Вовлеченность в кибер-среду и особенности эмоционального интеллекта у поколения Z (Московский Институт Психоанализа)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: платформа Google forms.
Выборка: 54 человека (28 мужчин и 26 женщин, возраст участников от 16 до 27 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОКОЛЕНИЯ Z ИХ СВЯЗИ С ВОВЛЕЧЕННОСТЬЮ В КИБЕР-СРЕДУ 9
1.1. Характеристики поколения Z: возрастные рамки и социокультурный контекст 9
1.2. Эмоциональный интеллект: сущность и его влияние на поведение человека в кибер-пространстве 15
1.3. Психологические особенности поколения Z и их связь с кибер-вовлеченностью 21
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В КИБЕР-СРЕДУ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОКОЛЕНИЯ Z 30
2.1. Описание выборки и методик эмпирического исследования 30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 34
2.2.1. Анализ выраженности вовлеченности в кибер-среду у представителей поколения Z на примере выборки 34
2.2.2. Анализ особенностей эмоционального интеллекта у представителей поколения Z на примере выборки 37
2.2.3. Анализ связи вовлеченности в кибер-среду с особенностями развития эмоционального интеллекта у представителей поколения Z на примере выборки 41
2.3. Интерпретация результатов эмпирического исследования 54
2.4. Рекомендации и анализ кейса по результатам эмпирического исследования 57
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
База исследования: платформа Google forms.
Выборка: 54 человека (28 мужчин и 26 женщин, возраст участников от 16 до 27 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОКОЛЕНИЯ Z ИХ СВЯЗИ С ВОВЛЕЧЕННОСТЬЮ В КИБЕР-СРЕДУ 9
1.1. Характеристики поколения Z: возрастные рамки и социокультурный контекст 9
1.2. Эмоциональный интеллект: сущность и его влияние на поведение человека в кибер-пространстве 15
1.3. Психологические особенности поколения Z и их связь с кибер-вовлеченностью 21
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В КИБЕР-СРЕДУ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОКОЛЕНИЯ Z 30
2.1. Описание выборки и методик эмпирического исследования 30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 34
2.2.1. Анализ выраженности вовлеченности в кибер-среду у представителей поколения Z на примере выборки 34
2.2.2. Анализ особенностей эмоционального интеллекта у представителей поколения Z на примере выборки 37
2.2.3. Анализ связи вовлеченности в кибер-среду с особенностями развития эмоционального интеллекта у представителей поколения Z на примере выборки 41
2.3. Интерпретация результатов эмпирического исследования 54
2.4. Рекомендации и анализ кейса по результатам эмпирического исследования 57
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность темы исследования. В современном мире, сфера киберпространства становится все более важной и влиятельной в повседневной жизни людей. Особенно это касается поколения Z, представители которого уже с детства окружены цифровыми технологиями и активно используют интернет в своей повседневной деятельности. Подростки и молодые люди из этого поколения проводят значительное количество времени в виртуальном пространстве, общаясь в социальных сетях, играя в онлайн-игры, исследуя информацию в интернете. В связи с этим, актуальным становится вопрос об их вовлеченности в кибер-среду и влиянии этого фактора на их эмоциональный интеллект.
Прежде, чем приступить к анализу вовлеченности в кибер-среду и эмоционального интеллекта у поколения Z, необходимо понять, какие люди их представляют и каковы особенности их взаимодействия с цифровыми технологиями.
Теорию поколений разработали американские исследователи Нейл Хау (Neil Howe) и Уильям Штраус (William Strauss) [53] в 1991 году. Они же и предложили название «Поколение Z», для людей, рожденных с 1995 по 2010 год, в период расцвета интернета и быстрого развития цифровых технологий. Таким образом, на 2024 год возраст представителей поколения Z, по разным источникам, колеблется от 14 до 29 лет. Так же изучением данного возрастного периода занимались О.А. Браун [38], Ю. Дутко [14], А.В. Серый [38], Д. Твенге [32], М.С. Яницкий [38], и др.
Представители этого поколения обладают уникальными характеристиками, включая легкость в освоении новых технологий, быструю адаптацию к изменениям в цифровой среде и высокую степень виртуальной коммуникации. Исследования показывают, что они склонны к прагматизму, заботятся о социальных проблемах и экологических вопросах, а также стремятся к стабильности и безопасности в жизни.
