Амели Нотомб: современная литературная сказка («Рике с хохолком» и «Синяя Борода»)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы французской литературной сказки 6
1.1 История французской литературной сказки 6
1.2 Жанровая специфика литературной сказки 14
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Анализ произведений А.Нотомб «Рике с хохолком», «Синяя
Борода» 24
2.1 Анализ произведения А. Нотомб «Рике с хохолком» 24
2.2 Анализ произведения А. Нотомб «Синяя борода» 31
2.3 Новаторство и традиции сказки, нашедшие отражение в произведениях А.
Нотомб «Синяя борода» и «Рике с хохолком» 35
Выводы по главе 2 43
Заключение 44
Методические рекомендации по практическому применению результатов
исследования 46
Список литературы 48
Глава 1. Теоретические основы французской литературной сказки 6
1.1 История французской литературной сказки 6
1.2 Жанровая специфика литературной сказки 14
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Анализ произведений А.Нотомб «Рике с хохолком», «Синяя
Борода» 24
2.1 Анализ произведения А. Нотомб «Рике с хохолком» 24
2.2 Анализ произведения А. Нотомб «Синяя борода» 31
2.3 Новаторство и традиции сказки, нашедшие отражение в произведениях А.
Нотомб «Синяя борода» и «Рике с хохолком» 35
Выводы по главе 2 43
Заключение 44
Методические рекомендации по практическому применению результатов
исследования 46
Список литературы 48
Литературная сказка сегодня транслирует меняющееся отношение общества к ребенку, отражает проблемы взаимодействия взрослого мира с миром детства.
Современная литературная сказка представляет собой уникальный пример воспроизведения «памяти» фольклорного жанра.
Сохраняя установку на чудесный вымысел, верность ключевым структурным элементам, она следует по пути наполнения традиционного сказочного канона: индивидуализация образов героев, психологическая разработка характеров, сюжет с неограниченным набором мотивов, включение в художественную систему сказки зарисовок природы, интерьера, современных для времени написания сказки реалий.
Нередко литературные критики смешивают устную народную сказку с литературной сказкой.
Жанр сказки в наши дни проходит свой путь развития, схожий с общим литературным процессом, хотя и не с абсолютной точностью: она то надолго отстает, то вдруг опережает взрослую литературу.
Произведения детской литературы должны быть высочайшего качества: «Не забывайте, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией».
Поэтому изучение современной литературной сказки на примере произведений А. Нотомб представляется достаточно актуальным.
Жанр сказки уже давно привлекает пристальное внимание исследователей.
Изучались становление и источники жанра сказки (В.Я.Пропп, Е.М.Мелетинский), фольклористы собирали и классифицировали сказочные мотивы и типы (А.Аарне, С.Томпсон, П.Деларю, М-Л.Тенез).
Историческое и антропологическое значение сказок впервые было серьезно исследовано Кл.Леви-Строссом.
Структурно-семантическое изучение сказки в семиотическом аспекте впервые предпринял В. Пропп, заложив основы современной нарратологии.
Исследования в этой области были продолжены как отечественными учеными (Е.М.Мелетинский, Е.С.Новик, Б.Н.Путилов, и др.), так и зарубежными (А.-Ж. Греймас, Ж. Куртес, Ж.-Кл. Кокэ, Ж. Фонтаний и др.).
В настоящее время актуально также дискурсивное изучение сказки, которое учитывает как структурный (текстуальный) аспект сказки, так и ее связи с другими текстами и с социо -дискурсивным контекстом (Ж. -М. Адам, У. Хайдман).
Однако столь всестороннему исследованию подвергалась только фольклорная сказка, в то время как литературная сказка изучалась в основном лишь с позиций литературоведения (Е.Н.Ковтун, М.Н Липовецкий, В.А.Бахтина).
Жанр литературной сказки, ввиду расплывчатости его границ, а также сильной зависимости от индивидуального стил я писателя, не был изучен так же досконально, как жанр фольклорной сказки.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется недостаточной изученностью французской литературной сказки XX I века как жанра и необходимостью выделения присущих ей структурно-семантических особенностей по сравнению с фольклорной сказкой.
Своевременным и перспективным представляется также изучение конкретных сказок французских писателей XXI века как уникальных произведений.
Объектом исследования является жанр литературной сказки в свете французских традиций.
Предметом исследования данной дипломной работы являются романы Амели Нотомб "Синяя борода" и "Рике с хохолком".
