя в первую очередь зависит от уровня развития духовно-нравственных качеств, соответствующих требованиям педагогической
профессии и является комплексной характеристикой личности, определяемой направленностью на духовно-нравственное развитие; способностью к саморегуляции, самоконтролю; осознанностью смысла жизни и профессиональной деятельности; способностью эффективного взаимодействия, взаимопонимания и взаимопомощи.
2. Исследование здоровья учителя в образовательном процессе учреждения дополнительного профессионального образования подтвердило низкий уровень характеристик профессионально-личностного здоровья, который проявился высокой степенью выраженности синдрома эмоционального выгорания (29% -- по двум и более факторам), неразвитой способностью к саморегуляции, самоконтролю, высоким уровнем скрытой агрессии и ориентацией на мнение окружающих, отсутствием явной направленности на достижение высоких профессиональных результатов и другими факторами, обуславливающими нарушение профессионально-личностного здоровья.
3. Проведенное теоретическое исследование позволило обосновать основные дидактические принципы совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в процессе повышения квалификации: гуманистический, личностно-ориентированный характер образования; преимущественно психолого-педагогическая направленность содержания образования; гуманитарный стиль педагогического мышления преподавателя системы повышения квалификации; эффективная организация группового взаимодействия учителей, совершенствование групповых (интерактивных) форм обучения, благоприятствующих высокой степени включенности учителей в процесс обучения.
4. Доказано, что в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования необходима комплексная, системная работа по совершенствованию профессионально-личностного здоровья учителя, включающая в себя создание здоровьесберегающих условий, разработку и внедрение здоровьеформирующих образовательных программ, мониторинга профессионально-личностного здоровья учителя и его здоровьесберегающей компетентности.
Выявлены и экспериментально проверены организационно-педагогические условия повышения квалификации по совершенствованию профессионально-личностного здоровья учителя, включающие: организацию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения; физкультурно-оздоровительную деятельность в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования; инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии, основанные на дидактических принципах совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя.
Обосновано, что реализуемая педагогическая модель совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя включает:
- методологические подходы совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя, цели и задачи здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования;
- дидактические принципы совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в образовательном процессе;
- здоровьеформирующие педагогические технологии обучения, основанные на креативной практике проектирования, группового сотрудничества, активных и интерактивных формах работы с учителями, в том числе психолого-педагогическом тренинге;
- образовательные программы повышения квалификации учителя, направленные на развитие мотивации к здоровью, навыков здорового образа жизни, освоения стратегии и тактики психосоматической саморегуляции;
- мониторинг профессионально-личностного здоровья и
здоровьесберегающей компетентности учителя.
5. Разработаны и внедрены здоровьеформирующие программы повышения
квалификации учителя: «Школа культуры здоровья»,
«Здоровьесберегающие технологии в образовании», «Система мониторинга качества здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении»; учебно-методические рекомендации по организации здоровьесберегающих условий в процессе повышения квалификации и мониторингу совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя: учебно-методическое пособие «Здоровье учителя», «Программа комплексной оценки здоровья педагогов».
6. Разработаны критерии оценки профессионально-личностного здоровья
учителя и его здоровьесберегающей компетентности и программа комплексной оценки профессионально-личностного здоровья учителя, позволяющая оценить результативность предложенной дидактической модели. Применение методов математической статистики подтверждает эффективность разработанной и реализованной дидактической модели совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного
профессионального образования.
Проведенное исследование подтвердило достоверность выдвинутой гипотезы. Результаты показывают эффективность внедрения модели совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в процессе повышения квалификации и переподготовки (индикатор успешности от 1,81 до 2,59); повышение достижений обучающихся педагогов по общему уровню сформированности здоровьесберегающей компетентности увеличивается на 20%.
Проведенное исследование показало практическую значимость внедрения полученных результатов в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионально образования. В то же время обозначились
новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в решении. Дальнейшее исследование может быть осуществлено в следующих направлениях: определение уровня профессионально-личностного здоровья учителя в зависимости от возрастных, стажевых, индивидуально-личностных, социальных факторов; изучение здоровьесберегающей компетентности учителя и методов ее совершенствования и т.д.
1. На основе исследования работ ученых по педагогике, валеологии,
психологии установлено, что профессионально-личностное здоровье учителя в первую очередь зависит от уровня развития духовно-нравственных качеств, соответствующих требованиям педагогической
профессии и является комплексной характеристикой личности, определяемой направленностью на духовно-нравственное развитие; способностью к саморегуляции, самоконтролю; осознанностью смысла жизни и профессиональной деятельности; способностью эффективного взаимодействия, взаимопонимания и взаимопомощи.