Важно учитывать, что долгое пребывание в киберпространстве может оказывать существенное влияние на эмоциональное состояние и развитие молодых людей. Исследования показывают, что чрезмерное использование социальных сетей, игр и других онлайн-ресурсов может приводить к различным психологическим проблемам, таким как ухудшение качества сна, социальная изоляция, низкое самооценка, депрессия и тревожность. Однако существует также предположение о том, что вовлеченность в кибер-среду может способствовать развитию определенных аспектов эмоционального интеллекта, таких как способность к эмпатии, умение управлять эмоциями и развитие социальных навыков.
Таким образом, исследование вовлеченности в кибер-среду и особенностей эмоционального интеллекта у поколения Z является актуальным и важным в контексте понимания влияния цифровых технологий на психологическое благополучие молодого поколения. Это позволит выявить как положительные, так и негативные аспекты использования интернета и цифровых устройств в их жизни, а также разработать рекомендации для поддержки их психологического здоровья и развития.
Теоретическая база исследования: Изучением эмоционального интеллекта прежде всего занимались зарубежные ученые: R. Bar-On [40], D.R. Caruso [47], D. Goulman [13], J.D. Mayer, [47], P. Salovey [50]. Из отечественных исследователей это А.А. Панкратова [25], Д.В. Люсин [22], Е.А. Сергиенко [29], . О теории поколений и характеристиках поколения Z говорится у Е.М. Ожигановой N. How [53], W. Strauss [53], J. Twenge [31]. Вопросы вовлеченности в кибер-среду рассматривали Е.П. Белинская [4], А.Е. Войскунский [10], А.Е. Жичкина [5], А.В. Тончева [33].
Рабочие определения данного исследования.
1. Кибер-среда – Новая среда обитания человека, совокупность общественных отношений, возникающих в процессе использования информационно-коммуникационных технологий, складывающихся по поводу информации, обрабатываемой с помощью ЭВМ, и услуг информационного характера, предоставляемых с помощью ЭВМ и средств связи компьютерной сети, участвовать в которых можно только посредством ЭВМ и средств связи компьютерной сети. (А.Е. Войскунский [10])
2. Вовлеченность в кибер-среду - использование кибер-среды для работы и досуга, общения, и прочей деятельности, более 6 часов в день, каждый день. В данной работе вовлеченность в кибер-среду понимается как низкая и средняя степень интернет-зависимости и киберкоммуникативной зависимости, по результатам эмпирического исследования.
3. Компоненты эмоционального интеллекта (Р. Бар-Он [40], Д. Гоулмен [13], Д.В. Люсин [22], А.А. Панкратова [25]) :
- как способности: понимание своих и чужих эмоций и управление ими, контроль экспрессии;
- как личностной черты: ассертивность, эмоциональность, коммуникабельность;
- компетенции, связанные с эмоциональным интеллектом: поддержание отношений, социальная компетентность, самоконтроль.
4. Поколение Z – люди, рожденные в период глобализации и цифровизации. На момент исследования их возраст 16-27 лет (Твенге [31], W. Strauss [53], N. Howe [53])
Проблема исследования: С развитием технологий и интернет-среды наблюдаются значительные изменения в поведении и эмоциональном развитии поколения Z. Возникает проблема: как постоянная вовлеченность в кибер-среду связана с эмоциональным интеллектом этих молодых людей? Российские и зарубежные исследователи имеют разные точки зрения. Вопрос о том, способствует ли цифровая среда развитию эмоционального интеллекта или же, наоборот, создает препятствия для полноценного эмоционального и социального развития, остается открытым и требует детального исследования.
Цель исследования: изучить взаимосвязь между вовлеченностью в кибер-среду и эмоциональным интеллектом у представителей поколения Z.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: особенности эмоционального интеллекта у представителей поколения Z в связи с их вовлеченностью в кибер-среду.
