Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь ценностной сферы и факторов выбора профессии у обучающихся разных направлений (Социальная психология, Байкальский Государственный Университет)

Работа №174868

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы42
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Байкальский государственный университет.
Выборка: 32 человек в возрасте от 18 до 23 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ 7
ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ И ФАКТОРОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ 7
1.1 Теоретические подходы к изучению ценностной сферы 7
1.2. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях 11
1.3. Социально-психологические характеристики студенческого возраста 15
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ И ФАКТОРОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ 25
2.1. Описание базы, методов и выборки исследования 25
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Актуальность исследования. Проблема выбора профессии и профессионального самоопределения молодежи всегда была и будет актуальной. В современном обществе довольно большая часть населения меняет свои профессии, другие же остаются ей верны. В последние годы видна тенденция оценивания обучающихся выбранной профессии по конкретным критериям: соответствию полученных знаний и возможности обеспечить себя материально.
По результатам открытого опроса исследовательского центра SuperJob, в котором приняли участие 1600 представителей экономически активного населения из всех округов страны 13% россиян своей главной карьерной ошибкой назвали неправильный выбор профессии и сферы деятельности. 8% сожалеют об увольнении с хорошего места работы. 7% респондентов уверены, что ошиблись еще на этапе выбора специальности для обучения. На карьере 6% россиян пагубно сказались неоконченное образование или нежелание учиться. По 4% опрошенных главной ошибкой в карьере назвали доверие коллегам или работодателям и свои личные качества: низкую самооценку, склонность к сомнениям и боязни. По 2% россиян жалеют об упущенных возможностях развития и отказе от работы в другом городе. Среди других карьерных ошибок россияне указывали частую смену мест работы, длительный перерыв в занятости, незнание иностранного языка, заключение целевого договора на обучение в вузе, позднюю профориентацию, дауншифтинг (добровольное замедление темпа жизни и сокращение доходов в результате изменения индивидом иерархии ценностей), переезд и трудоголизм.
Неизбежно возникают противоречия между личными планами молодых людей, которых часто привлекают наиболее престижные профессии, и потребностями общественного разделения труда.
Положение усугубляется тем обстоятельством, что ответственный выбор профессии, серьезно влияющий на последующий жизненный путь человека, должны делать еще социально незрелые, не обладающие необходимыми знаниями и опытом юноши и девушки.
В современной психологии активно развивается направление профориентации, позволяющее существенно сократить социальные последствия психологической неудовлетворенности, разочарования, порожденные несовпадение жизненных планов молодых людей, уменьшая саму возможность их ошибок при выборе профессии и жизненного пути.
В профориентации наравне с другими активно рассматривается ценностная сфера при выборе будущей профессии. В контексте профессионального становления личности проблема формирования ценностных ориентаций у молодёжи играет решающую роль. Именно в ценностных ориентациях представлен весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, а совокупность ценностных ориентаций образует ядро сознания, с точки зрения которого решаются многие жизненные вопросы. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего - неотъемлемая часть жизни каждого из нас.
В истории науки многие ученые работали над проблемой профессионального самоопределения (Е.М. Борисова, Л.И. Величко, Е.И. Головаха, С.Н. Чистякова и др.). Учёные, которые занимались изучением профессионального становления студенческой молодёжи: Е. Я. Варшавская, A. А. Возьмитель, Л. И. Найденова, Г. А. Чередниченко, Н. Г. Багдасарьян, С. А. Барсукова, Т. М. Кононова, Н. В. Корж, Г. Б. Кошарная и другие.
Различные аспекты анализа ценностных ориентаций осуществлены в трудах отечественных социологов (Водзинская В.В., Гурова Р.Г., Здравомыслов А.Г., Кон И.С., Матусевич В.А., Шубкин В.Н., Ядов В.Л. и др.).
Педагогический аспект ценностных ориентаций представлен в трудах П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др., психологический – в работах В.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна, Д.Н. Узнадзе и др.
Также есть работы А.А. Бодылева, Е.М. Борисовой, Е.М. Павлютенкова и др., в которых ценностные ориентации рассматриваются как важнейший компонент потребностно-мотивационной сферы личности.
Объект исследования: особенности выбора профессии у обучающихся направлений подготовки юриспруденции и изящных искусств.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностной сферы и факторов.
Цель: на основе теоретического анализа и диагностического исследования определить ведущие ценности, смысложизненные ориентации и факторы выбора профессии обучающихся направлений юриспруденции и изящных искусств.
Гипотеза: предполагается, что у студентов более важны такие ценности, как материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь, эффективность в делах, независимость и воспитанность; предполагается, что смысложизненные ориентации развиты у студентов выше среднего; предполагается, что среди частых факторов выбора профессии встречаются интерес к профессии, стремление к самосовершенствованию и мечта заниматься творческой работой.
Задачи исследования:
1. Определить методологические и теоретические подходы к изучению ценностной сферы.
2. Проанализировать факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях.
3. Выявить особенности формирования ценностных ориентаций у обучающихся и их роль в профессиональном самоопределении.
4. Изучить и проанализировать социально-психологические характеристики студенческого возраста
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, обобщение, классификация теоретико-эмпирических исследований отечественной и зарубежной психологии;
2. Эмпирические методы: психодиагностические опросники.
Методики исследования. Диагностика осуществлялась при помощи:
1. Тест «Изучение ценностных ориентаций» Милтона Рокича
2. Тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д. А. Леонтьева.
3. Анкета «Факторы выбора профессии».
Практическая значимость исследования: данные о взаимосвязи ценностной сферы и факторов выбора профессии у студентов направлений юриспруденции и журналистики могут быть использованы психологами и профориентологами, которые ведут работу с подростками и юношами, выбирающими себе будущую профессию.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема выбора профессии и профессионального самоопределения молодежи всегда была и будет актуальной. В психологии активно развивается направление профориентации, активно рассматривающее ценностную сферу при выборе будущей профессии. В контексте профессионального становления личности проблема формирования ценностных ориентаций у молодёжи играет решающую роль. Именно в них представлен жизненный опыт человека.
Цель курсовой работы была достигнута. На основе теоретического анализа и диагностического исследования определены ведущие ценности, смысложизненные ориентации и факторы выбора профессии обучающихся направлений юриспруденции и журналистики.
Также подтвердилась и гипотеза. У студентов популярны такие ценности, как материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь, эффективность в делах, независимость и воспитанность; смысложизненные ориентации развиты у студентов выше среднего. Во время исследования выполнены задачи:
1. Были определены методологические и теоретические подходы к изучению ценностной сферы.
2. Проанализированы факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях.
3. Выявлены особенности формирования ценностных ориентаций у обучающихся и их роль в профессиональном самоопределении.
4. С помощью подобранных методик выявлена взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального выбора обучающихся.



