Формирование субъектной деятельности учащихся в учебно-познавательном процессе общеобразовательной школы
|
Актуальность темы. Современному обществу и государству нужны образованные, инициативные люди, способные к сотрудничеству и отличающиеся чувством ответственности за судьбу страны, которые могут принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.
В комплексном проекте модернизации российского образования одним из направлений является обеспечение условий для получения качественного образования, которое определяют две ключевые компетенции: опыт самостоятельной деятельности и личная ответственность учащихся. В связи с этим особое место принадлежит общеобразовательной школе, которая должна стать фактором формирования школьника как субъекта деятельности, развития у школьников их субъектного опыта, самостоятельности учения, рефлексии оценки своего труда. На наш взгляд, это обеспечит каждому школьнику качественную предметную подготовку, готовность к самообучению в получении новых знаний, что в свою очередь будет способствовать дальнейшей самореализации и самосовершенствованию личности.
Исходя из сложившейся учебной практики общеобразовательной школы, реализующей «зуновскую» модель обучения, можно полагать, что в ее условиях еще не каждому учителю удается удовлетворять образовательные потребности учащихся. Так как у учащихся в учебно-познавательном процессе общеобразовательной школы не всегда учитывается индивидуализированный темп изучения нового материала и требования к изучению учебного материала носят усредненный характер, то содержание учебного материала бывает трудным, непосильным для самостоятельного усвоения учащимися. Зачастую оценка знаний учащихся осуществляется по конечному результату, при этом не учитывается вклад ученика в сам процесс получения новых знаний, способы учебной работы, в которых наиболее раскрываются индивидуальные способности учащихся.
Проблема субъектности исследовалась учеными А.Г. Асмоловым,
A. В. Брушлинским, В.А. Петровским, Г.А. Цукерман и др. Психолого-педагогическому обоснованию субъектности посвящены работы современных педагогов, психологов И.Л. Вахнянской, А.К. Дусавицкого, И.А. Зимней, П.Я. Гальперина, В.В. Серикова и др. Разные подходы к рассмотрению личности ученика как субъекта деятельности определились в педагогике, психологии, дидактике. В научных трудах Л.С. Выготского, А.С. Границкой,
B. В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, В.В. Гузеева, С.А. Рубинштейна,
Б.Д. Эльконина и др. ученик рассматривается как субьект деятельности с позиций деятельностного подхода в обучении. Е.В. Бондаревская, А.К. Маркова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская рассматривают деятельность ученика с позиций личностно ориентированного подхода. В научных исследованиях А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А. Маслоу,
С.А. Рубинштейна, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной ученик как субъект деятельности рассматривается при создании условий мотивации и активизации учения. Несмотря на значимость научных исследований по данной проблематике, еще недостаточно изучены и разработаны в педагогической науке и учебной практике организационно-педагогические условия и средства для формирования у школьников субъектной деятельности. Социальный заказ общества позволяет определить приоритетную позицию образования на создание благоприятных условий, разработку средств, форм для технологии субъектной деятельности учащихся в учебно-познавательном процессе, в которой происходит выявление, использование, преобразование и обогащение их субъектного опыта, развитие познавательной самостоятельности. В процессе теоретического и практического исследования проблемы формирования субъектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе нами выявлено основное противоречие между традиционными организационно-педагогическими условиями, формами и средствами обучения и современными образовательными потребностями учащихся в качественной предметной подготовке и самостоятельности учения учащихся.
Проблема исследования заключается в необходимости теоретического и практического обоснования изменений, которые требуется внести в учебно-познавательный процесс общеобразовательной школы для обеспечения самостоятельности учения и качественной предметной подготовки учащихся.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования субъектной деятельности учащихся и реализации ее в учебной практике общеобразовательной школы, личный авторский многолетний опыт исследовательской работы по субъектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе, определили актуальность и вдоцента кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии ГОУ ВПО «ТГУ»ыбор темы диссертационного исследования - «Формирование субъектной деятельности учащихся в учебно-познавательном процессе общеобразовательной школы».
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование субъектной деятельности учащихся в учебно-познавательном процессе общеобразовательной школы.
В комплексном проекте модернизации российского образования одним из направлений является обеспечение условий для получения качественного образования, которое определяют две ключевые компетенции: опыт самостоятельной деятельности и личная ответственность учащихся. В связи с этим особое место принадлежит общеобразовательной школе, которая должна стать фактором формирования школьника как субъекта деятельности, развития у школьников их субъектного опыта, самостоятельности учения, рефлексии оценки своего труда. На наш взгляд, это обеспечит каждому школьнику качественную предметную подготовку, готовность к самообучению в получении новых знаний, что в свою очередь будет способствовать дальнейшей самореализации и самосовершенствованию личности.
Исходя из сложившейся учебной практики общеобразовательной школы, реализующей «зуновскую» модель обучения, можно полагать, что в ее условиях еще не каждому учителю удается удовлетворять образовательные потребности учащихся. Так как у учащихся в учебно-познавательном процессе общеобразовательной школы не всегда учитывается индивидуализированный темп изучения нового материала и требования к изучению учебного материала носят усредненный характер, то содержание учебного материала бывает трудным, непосильным для самостоятельного усвоения учащимися. Зачастую оценка знаний учащихся осуществляется по конечному результату, при этом не учитывается вклад ученика в сам процесс получения новых знаний, способы учебной работы, в которых наиболее раскрываются индивидуальные способности учащихся.
