Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Работа №17487

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы24
Год сдачи2010
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
664
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ктуальность. Коренные социально-экономические преобразования в российском обществе, начавшиеся в 90-е годы ХХ века, создали реальные предпосылки как
для демократизации и гуманизации школы, так и для обновления системы образования, методологии, технологии организации учебно-образовательного процесса,
поиска новых организационных форм, изменения характера отношения к разрабатываемым наукой и внедряемым практикой педагогическим новшествам. Гуманистические традиции, социально-гуманитарный уровень российского общества, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связаны с новым отношением к детям с проблемами в развитии, с решением вопросов их социализации и интеграции. Обозначенные тенденции особенно
актуальны в контексте работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
и адаптации к школе. В настоящее время, по данным разных авторов (М.М. Безруких, В.И. Лубовский, Н.Г. Лусканова, С.Г. Шевченко и др.), в системе общего образования обозначенные трудности испытывают от 15 % до 40 % учащихся начальных
классов, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их числа.
Основной контингент таких обучающихся по данным, полученным за последние
30 лет сотрудниками Института дефектологии АПН СССР (в настоящее время Институт коррекционной педагогики РАО РФ) (Т.А. Власова, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, М.Н. Фишман и др.), составляют дети с задержкой психического развития. В современной коррекционной педагогике под термином «задержка психического развития» понимают особый тип аномалии,
проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.
Понятия «задержка психического развития» и «школьная неуспеваемость», «дезадаптация» неоднозначны, однако эти проблемы связаны между собой и, как правило,
рассматриваются в ряду актуальных вопросов общей и специальной педагогики детей
школьного возраста. Данная группа обучающихся определяется как полиморфная
группа, характеризующаяся замедленным неравномерным развитием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, снижением уровня работоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы.
Проблема особенностей развития детей с задержкой психического развития является предметом исследования выдающихся педагогов (П.П. Блонский, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский), психологов
(М.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, М. Монтессори,
С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), дефектологов (И.М. Бгажнокова, Т.А. Власова,
В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, В.П. Кащенко, М.П. Лебедева, М.С. Певзнер).
Исследователи в области коррекционной педагогики Г.М. Капустина, В.Н. Нечаева,
С.Г. Шевченко, С.Г. Шипицына ведут поиски эффективных путей индивидуализации обучения детей с вышеназванными проблемами; вопросы этимологии и диагностики представлены в работах А.А. Венгера, Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной,
И.Ю. Левченко, А.Н. Леонтьева, Р.В. Овчаровой, М.М. Семаго, Д.Б. Эльконина;
обоснование современных научных подходов к организации и содержанию учебнообразовательного процесса представлено в работах Б.Г. Ананьева, Л.О. Бадалян,
Л.И. Божович, Л.С. Выготского, О.В. Заславской, М.Н. Ильиной, И.О. Котлярова,
В.В. Лебединского, А.Н. Леонтьева, В.М. Монаховой, О.Д. Митрофановой, В.А. Орловой, Н.И. Пирогова, M.H. Скаткиной, В.В. Фирсовой, А.Н. Щукина, Д.Б. Эльконина; концептуально-теоретические и методологические основы технологий обучения и воспитания детей с проблемами в развитии представлены в работах
А.С.Белкина, В.П. Беспалько, Л.С. Выготского, В.В. Гузеева, А.В. Леонтьева,
А.С. Макаренко, Г.К. Селевко, С.Г. Шевченко; вопросы интеграции в общеобразовательную систему обучения и воспитания детей с различными отклонениями в психофизическом развитии в едином потоке с обычными детьми рассматриваются в работах таких учёных как Л.И. Аксёнова, В.В. Коркунов, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назаров, Л.М. Шипицина.
