Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: платформа Google forms.
Выборка: 54 человека (28 мужчин и 26 женщин, возраст участников от 16 до 27 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОКОЛЕНИЯ Z ИХ СВЯЗИ С ВОВЛЕЧЕННОСТЬЮ В КИБЕР-СРЕДУ 9
1.1. Характеристики поколения Z: возрастные рамки и социокультурный контекст 9
1.2. Эмоциональный интеллект: сущность и его влияние на поведение человека в кибер-пространстве 15
1.3. Психологические особенности поколения Z и их связь с кибер-вовлеченностью 21
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В КИБЕР-СРЕДУ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОКОЛЕНИЯ Z 30
2.1. Описание выборки и методик эмпирического исследования 30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 34
2.2.1. Анализ выраженности вовлеченности в кибер-среду у представителей поколения Z на примере выборки 34
2.2.2. Анализ особенностей эмоционального интеллекта у представителей поколения Z на примере выборки 37
2.2.3. Анализ связи вовлеченности в кибер-среду с особенностями развития эмоционального интеллекта у представителей поколения Z на примере выборки 41
2.3. Интерпретация результатов эмпирического исследования 54
2.4. Рекомендации и анализ кейса по результатам эмпирического исследования 57
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность темы исследования. В современном мире, сфера киберпространства становится все более важной и влиятельной в повседневной жизни людей. Особенно это касается поколения Z, представители которого уже с детства окружены цифровыми технологиями и активно используют интернет в своей повседневной деятельности. Подростки и молодые люди из этого поколения проводят значительное количество времени в виртуальном пространстве, общаясь в социальных сетях, играя в онлайн-игры, исследуя информацию в интернете. В связи с этим, актуальным становится вопрос об их вовлеченности в кибер-среду и влиянии этого фактора на их эмоциональный интеллект.
Прежде, чем приступить к анализу вовлеченности в кибер-среду и эмоционального интеллекта у поколения Z, необходимо понять, какие люди их представляют и каковы особенности их взаимодействия с цифровыми технологиями.
Теорию поколений разработали американские исследователи Нейл Хау (Neil Howe) и Уильям Штраус (William Strauss) [53] в 1991 году. Они же и предложили название «Поколение Z», для людей, рожденных с 1995 по 2010 год, в период расцвета интернета и быстрого развития цифровых технологий. Таким образом, на 2024 год возраст представителей поколения Z, по разным источникам, колеблется от 14 до 29 лет. Так же изучением данного возрастного периода занимались О.А. Браун [38], Ю. Дутко [14], А.В. Серый [38], Д. Твенге [32], М.С. Яницкий [38], и др.
Представители этого поколения обладают уникальными характеристиками, включая легкость в освоении новых технологий, быструю адаптацию к изменениям в цифровой среде и высокую степень виртуальной коммуникации. Исследования показывают, что они склонны к прагматизму, заботятся о социальных проблемах и экологических вопросах, а также стремятся к стабильности и безопасности в жизни.
Важно учитывать, что долгое пребывание в киберпространстве может оказывать существенное влияние на эмоциональное состояние и развитие молодых людей. Исследования показывают, что чрезмерное использование социальных сетей, игр и других онлайн-ресурсов может приводить к различным психологическим проблемам, таким как ухудшение качества сна, социальная изоляция, низкое самооценка, депрессия и тревожность. Однако существует также предположение о том, что вовлеченность в кибер-среду может способствовать развитию определенных аспектов эмоционального интеллекта, таких как способность к эмпатии, умение управлять эмоциями и развитие социальных навыков.
Таким образом, исследование вовлеченности в кибер-среду и особенностей эмоционального интеллекта у поколения Z является актуальным и важным в контексте понимания влияния цифровых технологий на психологическое благополучие молодого поколения. Это позволит выявить как положительные, так и негативные аспекты использования интернета и цифровых устройств в их жизни, а также разработать рекомендации для поддержки их психологического здоровья и развития.