Цель работы: изучить произведения А. Нотомб "Рике с хохолком", "Синяя Борода" в свете французских традиций литературной сказки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить эволюцию жанра литературной сказки и ее жанровую специфику;
- проанализировать художественные особенности романов А. Нотомб "Рике с хохолком", "Синяя Борода";
- проследить на какие традиции опирается А. Нотомб в своих романах "Рике с хохолком", "Синяя Борода".
Методологической базой представленной работы являются культурно - исторический, философский и биографический методы исследования.
Теоретическая значимость работы обусловлена недостаточной исследованностью заявленной проблемы в современном литературоведении.
Материалы и результаты данной работы могут иметь практическое применение в курсах дисциплин: «Философия», «История французской литературы», «Психология», а также на уроках литературы в старших классах гуманитарных лицеев, школ и гимназий.
Современная литературная сказка представляет собой уникальный пример воспроизведения «памяти» фольклорного жанра.
Сохраняя установку на чудесный вымысел, верность ключевым структурным элементам, она следует по пути наполнения традиционного сказочного канона: индивидуализация образов героев, психологическая разработка характеров, сюжет с неограниченным набором мотивов, включение в художественную систему сказки зарисовок природы, интерьера, современных для времени написания сказки реалий.
Нередко литературные критики смешивают устную народную сказку с литературной сказкой.
Жанр сказки в наши дни проходит свой путь развития, схожий с общим литературным процессом, хотя и не с абсолютной точностью: она то надолго отстает, то вдруг опережает взрослую литературу.
Произведения детской литературы должны быть высочайшего качества: «Не забывайте, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией».
Поэтому изучение современной литературной сказки на примере произведений А. Нотомб представляется достаточно актуальным.
Жанр сказки уже давно привлекает пристальное внимание исследователей.
Изучались становление и источники жанра сказки (В.Я.Пропп, Е.М.Мелетинский), фольклористы собирали и классифицировали сказочные мотивы и типы (А.Аарне, С.Томпсон, П.Деларю, М-Л.Тенез).
Историческое и антропологическое значение сказок впервые было серьезно исследовано Кл.Леви-Строссом.
Структурно-семантическое изучение сказки в семиотическом аспекте впервые предпринял В. Пропп, заложив основы современной нарратологии.
Исследования в этой области были продолжены как отечественными учеными (Е.М.Мелетинский, Е.С.Новик, Б.Н.Путилов, и др.), так и зарубежными (А.-Ж. Греймас, Ж. Куртес, Ж.-Кл. Кокэ, Ж. Фонтаний и др.).
В настоящее время актуально также дискурсивное изучение сказки, которое учитывает как структурный (текстуальный) аспект сказки, так и ее связи с другими текстами и с социо -дискурсивным контекстом (Ж. -М. Адам, У. Хайдман).
Однако столь всестороннему исследованию подвергалась только фольклорная сказка, в то время как литературная сказка изучалась в основном лишь с позиций литературоведения (Е.Н.Ковтун, М.Н Липовецкий, В.А.Бахтина).
Жанр литературной сказки, ввиду расплывчатости его границ, а также сильной зависимости от индивидуального стил я писателя, не был изучен так же досконально, как жанр фольклорной сказки.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется недостаточной изученностью французской литературной сказки XX I века как жанра и необходимостью выделения присущих ей структурно-семантических особенностей по сравнению с фольклорной сказкой.
Своевременным и перспективным представляется также изучение конкретных сказок французских писателей XXI века как уникальных произведений.
Объектом исследования является жанр литературной сказки в свете французских традиций.
Предметом исследования данной дипломной работы являются романы Амели Нотомб "Синяя борода" и "Рике с хохолком".
Цель работы: изучить произведения А. Нотомб "Рике с хохолком", "Синяя Борода" в свете французских традиций литературной сказки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить эволюцию жанра литературной сказки и ее жанровую специфику;
- проанализировать художественные особенности романов А. Нотомб "Рике с хохолком", "Синяя Борода";
- проследить на какие традиции опирается А. Нотомб в своих романах "Рике с хохолком", "Синяя Борода".
Методологической базой представленной работы являются культурно - исторический, философский и биографический методы исследования.
Теоретическая значимость работы обусловлена недостаточной исследованностью заявленной проблемы в современном литературоведении.