Задачи исследования:
1. Проанализировать социокультурный контекст, в котором развиваются представители поколения Z. Рассмотреть современные теории поколений. Определить возрастные рамки для этого поколения;
2. Изучить психологические особенности представителей поколения Z. Провести анализ факторов и условий, влияющих на их вовлеченность в кибер-среду, включая социальные, культурные и технологические аспекты;
3. Определить сущность эмоционального интеллекта, его компоненты и методы их оценки у поколения Z. Проанализировать подходы изучения эмоционального интеллекта, раскрыть различия в методологиях, используемых западными и отечественными исследователями, а также выявить сильные и слабые стороны этих подходов, подобрать методики исследования;
4. Осуществить выборку респондентов, соответствующих цели исследования;
5. Провести эмпирическое исследование и выявить степень вовлеченности в кибер-среду у представителей поколения Z (на примере свободной выборки пользователей интернет-сообществ);
6. Исследовать показатели компонентов эмоционального интеллекта у представителей поколения Z (поддержание отношений и социальная компетентность, понимание своих и чужих эмоций и управление ими, ассертивность, эмоциональность, коммуникабельность, самоконтроль); (на примере свободной выборки пользователей интернет-сообществ);
7. Выявить наличие связи между степенью вовлеченности кибер-среду и показателями эмоционального интеллекта у представителей поколения Z (на примере свободной выборки пользователей интернет-сообществ);
8. Сделать выводы и провести интерпретацию результатов по итогам эмпирического исследования;
9. Провести анализ кейса и разработать рекомендации по развитию эмоционального интеллекта для представителей поколения Z.
Гипотезы исследования:
Существует взаимосвязь между вовлеченностью в кибер-среду и эмоциональным интеллектом у представителей поколения Z.
Частные гипотезы:
Повышение вовлеченности в кибер-среду представителей поколения Z связано со снижением показателей эмоциональности, коммуникабельности и ассертивности, и со снижением способности самоконтроля, снижением способностей понимания эмоций и управления эмоциями.
Особенности эмоционального интеллекта у вовлеченных в кибер-среду представителей поколения Z могут приводить к изменениям в межличностных отношениях, ослаблению способности к коммуникации.
Методы и методики исследования.
Теоретические методы анализа данных: изучение и анализ научно-психологической литературы, монографий и периодики, синтез, обобщение.
Эмпирические методы исследования:
Анкетирование, опрос, тестирование.
Эмпирические методики:
1. Тест интернет-зависимости Кимберли Янг (1994 г.), перевод и модификация В.А. Буровой (2012 г.);
2. Опросник на киберкоммуникативную зависимость А.В. Тончевой (2012 г.);
3. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн Д.В. Люсина (2006 г.);
4. Краткая версия опросника TEIQue (Trait Emotional Intelligence Questionnaire) (Опросник эмоционального интеллекта по признакам характера) К. Петридеса и А. Фернхема (2002 г.), в русскоязычной адаптации А.А. Панкратовой, Д.С. Корниенко, А.В. Фетисовой (2021 г.).
Методы математической статистики.
Методы описательной статистики (среднее арифметическое, процент). Проверка на нормальность распределения полученных данных (критерии Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилка) Метод корреляционного анализа Спирмена (для выявления взаимосвязи).
Расчеты проводились с помощью программы Microsoft Excel и программной платформы статистического анализа SPSS Statistics.
Методологическая основа исследования представлена работами Е.П. Белинской [5], Буровой [8], А.Е. Войскунского [10], Д. Гоулмана [12], Ю. Дутко [14], А.Е. Жичкиной [5] В.А. Э.Б, Карповой [17], Д.С.Корниенко [25], Д.В. Люсина [21], Е.М. Ожигановой [24], А.А. Панкратовой [25], Е.А. Сергиенко [29], Г,У. Солдатовой [30], Д.М. Твенге [31], О.К. Тихомирова [27], А.В. Тончевой [30] А.В. Фетисовой [25], М.С. Яницкого [38], R. Bar-On [40], Grace, [51], N. Howe [53], J.D. Mayer [47], C.Seemiller [51], W. Strauss [53].
База исследования: Эмпирическое исследование включало в себя проведение опросов, с использованием платформы Google forms.
Характеристика выборки исследования. Исследование проходило на основе свободной выборки пользователей интернет-сообществ, давших добровольное согласие на участие в исследовании. Всего 54 человека, 28 мужчин и 26 женщин. Возраст участников 16-27 лет. Время, проводимое респондентами ежедневно в сети интернет: 4-5 часов – 10 человек, 5-6 часов 29 человек, более 6 часов – 15 человек.
Теоретическая значимость исследования: Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе характеристик поколения Z, их эмоционального интеллекта и психологических особенностей, связанных с кибер-вовлеченностью. Это исследование предоставляет глубокое понимание того, как цифровые технологии и социокультурный контекст формируют поведение и эмоциональное развитие молодых людей. Результаты исследования могут быть использованы для разработки образовательных и психологических программ, направленных на поддержку эмоционального и психологического благополучия поколения Z, а также для создания эффективных стратегий взаимодействия и коммуникации в цифровую эпоху.
