Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эволюция трэвел-журналистики в отечественных аудиовизуальных СМИ (Московский Политехнический Университет)

Работа №174849

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере передач «Клуб путешественников» и «Орел и решка».
Есть приложения.

Введение 3
I. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ПУТЕШЕСТВИЙ: ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМАТОВ К ЭПОХЕ «ИНФОТЕЙНМЕНТА» 7
1.1 История отечественной журналистики путешествий 7
1.2. Понятие трэвел-журналистики, ее развитие в эпоху инфотейнмента 18
II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕЛЕПРОГРАММ «КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ» И «ОРЕЛ И РЕШКА» 35
2.1. Программа «Клуб путешественников»: история создания, тематика, целевая направленность, образ ведущего 35
2.2. Особенности современных программ-травелогов (на примере программы «Орел и решка») 44
2.3. Сравнительный анализ трэвел-программ разных десятилетий 53
Заключение 62
Библиографический список 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72

Трэвел-журналистика прошла долгий путь развития и становления. С давних времен общество осознало потребность не только в коммуникации внутри своей социальной среды и государства, но также в открытии новых стран, народов, связи и сотрудничестве с ними, ведении внешней политики. С появлением телевидения люди, не имеющие возможность путешествовать, открывали для себя новый неизведанный мир через передачи. В советское время программы о путешествиях носили исключительно познавательный характер, однако со временем эта тенденция резко поменялась и обрела новый формат.
В настоящее время потребность в данном направлении масс-медиа обусловлена особенностью развития сферы туризма и, как следствие, получение новых необходимых сведений о той или иной стране. В этом ключе журналистские материалы могут дать гораздо больше информации, нежели туристические гиды и путеводители. Трэвел-журналистика показывает мир не только с внешней стороны, давая сухую статистику и факты, но и с внутренней, знакомя аудиторию с бытом, обычаями и непосредственно жизнью страны и ее народа.
Современная программа о путешествиях многогранна и совмещает в себе несколько жанров одновременно. Если раньше научно-популярные программы содержали в себе элементы документального фильма, образовательной лекции или путевого очерка, то сейчас журналистика путешествий представляет собой гибрид развлекательного ток-шоу с участием ведущего, рекламного ролика и просветительской программы. Научно-познавательные проекты зачастую выходят в эфир далеко за полночь, и ненадолго задерживаются в сетке телевещания. Зритель со временем стал более избирателен. Мало кого интересует лишь научный текст и красивая картинка, ведь это все находится в открытом доступе на просторах Интернета. Креативная редакция придумывает миллион творческих лазеек, чтобы удержать зрителя на целых 40 минут у экрана.
Создание шоу в формате «infotainment» (развлекательная информация) стало новым трендом, что и обусловило проблему исследования.
Актуальность темы дипломной работы связана с тем, что становление «infotainment» на российском телевидении происходило на глазах современного поколения двадцатилетних. На протяжении нескольких лет рейтинги развлекательных и юмористических программ остаются самыми высокими - 43,2%. Новости занимают второе место - 39,1%. А познавательные и информационно-аналитические программы находятся лишь на восьмом месте (26,8%). Следовательно, изучение феномена развлекательного телевидения представляет научный интерес, который неизменно растет.
Таким образом, проблема исследования заключается в том, что за столь относительно короткий промежуток времени российское развлекательное телевидение трансформировалось от передач, носящих исключительно познавательный характер, до шоу в формате развлекательной информации.
Цель работы: изучить этапы развития программ телепутешествий, определить сходства и отличия, а также методы воздействия на массовую аудиторию и качество материала программ советского и российского периода.
Исходя из поставленной цели, можно выделить несколько задач:
1) дать определение понятию «трэвел-журналистики»;
2) рассмотреть историю появления трэвел-программ на отечественном телевидении, изучить их типологические особенности;
3) рассмотреть структуру и функции трэвел-программ;
4) изучить роль ведущего отечественных программ о путешествиях;
5) исследовать современные трэвел-программы отечественного телевидения и выявить существенные изменения.
Из этого вытекает, что объект данного исследования – эволюция отечественной трэвел-журналистики на российском телевидении, а предмет – отечественные трэвел-передачи «Клуб путешественников» и «Орел и решка».
Теоретической базой работы использованы научные статьи, материалы конференций и научные пособия, посвященные трэвел-журналистике и близким к ней темам. При изучении возникновения данного явления использовались учебные пособия Есина Б.И. , Вартановой Е.Л. , Голядкин Н.А.
Также были изучены научные работы Баландинского Н.М. , Витковской Н.Г. , Гегеловой Н.С. , Масловой Н.М. и Показаньевой И.В .
Практическая значимость состоит в том, чтобы использовать данную работу для преподавания университетского курса «Трэвел-журналистика».
Методами исследования, используемыми в данной дипломной работе, стали общетеоретические методы: типологический анализ, исторический анализ и анализ приемов и методов работы телевизионных передач.
Эмпирической базой послужили выпуски передач «Клуб путешественников» (выпуски «Антарктида», «Оман», «Карелия», «Дубай», «Остров Пасхи») за 1981-2000 года, а также выпуски передачи «Орел и решка» (выпуски «Орёл и Решка. Кругосветка: Маскат. Оман», «Орёл и Решка. Дубай», «Орел и решка. На краю света: Остров Пасхи») за 2011-2018 года.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматривается история развития журналистики путешествий, выделяются ключевые моменты, повлиявшие на формат журналистики путешествий того времени, а также дается общая характеристика журналистики путешествий и ее особенностей.
Во второй главе дается комплексный анализ передач «Клуб путешественников» и «Орел и решка»: история создания, тематика, целевая направленность, образ ведущего. А также произведен сравнительный анализ передач «Клуб путешественников» и «Орел и решка».