Теоретическая база исследования: Изучением эмоционального интеллекта прежде всего занимались зарубежные ученые: R. Bar-On [40], D.R. Caruso [47], D. Goulman [13], J.D. Mayer, [47], P. Salovey [50]. Из отечественных исследователей это А.А. Панкратова [25], Д.В. Люсин [22], Е.А. Сергиенко [29], . О теории поколений и характеристиках поколения Z говорится у Е.М. Ожигановой N. How [53], W. Strauss [53], J. Twenge [31]. Вопросы вовлеченности в кибер-среду рассматривали Е.П. Белинская [4], А.Е. Войскунский [10], А.Е. Жичкина [5], А.В. Тончева [33].
Рабочие определения данного исследования.
1. Кибер-среда – Новая среда обитания человека, совокупность общественных отношений, возникающих в процессе использования информационно-коммуникационных технологий, складывающихся по поводу информации, обрабатываемой с помощью ЭВМ, и услуг информационного характера, предоставляемых с помощью ЭВМ и средств связи компьютерной сети, участвовать в которых можно только посредством ЭВМ и средств связи компьютерной сети. (А.Е. Войскунский [10])
2. Вовлеченность в кибер-среду - использование кибер-среды для работы и досуга, общения, и прочей деятельности, более 6 часов в день, каждый день. В данной работе вовлеченность в кибер-среду понимается как низкая и средняя степень интернет-зависимости и киберкоммуникативной зависимости, по результатам эмпирического исследования.
3. Компоненты эмоционального интеллекта (Р. Бар-Он [40], Д. Гоулмен [13], Д.В. Люсин [22], А.А. Панкратова [25]) :
- как способности: понимание своих и чужих эмоций и управление ими, контроль экспрессии;
- как личностной черты: ассертивность, эмоциональность, коммуникабельность;
- компетенции, связанные с эмоциональным интеллектом: поддержание отношений, социальная компетентность, самоконтроль.
4. Поколение Z – люди, рожденные в период глобализации и цифровизации. На момент исследования их возраст 16-27 лет (Твенге [31], W. Strauss [53], N. Howe [53])
Проблема исследования: С развитием технологий и интернет-среды наблюдаются значительные изменения в поведении и эмоциональном развитии поколения Z. Возникает проблема: как постоянная вовлеченность в кибер-среду связана с эмоциональным интеллектом этих молодых людей? Российские и зарубежные исследователи имеют разные точки зрения. Вопрос о том, способствует ли цифровая среда развитию эмоционального интеллекта или же, наоборот, создает препятствия для полноценного эмоционального и социального развития, остается открытым и требует детального исследования.
Цель исследования: изучить взаимосвязь между вовлеченностью в кибер-среду и эмоциональным интеллектом у представителей поколения Z.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: особенности эмоционального интеллекта у представителей поколения Z в связи с их вовлеченностью в кибер-среду.
Задачи исследования:
1. Проанализировать социокультурный контекст, в котором развиваются представители поколения Z. Рассмотреть современные теории поколений. Определить возрастные рамки для этого поколения;
2. Изучить психологические особенности представителей поколения Z. Провести анализ факторов и условий, влияющих на их вовлеченность в кибер-среду, включая социальные, культурные и технологические аспекты;
3. Определить сущность эмоционального интеллекта, его компоненты и методы их оценки у поколения Z. Проанализировать подходы изучения эмоционального интеллекта, раскрыть различия в методологиях, используемых западными и отечественными исследователями, а также выявить сильные и слабые стороны этих подходов, подобрать методики исследования;
4. Осуществить выборку респондентов, соответствующих цели исследования;
5. Провести эмпирическое исследование и выявить степень вовлеченности в кибер-среду у представителей поколения Z (на примере свободной выборки пользователей интернет-сообществ);
6. Исследовать показатели компонентов эмоционального интеллекта у представителей поколения Z (поддержание отношений и социальная компетентность, понимание своих и чужих эмоций и управление ими, ассертивность, эмоциональность, коммуникабельность, самоконтроль); (на примере свободной выборки пользователей интернет-сообществ);
7. Выявить наличие связи между степенью вовлеченности кибер-среду и показателями эмоционального интеллекта у представителей поколения Z (на примере свободной выборки пользователей интернет-сообществ);
8. Сделать выводы и провести интерпретацию результатов по итогам эмпирического исследования;
9. Провести анализ кейса и разработать рекомендации по развитию эмоционального интеллекта для представителей поколения Z.