Практическая значимость:
Знание о влиянии кибер-среды на психическое здоровье и эмоциональный интеллект позволит психологам и консультантам разработать профилактические и интервенционные программы для поддержки молодежи, разработать и внедрить онлайн-курсы и ресурсы по саморазвитию, ориентированные на представителей поколения Z. Это поможет молодым людям лучше понимать собственные эмоциональные состояния и развивать навыки саморегуляции, которые поддерживают качество жизни.
Структура исследования: Бакалаврская работа состоит из введения, главы 1 из трех параграфов, главы 2 из четырех параграфов и выводов по главам, заключения, списка литературы (59 источников).
Анализ и обработка эмпирических данных представлена в 6 таблицах, 4 рисунках, а также в 9 приложениях. Общий объем работы - 101 страница.
Прежде, чем приступить к анализу вовлеченности в кибер-среду и эмоционального интеллекта у поколения Z, необходимо понять, какие люди их представляют и каковы особенности их взаимодействия с цифровыми технологиями.
Теорию поколений разработали американские исследователи Нейл Хау (Neil Howe) и Уильям Штраус (William Strauss) [53] в 1991 году. Они же и предложили название «Поколение Z», для людей, рожденных с 1995 по 2010 год, в период расцвета интернета и быстрого развития цифровых технологий. Таким образом, на 2024 год возраст представителей поколения Z, по разным источникам, колеблется от 14 до 29 лет. Так же изучением данного возрастного периода занимались О.А. Браун [38], Ю. Дутко [14], А.В. Серый [38], Д. Твенге [32], М.С. Яницкий [38], и др.
Представители этого поколения обладают уникальными характеристиками, включая легкость в освоении новых технологий, быструю адаптацию к изменениям в цифровой среде и высокую степень виртуальной коммуникации. Исследования показывают, что они склонны к прагматизму, заботятся о социальных проблемах и экологических вопросах, а также стремятся к стабильности и безопасности в жизни.
Важно учитывать, что долгое пребывание в киберпространстве может оказывать существенное влияние на эмоциональное состояние и развитие молодых людей. Исследования показывают, что чрезмерное использование социальных сетей, игр и других онлайн-ресурсов может приводить к различным психологическим проблемам, таким как ухудшение качества сна, социальная изоляция, низкое самооценка, депрессия и тревожность. Однако существует также предположение о том, что вовлеченность в кибер-среду может способствовать развитию определенных аспектов эмоционального интеллекта, таких как способность к эмпатии, умение управлять эмоциями и развитие социальных навыков.
Таким образом, исследование вовлеченности в кибер-среду и особенностей эмоционального интеллекта у поколения Z является актуальным и важным в контексте понимания влияния цифровых технологий на психологическое благополучие молодого поколения. Это позволит выявить как положительные, так и негативные аспекты использования интернета и цифровых устройств в их жизни, а также разработать рекомендации для поддержки их психологического здоровья и развития.
Теоретическая база исследования: Изучением эмоционального интеллекта прежде всего занимались зарубежные ученые: R. Bar-On [40], D.R. Caruso [47], D. Goulman [13], J.D. Mayer, [47], P. Salovey [50]. Из отечественных исследователей это А.А. Панкратова [25], Д.В. Люсин [22], Е.А. Сергиенко [29], . О теории поколений и характеристиках поколения Z говорится у Е.М. Ожигановой N. How [53], W. Strauss [53], J. Twenge [31]. Вопросы вовлеченности в кибер-среду рассматривали Е.П. Белинская [4], А.Е. Войскунский [10], А.Е. Жичкина [5], А.В. Тончева [33].
Рабочие определения данного исследования.
1. Кибер-среда – Новая среда обитания человека, совокупность общественных отношений, возникающих в процессе использования информационно-коммуникационных технологий, складывающихся по поводу информации, обрабатываемой с помощью ЭВМ, и услуг информационного характера, предоставляемых с помощью ЭВМ и средств связи компьютерной сети, участвовать в которых можно только посредством ЭВМ и средств связи компьютерной сети. (А.Е. Войскунский [10])
2. Вовлеченность в кибер-среду - использование кибер-среды для работы и досуга, общения, и прочей деятельности, более 6 часов в день, каждый день. В данной работе вовлеченность в кибер-среду понимается как низкая и средняя степень интернет-зависимости и киберкоммуникативной зависимости, по результатам эмпирического исследования.