Материалы и результаты данной работы могут иметь практическое применение в курсах дисциплин: «Философия», «История французской литературы», «Психология», а также на уроках литературы в старших классах гуманитарных лицеев, школ и гимназий.
При подготовке дипломной работы была определена цель - изучить произведения А. Нотомб "Рике с хохолком", "Синяя Борода" в свете традиций современной французской литературной сказки.
Реализации цели дипломного исследования способствовало решение следующих задач:
- определены традиции сказки, на которые опирается А. Нотомб в произведениях "Рике с хохолком", "Синяя Борода";
- выявлены цели обращения Амели Нотомб к жанру современной литературной сказки.
- изучен жанр произведения со сказочными приемами (фабулой) у Амели Нотомб "Рике с хохолком", "Синяя Борода";
Известно, что французская литературная сказка отличается рядом специфических национальных черт. Во французской литературе, с одной стороны, обнаруживается тенденция к артистизму, к игре, с другой стороны - фантастическое подчинено реально-бытовому и поэтизирует изображаемую повседневность.
Французские салоны оказали непосредственное влияние на литературную сказку, увеличив общую популярность сказок.
Сама писательница подчеркивает в послесловии к роману «Рике с хохолком», что жанр литературной сказки привлек её, поскольку позволил написать счастливый конец. При этом она рассуждает о том, что во всей мировой литературе романы, чаще всего , имели трагическую или драматическую развязку, а писательница стремилась создать нравоучительные и, вместе с тем, внушающие веру в жизнь и людей произведения, адресованные взрослой аудитории.
Художественные особенности этих романов опреляются тем, что Амели Нотомб наделяет своих персонажей подробной биографией, характером, анализирует их психологическое состояние, действие перенесено в XXI век. Но в то же время чувствуется, что это реалистическое произведение, а сказочное, игра ума и фантазии.
Писательнице интересно показать, как еще неоднократно подчеркивается в интервью, какими могли бы стать персонажи Перро, если бы они родились в наше время.
Именно поэтому в современной версии сказки А. Нотомб направила все внимание на разработку образов героев, внимательно описала их лица, рост, фигуры, поразительные и отвратительные черты.
Произведения А. Нотомб «Рике с хохолком» и «Синяя борода» вносят новые акценты в традиции французской сказки , затрагивают серьезные философские проблемы, отличаются глубоким психологическим анализом персонажей.
Реализации цели дипломного исследования способствовало решение следующих задач:
- определены традиции сказки, на которые опирается А. Нотомб в произведениях "Рике с хохолком", "Синяя Борода";
- выявлены цели обращения Амели Нотомб к жанру современной литературной сказки.
- изучен жанр произведения со сказочными приемами (фабулой) у Амели Нотомб "Рике с хохолком", "Синяя Борода";
Известно, что французская литературная сказка отличается рядом специфических национальных черт. Во французской литературе, с одной стороны, обнаруживается тенденция к артистизму, к игре, с другой стороны - фантастическое подчинено реально-бытовому и поэтизирует изображаемую повседневность.
Французские салоны оказали непосредственное влияние на литературную сказку, увеличив общую популярность сказок.
Сама писательница подчеркивает в послесловии к роману «Рике с хохолком», что жанр литературной сказки привлек её, поскольку позволил написать счастливый конец. При этом она рассуждает о том, что во всей мировой литературе романы, чаще всего , имели трагическую или драматическую развязку, а писательница стремилась создать нравоучительные и, вместе с тем, внушающие веру в жизнь и людей произведения, адресованные взрослой аудитории.
Художественные особенности этих романов опреляются тем, что Амели Нотомб наделяет своих персонажей подробной биографией, характером, анализирует их психологическое состояние, действие перенесено в XXI век. Но в то же время чувствуется, что это реалистическое произведение, а сказочное, игра ума и фантазии.
Писательнице интересно показать, как еще неоднократно подчеркивается в интервью, какими могли бы стать персонажи Перро, если бы они родились в наше время.
Именно поэтому в современной версии сказки А. Нотомб направила все внимание на разработку образов героев, внимательно описала их лица, рост, фигуры, поразительные и отвратительные черты.
Произведения А. Нотомб «Рике с хохолком» и «Синяя борода» вносят новые акценты в традиции французской сказки , затрагивают серьезные философские проблемы, отличаются глубоким психологическим анализом персонажей.
Подобные работы
- Поэтика литературной сказки К. Ушинского
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2024



