Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития речевых умений у учащихся на старшем этапе обучения на основе коммуникативных заданий 7
1.1. Цели и задачи обучения иностранному языку. Содержание понятия «коммуникативная компетенция» 7
1.2. Понятие «речевое умение». Педагогические условия совершенствования речевых умений на уроках иностранного языка 14
1.3. Психолого-возрастные особенности обучающихся средней школы 18
1.4. Коммуникативное задание: определение, требования, виды 23
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению коммуникативных заданий на уроках английского языка на старшем этапе обучения 28
2.1. Анализ УМК. Диагностика уровня сформированности речевых умений учащихся 28
2.2. Разработка коммуникативных заданий для применения на уроках иностранного языка в средней школе 38
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А 49
Приложение Б 50
Приложение В 53
На современном этапе развития школьного образования стратегической целью обучения иностранному языку является практическое овладение учащимися всеми видами речевой деятельности. Согласно ФГОС одним из требований к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка является сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире. Процесс формирования и развития социокультурных навыков и коммуникативной компетенции, а также их реализация происходит в процессе коммуникации.
Для обеспечения коммуникативной направленности процесса обучения иностранному языку учитель должен научить школьников в первую очередь не выполнять ряд упражнений, а общаться на иностранном языке, для чего необходимо формирование, развитие и совершенствование их речевых умений.
На старшем этапе школьного обучения речевые умения должны уже не просто формироваться, но развиваться и совершенствоваться. Но, к сожалению, практика показывает, что не все обучающиеся средней школы действительно обладают коммуникативной компетенцией и готовы к межкультурному общению. Одним из наиболее эффективных способов совершенствования речевых умений с учетом коммуникативной направленности является использование на уроках иностранного языка коммуникативных заданий.
Таким образом актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью адекватного и рационального выбора средств и способов совершенствования речевых умений у старших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить опытным путем эффективность коммуникативных заданий для совершенствования речевых умений у учащихся старших классов средней школы.
В соответствии с целью перед нами стоят следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую, дидактическую и педагогическую литературу по исследуемой теме.
2) Определить условия совершенствования речевых умений на уроке иностранного языка.
3) Охарактеризовать психолого-возрастные особенности учащихся старших классов и особенности обучения иностранному языку на этом этапе.
4) Подобрать, адаптировать и разработать коммуникативные задания, способствующие совершенствованию речевых умений старших школьников.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку учащихся старших классов средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - коммуникативное задание как способ совершенствования речевых умений в процессе обучения иностранному языку в старшей школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии основных аспектов процесса совершенствования иноязычных речевых умений у учащихся старших классов посредством использования коммуникативных заданий на основе анализа литературы по педагогике, методике и психологии, а также различных УМК.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования его результатов в образовательном процессе в средней школе.
Теоретическую основу для исследования составили работы таких авторов как Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е., Соловова Е. Н., Гальскова Н. Д., Гез Н. И., Зимняя И. А., Миролюбов А. А., Рогова Г. В., Эльконин Д. Б.
Основные методы, которые были использованы в процессе написания данной работы: метод целенаправленного поиска, метод расширяющегося поиска, анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, опытная работа, языковое тестирование, обработка статистических данных...
В результате исследования были выполнены все поставленные задачи, а именно: была изучена психолого-педагогическая, дидактическая и педагогическая литература по исследуемой теме; были определены условия совершенствования речевых умений на уроке иностранного языка; охарактеризованы психолого-педагогические возрастные особенности учащихся старших классов и особенности обучения иностранному языку на этом этапе; подобраны, адаптированы, разработаны коммуникативные задания, способствующие совершенствованию речевых умений обучающихся средней школы.
Таким образом была достигнута цель исследования: была теоретически обоснована и проверена опытным путем эффективность коммуникативных заданий для совершенствования речевых умений у учащихся старших классов средней школы.
В первой главе были представлены, раскрыты и охарактеризованы такие понятия как речевое умение, коммуникативная компетенция, коммуникативный подход, коммуникативное задание. Также были описаны цели и задачи современного обучения иностранному языку, условия совершенствования речевых умений на уроках иностранного языка, дана характеристика старшего этапа обучения иностранному языку на основании психолого-возрастных особенностей старших школьников. Выше перечисленное послужило теоретическим основанием для проведения опытно-экспериментальной работы на базе МАОУ «Средняя школа № 24 имени Героя Советского Союза М.В. Водопьянова» г. Красноярска.
Во второй главе была поэтапно описана проведенная опытная работа. Был произведен анализ УМК по английскому языку для 11 классов New Millennium English. До опытно-экспериментальной работы была проведена диагностика речевых умений обучающихся в области диалогической и монологической речи . Для проведения опытной работы были разработаны и применены на уроках английского языка коммуникативные задания, после чего была проведена повторная диагностика речевых умений и анализ результатов опытной работы.
После завершения опытной работы, были подведены итоги исследования и сделан следующий вывод: активное применение коммуникативных заданий на уроках иностранного языка способствует совершенствованию речевых умений обучающихся средней школы.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Блик Е.С. Использование метода коммуникативных заданий в обучении студентов английскому языку // Педагогическое образование в России. 2015. №2. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-kommunikativnyh-zadaniy-v-obuchenii-studentov-angliyskomu-yazyku(дата обращения: 13.06.2019).
3. Бочарникова М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. 2009. №8. С. 130-132.
4. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: методическое пособие / Институт общего среднего образования РАО. Обнинск: издательство «Титул», 1999. 79 с.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун -тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. Заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. 3 -е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
7. Горбунова О.С. Круглый стол как метод активного обучения иностранному языку [Электронный ресурс]. URL:https://multiurok.ru/files/krughlyi-stol-kak-mietod-aktivnogho-obuchieniia-inostrannomu-iazyku.html(дата обращения: 13.06.2019)
8. Гроза О.Л. и др. Английский язык: Английский язык нового тысячелетия / New Millennium English: Учебник для 11 кл. общеобраз. учрежд. / О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая, Н.Ю. Казырбаева, В.В. Клименко, М.Л. Мичурина, Н.В. Новикова, Т.Н. Рыжкова, Е.Ю. Шалимова. 3-е изд., испр. и перераб. Обнинск: Титул, 2012. 192 с.
9. Домнина Т.В. Социокультурная коммуникация на английском языке на старшей ступени обучения как ресурс развития коммуникативных учебных действий и гражданских качеств // Пермский педагогический журнал. 2014. №5. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-kommunikatsiya-na-angliyskom-yazyke-na-starshey-stupeni-obucheniya-kak-resurs-razvitiya-kommunikativnyh-uchebnyh(дата обращения: 13.06.2019).
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. М.: Университетская книга; Логос, 2009. 384 с.
11. Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. №4 (126). С. 54-60
12. Ильясов И. И., Леонтьев А. А. Речь // Практикум по общей психологии. М.: МГУ, 1972.
13. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
14. Лапидус Б.А. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типологии упражнений // ИЯШ. 2013. № 4. С. 112-122.
15. Локаткова О.Н. Период старшего школьного возраста как этап планирования и подготовки к профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2013. №10. С. 481 - 484....(30)