Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотив дороги в лирике Б.Ш. Окуджавы

Работа №174857

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы52
Год сдачи2024
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Смысловая парадигма мотива дороги в русской литературе 7
1.1. Генезис, становление и развитие мотива дороги в русской литературе 7
1.2. Основные тенденции развития мотива дороги в русской поэзии XX века... 16
Глава 2. Мотив дороги в поэтической системе Б.Ш. Окуджавы 25
2.1. Развитие мотива дороги в поэзии Б.Ш. Окуджавы 25
2.2. Особенности мотива дороги в стихотворениях Б.Ш. Окуджавы 36
Заключение 45
Список использованной литературы

Выпускная квалификационная работа «Мотив дороги в лирике Б.Ш. Окуджавы» посвящена исследованию особенностей смысловой парадигмы мотива дороги в художественной системе лирики Б.Ш. Окуджавы.
Литературное наследие Б.Ш. Окуджавы стало активно изучаться и описываться еще при жизни автора, с середины 1980-х годов, когда стали публиковаться статьи в газетах, журналах, сборниках, альманахах. Многие литературоведы как в России, так и за рубежом занимались научным осмыслением поэзии Б.Ш. Окуджавы. Среди научных работ, посвященных лирике Б.Ш. Окуджавы, следует отметить «Формирование авторской песни в русской поэзии (1950-1960-е гг.)»И.А. Соколовой, «Творчество Булата Окуджавы и русская литература второй половины ХХ века» С.С. Бойко, «Поэтика Булата Окуджавы: истоки творческой индивидуальности» Р.Ш. Абельской, «Художественное своеобразие ранней лирики Б.Ш. Окуджавы: 1950-60-е годы» З.А. Бутаевой. В центре внимания ученых оказывались вопросы, связанные с особенностями художественной картины мира, созданной поэтом.
Отметим, что художественная картина мира давно привлекает внимание ученых, поскольку является результатом особого способа освоения и отражения действительности. Комплексный подход к исследованию художественного опыта человечества позволил прийти к выводу о существовании глобальной картины мира, представленной произведениями разных видов искусства, в частности литературой [28, с.1626].«Автор выбирает свой оригинальный способ описания действительности, благодаря чему формируется своеобразие его художественного мира» [21, с. 184].
Особенностью поэзии Б.Ш. Окуджавы является моделирование действительности, создание модели мира, в котором существенную роль играет пространство, в частности городское. С доминантой пространства в лирике Б.Ш. Окуджавы связано и то, что именно мотив дороги в поэтической картине мира Б.Ш. Окуджавы одно из центральных мест. Будучи одним из самых древних и универсальных в словесной культуре, данный мотив находит свое отражение в литературе и языке столько же времени, сколько существует человечество.
Однако на сегодняшний день присутствует ощутимый недостаток специальных исследований, которые были бы посвящены анализу мотива дороги - как одному из лейтмотивов - в поэтической системе Б.Ш. Окуджавы, что позволяет говорить о новизне и актуальности данного исследования.
Мировой литературный процесс обладает особым свойством, имеющим отношение к повторяющимся во времени сюжетам, образам и мотивам, находящимся в тесной взаимосвязи с определенной эпохой, и наполняющим литературу новыми художественно-философскими смыслами. Это дает основания для характеристики исследуемого мотива дороги как исконного феномена, в котором - по мере развития культуры и общества - отражаются различные мировоззренческие представления. Анализ мотива дороги в творчестве Б.Ш. Окуджавы способствует углублению понимания семантики и поэтики художественного текста, определению новых способов интерпретации поэтических произведений автора. Выявление особенностей смысловой парадигмы мотива дороги в лирике Б.Ш. Окуджавы способствует выявлению специфических черт художественной системы поэта и определению его роли в едином глобальном литературном процессе.
Объект исследования: мотив дороги в лирике Б.Ш. Окуджавы.
Предмет исследования: особенности смысловой парадигмы мотива дороги в художественной системе лирики Б.Ш. Окуджавы.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы - исследование особенностей смысловой парадигмы мотива дороги, его функционирования и роли в художественной системе лирики Б.Ш. Окуджавы.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. раскрыть понятие и сущность термина «мотив» в современном литературоведении;
2. определить истоки и проследить развитие мотива дороги в мировой литературе в диахроническом аспекте;
3. проанализировать развитие мотива дороги в русской поэзии XX века;
4. проанализировать функции и основные способы реализации мотива дороги в лирике Б.Ш. Окуджавы;
5. выявить особенности функционирования мотива дороги в стихотворениях Б.Ш. Окуджавы разных лет;
6. определить значение и трансформацию мотива дороги в лирике Б.Ш. Окуджавы.