В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001
№ 196, предусмотрено открытие в общеобразовательных учреждениях классов компенсирующего обучения и специальных коррекционных классов для обучающихся с
отклонениями в развитии (наиболее часто открываются классы для обучающихся
с задержкой психического развития). Однако политика государства на современном
этапе развития направлена на экономию в сфере образования, что приводит к сокращению специализированных образовательных учреждений и специальных коррекционных классов. В 2000 году на территории Российской Федерации находилось
1967 специальных учебных коррекционных заведений для детей с проблемами
в развитии. В 2005-2006 учебном году, по данным Министерства образования и
науки, их было уже 1947, а, по данным того же Министерства, к началу 2006—
2007 учебного года их осталось 1810. Таким образом, число таких учреждений
уменьшилось почти на 150 единиц, причём подавляющее большинство — 137 — были закрыты за последний год. Анализ цифровой информации о количестве школьников, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении по Томскому району
свидетельствует о том, что количество детей данной категории постоянно увеличивается, несмотря на уменьшение общего числа обучающихся, а количество специальных классов и количество в них обучающихся уменьшается. Данная информация
подтверждается статистическими данными по Томскому району. Так в 2002—
2003 гг. количество обучающихся с задержкой психического развития (в % от общего числа обучающихся, п =230) составляло 16 %, при этом в районе функционировали 36 специальных классов. К 2006 году количество обучающихся с задержкой
психического развития (в % от общего числа обучающихся, п =230 ) составляло
21 %, при этом в районе осталось 16 специальных классов.
Обозначенные социально-экономические преобразования в обществе, а также
постоянно увеличивающееся количество школьников с отклонениями в развитии
способствуют появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками.
Для нашего исследования особую актуальность имеет инклюзивное образование. Это реальная возможность в условиях сельской местности оказать ребёнку,
имеющему отклонения в развитии, необходимую психолого-педагогическую помощь.
Это естественная, а иногда просто вынужденная в силу разных обстоятельств интеграция данной категории детей в среду интеллектуально достаточных сверстников.
Причины могут быть следующие: отсутствие специальных (коррекционных) учреждений; их отдалённость от проживания ребёнка; нежелание родителей обучать ребёнка в специальном учреждении.
Одним из необходимых аспектов организации коррекционно-развивающего
обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка,
построение индивидуального образовательного маршрута, основанного на знании
психологических, биологических и социальных особенностях развития ребенка. Однако на практике кадровые возможности сельской школы не удовлетворяют необходимым требованиям, предъявляемым к диагностической деятельности, что в дальнейшем тормозит реализацию возможностей индивидуального подхода в обучении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении обобщены результаты работы, сформулированы основные выводы:
1. Состояние проблемы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития — это многовековая история отечественной и зарубежной
педагогики, связанная с поиском оптимальных условий организации
учебного процесса, с проблемами совершенствования его содержания,
форм и методов обучения и характеризующаяся рядом неразрешённых до
сих пор противоречий.
2. Для решения данной проблемы необходима разработка и реализация
структурно-функциональной модели обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в сельской школе. Структура предложенной модели включает целевой, содержательный, организационнодеятельностный, оценочно-результативный компоненты.
3. Эффективность разработанной структурно-функциональной модели обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в сельской
школе подтверждается результатами верификации по следующим критериям: мотивационный, учебный, социальный.


Статьи в научных журналах, рецензируемых ВАК:
1. Шуклова, Л. А. Обобщение знаний о частях речи в классе КРО [Текст] /
Л. А. Шуклова // Начальная школа. — 2006. — № 5 . — С. 69—71. (0,19 п.л.)
Учебно-методическое пособие:
2. Шуклова, Л. А. Обучение русскому языку в классах КРО Учебное пособие для
студентов-филологов / Т. Б. Данилова. — Томск : Изд-во «Лито-Принт», 2009. —
69 с. (4,3 п.л.)
Статьи, тезисы:
3. Шуклова, Л. А. Формирование орфографической зоркости в классах КРО
[Текст] / В. И. Аникина // Открытый урок: фестиваль педагогических идей. — М. :
Первое сентября, 2005. — С. 89—93. (0,32 п.л.)
4. Шуклова, Л. А. Проектная деятельность в классах КРО [Текст] / Л. А. Шуклова // Открытый урок: фестиваль исследовательских и творческих работ Портфолио.
