Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Биоэтика как форма защиты индивидуальности в современной культуре

Работа №17484

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы24 стр.
Год сдачи2009
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
870
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность темы исследования
Тенденции научно-технического развития в XX в. привели к появлению
новых технологий. В их числе особую роль играют биомедицинские технологии, которые создали беспрецедентные возможности вмешательства в природу человека. Они предоставили невиданные ранее эффективные рычаги
управления, позволяющие не только корректировать, но и перепроектировать
человеческую природу. Расширение спектра возможностей направлять человеческое развитие проблематизирует непредсказуемость последствий такого
вмешательства.
В связи с этим актуальность темы исследования определяется утратой
прежнего «естественного» понятия о человеке, «размыванием» его образа и
трансформацией его организма в материал для биомедицинских манипуляций. Все это явилось предметом пристального внимания биоэтики, которая
сформировалась к началу 70-х гг. XX в. с целью защиты прав пациентов и
испытуемых. Как новая область междисциплинарного знания она все шире
вовлекается в сферу философского знания.
Биоэтика проблематизирует отставание морального сознания от обретенного нами могущества, что неоднократно подчеркивал еще И.Т. Фролов, и
фокусирует внимание на «недостатке» гуманизма, как в научном знании, так
и в медицинской практике. Появление этого «недостатка» в первую очередь
связано с огромными возможностями технизированной медицины в манипулировании человеком на разных стадиях его жизни. Например, в начале жизни это позволяют осуществлять такие технологии, как генная инженерия,
пренатальная диагностика, искусственный аборт, новые репродуктивные
технологии (например, искусственное оплодотворение и суррогатное материнство) и т.д. В то же время успехи реаниматологии и трансплантологии
обострили проблему критерия смерти человека, а для трансплантологов
встал вопрос о том, кем является человек после смерти, что происходит с его
индивидуальностью, допустимо ли нарушать его целостность ради спасения
жизни других людей. В каждом случае решение той или иной проблемы акцентирует внимание на вопросе о сущности человека.
В современной биоэтике сложилась ситуация, когда существует целый
спектр различного рода моральных дилемм, поставивших под вопрос традиционные представления о благе пациента и о границах медицинского вмешательства, которые в свою очередь неразрывно связаны с проблемой начала и
конца человеческой жизни. В конечном итоге биоэтические дилеммы бросили вызов традиционным представлениям об индивидуальности человека и
сделали актуальным вопрос о защите человека как целого, а не только его
прав. Ответ на вопрос «что значит быть человеком?» настоятельно требуется
общественной практике: например, в области принятия законов, которые регулируют медицинскую деятельность. Этот ответ нужен пациентам и их законным представителям при выборе определенного лечения или отказе от него. Без однозначного определения того, что такое индивидуальность человека и каковы границы его существования, невозможно и эффективно осуществлять продекларированную гарантию прав и достоинств человека в области
биомедицины на государственном и межгосударственном уровне.
В настоящее время, как в практике биоэтики, так и в биоэтических исследованиях отсутствует общепризнанная дефиниция понятия «индивидуальность». Это затрудняет не только осмысление конкретных ситуаций в
биомедицинской практике, но и анализ биоэтических проблем в социокультурном контексте.
При этом сама философия сегодня столкнулась с вызовами постмодерна,
который выступает как проявление в современной культуре разочарования в
модернистских идеалах и ценностях, берущих истоки в мировоззренческих и
гносеологических установках эпохи Просвещения, и демонстрирует углубление антропологического кризиса, нарастающего на протяжении всего XX в.:
в современном обществе проблематизируются не только само обретение
идентичности, но и необходимость ее выбора, а как следствие и представления человека о своей сущности. Все это говорит о необходимости адекватной
философской рефлексии.
Таким образом, в изменившихся социокультурных условиях конца XX в.,
в которых поставлена под угрозу природа человека и осознаны опасности для
человеческой сущности, проблемой становится осуществление защиты человека как целостности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В Заключении работы сформулированы основные выводы диссертации и намечены пути дальнейшего исследования проблемы.


