Функции сверхъестественного в драматургии Шекспира
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ВОПРОСА 6
1.1. Понятие «сверхъестественное» в литературе 6
1.2. Поэтика реального и сверхъестественного в английской драме эпохи
Возрождения 10
1.3. Понятие экспрессивности 13
1.4. Классификации эмоционально-экспрессивных лексических единиц в
лингвистике 17
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫХ И ИНФЕРНАЛЬНЫХ СЦЕН
И ОБРАЗОВ И ЭКСПРЕССИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ У. ШЕКСПИРА 27
2.1. Особенности поэтики реального и сверхъестественного в драматургии
У. Шекспира 27
2.2. Сюжетные функции сверхъестественных образов в произведениях 29
У. Шекспира 29
2.3. Функции инфернальных сцен и образов в произведениях У. Шекспира
(«Ричард III», «Генрих VI», «Сон в летнюю ночь», «Гамлет», «Макбет», «Буря») 31
2.4. Функционально-стилистический анализ эмоционально-экспрессивной
лексики в пьесах Уильяма Шекспира 37
2.5. Эмоциональность и экспрессивность лексики в пьесах на уровне
словообразования 46
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ВОПРОСА 6
1.1. Понятие «сверхъестественное» в литературе 6
1.2. Поэтика реального и сверхъестественного в английской драме эпохи
Возрождения 10
1.3. Понятие экспрессивности 13
1.4. Классификации эмоционально-экспрессивных лексических единиц в
лингвистике 17
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫХ И ИНФЕРНАЛЬНЫХ СЦЕН
И ОБРАЗОВ И ЭКСПРЕССИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ У. ШЕКСПИРА 27
2.1. Особенности поэтики реального и сверхъестественного в драматургии
У. Шекспира 27
2.2. Сюжетные функции сверхъестественных образов в произведениях 29
У. Шекспира 29
2.3. Функции инфернальных сцен и образов в произведениях У. Шекспира
(«Ричард III», «Генрих VI», «Сон в летнюю ночь», «Гамлет», «Макбет», «Буря») 31
2.4. Функционально-стилистический анализ эмоционально-экспрессивной
лексики в пьесах Уильяма Шекспира 37
2.5. Эмоциональность и экспрессивность лексики в пьесах на уровне
словообразования 46
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Актуальность исследования. Сверхъестественное издавна привлекает внимание людей своей необычностью, образностью и возможностью перенестись в потусторонние миры. Одним из авторов, применяющих сверхъестественные образы в своих произведениях, является английский драматург Уильям Шекспир. Тема сверхъестественного не представлена достаточно широко в исследованиях зарубежных и отечественных филологов, что объясняет актуальность данной работы, которая представляет теоретический и практический интересы в изучении сверхъестественного в драматургии У. Шекспира.
Объектом исследования является сверхъестественное в драматургии Шекспира.
Предметом исследования выступают литературные функции сверхъестественного.
Целью работы является выявление литературных функций сверхъестественного в работах У. Шекспира, а также анализ основных средств выражения экспрессивности в драматургии великого писателя.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие сверхъестественного;
- определить понятие экспрессивности;
- проанализировать классификации эмоционально¬
экспрессивных лексических единиц разных авторов;
- произвести анализ произведений У. Шекспира;
- найти в произведениях У. Шекспира примеры использования функций сверхъестественного и обосновать причины внедрения их в текст;
- найти в произведениях У. Шекспира примеры использования экспрессивной лексики и осознать их лингвистические особенности;
- сделать выводы на основе данного исследования.
Материалом исследования являются значимые произведения драматурга: «Ричард III», «Генрих VI», «Сон в летнюю ночь», «Гамлет», «Макбет», «Буря».
Методологической базой исследования послужили труды, посвященные проблеме определения сверхъестественного и экспрессивности, а также творчеству У. Шекспира, как отечественных ученых (Б. Р. Напцок, И. В. Арнольд, Ю. М. Скребнев, В. В. Виноградов, Е. М. Галкина-Федорук, А. Д. Григорьева), так и зарубежных (В. Скотт, Л. Леви-Брюль, Ш. Балли, В. Н. Цоллер).
Методы исследования - контекстуальный анализ, сравнительный анализ, обобщение, стилистический анализ.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы, который включает в себя 52 источника. Работа содержит в себе 61 страницу.