Гипотезы исследования:
Существует взаимосвязь между вовлеченностью в кибер-среду и эмоциональным интеллектом у представителей поколения Z.
Частные гипотезы:
Повышение вовлеченности в кибер-среду представителей поколения Z связано со снижением показателей эмоциональности, коммуникабельности и ассертивности, и со снижением способности самоконтроля, снижением способностей понимания эмоций и управления эмоциями.
Особенности эмоционального интеллекта у вовлеченных в кибер-среду представителей поколения Z могут приводить к изменениям в межличностных отношениях, ослаблению способности к коммуникации.
Методы и методики исследования.
Теоретические методы анализа данных: изучение и анализ научно-психологической литературы, монографий и периодики, синтез, обобщение.
Эмпирические методы исследования:
Анкетирование, опрос, тестирование.
Эмпирические методики:
1. Тест интернет-зависимости Кимберли Янг (1994 г.), перевод и модификация В.А. Буровой (2012 г.);
2. Опросник на киберкоммуникативную зависимость А.В. Тончевой (2012 г.);
3. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн Д.В. Люсина (2006 г.);
4. Краткая версия опросника TEIQue (Trait Emotional Intelligence Questionnaire) (Опросник эмоционального интеллекта по признакам характера) К. Петридеса и А. Фернхема (2002 г.), в русскоязычной адаптации А.А. Панкратовой, Д.С. Корниенко, А.В. Фетисовой (2021 г.).
Методы математической статистики.
Методы описательной статистики (среднее арифметическое, процент). Проверка на нормальность распределения полученных данных (критерии Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилка) Метод корреляционного анализа Спирмена (для выявления взаимосвязи).
Расчеты проводились с помощью программы Microsoft Excel и программной платформы статистического анализа SPSS Statistics.
Методологическая основа исследования представлена работами Е.П. Белинской [5], Буровой [8], А.Е. Войскунского [10], Д. Гоулмана [12], Ю. Дутко [14], А.Е. Жичкиной [5] В.А. Э.Б, Карповой [17], Д.С.Корниенко [25], Д.В. Люсина [21], Е.М. Ожигановой [24], А.А. Панкратовой [25], Е.А. Сергиенко [29], Г,У. Солдатовой [30], Д.М. Твенге [31], О.К. Тихомирова [27], А.В. Тончевой [30] А.В. Фетисовой [25], М.С. Яницкого [38], R. Bar-On [40], Grace, [51], N. Howe [53], J.D. Mayer [47], C.Seemiller [51], W. Strauss [53].
База исследования: Эмпирическое исследование включало в себя проведение опросов, с использованием платформы Google forms.
Характеристика выборки исследования. Исследование проходило на основе свободной выборки пользователей интернет-сообществ, давших добровольное согласие на участие в исследовании. Всего 54 человека, 28 мужчин и 26 женщин. Возраст участников 16-27 лет. Время, проводимое респондентами ежедневно в сети интернет: 4-5 часов – 10 человек, 5-6 часов 29 человек, более 6 часов – 15 человек.
Теоретическая значимость исследования: Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе характеристик поколения Z, их эмоционального интеллекта и психологических особенностей, связанных с кибер-вовлеченностью. Это исследование предоставляет глубокое понимание того, как цифровые технологии и социокультурный контекст формируют поведение и эмоциональное развитие молодых людей. Результаты исследования могут быть использованы для разработки образовательных и психологических программ, направленных на поддержку эмоционального и психологического благополучия поколения Z, а также для создания эффективных стратегий взаимодействия и коммуникации в цифровую эпоху.