Теоретической основой работы являются отечественные и зарубежные исследования, посвященные
-феномену мотива в целом: А.М. Архангельская, М.М. Бахтин, М.Б. Красильникова, Ю.М. Лотман, С.Ю. Неклюдов, И.В. Силантьев, Б.В. Томашевский, В.Н. Топоров, В.Е. Хализев;
-мотиву дороги в творчестве различных авторов: Л.А.Гончарова, Л.П. Грунина, Л.А. Дзаурова, В.А. Жихарева, Ф.Н. Керашева, Е.А. Мальцева, A. И. Самсонова;
-общим вопросам биографии и творчества Б. Ш. Окуджавы, а также мотиву пути (дороги, движения) в поэтических произведениях автора: Р.Ш. Абельская, М.А. Александрова, С.С. Бойко, З.А. Бутаева, Л.Д. Быков, В.В. Выдрина, B. А. Зайцев, А. Карстен, О.А. Клинг,8. Knezevic, Н.Л. Лейдерман, Д.В. Мосова, О.М. Розенблюм, M. Romanska и др.
Методы исследования, примененные в работе: общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация), биографический, метод сравнительно-сопоставительного анализа, мотивно-образный, культурно-исторический, герменевтико-интерпретационный, концептуальный.
Теоретическая значимость работы состоит в детальном изучении мотива дороги в лирике Б.Ш. Окуджавы, а также в возможности применения результатов работы для исследования творчества других авторов.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебных заведениях различного типа при рассмотрении вопросов, касающихся изучения литературного наследия Б.Ш. Окуджавы, мотива дороги в литературе и в творчестве указанного автора на уроках и занятиях по истории русской литературы XX века, а также на занятиях научного кружка, спецкурсах и спецсеминарах, посвященных известному автору.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 54 наименования. Во введении обосновывается актуальность работы, ставится проблема, формулируются цели и задачи исследования, определяются методы и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Смысловая парадигма мотива дороги в русской литературе» рассматриваются генезис, становление и развитие мотива дороги в русской литературе, а также выявляются основные тенденции развития мотива дороги в русской поэзии ХХ века.
Во второй главе анализируется мотив дороги в поэтической системе Б.Ш. Окуджавы. В первом параграфе исследуется развитие мотива дороги в поэтическом творчестве автора разных лет. Во втором параграфе сделан акцент на выявлении и изучении особенностей мотива дороги в стихотворениях Б.Ш. Окуджавы.
В заключении делаются выводы по проведенному анализу и намечаются перспективы дальнейшего исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог исследованию мотива дороги в лирике Б.Ш. Окуджавы, можно сделать следующие выводы. Мотив дороги и связанные с ним мотивы пути, путешествия, улиц, транспортных средств (парохода, троллейбуса, трамвая), непрерывного движения занимают одно из центральных мест в индивидуально-авторской поэтической картине мира.
Мотив и образ дороги воплощают собой метафору жизненной цели и судьбы человека - как в прямом (дорога в физической реальности), так и в переносном (духовный путь личности, странствование души) смысле. В песнях и стихотворениях Б.Ш. Окуджавы мотив дороги зачастую оказывается семантически связан с мотивами утраты, разлуки, потери, войны и т.п. Само пространство дороги имеет трехчастную структуру: начало - точка отсчета - пути, процесс пути и его завершение. Лирический герой постоянно находится в путешествии, непрерывно совершает путь по дороге для того, чтобы понять окружающую действительность и лучше познать самого себя; он вечный путник и странник.
На языковом уровне мотив пути находит свое выражение с помощью лексем с семантикой движения и с пространственной семантикой. Во многих случаях мотив дороги реализуется с помощью метафор, относящихся к водному пространству.
Мотив дороги позволяет выявить, с одной стороны, константные, неизменные черты лирики, без которых художественная реальность распалась бы на куски, с другой - эволюцию и трансформацию самого мотива дороги, который красной нитью проходит сквозь все творчество Б.Ш. Окуджавы. Поэт, наследуя богатую литературную традицию, многое черпает из классических образцов (так, особенно явно прослеживаются связь с творчеством А.С. Пушкина и А.А. Блока), но в то же время он по-своему эту традицию перерабатывает.
