Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы реставрационных работ на примере иконы «Святой Василий Великий и Мария Магдалина» второй половины XIX века

Работа №174842

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы60
Год сдачи2024
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕСТАВРАЦИИ
ПРОМЫСЛОВОЙ ИКОНЫ 5
1.1Проблемы реставрации артельной иконописи в XX веке 5
1.2 Особенности хранения иконописи и предотвращение её повреждений 13
1.3 Исследование промысловой иконописи в реставрационном процессе 18
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ПРОМЫСЛОВЫХ ИКОН 25
2.1. Технико-технологические особенности иконописи художественных
промыслов 25
2.2. Иконография извода иконы «Святой Василий Великий и Мария
Магдалина», особенности написания 31
ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ ИКОНЫ 40
3.1. Проблемы укрепления красочного слоя 40
3.2. Методики реставрации темперной живописи на иконе «Святой Василий
Великий и Мария Магдалина» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Реставрационный паспорт

Реставрация икон представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий знаний и опыта в области иконописи, консервации и реставрации. Реставрация икон является важной задачей для сохранения культурного наследия и предотвращения дальнейшего их разрушения. Важно при этом учитывать консервационные принципы и обращаться только к квалифицированным специалистам, чтобы минимизировать риски повреждения иконы во время процесса реставрации.
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что сохранение объектов культурного наследия имеет высокую общественно - культурологическую значимость для общества и государства. Реставрация объектов культурного наследия является важным процессом, который позволяет сохранить историческое наследие и укрепить культурную идентичность. Сохраняя их, человек передает опыт другим поколениям. Это может помочь современным реставраторам в овладении необходимыми практическими навыками, дать первые сведения о видах разрушений икон, причинах их возникновения, а также о путях их устранения.
Цель данной работы — теоретическое исследование и реставрация иконы «Святой Василий Великий и Мария Магдалина» второй половины XIX века.
Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются:
- изучить проблемы реставрации артельной иконописи в XX веке.
- исследовать особенности хранения иконописи и предотвращения её повреждений.
- рассмотреть технико-технологические особенности иконописи художественных промыслов.
- провести исследование промысловой иконописи в реставрационном процессе послевоенного периода.
- изучить иконографию извода иконы «Святой Василий Великий и Мария Магдалина».
Объектом исследования является технико-технологическая специфика реставрации артельной иконописи. Предмет исследования - промысловая иконопись XIX века.
Практическая значимость исследования проблем народной иконы заключена в применении знаний в процессе ее консервации и реставрации. Особо тщательно следует подбирать методы и инструменты, руководствуясь ограниченностью материалов народных иконописцев.
Методологической основой исследования в дипломной работе явились следующие методы: аналитический, сравнительно-искусствоведческий и иконографический. При их применении были использованы учебно методические пособия, материалы научных конференций, литературные произведения художников-реставраторов, научные статьи, нормативная документация, анализ и обобщение реставрационного опыта.
Проблеме изучения иконографии, консервации и реставрации икон посвящено немало трудов и изданий. В дипломной работе были использованы как теологические, так и источники по методологии реставрационного процесса. Одним из использованных реставрационных источников является работа Боброва Ю.Г. и Боброва Ф.Ю. «Консервация и реставрация станковой темперной живописи». Книга дает общий исторический обзор методик и реставрационных материалов. Также были использованы книги М. В. Наумовой «Реставрация икон: Методические рекомендации» и «Икона и благочестие» Тарасова О., где излагается принципиально новая, культурологическая концепция бытования русской иконы XVII - начала ХХ века.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы были рассмотрены проблемы реставрационных работ на примере иконы «Святой Василий Великий и Мария Магдалина» второй половины XIX века.
В первой главе дипломной работы выявлена проблематика реставрации артельной иконописи в XX веке, где ключевым моментом стали научные открытия XIX века. Новые знания в области химии, физики и биологии позволили реставраторам лучше понимать процессы старения произведений искусства, разрабатывать более эффективные и безопасные методы консервации и реставрации.
В 60-е годы были сформированы основные принципы реставрации, которые впоследствии были внесены в Венецианскую хартию - международный документ, регламентирующий принципы консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест.
На основе этого документа в первой главе были проанализированы особенности хранения иконописи и предотвращение её повреждений, разработка применение этих особенностей в реставрации послевоенного времени.
Во второй главе была рассмотрена специфика создания промысловой иконописи, а именно технико-технологические особенности и иконография извода «Святой Василий Великий и Мария Магдалина».
Было выявлено, что технико-технологические особенности иконописи не просто набор приемов, а целая система, направленная на создание образа, способного возвести молящегося от видимого мира к миру духовному. До революции мастера придерживались устоявшихся канонов и технологий, используя натуральные пигменты, яичную темперу, деревянные доски. Свое развитие иконопись нашла в селах Палех, Холуй и Мстера.