1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Ананьев Б. Г. — Серия: Мастера психологии. — СПб: Питер, 2001 — 288 c.
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. 1974. Вып. 2. Л.: ЛГУ. С. 3–15.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. Мн.: Харвест, 2006. 416 с.
4. Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Академический проект, 2019. 406 с
5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя — . — М: Логос, 2000 — 384 c.
6. Каган М. С. Философская теория ценности [Текст] / Каган М. С. — . — СПб: Петрополис, 1997 — 204 c.
7. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов — 4-е изд., стереотипное. — М: Издательский центр "Академия", 2012 — 304 c.
8. Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. Самоопредение и профессиональная ориентация учащихся [Текст] / Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. — . — М: Издательский центр "Академия", 2013 — 208 c.
9. Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философ­ские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии [Текст] / Розов Н. С. — . — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1998 — 292 c.
10. Абдиева Г. И. Возрастные особенности юношеского периода / Абдиева Г. И. [Электронный ресурс] // Киберленинка : [сайт]. — URL: vozrastnye-osobennosti-yunosheskogo-perioda (дата обращения: 20.02.2024).
11. Временная перспектива будущего и жизненные цели в юношеском возрасте / [Электронный ресурс] // Информационный ресурс: Киберпедия : [сайт]. — URL: https://cyberpedia.su/5x4db3.html# (дата обращения: 28.02.2024).
12. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Зеер Э.Ф. [Электронный ресурс] // Кировипк : [сайт]. — URL: https://kirovipk.ru/sites/default/files/dokumenty/zeer_e.f._psihologiya_professiy.pdf (дата обращения: 03.03.2024).
13. Исследование ценностных ориентаций М. Рокича / [Электронный ресурс] // Психология счастливой жизни : [сайт]. — URL: https://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu (дата обращения: 18.02.2024).
14. Крапивка И. А. Содержание, структура ценностных ориентаций и их формирование у подростков // Общество и право. 2011. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-struktura-tsennostnyh-orientatsiy-i-ih-formirovanie-u-podrostkov (дата обращения: 28.02.2024).
15. Леонтьев Д. А. Ценность // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://old.bigenc.ru/philosophy/text/4674699 (Дата обращения: 11.02.2024)
16. Погорова Р. И. Личностное и социально-психологическое становление в юношеском возрасте / Погорова Р. И. [Электронный ресурс] // Киберленинка : [сайт]. — URL: lichnostnoe-i-sotsialno-psihologicheskoe-stanovlenie-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 08.02.2024).
17. Фейн Н. Пирамида потребностей Маслоу: большой рассказ о самой известной теории мотивации / Фейн Н. [Электронный ресурс] // Skillbox : [сайт]. — URL: https://skillbox.ru/media/marketing/piramida-potrebnostey-maslou-bolshoy-rasskaz-o-samoy-izvestnoy-teorii-motivatsii/ (дата обращения: 04.03.2024).
18. Черкасова Л. Л. Сферы креативности и индивидуальные ценности Ш. Шварца // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sfery-kreativnosti-i-individualnye-tsennosti-sh-shvartsa (дата обращения: 23.02.2024).
19. Якимова Е. В. Симонова О. А. Теория идентичности Э. Г. Эриксона: социологические аспекты. - Брянск: Изд-во «Курсив», 2011. - 196 с // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2012-04-010-simonova-o-a-teoriya-identichnosti-e-g-eriksona-sotsiologicheskie-aspekty-bryansk-izd-vo-kursiv-2011-196-s (дата обращения: 15.02.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