Практическая значимость:
Знание о влиянии кибер-среды на психическое здоровье и эмоциональный интеллект позволит психологам и консультантам разработать профилактические и интервенционные программы для поддержки молодежи, разработать и внедрить онлайн-курсы и ресурсы по саморазвитию, ориентированные на представителей поколения Z. Это поможет молодым людям лучше понимать собственные эмоциональные состояния и развивать навыки саморегуляции, которые поддерживают качество жизни.
Структура исследования: Бакалаврская работа состоит из введения, главы 1 из трех параграфов, главы 2 из четырех параграфов и выводов по главам, заключения, списка литературы (59 источников).
Анализ и обработка эмпирических данных представлена в 6 таблицах, 4 рисунках, а также в 9 приложениях. Общий объем работы - 101 страница.
Цель данной работы заключалась в изучении взаимосвязи между вовлеченностью в кибер-среду и эмоциональным интеллектом у представителей поколения Z.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Поколение Z обладает уникальными характеристиками эмоционального интеллекта, которые обусловлены их интенсивным взаимодействием с цифровыми технологиями. У них развита способность быстро воспринимать и обрабатывать эмоциональную информацию, однако глубокое понимание и регуляция эмоций могут быть затруднены из-за преобладания поверхностного характера онлайн-коммуникаций. Также они сталкиваются с повышенной тревожностью, стрессом и проблемами с межличностными отношениями.
2. Культурно-исторические изменения, такие как цифровизация и глобализация, существенно влияют на психологическое содержание современных подростков. Социализация в цифровой среде изменяет их познавательные процессы и личностные характеристики, что необходимо учитывать при анализе эмоционального интеллекта и разработки стратегий его развития.
3. Вовлеченность в кибер-среду оказывает значительное влияние на развитие эмоционального интеллекта у поколения Z. С одной стороны, активное использование социальных сетей и цифровых платформ способствует развитию навыков распознавания и выражения эмоций. С другой стороны, чрезмерное погружение в виртуальную реальность может приводить к снижению эмпатии, навыков личного общения и эмоциональной регуляции.
4. Рассмотрение различных моделей эмоционального интеллекта (модели способностей и смешанные модели) показало, что модель способностей акцентирует внимание на когнитивных аспектах эмоций, тогда как смешанные модели учитывают также личностные и поведенческие компоненты, что делает их более комплексными и подходящими для изучения эмоционального интеллекта в условиях кибер-среды.
5. Анализ результатов эмпирического исследования показал отсутствие интернет-зависимости и киберкоммуникативной зависимостти у всех респондентов. Большинство из них являются простыми пользователями сети интернет.
6. Полученные данные указывают, что у большинства опрошенных отсутствуют затруднения с пониманием своих эмоций и эмоций других людей, а также управления ими.
7. Результаты корреляционного анализа показали, что чем больше времени человек проводит в сети интернет, тем ниже показатели его эмоционального интеллекта, а также способности к поддержанию отношений и социальной компетентности.
8. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Было выявлено, что существует обратная взаимосвязь между вовлеченностью в кибер-среду и показателями эмоционального интеллекта. С увеличением времени, проводимого в сети, снижаются способности распознавания эмоций и поддержания отношений.
9. На основании данного исследования были составлены рекомендации для снижения и профилактики кибер-зависимости и для развития разных аспектов эмоционального интеллекта.
10. Перспективными направлениями дальнейшего изучения темы могут стать:
- анализ индивидуальных личностных особенностей представителей поколения Z;
- выявление форм и методов повышения эмоционального интеллекта для активных пользователей сети интернет;
- разработка интерактивных методик для повышения эмоционального интеллекта.