Из этого следует, что технико-технологические особенности иконописи прошли долгий процесс формирования, развиваясь в разных регионах России. Так зародилось богатое разнообразие техник иконописи, которые иконописцы используют по сей день.
При исследовании иконографии иконы «Святой Василий Великий и Мария Магдалина» сделан вывод, что икона была создана во второй половине XIX века в промысловых мастерских русского Севера. Вероятнее всего она написана иконописцем южных областей России, который в миграционных потоках социальной нестабильности данного региона переехал на север России. У паломников, отправлявшиеся в XIX — начале XX века в монастыри Русского Севера, большой популярностью пользовались изображения святых основателей и чудотворных икон этих обителей. Мастера строго следовали древним иконописным канонам, сохраняя характерные черты местных школ. На таких иконах преобладают темные, приглушенные тона - темно¬зеленый, коричневый, охра. Святые изображались с удлиненными, аскетичными ликами, выражающими сосредоточенность и духовность. На иконе «Святой Василий Великий и Мария Магдалина» виден след от оклада, что тоже характерно для икон Севера.
В третьей главе работы были описаны реставрационные мероприятия, проведенные на иконе «Святой Василий Великий и Мария Магдалина»:
1. Укрепление красочного слоя с грунтом
2. Восполнение утрат основы.
3. Удаление поверхностных загрязнений с помощью детского мыла с лицевой стороны
4. Восполнение утрат грунта
5. Утоньшение лаковой пленки
6. Покрытие иконы реставрационным лаком
7. Восполнение утрат красочного слоя
8. Покрытие реставрационным лаком
Рассмотрена проблематика каждой из методик, в особенности - укрепление красочного слоя.
Укрепление красочного слоя - один из важнейших этапов реставрации икон. Эта процедура необходима, когда красочный слой теряет сцепление с грунтом и основой, начинает шелушиться, образуются вздутия и отслоения. Процедура состоит из пропитки клеями, заклейки и укрепления грунта. Важным фактором при укреплении красочного слоя является выбор материалов.
Реставрация всегда является вмешательством в историю произведения. Задача реставратора - свести к минимуму свое вмешательство и сохранить максимум аутентичности. Это было сделано при реставрации данной иконы.



1. «Постсоветская судьба «советских икон»» Дмитрий И. Антонов,
Софья М. Тюнина.Российский государственный гуманитарный
университет,Москва, Россия,
2. https: //art 16 .ru/gallery2/v/gmii/bogoyvlenskay/ikony/IMG_0121.jpg.ht ml
3. Алпатов, М. В. Древнерусская иконопись / М. В. Алпатов. - М.: Искусство, 1978 - 331 с
4. Антонова В.И. Станковая живопись средневековой России // Триста веков искусства. Искусство европейской части СССР. М„ 1976 С. 155-156.
5. Баранов В. В., Кочеткова И. А. Практика реставрации икон в мастерской С. П. Рябушинского. с. 45-46
6. Баталов А. Л. Придел Василия Блаженного собора Покрова на Рву и особенности почитания святого в конце XVI века // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011 Вып. 1 (4). С. 121¬132.
7. Батхель Г. С. «Четырехчастная» икона Благовещенского собора (данные реставрации) // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. - М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1999 - С. 236-245.
8. Бибарцева Я. Р. Иконография образа Василия Блаженного в собрании древнерусской живописи Государственного исторического музея. С.134.
9. Бибарцева Я. Р. Иконография образа Василия Блаженного в собрании древне-русской живописи Государственного исторического музея // 450 лет Покровскому собору. Покровский собор в истории и культуре России: Матер. науч. конф., посвящ. 450-летию Покровского собора. М., 2013 С. 188
10. Бобров Ю. Г. История реставрации древнерусской Живописи. - Л. 1987. с. 37
11. Бобров Ю.Г., Бобров Ф.Ю. Консервация и реставрация станковой темперной живописи. Москва .2008, С. 91-92
12. Бусева-Давыдова И. Л. Образ мира в иконах строгановской школы // Древнерусское искусство: Исследования и реставрация. Памяти Николая Николаевича Померанцева. М.,2001? С. 120
13. Буслаев Ф.И. Для истории русской живописи XVI столетия // Сочинения по археологии и истории искусства. Т.2. СПб., 1861, с.281-329
14. Буслаев, Ф. И. О русской иконе: Общ. понятия о рус. иконописи / Федор Буслаев. - [Репр. изд.]. - М.: Междунар. православ. фонд "Благовест", 1997 - 205 с.
15. В X H P Ц. им. академика И. Э. Грабаря, 1993—VII, 226 с.
16. В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода. Москва 1947. С.42.