В ходе анализа поэтического материала удалось установить, что мотив дороги (пути / путешествия) в лирике Б.Ш. Окуджавы может реализовываться в нескольких различных планах:
- как символ разлуки с родным домом, символ скитания и изгнанничества;
- символ движения по бесконечным дорогам войны;
- как символ жизненного пути (реки жизни) и предназначения человека на земле, в котором житейская реальность соединяется с бытийным, вечным, божественным, космическим.
При анализе классификации мотива дороги в поэтической системе Б.Ш. Окуджавы с точки зрения четырех смысловых групп (положительный, отрицательный, амбивалентный или нерефлективный мотив), можно сделать следующие выводы. Мотив дороги, главным образом, обнаруживается в ранних стихотворениях Б.Ш. Окуджавы (конец 1950-х - середина 1960-х годов).
Наиболее частотную смысловую группу составляют стихотворения, в которых дорога представляется амбивалентной: дорога как символ жизненного пути содержит много страданий, печалей и тревог, но в то же время счастливые и радостные моменты дают силы двигаться дальше. Это стихотворения «Веселый барабанщик» (1957), «Пароход попрощается басом» (1957), ««Взяться за руки не я ли призывал вас, господа?..» (1988) и многие другие.
Отрицательный полюс мотива дороги у советского поэта и барда связан, прежде всего, с темами разлуки, изгнания, расставания, как, например, в стихотворениях «Арбат беру с собою - без него я ни на шаг» (1957), «Дорога начиналась от порога» (1959) и другие. Негативные смыслы мотива дороги также обусловлены войной (которая сама по себе является лейтмотивом в творчестве Б.Ш. Окуджавы) и ее губительной силой, разрушающей человеческие жизни и судьбы: здесь можно назвать такие стихотворения, как «Письма» (1956), «До свидания, мальчики» (1958).
Гораздо реже представлены чисто положительные смыслы мотива дороги в контексте одного цельного стихотворения. В этом случае, как правило, дорога выступает в качестве символа надежды, дает лирическому герою возможность спрятаться и укрыться от житейских невзгод или на время забыть о них, избавиться от чувства одиночества и лучше познать себя и окружающий мир. К таковым можно отнести такие стихотворения. Как «Полночный троллейбус» (1957), «Часовые любви» (1958), «Песенка об Арбате» (1959).
Если говорить о развитии мотива дороги в рамках поэтического мира автора, то, можно отметить, что в ранних стихотворениях Б.Ш. Окуджавы дорога воспринимается как символ длинного пути еще нерастраченной человеческой жизни, здесь присутствует элемент авантюризма и любопытства, тогда как в зрелых и поздних лирических произведениях отчетливо появляется связанная с мотивом пути тема смерти; смерть становится последней, финальной точной в путешествии человека на земле.



1. Абельская Р.Ш. Поэтика Булата Окуджавы: истоки творческой индивидуальности: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Р.Ш. Абельская. - Екатеринбург, 2003. - 21 с.
2. Александрова М.А. Творчество Булата Окуджавы и миф о «золотом веке»: дис. ... доктора филол. наук / М. А. Александрова. - Нижний Новгород, 2021. - 630 с.
3. АрхангельскаяА.М. Семантика ДОРОГИ во фразеологии славянских языков: соотношение сакрального и профанного /А.М. Архангельская // OPERA SLAVICA. - 2015. - Т. XXV, № 4. - С. 3-17.
4. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 234¬407.
5. Блок А.А. Очерки, статьи, речи- URL: http://teatr-lib.ru/Library/Blok/T_5/(дата обращения: 20.12.2023)
6. Бойко С.С. Поэзия Булата Окуджавы как целостная художественная система: Дис. канд. фил. наук. М.: МГУ, 1999. — 193 с.
7. Бойко С.С. За каплями Датского короля: Пути исканий Булата Окуджавы // Вопросы литературы. 1998.№5. С.11.
8. БойкоС.С. «О минуте возвышенной пробы.»: Поэзия Булата Окуджавы / С.С. Бойко. - М.: Кругъ, 2010. - 192 с.
9. Бойко С.С. Творчество Булата Окуджавы и русская литература второй половины ХХ века: монография / С.С. Бойко. - М., 2013. - 602 с.