2. Исследование здоровья учителя в образовательном процессе учреждения дополнительного профессионального образования подтвердило низкий уровень характеристик профессионально-личностного здоровья, который проявился высокой степенью выраженности синдрома эмоционального выгорания (29% -- по двум и более факторам), неразвитой способностью к саморегуляции, самоконтролю, высоким уровнем скрытой агрессии и ориентацией на мнение окружающих, отсутствием явной направленности на достижение высоких профессиональных результатов и другими факторами, обуславливающими нарушение профессионально-личностного здоровья.
3. Проведенное теоретическое исследование позволило обосновать основные дидактические принципы совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в процессе повышения квалификации: гуманистический, личностно-ориентированный характер образования; преимущественно психолого-педагогическая направленность содержания образования; гуманитарный стиль педагогического мышления преподавателя системы повышения квалификации; эффективная организация группового взаимодействия учителей, совершенствование групповых (интерактивных) форм обучения, благоприятствующих высокой степени включенности учителей в процесс обучения.
4. Доказано, что в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования необходима комплексная, системная работа по совершенствованию профессионально-личностного здоровья учителя, включающая в себя создание здоровьесберегающих условий, разработку и внедрение здоровьеформирующих образовательных программ, мониторинга профессионально-личностного здоровья учителя и его здоровьесберегающей компетентности.
Выявлены и экспериментально проверены организационно-педагогические условия повышения квалификации по совершенствованию профессионально-личностного здоровья учителя, включающие: организацию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения; физкультурно-оздоровительную деятельность в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования; инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии, основанные на дидактических принципах совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя.
Обосновано, что реализуемая педагогическая модель совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя включает:
- методологические подходы совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя, цели и задачи здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования;
- дидактические принципы совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в образовательном процессе;
- здоровьеформирующие педагогические технологии обучения, основанные на креативной практике проектирования, группового сотрудничества, активных и интерактивных формах работы с учителями, в том числе психолого-педагогическом тренинге;
- образовательные программы повышения квалификации учителя, направленные на развитие мотивации к здоровью, навыков здорового образа жизни, освоения стратегии и тактики психосоматической саморегуляции;
- мониторинг профессионально-личностного здоровья и
здоровьесберегающей компетентности учителя.
5. Разработаны и внедрены здоровьеформирующие программы повышения
квалификации учителя: «Школа культуры здоровья»,
«Здоровьесберегающие технологии в образовании», «Система мониторинга качества здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении»; учебно-методические рекомендации по организации здоровьесберегающих условий в процессе повышения квалификации и мониторингу совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя: учебно-методическое пособие «Здоровье учителя», «Программа комплексной оценки здоровья педагогов».
6. Разработаны критерии оценки профессионально-личностного здоровья
учителя и его здоровьесберегающей компетентности и программа комплексной оценки профессионально-личностного здоровья учителя, позволяющая оценить результативность предложенной дидактической модели. Применение методов математической статистики подтверждает эффективность разработанной и реализованной дидактической модели совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного
профессионального образования.
Проведенное исследование подтвердило достоверность выдвинутой гипотезы. Результаты показывают эффективность внедрения модели совершенствования профессионально-личностного здоровья учителя в процессе повышения квалификации и переподготовки (индикатор успешности от 1,81 до 2,59); повышение достижений обучающихся педагогов по общему уровню сформированности здоровьесберегающей компетентности увеличивается на 20%.
Проведенное исследование показало практическую значимость внедрения полученных результатов в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионально образования. В то же время обозначились
новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в решении. Дальнейшее исследование может быть осуществлено в следующих направлениях: определение уровня профессионально-личностного здоровья учителя в зависимости от возрастных, стажевых, индивидуально-личностных, социальных факторов; изучение здоровьесберегающей компетентности учителя и методов ее совершенствования и т.д.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕМ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Электронно-образовательные контенты как средство реализации дополнительного математического образования школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2012 - Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы.
Дипломные работы, ВКР, медицина . Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2012 - ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРОВОМУ
ПЕНИЮ (В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Развитие организационно-педагогических условий сохранения здоровья обучающихся в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МКОУ «ГЛАДКОВСКОЙ СОШ»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016