17. Вздорнов Г. И. Искусство и наука. Очерки по истории древнерусской художественной культуры. М., 2011. С. 299-320 (Впервые: Советское искусствознание. 1980. М., 1981. Вып. 1. С. 44-69)
18. Г.С.Клокова,О.В.Демина,В.Инденбом и др. Реставрация произведений станковой темперной живописи. М.: изд-во ПСТГУ, 2013. С. 134.
19. Георгий Флоровский. «Пути русского богословия». Вильнюс, 1991. с. 245
20. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т.2 (первая половина тома). - M.: 1911, с.841-845.
21. Д. В. Хлебников. Русский полнофигурный деисусный чин: списки и стеммы. Святитель Василий Великий и левый мученик.
22. Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера / отв. ред. Г. В. Попов. - М.: Наука, 1989 - 377 с.
23. Е.Л.Малачевская «Синтетические реставрационные материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и области применения.» М.2 выпуск 2007 г.)
24. Журнал «Антиквариат, предметы искусства и
коллекционирования», № 89 (сентябрь 2011), стр.40
25. И. П. Сахаров. Техническое учение иконописания. С.2
26. И.К. Языкова «История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI - XX века» - 2014
27. Изображение Святых Василия Великого и Василия Блаженного в единой иконографической композиции О. А. Туминская. С.2
28. Иконы Русского Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье: ст. и материалы/ ред.- сост. Э. С. Смирнова. - М.: Северный паломник, 2005 - 352 с.
29. Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля = The Annunciation Cathedral of the Moscow Kremlin: К 500-летию уникального памятника русской культуры. - М.: Искусство, 1990 - Стр. 61-64, табл. 178-186.
30. Клокова Г.С., Демина О.В., Инденбом А.В. и др. «Реставрация произведений станковой темперной живописи»
31. Кольцова, Т. М. Северные иконописцы: опыт биобиблиогр. слов. / Т. М. Кольцова.-Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1998 - 192 с.
32. Кондаков Н. «Русская икона»
33. Кондаков, Н.П. Лицевой иконописный подлинник: Ист. и иконограф. очерк / Соч. Н. Кондакова. - СПб.: Ком. попечительства о рус. иконописи, 1905 Лазарев, В. Н. Новгородская иконопись: [Альбом]. - Москва: Искусство, 1981 - 199 с.
34. Кравченко А.С. Икона. М., 1993. С.23.
35. Лазарев, В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века: монография / В. Н. Лазарев. - [3-е изд.]. - Москва: Искусство, 2000 - 537 с.
36. Лазарев, В.Н. Русская средневековая живопись: Статьи и
исследования / [АН СССР. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР]. - Москва: Наука, 1970 - 343 с.
37. Лебедев П. Ю., Лукашевич А. А., Квливидзе Н. В. Жены- мироносицы // Православная энциклопедия. — М., 2016. — Т. XLIII : «Максим — Маркелл I». — С. 561-569. — 752 с
38. Ледяйкина Е.Г., Панькина З.А., Тюрькина В.А., Тюрькина П.И., Храмова Л.А. Сценарий реконструкции мордовской свадьбы по традициям с. Паракино. Паракино: МРОО «Новое село», 2020
39. Лихачев Н.П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас. - СПб., 1906. - 445 с
40. Лопухин А. П. Мария Магдалина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
41. Мальцева, О. Н. Иконописная мастерская Антониево- Сийского монастыря в XVII веке / О. Н. Мальцева // Погибшие святыни. Охраняется государством. - Ч. 3 - СПб., 1996 - С. 58-72.
42. Мальцева, О. Н. Сийский иконописный подлинник. Новые материалы об иконописной мастерской Антониев-Сийского монастыря XVII века / О. Н. Мальцева // Религия в истории и сб. науч. тр. ГМИР. - СПб., 1993 - С. 19-34.
43. Маркина Н. Ю. «Четырехчастная» икона в контексте богослужебного чина // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1994 - С. 270-292.
44. Маркина Н.Ю. «Четырехчастная» икона из Благовещенского собора Московского Кремля и московская конца 1540 -1550-х годов: дисс....канд. искусствоведения: 17.00.04. - М., 1995
45. Михеев В. Л., Регинская Н. В., Савельева Ю. С. Экспертиза и реставрация народных икон: Учебное пособие для вузов. - СПб.: ФГБОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический университет», 2017. - С. 20.
46. Михеев В. Л., Регинская Н. В., Савельева Ю. С. Экспертиза и реставрация народных икон: Учебное пособие для вузов. - СПб.: ФГБОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический университет», 2017. - С. 127.
47. Петров Ю. А. Баланс миллионера. Штрихи к портрету П. П. Рябушинского. с. 206
48. Петров Ю. А. Братья Рябушинские // Встречи с историей. Очерки. Статьи. Публикации. Вып. 3. М., 1990. с. 126
49. Пуцко В. Византийский эталон в развитии средневековой
славянской иконописи // Альфа и Омега. М., 2009. № 3(56). С. 325-337.