3. Компоненты эмоционального интеллекта (Р. Бар-Он [40], Д. Гоулмен [13], Д.В. Люсин [22], А.А. Панкратова [25]) :
- как способности: понимание своих и чужих эмоций и управление ими, контроль экспрессии;
- как личностной черты: ассертивность, эмоциональность, коммуникабельность;
- компетенции, связанные с эмоциональным интеллектом: поддержание отношений, социальная компетентность, самоконтроль.
4. Поколение Z – люди, рожденные в период глобализации и цифровизации. На момент исследования их возраст 16-27 лет (Твенге [31], W. Strauss [53], N. Howe [53])
Проблема исследования: С развитием технологий и интернет-среды наблюдаются значительные изменения в поведении и эмоциональном развитии поколения Z. Возникает проблема: как постоянная вовлеченность в кибер-среду связана с эмоциональным интеллектом этих молодых людей? Российские и зарубежные исследователи имеют разные точки зрения. Вопрос о том, способствует ли цифровая среда развитию эмоционального интеллекта или же, наоборот, создает препятствия для полноценного эмоционального и социального развития, остается открытым и требует детального исследования.
Цель исследования: изучить взаимосвязь между вовлеченностью в кибер-среду и эмоциональным интеллектом у представителей поколения Z.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: особенности эмоционального интеллекта у представителей поколения Z в связи с их вовлеченностью в кибер-среду.
Задачи исследования:
1. Проанализировать социокультурный контекст, в котором развиваются представители поколения Z. Рассмотреть современные теории поколений. Определить возрастные рамки для этого поколения;
2. Изучить психологические особенности представителей поколения Z. Провести анализ факторов и условий, влияющих на их вовлеченность в кибер-среду, включая социальные, культурные и технологические аспекты;
3. Определить сущность эмоционального интеллекта, его компоненты и методы их оценки у поколения Z. Проанализировать подходы изучения эмоционального интеллекта, раскрыть различия в методологиях, используемых западными и отечественными исследователями, а также выявить сильные и слабые стороны этих подходов, подобрать методики исследования;
4. Осуществить выборку респондентов, соответствующих цели исследования;
5. Провести эмпирическое исследование и выявить степень вовлеченности в кибер-среду у представителей поколения Z (на примере свободной выборки пользователей интернет-сообществ);
6. Исследовать показатели компонентов эмоционального интеллекта у представителей поколения Z (поддержание отношений и социальная компетентность, понимание своих и чужих эмоций и управление ими, ассертивность, эмоциональность, коммуникабельность, самоконтроль); (на примере свободной выборки пользователей интернет-сообществ);
7. Выявить наличие связи между степенью вовлеченности кибер-среду и показателями эмоционального интеллекта у представителей поколения Z (на примере свободной выборки пользователей интернет-сообществ);
8. Сделать выводы и провести интерпретацию результатов по итогам эмпирического исследования;
9. Провести анализ кейса и разработать рекомендации по развитию эмоционального интеллекта для представителей поколения Z.
Гипотезы исследования:
Существует взаимосвязь между вовлеченностью в кибер-среду и эмоциональным интеллектом у представителей поколения Z.
Частные гипотезы:
Повышение вовлеченности в кибер-среду представителей поколения Z связано со снижением показателей эмоциональности, коммуникабельности и ассертивности, и со снижением способности самоконтроля, снижением способностей понимания эмоций и управления эмоциями.
Особенности эмоционального интеллекта у вовлеченных в кибер-среду представителей поколения Z могут приводить к изменениям в межличностных отношениях, ослаблению способности к коммуникации.
Методы и методики исследования.
Теоретические методы анализа данных: изучение и анализ научно-психологической литературы, монографий и периодики, синтез, обобщение.
Эмпирические методы исследования:
Анкетирование, опрос, тестирование.
Эмпирические методики:
1. Тест интернет-зависимости Кимберли Янг (1994 г.), перевод и модификация В.А. Буровой (2012 г.);
2. Опросник на киберкоммуникативную зависимость А.В. Тончевой (2012 г.);
3. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн Д.В. Люсина (2006 г.);
4. Краткая версия опросника TEIQue (Trait Emotional Intelligence Questionnaire) (Опросник эмоционального интеллекта по признакам характера) К. Петридеса и А. Фернхема (2002 г.), в русскоязычной адаптации А.А. Панкратовой, Д.С. Корниенко, А.В. Фетисовой (2021 г.).