10. Быков Д.Л. Булат Окуджава / Д.Л. Быков. - М.: Мол. гвардия, 2009. - 777 с.
11. Бутаева З.А. Художественное своеобразие ранней лирики Б.Ш. Окуджавы: 1950-60-е годы:автореф. дис. ... канд. филол. наук / З.А. Бутаева. - Махачкала, 2011 - 24 с.
12. Гончарова Л.А. Тема железной дороги в русской поэзии XIX-XX веков / Л.А. Гончарова // Феноменология транспорта в литературе: прошлое, настоящее, будущее: материалы II Междунар. науч.-методолог. конф. (Гомель, 20 мая 2022 г.) / М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун¬т трансп.; под общ. ред. Т.А. Власюк. - Гомель: БелГУТ, 2022. - C. 40-47.
13. Грунина Л.П. Мотив дороги в лирике Р.И. Рождественского: лингвостилистический аспект анализа / Л.П. Грунина // Вестник общественных и гуманитарных наук. - 2022. - Т. 3, № 2. - С. 52-57.
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка -
URL:https://slovardalja.net/(дата обращения: 25.12.2023).
15. Дзаурова Л.А. Роль мотива дороги в лирике С.А. Есенина / Л.А. Дзаурова // Международный научный журнал «Вестник науки», 2021. - № 3 (36), Т.2. - С. 24-29.
16. Дубшан Л. О природе вещей: Предисл. // Окуджава Б.Ш. Стихотворения. СПб.: Академический проект, 2001. С. 5-55.
17. Жихарева В.А. Мотив дороги в русской литературе / В.А. Жихарева // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, Калуга, 08-09 апреля 2020 года. - Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2020. - С. 714-718.
18.Зайцев В.А. Музыка арбатского двора (Поэтический мир Булата Окуджавы)- URL: https://md-eksperiment.org/post/20170412-muzyka-arbatskogo-dvora- poeticheskij-mir-bulata-okudzhavy(дата обращения 22.12.2023).
19.Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции. — М., Тверь: Твер. обл. тип., 2003. — 272 с.
20. Керашева Ф.Н. Религиозно-мифологический мотив пути в русском и немецком романтизме: дис. ... канд. филол. наук / Ф. Н. Керашева. - Краснодар: КубГУ, 2007. - 199 с.
21. Кипнес Л.В. Модель мира природы в поэзии В.С. Высоцкого//Мир Высоцкого: исследования и материалы: альманах. Вып. VIII/ науч. Ред. П.П. Ткачева. - М.: ГБУК г. Москвы ГКЦМ В.С. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке», 2015. - 400 с.: ил., [4 л.] ил.
22. КлингО.А. «...Дальняя дорога дана тебе судьбой...». Мифологема пути в лирике Булата Окуджавы/О.А.Клинг//Вопросы литературы.-2002 - №3. - C. 43¬57.
23. Knezevic S. Poetic of Space in the Poetry of Bulat Okudzhava (Topos of Moscow). - Zagreb, 2018.
24. Красильникова М.Б. Смысловая оппозиция дорога / дом в контексте культурного перехода / М. Б. Красильникова // Культура и текст. - 2008. - №11. - С. 203-214.
25. Куприянова А.И. Мотив пути в прозе В.П. Аксенова 1960-1970-х гг./автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук/Тюменский государственный университет. Тюмень, 2007.
26. Лейдерман Н.Л. Песенки Булата Окуджавы // Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учеб. пособие: в 2-х т. Т. 1. 1953-1968 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкая. - М.: Академия, 2003. С. 121-139.
27. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // Труды по русской и славянской филологии. XI. Литературоведение. - Тарту, 1968. - С. 47.
28. МальцеваЕ.А. Антиномии образа железной дороги в литературе // Феноменология транспорта в литературе: прошлое, настоящее, будущее : материалы II Междунар. науч.-методолог. конф. (Гомель, 20 мая 2022 г.) / М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп.; под общ. ред. Т А. Власюк. - Гомель : БелГУТ, 2022. - С. 80-85.
29. Миниханова, Л.К., Фаткуллина Ф.Г. Художественная картина мира как особый способ отражения действительности. // Вестник Башкирского университета. 2012. Т.17 №3 (I). С. 1626-1627.
30. Мосова Д.В. Блоковский импульс в стихотворении Булата Окуджавы «Ночной разговор» / Д. В. Мосова // Вестник ННГУ. - 2014. - №2-2. - С. 241¬244.