Проблема субъектности исследовалась учеными А.Г. Асмоловым,
A. В. Брушлинским, В.А. Петровским, Г.А. Цукерман и др. Психолого-педагогическому обоснованию субъектности посвящены работы современных педагогов, психологов И.Л. Вахнянской, А.К. Дусавицкого, И.А. Зимней, П.Я. Гальперина, В.В. Серикова и др. Разные подходы к рассмотрению личности ученика как субъекта деятельности определились в педагогике, психологии, дидактике. В научных трудах Л.С. Выготского, А.С. Границкой,
B. В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, В.В. Гузеева, С.А. Рубинштейна,
Б.Д. Эльконина и др. ученик рассматривается как субьект деятельности с позиций деятельностного подхода в обучении. Е.В. Бондаревская, А.К. Маркова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская рассматривают деятельность ученика с позиций личностно ориентированного подхода. В научных исследованиях А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А. Маслоу,
С.А. Рубинштейна, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной ученик как субъект деятельности рассматривается при создании условий мотивации и активизации учения. Несмотря на значимость научных исследований по данной проблематике, еще недостаточно изучены и разработаны в педагогической науке и учебной практике организационно-педагогические условия и средства для формирования у школьников субъектной деятельности. Социальный заказ общества позволяет определить приоритетную позицию образования на создание благоприятных условий, разработку средств, форм для технологии субъектной деятельности учащихся в учебно-познавательном процессе, в которой происходит выявление, использование, преобразование и обогащение их субъектного опыта, развитие познавательной самостоятельности. В процессе теоретического и практического исследования проблемы формирования субъектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе нами выявлено основное противоречие между традиционными организационно-педагогическими условиями, формами и средствами обучения и современными образовательными потребностями учащихся в качественной предметной подготовке и самостоятельности учения учащихся.
Проблема исследования заключается в необходимости теоретического и практического обоснования изменений, которые требуется внести в учебно-познавательный процесс общеобразовательной школы для обеспечения самостоятельности учения и качественной предметной подготовки учащихся.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования субъектной деятельности учащихся и реализации ее в учебной практике общеобразовательной школы, личный авторский многолетний опыт исследовательской работы по субъектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе, определили актуальность и вдоцента кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии ГОУ ВПО «ТГУ»ыбор темы диссертационного исследования - «Формирование субъектной деятельности учащихся в учебно-познавательном процессе общеобразовательной школы».
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование субъектной деятельности учащихся в учебно-познавательном процессе общеобразовательной школы.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты исследования:
1. Расширены теоретические представления о субъектной деятельности учащихся, ее структуре, особенностях и этапах формирования в общеобразовательной школе.
2. Выявлены показатели проявления субъектности учащихся: самостоятельность целеполагания, самостоятельность в осознании своих возможностей при выборе способа учебной работы, рефлексия при оценивании процесса и результатов деятельности.
3. Разработаны организационно-педагогические условия формирования субъектной деятельности учащихся в современной общеобразовательной школе.
4. Теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность технологии формирования субъектной деятельности в качественной предметной подготовке учащихся общеобразовательной школы.
Данная диссертационная работа не претендует на полноту рассматриваемой проблемы. Диссертационное исследование позволяет наметить дальнейшие перспективные пути разработки технологии субъектной деятельности учащихся не только в общеобразовательной школе, но и в лицеях, гимназиях, средних специальных учреждениях, высших учебных заведениях по другим предметам и специальностям.
Основные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Расширены теоретические представления о субъектной деятельности учащихся, ее структуре, особенностях и этапах формирования в общеобразовательной школе.
2. Выявлены показатели проявления субъектности учащихся: самостоятельность целеполагания, самостоятельность в осознании своих возможностей при выборе способа учебной работы, рефлексия при оценивании процесса и результатов деятельности.
3. Разработаны организационно-педагогические условия формирования субъектной деятельности учащихся в современной общеобразовательной школе.
4. Теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность технологии формирования субъектной деятельности в качественной предметной подготовке учащихся общеобразовательной школы.
Данная диссертационная работа не претендует на полноту рассматриваемой проблемы. Диссертационное исследование позволяет наметить дальнейшие перспективные пути разработки технологии субъектной деятельности учащихся не только в общеобразовательной школе, но и в лицеях, гимназиях, средних специальных учреждениях, высших учебных заведениях по другим предметам и специальностям.
Основные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
Подобные работы
- Структурно-функциональные особенности деятельности педагога по управлению образовательным процессом в современной школе
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Развитие исследовательских умении у учащихся на уроках географии в средней школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Педагогическое руководство обогащением учебно-познавательного опыта школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - Реализация субъектной позиции учащихся основной школы в процессе обучения математике (на примере 7 класса) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Внеурочная деятельность как способ повышения мотивации на уроках географии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Социально-педагогические условия формирования интеллектуальных потребностей современных подростков
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Учебно-методический комплекс по истории: содержание и анализ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018