Методы математической статистики.
Методы описательной статистики (среднее арифметическое, процент). Проверка на нормальность распределения полученных данных (критерии Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилка) Метод корреляционного анализа Спирмена (для выявления взаимосвязи).
Расчеты проводились с помощью программы Microsoft Excel и программной платформы статистического анализа SPSS Statistics.
Методологическая основа исследования представлена работами Е.П. Белинской [5], Буровой [8], А.Е. Войскунского [10], Д. Гоулмана [12], Ю. Дутко [14], А.Е. Жичкиной [5] В.А. Э.Б, Карповой [17], Д.С.Корниенко [25], Д.В. Люсина [21], Е.М. Ожигановой [24], А.А. Панкратовой [25], Е.А. Сергиенко [29], Г,У. Солдатовой [30], Д.М. Твенге [31], О.К. Тихомирова [27], А.В. Тончевой [30] А.В. Фетисовой [25], М.С. Яницкого [38], R. Bar-On [40], Grace, [51], N. Howe [53], J.D. Mayer [47], C.Seemiller [51], W. Strauss [53].
База исследования: Эмпирическое исследование включало в себя проведение опросов, с использованием платформы Google forms.
Характеристика выборки исследования. Исследование проходило на основе свободной выборки пользователей интернет-сообществ, давших добровольное согласие на участие в исследовании. Всего 54 человека, 28 мужчин и 26 женщин. Возраст участников 16-27 лет. Время, проводимое респондентами ежедневно в сети интернет: 4-5 часов – 10 человек, 5-6 часов 29 человек, более 6 часов – 15 человек.
Теоретическая значимость исследования: Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе характеристик поколения Z, их эмоционального интеллекта и психологических особенностей, связанных с кибер-вовлеченностью. Это исследование предоставляет глубокое понимание того, как цифровые технологии и социокультурный контекст формируют поведение и эмоциональное развитие молодых людей. Результаты исследования могут быть использованы для разработки образовательных и психологических программ, направленных на поддержку эмоционального и психологического благополучия поколения Z, а также для создания эффективных стратегий взаимодействия и коммуникации в цифровую эпоху.
Практическая значимость:
Знание о влиянии кибер-среды на психическое здоровье и эмоциональный интеллект позволит психологам и консультантам разработать профилактические и интервенционные программы для поддержки молодежи, разработать и внедрить онлайн-курсы и ресурсы по саморазвитию, ориентированные на представителей поколения Z. Это поможет молодым людям лучше понимать собственные эмоциональные состояния и развивать навыки саморегуляции, которые поддерживают качество жизни.
Структура исследования: Бакалаврская работа состоит из введения, главы 1 из трех параграфов, главы 2 из четырех параграфов и выводов по главам, заключения, списка литературы (59 источников).
Анализ и обработка эмпирических данных представлена в 6 таблицах, 4 рисунках, а также в 9 приложениях. Общий объем работы - 101 страница.
Цель данной работы заключалась в изучении взаимосвязи между вовлеченностью в кибер-среду и эмоциональным интеллектом у представителей поколения Z.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Поколение Z обладает уникальными характеристиками эмоционального интеллекта, которые обусловлены их интенсивным взаимодействием с цифровыми технологиями. У них развита способность быстро воспринимать и обрабатывать эмоциональную информацию, однако глубокое понимание и регуляция эмоций могут быть затруднены из-за преобладания поверхностного характера онлайн-коммуникаций. Также они сталкиваются с повышенной тревожностью, стрессом и проблемами с межличностными отношениями.
2. Культурно-исторические изменения, такие как цифровизация и глобализация, существенно влияют на психологическое содержание современных подростков. Социализация в цифровой среде изменяет их познавательные процессы и личностные характеристики, что необходимо учитывать при анализе эмоционального интеллекта и разработки стратегий его развития.
3. Вовлеченность в кибер-среду оказывает значительное влияние на развитие эмоционального интеллекта у поколения Z. С одной стороны, активное использование социальных сетей и цифровых платформ способствует развитию навыков распознавания и выражения эмоций. С другой стороны, чрезмерное погружение в виртуальную реальность может приводить к снижению эмпатии, навыков личного общения и эмоциональной регуляции.
