Проблемы реставрационных работ на примере иконы «Святой Василий Великий и Мария Магдалина» второй половины XIX века
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕСТАВРАЦИИ
ПРОМЫСЛОВОЙ ИКОНЫ 5
1.1Проблемы реставрации артельной иконописи в XX веке 5
1.2 Особенности хранения иконописи и предотвращение её повреждений 13
1.3 Исследование промысловой иконописи в реставрационном процессе 18
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ПРОМЫСЛОВЫХ ИКОН 25
2.1. Технико-технологические особенности иконописи художественных
промыслов 25
2.2. Иконография извода иконы «Святой Василий Великий и Мария
Магдалина», особенности написания 31
ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ ИКОНЫ 40
3.1. Проблемы укрепления красочного слоя 40
3.2. Методики реставрации темперной живописи на иконе «Святой Василий
Великий и Мария Магдалина» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Реставрационный паспорт
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕСТАВРАЦИИ
ПРОМЫСЛОВОЙ ИКОНЫ 5
1.1Проблемы реставрации артельной иконописи в XX веке 5
1.2 Особенности хранения иконописи и предотвращение её повреждений 13
1.3 Исследование промысловой иконописи в реставрационном процессе 18
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ПРОМЫСЛОВЫХ ИКОН 25
2.1. Технико-технологические особенности иконописи художественных
промыслов 25
2.2. Иконография извода иконы «Святой Василий Великий и Мария
Магдалина», особенности написания 31
ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ ИКОНЫ 40
3.1. Проблемы укрепления красочного слоя 40
3.2. Методики реставрации темперной живописи на иконе «Святой Василий
Великий и Мария Магдалина» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Реставрационный паспорт
Реставрация икон представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий знаний и опыта в области иконописи, консервации и реставрации. Реставрация икон является важной задачей для сохранения культурного наследия и предотвращения дальнейшего их разрушения. Важно при этом учитывать консервационные принципы и обращаться только к квалифицированным специалистам, чтобы минимизировать риски повреждения иконы во время процесса реставрации.
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что сохранение объектов культурного наследия имеет высокую общественно - культурологическую значимость для общества и государства. Реставрация объектов культурного наследия является важным процессом, который позволяет сохранить историческое наследие и укрепить культурную идентичность. Сохраняя их, человек передает опыт другим поколениям. Это может помочь современным реставраторам в овладении необходимыми практическими навыками, дать первые сведения о видах разрушений икон, причинах их возникновения, а также о путях их устранения.
Цель данной работы — теоретическое исследование и реставрация иконы «Святой Василий Великий и Мария Магдалина» второй половины XIX века.
Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются:
- изучить проблемы реставрации артельной иконописи в XX веке.
- исследовать особенности хранения иконописи и предотвращения её повреждений.
- рассмотреть технико-технологические особенности иконописи художественных промыслов.
- провести исследование промысловой иконописи в реставрационном процессе послевоенного периода.
- изучить иконографию извода иконы «Святой Василий Великий и Мария Магдалина».
Объектом исследования является технико-технологическая специфика реставрации артельной иконописи. Предмет исследования - промысловая иконопись XIX века.
Практическая значимость исследования проблем народной иконы заключена в применении знаний в процессе ее консервации и реставрации. Особо тщательно следует подбирать методы и инструменты, руководствуясь ограниченностью материалов народных иконописцев.
Методологической основой исследования в дипломной работе явились следующие методы: аналитический, сравнительно-искусствоведческий и иконографический. При их применении были использованы учебно методические пособия, материалы научных конференций, литературные произведения художников-реставраторов, научные статьи, нормативная документация, анализ и обобщение реставрационного опыта.
Проблеме изучения иконографии, консервации и реставрации икон посвящено немало трудов и изданий. В дипломной работе были использованы как теологические, так и источники по методологии реставрационного процесса. Одним из использованных реставрационных источников является работа Боброва Ю.Г. и Боброва Ф.Ю. «Консервация и реставрация станковой темперной живописи». Книга дает общий исторический обзор методик и реставрационных материалов. Также были использованы книги М. В. Наумовой «Реставрация икон: Методические рекомендации» и «Икона и благочестие» Тарасова О., где излагается принципиально новая, культурологическая концепция бытования русской иконы XVII - начала ХХ века.