31. Мосова Д.В. Блоковская традиция в лирике Булата Окуджавы: автореф. дис. . канд. филол. наук / Д. В. Мосова. - Нижний Новгород, 2016. - 23 с.
32. Неклюдов С.Ю. Движение и дорога в фольклоре / С.Ю. Неклюдов // Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift fur Slavistik. Jahrgang LII, 2. Reiserouten - Reiserouten in der russischen Kultur. Munchen: Verl. Otto Sagner, 2007.- S. 206-222.
33. Новиков Вл.И. Булат Окуджава // Авторская песня / Сост. В л.И. Новиков. М.: Олимп; ООО Фирма «Издательство ACT», 2000. - С. 1557.
34.ОкуджаваБ.Ш. Стихотворения / Вступ. статьи А.С. Дубшана и В.Н. Сажина. Сост. В.Н. Сажина и Д.В. Сажина. Примеч. В.Н. Сажина. - СПб.: Академический проект, 2001. - 712 с.
35.Окуджава Б. Стихотворения. Серия: Новая библиотека поэта. СПб.: Академический проект, 201 - 712 с.
36. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. - М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - 358 с.
37. Розенблюм О.М. Раннее творчество Окуджавы: опыт реконструкции биографии: дис. ... канд. филол. наук / О. М. Розенблюм. - М., 2005. - 539 с.
38. Romanska, M. Bulat Okudzhava: Bard and Voice of a Waking Russian Nation: diss. PhD. - McGill University, Montreal, 2002. - 251 рр.
39. Семыкина Е.Н. Мотив пути в лирике С.А. Есенина / Е.Н. Семыкина. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2018. - 69 с.
40. Силантьев И.В. Мотив в системе художественного повествования: дис. ... д- ра филол. наук / И. В. Силантьев. - Новосибирск: НГПУ, 2001. - 278 с.
41. Словарь литературных терминов // [Электронный ресурс] - URL: http://litterms.ru/
42. СоколоваИ.А. Формирование авторской песни в русской поэзии (1950-1960-е гг.): дисс. канд. филол. наук / И. А. Соколова. - М.: МГУ, 2000. - 179 с.
43. Сытина Ю.Н. «Русь, куда ж несешься ты?»: от «птицы-тройки» до железной дороги (Гоголь, Достоевский и другие) / Ю.Н. Сытина // Проблемы исторической поэтики. - 2018. - Т. 16. № 4. - С. 115-139.
44. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика (1925). - М., 1996. - С. 176-178.
45. Топоров В.Н. Путь // Мифы народов мира: энциклопедия. - Москва: Советская энциклопедия, 1980. - Т. 2. - С. 352-353.
46. Тришина Е. «Разные судьбы» - 1995: [Беседа с Булатом Окуджавой в эфире радиостанции «Эхо Москвы»] // Голос надежды: Новое о Булате. - Вып. 10 / сост. А.Е. Крылов. - М.: Булат, 2013. - С. 204-230.
47. Ужахова Р.К. Мотив «путь/ дорога» в русской литературе / Р.К. Ужахова // Рефлексия. - 2014. - № 5-6. С. 40-46.
48. Хализев, В.Е. Теория литературы. - М.: Высш. шк., 2004. - 404 с.
49.Черепанова О.А. Идти «въ поути господня» (из истории концепта «путь») // Культурная память в древнем и новом слове. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - С. 175-186.
50. ШакировС.М. О смысловой парадигме мотива дороги в русской лирике XIX¬XX веков / С.М. Шакиров // Вестник ЧелГУ. - 2001. №1. - С. 22-59.
51. Шевцова Г.И. Художественное воплощение идеи движения в творчестве А.И. Грина (мотивный аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Елец.гос. ун-т им. И.А. Бунинна, Елец, 2003.
52. ШестеркинаН.В., Рогачев В.И. Мифопоэтика дороги (на материале народных русских загадок) / Н. В. Шестеркина, В. И. Рогачев // Вестник славянских культур. - 2020. - №4. - С. 138-150.
53. Шилов Л. Феномен Булата Окуджавы. М.: Гос. лит. музей, 1998. -20 с.
54. Шмидт С.О. Арбат Булата Окуджавы: От редактора // Арбатский архив. -М.: Тверская, 13, 1997. С. 122-125.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