50. Пуцко В. Г. Элитарный иконописный образец в восприятии
народных мастеров Русского Севера // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера. (Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения - 2003»). Петрозаводск, 2003. С. 409-411;
51. Ребрикова Н.Л. Биология в реставрации 1999, Москва, ВНИИР.
52. Реставрационные материалы. Москва., «Индрик», 2016. С.67.
53. Реставрация икон: Метод. рекомендации / Всерос. худож. науч.- реставрац. центр им. акад. И. Э. Грабаря; [М. В. Наумова и др.]. - М.: Эгинс, 2001 - 143 с.
54. Реставрация икон: Методические рекомендации . Под ред. и с ил. М. В. Наумовой.-М., изд-во
55. Реставрация икон: Методические рекомендации. Под ред. и с ил. М. В. Наумовой.-М., изд-во В X H P Ц. им. академика И. Э. Грабаря, 1993—VII, С. 226
56. Реставрация станковой живописи. ВХНРЦ, М., 1976 , с. 153
57. Реставрация станковой темперной живописи. Филатов В. В. - М. 1986
58. Реставрация станковой темперной живописи. Филатов В. В. - М. 1986. С. 110-113.
59. Реформатская, М. А. Северные письма. - Москва: Искусство, 1968 - 45 с.
60. Ровинский, Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века / Д. А. Ровинский. Перепечатано с изд.: [СПб.], А. С. Суворин, 1903 - 174 с.
61. Рыбаков А.А. Иконография святителя Николая Чудотворца в иконописи Русского Севера XVII - XVIII вв. // «Правило веры и образ кротости». - М.: Православный Свято- Тихоновский Богословский институт, 2004 - 520 с.
62. Рябушинский В. П. Старообрядчество и русско религиозное
чувство. — Мосты культуры, 2010. с. 104
63. Рябушинский В. П. Старообрядчество и русское религиозное
чувство. — М.: Иерусалим: Гешарим - Мосты культуры, 2010.
64. Сахаров И. П. «Исследования о русском иконописании». - СПб.: тип. Я. Трея, 1849
65. Северные письма. Собрание Архангельского областного музея изобразительных искусств: каталог / сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1999 - 126 с.
66. Смирнова Э. С. Заметки о связях иконографии св. Димитрия Солунского и свв. благоверных князей Бориса и Глеба (мотивы уподобления) // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 6 - М.: Изд-во ПСТБИ, 2002 - С. 115-122.
67. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. - М., 1975 - с. 81-105
68. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи [Текст] / Акад. наук СССР, Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР; [редкол.: ред. и сост. Г. В. Попов]. - Москва: Наука, 1975 - 447 с.
69. Смирнова, Э. С. Живопись Великого Новгорода, XV век / Э. С. Смирнова, В. К. Лаурина, Э. А. Гордиенко. - Москва: Наука, 1982 - 575 с.
70. Смирнова, Э. С. Живопись Обонежья XIV-XVI веков [Текст]. - Москва: Наука, 1967 - 188 с.
71. Смирнова, Э. С. Иконопись Архангельского края: пути развития и стилистические варианты / Э.С. Смирнова // Иконы Русского Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье / ред.-сост. Э. С. Смирнова. - М.: Северный паломник, 2005 - С. 4-32.
72. Смирнова, Э. С. Иконы Северо-Восточной Руси. Ростов. Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Середина XIII - середина XIV века / Э. С. Смирнова. - М.: Северный паломник, 2004 - 508 с.
73. Т. С. Федосеева, Е. Л. Малачевская О.Н.Белявская В.И.Гордюшина С.А.Писарева
74. Т. С. Федосеева, Е. Л. Малачевская Синтетические реставрационные материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и области применения. Исследование в консервации культурного наследия.М.2 выпуск 2007 г.
75. Тарасов О. Ю. Русские иконы XVIII — начала XX в. на Балканах// Советское славяноведение. — 1990.
76. Успенский А. И. Подлинник иконописный. М., 1903 Ч. 2
77. Цветы Липовки: ардатовская фолежная икона советского времени. Дмитрий Ю. Доронин, Анастасия И. Завьялова. Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия;
78. Шумилова Х. В. Новгородские Царские врата XV-XVII вв. с изображением Благовещения и двух святителей // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014 Вып. 4 (18). С. 63¬84.
79. Шумилова Х. В. Новгородские Царские врата XV-XVII вв. с изображением Благовещения и двух святителей // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014 Вып. 4 (18). С. 63¬84.
80. Щенникова Н. В., Э. П. И. Ахтырская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002 - Т. IV: «Афанасий - Бессмертие». - 752 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