— М. : Первое сентября, 2005. — С. 80—93. (0,88 п.л.)
5. Шуклова, Л. А. Формирование навыков чтения у младших школьников в классах КРО [Текст] / В. И. Аникина // Открытый урок: фестиваль педагогических
идей. — М. : Первое сентября, 2006. — С. 56—60. (0,32 п.л.)
6. Шуклова, Л. А. Общая характеристика системы коррекционно-развивающего
обучения в общеобразовательном учреждении [Текст] / Л. А. Шуклова // Модернизация образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. —
Томск : Изд-во ТОИПКРО, 2006. — С. 67—72. (0,38 п.л.)
7. Шуклова, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя [Текст] /
Т. Б. Данилова // Современные аспекты адаптивной физической культуры: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. — Томск : Изд-во ТГПУ,
2007. — С. 68—73. (0,38 п.л.)
8. Шуклова, Л. А. Индивидуальная образовательная траектория как условие осуществления психолого-педагогической коррекции познавательной деятельности у
младших школьников [Текст] / Проблемы образования в условиях реализации приоритетного национального проекта: материалы Всероссийской научно-практической
конференции. — Томск : Изд-во ТОИПКРО, 2007. — С. 57—63. (0,44 п.л.)
9. Шуклова, Л. А. Личностно ориентированная инновационная стратегия обучения русскому языку в классах КРО [Текст] / Т. Б. Данилова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в Вузе и школе: сборник научных трудов. — Воронеж : Изд-во «Научная книга», 2008. — С. 295—301.
(0,44 п.л.)
10. Шуклова, Л. А. Проблема выбора модели деятельности в системе коррекционной педагогики [Текст] / Л. А. Шуклова // Системы и модели: границы интерпретаций: сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием. — Томск : Изд-во ТГПУ, 2007. — С. 224—227. (0,25 п.л.)
11. Шуклова, Л. А. Физическое воспитание как средство здоровьесберегающего
обучения в классах КРО [Текст] / С. Б. Нарзулаев, Т. Б. Данилова // Актуальные
вопросы физической культуры и спорта: материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. — Томск : Изд-во ТГПУ,
2008. — С. 290—294. (0,32 п.л.)23
12. Шуклова Л. А. Формирование толерантной личности в образовательном процессе [Текст] / Т. Б. Данилова // Филология в пространстве культуры: материалы
Всероссийской научно-практической конференции. — Тобольск : Изд-во ТГПИ им.
Д. И. Менделеева, 2007. — С. 177—179. (0,19 п.л.)
13. Шуклова, Л. А. Научно-методические аспекты оздоровительной физической
культуры в классах КРО [Текст] / Т. Б. Данилова // Психолого-педагогические исследования в системе образования: сборник научных трудов. — М.-Ульяновск, 2008.
— С. 123—128. (0,44 п.л.)
14. Шуклова, Л. А. Моделирование психолого-педагогического сопровождения обучающегося в классах КРО сельской школы [Текст] / Т. Б. Данилова // Инновации
в педагогическом образовании: материалы II Международной научно-практической
конференции. — Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2008. — С. 104—109. (0,38 п.л.)
15. Шуклова, Л. А. Диалог культур в образовательном пространстве сельской школы [Текст] / Т. Б. Данилова // Методика преподавания славянских языков с использованием технологии диалога культур: материалы III Международной научной
конференции. — Томск : Изд-во ТГПУ, 2009. — С. 258—263. (0,32 п.л.)
16. Шуклова, Л. А. Нестандартные образовательные технологии в работе с детьми,
имеющими нарушения в развитии [Текст] / В. И. Аникина // Открытый урок:
фестиваль педагогических идей. — М. : Первое сентября, 2009. — С. 109—116.
(0,50 п.л.)
17. Шуклова, Л. А. Обучение русскому языку в контексте русской культуры [Текст]
/ Т.Б.Данилова // Русский язык в современном мире: материалы Всероссийской
научно-практической конференции. — Биробиджан, 2009. — С. 170—172. (0,19 п.л.)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