1. Айсина, Р.М., Нестерова, А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски [Текст] // Социальная психология и общество. - 2019. - Т. 10. - № 4. - С. 42-57.
2. Антопольская, Т.А., Панов В.И., Силаков А.С. Эмоциональный интеллект подростков поколения Z как фактор развития их субъектности [Текст] // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 3. - С. 247-260.
3. Балмаева, С.Д., Шлегель Е.В. Культурные навыки российского «Поколения Z» [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 4. - С. 219-224.
4. Белинская, Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Текст] // Психологические исследования. - 2013. - Т. 6. - № 30. - С. 5.
5. Белинская, Е.П., Жичкина, А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты [Текст] // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Москва, - 2000. - Т. V, - вып. VII. - С. 395-428.
6. Богайчук, Д.С., Власова, Ю.А. Сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект» в психологических теориях [Текст] // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 58, - часть 9. - С. 7-12.
7. Богачева, Н.В., Сивак, Е. В. Мифы о "поколении Z" [Текст] // Современная аналитика образования. - 2019. - № 1. - С. 1-64.
8. Бурова (Лоскутова), В.А. Интернет-зависимость — патология XXI века [Текст] // Вопросы ментальной медицины и экологии. - 2000. - № 1. - С. 11-13.
9. Вихман, А.А., Скорынин, А.А. Факторная структура цифровой социализации подростка и ее связь с критическим мышлением и эмоциональным интеллектом [Текст] // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2022. - № 11. - С. 53-63.
10. Войскунский, А.Е. Психология и Интернет. [Текст] / А.Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2010. - 439 с.
11. Гончарова, В.Ю. Обзор публикаций о цифровом поколении и их взаимодействии с виртуальной реальностью [Текст] // Аллея Науки. 2019. - № 12. - С. 156-161.
12. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. [Текст] : пер. с англ. А. П. Исаевой. М.; Владимир: АСТ ; ВКТ, 2009. - 478 с.
13. Грошева, Е.К., Чуприна, А.Д. Отличительные черты и особенности поколения Z [Текст] // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2021. - № 3. - С. 32-34.
14. Дутко, Ю.А. Поколение Z: основные понятия, характеристики и современные исследования [Текст] // Проблемы современного образования. - 2020. - № 4. - С. 28-37.
15. Зорина, Н.Н. Эмоциональный интеллект: сущность и место в структуре личности [Текст] // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2021. - № 5. - С. 75-80.
16. Игнатова, Е.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и применения цифровых технологий: обзор современных исследований [Текст] // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2023. - № 3.
17. Карпова, Э.Б., Гуреева, Ю.А. Эмоциональный интеллект и распознавание эмоций у активных пользователей социальных сетей [Текст] // Социально-психологические проблемы современного общества в условиях цифровизации: личность, организация, управление. - Тверь, 2021. - С. 229-242.
18. Комаров, В.В., Альбицкая, Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков, социализирующихся в киберпространстве [Текст] // Психологическая наука и новые вызовы современности. - Тамбов, 2023. - С. 156-159.
19. Кочетова, Ю.А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография [Текст] / Ю.А. Кочетова. - Москва: МГППУ, - 2021. - 104 с.
20. Люсин, Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные [Текст] / Д.В. Люсин // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 204-217.
21. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте [Текст] / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С. 29-36.
22. Наймушина, Л.М. История становления понятия "эмоциональный интеллект" в психологической науке [Текст] // Педагогика: история, перспективы. -2020. - Т. 3. - № 4. - С. 63-70.
23. Нестерова, А.А., Левин Л.М. Зарубежные и отечественные исследования интернетзависимости и включенности в социальные сети у молодежи [Текст] // Человеческий капитал. - 2020. - № 1. - С. 92-99.
24. Ожиганова, Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения [Текст] // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2015. - № 1. - С. 94-97.