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Трэвел-журналистика зародилась задолго до появления телевидения. Однако уже XVIII веке пользовалась огромной популярностью, даже несмотря на то, что проходила через жесткие оковы цензуры. С каждым десятилетием журналистика путешествий претерпевала огромные изменения: мир становился доступнее, появлялись новый формы подачи материала, читатель и зритель требовал новаторских идей.
Из-за господства инфотейнмента некоторые традиционные принципы журналистики уходят в прошлое. Серьезная, качественная журналистика о туризме в традициях научно-популярного вещания СССР уступила место на телеэкране современному гибридному инфотейменту. Содержательный баланс в трэвел-журналистике порой колеблется между двумя радикальными полюсами — рекламой и шоу. В действительности, в общей массе — трэвел-журналистика рассказывает об аспектах туризма в информационных и развлекательных целях, что редко включает в себя аналитические аспекты повествования, свойственные серьезной журналистике. К тому же забывается сверхзадача: позвать человека в дорогу не с целью выманить деньги и заполучить клиента, а с целью его культурного обогащения и оздоровления души и тела.
Таким образом, доказано, что трэвел-журналистика, как и многие другие телевизионные направления СМИ, подвергается влиянию инфотейнмента в качестве особого приема в подаче информации, которому свойственны:
1. Драматизация сюжета. Она заключается в превращении медийной продукции в вариант масскульта, телевизионного шоу. Программы в стиле «инфотейнмент» апеллируют к эмоциям слушателей и зрителей, вызывая чувство сопереживания экранным героям.
2. Имитация некоторой спонтанности, в которой текст и действия героев уже заранее прописаны в сценарии, однако их реализация происходит в стиле «лайв», то есть конкретно в режиме, который называется «режим реального времени».
3. Персонификация. Информация преподносится как бы с точки зрения одного человека, реализуясь через его частную историю, и становится основой для создания обобщений. Также персонификация проявляется при выборе ведущих и героев телевизионной программы. Его популярность преподносится выше, нежели его профессионализм.
4. Бытовизация. Она находит себя в проявлении обилия в телевизионной передаче потребительской информации о сувенирах, отелях, шопинге и т.д.
Во многих аспектах эволюция отечественного жанра научно- популярного телевидения в сфере географической тематики обуславливается технологическими и структурными изменениями, которые происходят в СМИ. Так, технологические изменения, которые произошли за последнее десятилетие в области телевизионной трэвел-журналистики, имеют глобальный характер. Современные программы о путешествиях пребывают на переходном пороге к новому этапу развития. Данный этап, судя по всему, даст возможность пользователю телевидения самому по желанию не только составлять собственные телевизионные программы, но также принимать активное и деятельное участие в её непосредственном создании и развитии.
Таким образом, в нашем исследовании были выделены две концептуальные проблемы, которыми можно, в свою очередь, определить коммуникативные режимы телепрограмм в области трэвел-журналистики:
1. Проблема во взаимоотношениях автора телевизионной передачи и «других». К категории «другие» можно отнести события и факты действительности. Однако, при этом, чаще всего, имеются в виду люди- местные жители.
2. Проблемы презентации дестинации в телевизионной программе. Притом, что дестинация (англ. destination), – есть место назначения, как национально-географическое единство. Данная проблема заключается в изложении ложных или недостоверных фактов, подмене понятий, что провоцирует недопонимание обществом различных социально-культурных ценностей, исторического значения и быта определенного народа
Также в исследовательской работе рассмотрены отличия передач советского и современного периода: «Клуб путешественников» -корифей отечественной трэвел-журналистики и «Орел и решка» - самая рейтинговая передача нашего времени.
Проанализировав данные программы, выявили основные специфические особенности, присущие современной трэвел-журналистики под влиянием инфотейнмента:
1. Непрофессионализм ведущих. Отсутствие профессионального мастерства и опыта в ведении программ сказывается на манере поведения ведущих в кадре. Некомпетентность и нехватка определенных знаний, при подготовке программы, сказывается не только на подаче информации, но и на ее качестве.
2. Разговорный стиль речи как основной функциональный стиль, используемый при подаче информации. Лексику отличает экспрессивность и эмоциональность. Общение между ведущим и зрителем строится в формате диалога.
3. Перефокусировка внимания. Главным объектом повествования становятся не местные жители, а ведущий. Концепция связи «мы – они», сбалансировано презентующая информацию, уступила место формату «мы среди них», где на первый план выходит ведущий и все происходящее с ним и вокруг него. Герои становятся дополнением, а не причиной рассказа.
4. Реклама и прилегающие коммерческие проекты. Прием продакт- плейсмента все чаще внедряется авторами в современные программы. Метод скрытой и неявной рекламы широко используется для продвижения определенных товаров компаний, которые чаще всего являются спонсорами шоу. Еще одна тенденция – создание коммерческих проектов, связанных с трэвел-программами. Использование аудиторией мобильных приложений, сайтов, покупка билетов на мастер-классы ведущих, фестивали приносят дополнительный заработок продюсерам и авторам.
Нестандартные способы презентации информации, а также методы коммерциализации играют большую роль в создании новых путевых программ. Несмотря на ряд недочетов, подобные телепередачи служат для передачи основной авторской мысли о красоте окружающего нас мира. Даже неформальное общение ведущего с телезрителем, использование разговорного стиля речи (что не является положительной чертой современных программ), стирает границы между аудиторией и тем, кто находится «по ту сторону экрана». Задача трэвел-журналистики – приближать человека к правильному пониманию многообразия культур нашего мира. Она должна воспитывать толерантность в человеке, принятие «инаковости» других, политических, этнических и социокультурных различий среди народов.