4. Рассмотрение различных моделей эмоционального интеллекта (модели способностей и смешанные модели) показало, что модель способностей акцентирует внимание на когнитивных аспектах эмоций, тогда как смешанные модели учитывают также личностные и поведенческие компоненты, что делает их более комплексными и подходящими для изучения эмоционального интеллекта в условиях кибер-среды.
5. Анализ результатов эмпирического исследования показал отсутствие интернет-зависимости и киберкоммуникативной зависимостти у всех респондентов. Большинство из них являются простыми пользователями сети интернет.
6. Полученные данные указывают, что у большинства опрошенных отсутствуют затруднения с пониманием своих эмоций и эмоций других людей, а также управления ими.
7. Результаты корреляционного анализа показали, что чем больше времени человек проводит в сети интернет, тем ниже показатели его эмоционального интеллекта, а также способности к поддержанию отношений и социальной компетентности.
8. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Было выявлено, что существует обратная взаимосвязь между вовлеченностью в кибер-среду и показателями эмоционального интеллекта. С увеличением времени, проводимого в сети, снижаются способности распознавания эмоций и поддержания отношений.
9. На основании данного исследования были составлены рекомендации для снижения и профилактики кибер-зависимости и для развития разных аспектов эмоционального интеллекта.
10. Перспективными направлениями дальнейшего изучения темы могут стать:
- анализ индивидуальных личностных особенностей представителей поколения Z;
- выявление форм и методов повышения эмоционального интеллекта для активных пользователей сети интернет;
- разработка интерактивных методик для повышения эмоционального интеллекта.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Поколение Z обладает уникальными характеристиками эмоционального интеллекта, которые обусловлены их интенсивным взаимодействием с цифровыми технологиями. У них развита способность быстро воспринимать и обрабатывать эмоциональную информацию, однако глубокое понимание и регуляция эмоций могут быть затруднены из-за преобладания поверхностного характера онлайн-коммуникаций. Также они сталкиваются с повышенной тревожностью, стрессом и проблемами с межличностными отношениями.
2. Культурно-исторические изменения, такие как цифровизация и глобализация, существенно влияют на психологическое содержание современных подростков. Социализация в цифровой среде изменяет их познавательные процессы и личностные характеристики, что необходимо учитывать при анализе эмоционального интеллекта и разработки стратегий его развития.
3. Вовлеченность в кибер-среду оказывает значительное влияние на развитие эмоционального интеллекта у поколения Z. С одной стороны, активное использование социальных сетей и цифровых платформ способствует развитию навыков распознавания и выражения эмоций. С другой стороны, чрезмерное погружение в виртуальную реальность может приводить к снижению эмпатии, навыков личного общения и эмоциональной регуляции.
4. Рассмотрение различных моделей эмоционального интеллекта (модели способностей и смешанные модели) показало, что модель способностей акцентирует внимание на когнитивных аспектах эмоций, тогда как смешанные модели учитывают также личностные и поведенческие компоненты, что делает их более комплексными и подходящими для изучения эмоционального интеллекта в условиях кибер-среды.
5. Анализ результатов эмпирического исследования показал отсутствие интернет-зависимости и киберкоммуникативной зависимостти у всех респондентов. Большинство из них являются простыми пользователями сети интернет.
6. Полученные данные указывают, что у большинства опрошенных отсутствуют затруднения с пониманием своих эмоций и эмоций других людей, а также управления ими.
7. Результаты корреляционного анализа показали, что чем больше времени человек проводит в сети интернет, тем ниже показатели его эмоционального интеллекта, а также способности к поддержанию отношений и социальной компетентности.
8. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Было выявлено, что существует обратная взаимосвязь между вовлеченностью в кибер-среду и показателями эмоционального интеллекта. С увеличением времени, проводимого в сети, снижаются способности распознавания эмоций и поддержания отношений.
9. На основании данного исследования были составлены рекомендации для снижения и профилактики кибер-зависимости и для развития разных аспектов эмоционального интеллекта.
10. Перспективными направлениями дальнейшего изучения темы могут стать:
- анализ индивидуальных личностных особенностей представителей поколения Z;
- выявление форм и методов повышения эмоционального интеллекта для активных пользователей сети интернет;
- разработка интерактивных методик для повышения эмоционального интеллекта.