25. Панкратова, А.А., Корниенко Д.С., Фетисова А.В. Русскоязычная адаптация краткой версии опросника TEIQue (Trait Emotional Intelligence Questionnaire) К. Петридеса и А. Фернхема [Текст] // Журнал Вопросы психологии. - 2021. - Том 67 - №1. - С. 130-144.
26. Поплавская, А.А. Что мы знаем о молодёжи XXI века? Американские подростки глазами психолога рецензия на книгу: Твенге Д. 2019. Поколение I. почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым - и абсолютно не готовым ко взрослой жизни и что это значит для всех остальных [Текст] : пер. с англ. А. Толмачева. М.: группа компаний «Рипол классик». 406 с // Экономическая социология. - 2020. - Т. 21. - № 3. - С. 84-100.
27. Психология мышления: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии [Текст] / О.К. Тихомиров. – М.: AKADEMIA, -2002. – 287 с
28. Родионова, Е.В. Эмоциональный интеллект студентов цифрового поколения: опыт инженерного вуза [Текст] / Е.В. Родионова, Т.В. Конюхова, Н.А. Лукьянова, Е.Т. Конюхова // Образование и саморазвитие. - 2022. - Т. 17. - № 4. - С. 126-138.
29. Сергиенко, Е.А., Ветрова, И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия [Текст] / Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 176 с.
30. Солдатова, Г.У., Войскунский, А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики [Текст] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2021. - Т. 18. - № 3. - С. 431-450.
31. Твенге, Д.М. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни [Текст] : пер. с англ. А. Толмачева. – М.; СПб.: РИПОЛ классик; Панглосс, - 2019. - 404 с.
32. Тончева, А.В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости [Текст] // Вестник евразийской науки. - 2012. - № 4. - С. 138.
33. Тончева, А.В. Проблема киберкоммуникативной зависимости в подростковом возрасте [Текст] // Вестник Чувашского университета. 2013. - № 1. - С. 131-136.
34. Цифровое общество в культурно-исторической парадигм [Текст] / А.Е. Войскунский, Т.А. Нестик, А.Н. Поддьяков [и др.] - М.: МПГУ, 2019. - 263 с.
35. Шамис, Е., Никонов, Е. Теория Поколений. Необыкновенный Икс. / Е. Шамис, Е. Никонов - 2-е изд., стер. - М.: Университет «Синергия», 2017. - 140 с.
36. Шлегель, Е. В. Поколение Z: типические черты и ценностные ориентации [Текст] // Вестник Гуманитарного университета. - 2022. - № 2. - С. 122-130.
37. Штенникова, Н.А. Уровень вовлеченности в кибер-среду и особенности эмоционального интеллекта у "поколения Z" [Текст] // Студенческий вестник. 2021. - № 13, часть 1. - С. 53-54.
38. Яницкий, М.С., Серый А.В., Браун О.А. и др. Система ценностных ориентаций "поколения Z": социальные, культурные и демографические детерминанты [Текст] // Сибирский психологический журнал. - 2019. - № 72. - С. 46-67.
39. Albescu, A.R. Generation Z and the Age of Technology Addiction // Romanian Cyber Security Journal. - 2022. - Vol. 4. - N. 1. - P. 13-20
40. Bar-On R. Emotional intelligence inventory (EQ-i) / R. Bar-On. - Toronto, Canada: Multi-Health Systems, 1997. – 544 p
41. Çoklar, A.N. Examining the Digital Nativity Levels of Digital Generations: From Generation X to Generation Z // Shanlax International Journal of Education. - 2021. - Т. 9. - № 4. - С. 433-444.
42. Dulovics, M., Stehlíková, J., Niklová, M. Generation Z in the virtual environment - competencies and risks. Poldruk, 2022. - 199 с.
43. Dunas D.V., Vartanov S.A. Emerging digital media culture in Russia: modeling the media consumption of Generation Z // Journal of Multicultural Discourses. - 2020. - Vol. 15. - N. 2. - P. 1-19.