Мещерякова, Т. В. Биоэтика как форма защиты индивидуальности в современной культуре / Т. В. Мещерякова // Высшее образование в России.
– 2009. – № 10. – С. 94–99 (0,4 п.л..).
2. Мещерякова, Т. В. Осознание ценности жизни в пересечении этических
позиций (анализ результатов социологического исследования динамики
отношения к проблемам биоэтики российских студентов-медиков) /
Т. В. Мещерякова, О. В. Герасимова // Бюллетень сибирской медицины. –
Т. 5. – № 5. – 2006. – С. 142–146 (0,5 п.л.).
Публикации в других научных изданиях
1. Мещерякова, Т. В. Автономия пациента как способ конструирования человека / Т. В. Мещерякова // Конструирование человека: сборник трудов
III Всероссийской научной конференции с международным участием
(Томск, 5–8 июня 2009 г.). – Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2009.23
– С. 163–168 (0,25 п.л.). (Серия: Системы и модели: границы интерпретаций)
2. Мещерякова, Т. В. Проблема индивидуальности в биоэтике / Т. В. Мещерякова // Системы и модели: границы интерпретаций: сборник трудов
Всероссийской научной конференции с международным участием (Москва – Томск, 5–7 ноября 2008 г.). – Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та,
2008. – С. 186–197 (0,6 п.л.). (Серия: Системы и модели: границы интерпретаций)
3. Meshcheryakova, T. V. The influence of technologization of medicine on the
patient-doctor relationship / T. V. Meshcheryakova // Construction of a Man:
Reports of All-Russian scientific conference with international participation
(Tomsk, 12–15 June, 2008): in 2 Vol. – Tomsk: Tomsk State Pedagogical University Press, 2008. – Vol. 2. – Р. 84–91 (0,5 п. л.). (Series: Systems and Models: Limits of Interpretation)
4. Мещерякова, Т. В. Влияние технизации медицины на взаимоотношения
врача и пациента / Т. В. Мещерякова // XIV Международная научнопрактическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Современная техника и технологии»: сборник трудов: в 3 т. – Т. 3. – Томск:
Изд-во Томского политех. ун-та, 2008. – С. 584–586 (0,2 п.л.).
5. Мещерякова, Т. В. Формирование идентичности инвалида / И. И. Бухонин, Т. В. Мещерякова // Конструирование человека: cборник трудов Всероссийской конференции с международным участием (г. Томск, 12-15
июня 2008 г.): в 2 т. – Т. 1. – Ч. 1. – Томск: Изд-во Томского гос. пед. унта, 2008. – С. 83–88 (0,3 п.л.). (Серия: Системы и модели: границы интерпретаций)
6. Мещерякова, Т. В. Киноискусство как важный инструмент гуманитарного
образования студента-медика / Т. В. Мещерякова // Специализация преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе: сборник материалов
Всероссийской научно-методической электронной конференции (Курск,
9–18 ноября 2007 г.) / отв. ред. С. П. Щавелёв. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ
Росздрава, 2008. – С. 95–98 (0,25 п.л.).
7. Мещерякова, Т. В. Ценность нарратива во врачебной деятельности и в
обучении студентов-медиков / Т. В. Мещерякова // Системы и модели:
границы интерпретаций: сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием (г. Томск, 6–10 ноября 2007 г.). –
Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2007. – С. 137–139 (0,1 п.л.). (Серия: Системы и модели: границы интерпретаций)
8. Мещерякова, Т. В. К вопросу об определении понятия «историческая индивидуальность» / Т. В. Мещерякова // Творческое наследие Г. Г. Шпета в
контексте философских проблем формирования историко-культурного
сознания (междисциплинарный аспект): Г. Г. Шпет / Comprehensio. Четвертые Шпетовские чтения. – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2003. –
С. 466–469 (0,1 п.л.)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