1. Аникина М.Е. Куда идет ТВ: от журналистики к развлечению / М.Е. Аникина // СМИ в меняющейся России / под ред. Е.Л. Ватановой. - М., 2010. – С. 127-138.
2. Баландинский Н.М. Географические программы российского ТВ. - М.,2009. [Электронный ресурс]. URL:http://www.geografia.ru/npprogr.html
3. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003 — 335 c.
4. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции: учебное пособие. - М., 1997. - 65 с
5. Витковская Н.Г., Ростовская Ю.В. Туристическая пресса: этапы становления // Вестник ВУиТ. 2015. №2 (18). - С.306-316.
6. Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения: Учеб. пособие для студентов вузов - М.: Аспект Пресс, 2011. - 190 с.
7. Гегелова Н.С. Трэвел-журналистика на российском телевидении // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2016. - С.128-133.
8. Есин Б.И. История русской журналистики (1703—1917). Учебно-методичекий комплект. М: Флинта: Наука, 2000 — 464 с.
9. Еремина Д.А. Тенденция к развлекательности современных массмедиа в контексте философской традиции / Д.А. Еремина // Вестник МГОУ. Серия Философские науки. - 2013. - № 4. - С. 10.
10. Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. № 10. – С. 42-51.
11. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2001. - 320 с.
12. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Изд. 11-е. СПб.: Питер, 2005. - 800с.
13. Константинова Е.Г. Популяризация науки на современном российском экране: кризис направления и пути преодоления / Медиаскоп. – 2009. – № 1. – URL: http://www.mediascope.ru/node/290.
14. Корнилов Е.А., Корнилова Е.Е. Массовые коммуникации на рубеже тысячелетий. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. – 256 с.
15. Кривцов Н. В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы / Н. В. Кривцов // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 3. — С. 347–365.
16. Лапина И.Ю. Научно-популярное телевидение: Драматургия мысли. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 160 c. Таврический научный обозреватель www.tavr.science № 4(9) — апрель 2016.
17. Максимов А. Профессия - тележурналист. Учебное пособие. - М., 2011. - 256 с.
18. Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. – М., 1977. – 115 с.
19. Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики: Опыт этического кодекса / С.А. Муратов. - М., 1997. - 230 с.
20. Муратов С. Телевизионное общение в кадре и за кадром. // – М.: Диалог, 2003. - 202 с.
21. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. - СПб., 2008. - 208 с.
22. Очерки по истории Российского телевидения – М.: Воскресенье, 1999. – 416 с.
23. Панцырев К. Путевой очерк: эволюция и художественно- публицистические особенности жанра. СПб.: РГБ, 2004. - 207 с.
24. Показаньева И.В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства. Медиаконвергенция: выпуск №3, 2013 – С.23-26.
25. Раззаков Ф.И. Гибель советского ТВ. – М.: Эксмо, 2009. – 528 с.
26. Сайко Е.Л. Массмедиа в эпоху глобализации: основные характеристики и тенденции / Е. Л. Сайко // Вестник Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. - 2011. - Вып. 4. - С. 44-49.
27. Станиславлева В.Н. Советский очерк о зарубежных странах в 50-70 годы. М., 1979. - 165 с.
28. Стровский Д.Л. Глобализация информационного пространства и ее влияние на журналистику // Россия и Европейский союз: стратегия взаимодействия : материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 17- 19 апреля 2002 г. / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького ; Урал. межрегион. ин-т обществ. наук. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2003. С. 186-196.
29. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М.: Слово, 2000 — 624 с.
30. Шнейдеров В.А. Мои кинопутешествия – М.: Союз кинематографистов СССР, Бюро пропаганды советского киноискусства, 1973. – 96 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