44. Imjai N., Aujirapongpan S., Jutidharabongse J., Usman B. Impacts of digital connectivity on Thailand’s Generation Z undergraduates’ social skills and emotional intelligence // Contemporary Educational Technology. - 2024. - Vol. 16. - N. 1. - P. 1-21.
45. Kašparová P., Linhart O. How to Work with Generation Z: Cluster Analysis Based on Emotional Intelligence of University Students // Hradec Economic Days 2023. - 2023. - С. 283-291.
46. Machová, R., Zsigmond, T., Lazány,i K., Krepszová, V. Generations and Emotional Intelligence A Pilot Study // Acta Polytechnica Hungarica. - 2020. - Т. 17. - № 5. - С. 229-247.
47. Mayer, J. D., Caruso D. R., Sitarenios G. How many emotional intelligence abilities are there? An examination of four measures of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. - 2024. - Vol. 219. - P. 1-12.
48. Nguyen, Thi Ngoc Linh Strategies for developing emotional intelligence in Generation Z students in higher education in Ho Chi Minh City // Educational Administration: Theory and Practice. - 2024. - Vol. 30. - N. 5. - P. 2517-2522.
Seemiller, C. & Grace M. (2017, July-August). Generation Z:
Educating and engaging the next generation of students. About
49. Putra, O., Fitriani, D. R. Fenomena Internet Addiction Disorder Pada Gen Z: // Kanal: Jurnal Ilmu Komunikasi. - 2019. - Vol. 8. - N. 1. - P. 22-26.
50. Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence //Imagination, Cognition and Personality. - 1990. - Vol. 9. – N. 3. - P. 185-211.
51. Seemiller, C. & Grace, M. Generation Z: Educating and engaging the next generation of students. //About Campus (2017, July-August). - 2017. - Vol. 22. - N. 3. - P. 21-26.
52. Smith, D., Leonis, T., Anandavalli S. Belonging and loneliness in cyberspace: impacts of social media on adolescents’ well-being // Australian Journal of Psychology. - 2021. - Vol. 73. - N. 1. - P. 12-23.
53. Strauss, W., Howe, N. Generations: The History Of America's Future, 1584 to 2069 / W.Strauss, N. Howe, - New York : Morrow, 1991. - 538 p.
54. Szymkowiak, A., Melović, B., Dabić M. et al. Information technology and Gen Z: The role of teachers, the internet, and technology in the education of young people // Technology in Society. - 2021. - Vol. 65. - P. 1-10.
55. Tilak, S., Glassman, M., Kuznetcova, I. et al. Multi-User Virtual Environments (MUVEs) as Alternative Lifeworlds: Transformative Learning in Cyberspace // Journal of Transformative Education. - 2020. - Vol. 18. - No. 4. - P. 1-28.
56. Wandhe, P., Dabre, K. A., Gaiki, A. et al. The New Generation: Understanding Millennials and Gen Z // Journal of Emerging Technologies and Innovative Research. - 2024. - Vol. 11. - No. 1. - P. 114-126.
57. Wijaya, T., Darmawati, A., Kuncoro, A. M. e-Lifestyle Confirmatory of Consumer Generation Z // International Journal of Advanced Computer Science and Applications (IJACSA). - 2020. - Vol. 11. – No. 10. - P. 27-33.
58. Лапидус, Л.В., Гостилович, А.О., Омарова, Ш. А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения [Электронный ресурс] / Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - № 83. - С. 271-293. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proniknoveniya-tsifrovyh-tehnologiy-v-zhizn-pokoleniya-z-tsennosti-povedencheskie-patterny-i-potrebitelskie-privychki Проверено 03.06.2024
59. Цымбаленко С., Шариков, А. Майорова-Щеглова С., Макеев П. Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития
российского информационного пространства. Результаты социологического
исследования [Электронный ресурс] / Общероссийская общественная детская организация «Лига юных журналистов» - 2012. URL: https://krcdo.my1.ru/_ld/1/141_vliyanieinterne.pdf