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что сохранение объектов культурного наследия имеет высокую общественно - культурологическую значимость для общества и государства. Реставрация объектов культурного наследия является важным процессом, который позволяет сохранить историческое наследие и укрепить культурную идентичность. Сохраняя их, человек передает опыт другим поколениям. Это может помочь современным реставраторам в овладении необходимыми практическими навыками, дать первые сведения о видах разрушений икон, причинах их возникновения, а также о путях их устранения.
Цель данной работы — теоретическое исследование и реставрация иконы «Святой Василий Великий и Мария Магдалина» второй половины XIX века.
Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются:
- изучить проблемы реставрации артельной иконописи в XX веке.
- исследовать особенности хранения иконописи и предотвращения её повреждений.
- рассмотреть технико-технологические особенности иконописи художественных промыслов.
- провести исследование промысловой иконописи в реставрационном процессе послевоенного периода.
- изучить иконографию извода иконы «Святой Василий Великий и Мария Магдалина».
Объектом исследования является технико-технологическая специфика реставрации артельной иконописи. Предмет исследования - промысловая иконопись XIX века.
Практическая значимость исследования проблем народной иконы заключена в применении знаний в процессе ее консервации и реставрации. Особо тщательно следует подбирать методы и инструменты, руководствуясь ограниченностью материалов народных иконописцев.
Методологической основой исследования в дипломной работе явились следующие методы: аналитический, сравнительно-искусствоведческий и иконографический. При их применении были использованы учебно методические пособия, материалы научных конференций, литературные произведения художников-реставраторов, научные статьи, нормативная документация, анализ и обобщение реставрационного опыта.
Проблеме изучения иконографии, консервации и реставрации икон посвящено немало трудов и изданий. В дипломной работе были использованы как теологические, так и источники по методологии реставрационного процесса. Одним из использованных реставрационных источников является работа Боброва Ю.Г. и Боброва Ф.Ю. «Консервация и реставрация станковой темперной живописи». Книга дает общий исторический обзор методик и реставрационных материалов. Также были использованы книги М. В. Наумовой «Реставрация икон: Методические рекомендации» и «Икона и благочестие» Тарасова О., где излагается принципиально новая, культурологическая концепция бытования русской иконы XVII - начала ХХ века.
В рамках данной работы были рассмотрены проблемы реставрационных работ на примере иконы «Святой Василий Великий и Мария Магдалина» второй половины XIX века.
В первой главе дипломной работы выявлена проблематика реставрации артельной иконописи в XX веке, где ключевым моментом стали научные открытия XIX века. Новые знания в области химии, физики и биологии позволили реставраторам лучше понимать процессы старения произведений искусства, разрабатывать более эффективные и безопасные методы консервации и реставрации.
В 60-е годы были сформированы основные принципы реставрации, которые впоследствии были внесены в Венецианскую хартию - международный документ, регламентирующий принципы консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест.
На основе этого документа в первой главе были проанализированы особенности хранения иконописи и предотвращение её повреждений, разработка применение этих особенностей в реставрации послевоенного времени.
Во второй главе была рассмотрена специфика создания промысловой иконописи, а именно технико-технологические особенности и иконография извода «Святой Василий Великий и Мария Магдалина».
Было выявлено, что технико-технологические особенности иконописи не просто набор приемов, а целая система, направленная на создание образа, способного возвести молящегося от видимого мира к миру духовному. До революции мастера придерживались устоявшихся канонов и технологий, используя натуральные пигменты, яичную темперу, деревянные доски. Свое развитие иконопись нашла в селах Палех, Холуй и Мстера.
Из этого следует, что технико-технологические особенности иконописи прошли долгий процесс формирования, развиваясь в разных регионах России. Так зародилось богатое разнообразие техник иконописи, которые иконописцы используют по сей день.
При исследовании иконографии иконы «Святой Василий Великий и Мария Магдалина» сделан вывод, что икона была создана во второй половине XIX века в промысловых мастерских русского Севера. Вероятнее всего она написана иконописцем южных областей России, который в миграционных потоках социальной нестабильности данного региона переехал на север России. У паломников, отправлявшиеся в XIX — начале XX века в монастыри Русского Севера, большой популярностью пользовались изображения святых основателей и чудотворных икон этих обителей. Мастера строго следовали древним иконописным канонам, сохраняя характерные черты местных школ. На таких иконах преобладают темные, приглушенные тона - темно¬зеленый, коричневый, охра. Святые изображались с удлиненными, аскетичными ликами, выражающими сосредоточенность и духовность. На иконе «Святой Василий Великий и Мария Магдалина» виден след от оклада, что тоже характерно для икон Севера.
В третьей главе работы были описаны реставрационные мероприятия, проведенные на иконе «Святой Василий Великий и Мария Магдалина»:
1. Укрепление красочного слоя с грунтом
2. Восполнение утрат основы.
3. Удаление поверхностных загрязнений с помощью детского мыла с лицевой стороны
4. Восполнение утрат грунта
5. Утоньшение лаковой пленки
6. Покрытие иконы реставрационным лаком
7. Восполнение утрат красочного слоя
8. Покрытие реставрационным лаком
Рассмотрена проблематика каждой из методик, в особенности - укрепление красочного слоя.
Укрепление красочного слоя - один из важнейших этапов реставрации икон. Эта процедура необходима, когда красочный слой теряет сцепление с грунтом и основой, начинает шелушиться, образуются вздутия и отслоения. Процедура состоит из пропитки клеями, заклейки и укрепления грунта. Важным фактором при укреплении красочного слоя является выбор материалов.
Реставрация всегда является вмешательством в историю произведения. Задача реставратора - свести к минимуму свое вмешательство и сохранить максимум аутентичности. Это было сделано при реставрации данной иконы.
В первой главе дипломной работы выявлена проблематика реставрации артельной иконописи в XX веке, где ключевым моментом стали научные открытия XIX века. Новые знания в области химии, физики и биологии позволили реставраторам лучше понимать процессы старения произведений искусства, разрабатывать более эффективные и безопасные методы консервации и реставрации.
В 60-е годы были сформированы основные принципы реставрации, которые впоследствии были внесены в Венецианскую хартию - международный документ, регламентирующий принципы консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест.
На основе этого документа в первой главе были проанализированы особенности хранения иконописи и предотвращение её повреждений, разработка применение этих особенностей в реставрации послевоенного времени.
Во второй главе была рассмотрена специфика создания промысловой иконописи, а именно технико-технологические особенности и иконография извода «Святой Василий Великий и Мария Магдалина».
Было выявлено, что технико-технологические особенности иконописи не просто набор приемов, а целая система, направленная на создание образа, способного возвести молящегося от видимого мира к миру духовному. До революции мастера придерживались устоявшихся канонов и технологий, используя натуральные пигменты, яичную темперу, деревянные доски. Свое развитие иконопись нашла в селах Палех, Холуй и Мстера.
Из этого следует, что технико-технологические особенности иконописи прошли долгий процесс формирования, развиваясь в разных регионах России. Так зародилось богатое разнообразие техник иконописи, которые иконописцы используют по сей день.
При исследовании иконографии иконы «Святой Василий Великий и Мария Магдалина» сделан вывод, что икона была создана во второй половине XIX века в промысловых мастерских русского Севера. Вероятнее всего она написана иконописцем южных областей России, который в миграционных потоках социальной нестабильности данного региона переехал на север России. У паломников, отправлявшиеся в XIX — начале XX века в монастыри Русского Севера, большой популярностью пользовались изображения святых основателей и чудотворных икон этих обителей. Мастера строго следовали древним иконописным канонам, сохраняя характерные черты местных школ. На таких иконах преобладают темные, приглушенные тона - темно¬зеленый, коричневый, охра. Святые изображались с удлиненными, аскетичными ликами, выражающими сосредоточенность и духовность. На иконе «Святой Василий Великий и Мария Магдалина» виден след от оклада, что тоже характерно для икон Севера.
В третьей главе работы были описаны реставрационные мероприятия, проведенные на иконе «Святой Василий Великий и Мария Магдалина»:
1. Укрепление красочного слоя с грунтом
2. Восполнение утрат основы.
3. Удаление поверхностных загрязнений с помощью детского мыла с лицевой стороны
4. Восполнение утрат грунта
5. Утоньшение лаковой пленки
6. Покрытие иконы реставрационным лаком
7. Восполнение утрат красочного слоя
8. Покрытие реставрационным лаком
Рассмотрена проблематика каждой из методик, в особенности - укрепление красочного слоя.
Укрепление красочного слоя - один из важнейших этапов реставрации икон. Эта процедура необходима, когда красочный слой теряет сцепление с грунтом и основой, начинает шелушиться, образуются вздутия и отслоения. Процедура состоит из пропитки клеями, заклейки и укрепления грунта. Важным фактором при укреплении красочного слоя является выбор материалов.
Реставрация всегда является вмешательством в историю произведения. Задача реставратора - свести к минимуму свое вмешательство и сохранить максимум аутентичности. Это было сделано при реставрации данной иконы.