Первая глава работы носит теоретический характер: в первом параграфе определяется сущность понятия сверхъестественного, во втором параграфе рассматривается поэтика реального и сверхъестественного в английской драме эпохи Возрождения, в третьем параграфе даётся определение экспрессивности, в четвёртом - рассматриваются различные классификации эмоционально-экспрессивных лексических единиц в лингвистике.
Вторая глава «Анализ сверхъестественных и инфернальных сцен и образов и экспрессивной лексики в произведениях У. Шекспира» носит практический характер: первый параграф посвящён изучению особенностей поэтики реального и сверхъестественного в драматургии У. Шекспира, во втором и третьем параграфах выявляются функции сверхъестественных образов в произведениях великого драматурга, в четвертом параграфе представлен функционально-стилистический анализ эмоционально-экспрессивной лексики в пьесах У. Шекспира, в пятом - рассматривается эмоциональность и экспрессивность лексики в пьесах на уровне словообразования.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены в виде сообщения на тему «Создание экспрессивности в пьесах У. Шекспира с помощью сверхъестественных образов» на 12-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции (с международным участием) «Мультикультурный мир: проблемы прикладных наук и коммуникаций», прошедшей 22-23 мая 2023 года.
Объектом исследования является сверхъестественное в драматургии Шекспира.
Предметом исследования выступают литературные функции сверхъестественного.
Целью работы является выявление литературных функций сверхъестественного в работах У. Шекспира, а также анализ основных средств выражения экспрессивности в драматургии великого писателя.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие сверхъестественного;
- определить понятие экспрессивности;
- проанализировать классификации эмоционально¬
экспрессивных лексических единиц разных авторов;
- произвести анализ произведений У. Шекспира;
- найти в произведениях У. Шекспира примеры использования функций сверхъестественного и обосновать причины внедрения их в текст;
- найти в произведениях У. Шекспира примеры использования экспрессивной лексики и осознать их лингвистические особенности;
- сделать выводы на основе данного исследования.
Материалом исследования являются значимые произведения драматурга: «Ричард III», «Генрих VI», «Сон в летнюю ночь», «Гамлет», «Макбет», «Буря».
Методологической базой исследования послужили труды, посвященные проблеме определения сверхъестественного и экспрессивности, а также творчеству У. Шекспира, как отечественных ученых (Б. Р. Напцок, И. В. Арнольд, Ю. М. Скребнев, В. В. Виноградов, Е. М. Галкина-Федорук, А. Д. Григорьева), так и зарубежных (В. Скотт, Л. Леви-Брюль, Ш. Балли, В. Н. Цоллер).
Методы исследования - контекстуальный анализ, сравнительный анализ, обобщение, стилистический анализ.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы, который включает в себя 52 источника. Работа содержит в себе 61 страницу.
Первая глава работы носит теоретический характер: в первом параграфе определяется сущность понятия сверхъестественного, во втором параграфе рассматривается поэтика реального и сверхъестественного в английской драме эпохи Возрождения, в третьем параграфе даётся определение экспрессивности, в четвёртом - рассматриваются различные классификации эмоционально-экспрессивных лексических единиц в лингвистике.
Вторая глава «Анализ сверхъестественных и инфернальных сцен и образов и экспрессивной лексики в произведениях У. Шекспира» носит практический характер: первый параграф посвящён изучению особенностей поэтики реального и сверхъестественного в драматургии У. Шекспира, во втором и третьем параграфах выявляются функции сверхъестественных образов в произведениях великого драматурга, в четвертом параграфе представлен функционально-стилистический анализ эмоционально-экспрессивной лексики в пьесах У. Шекспира, в пятом - рассматривается эмоциональность и экспрессивность лексики в пьесах на уровне словообразования.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены в виде сообщения на тему «Создание экспрессивности в пьесах У. Шекспира с помощью сверхъестественных образов» на 12-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции (с международным участием) «Мультикультурный мир: проблемы прикладных наук и коммуникаций», прошедшей 22-23 мая 2023 года.
В ходе данного исследования были изучены теоретические и практические аспекты эмоционально-экспрессивной лексики, достигнута цель исследования, которая заключалась в выявлении литературных функций сверхъестественного в работах У. Шекспира, а также анализе основных средств выражения экспрессивности в драматургии У. Шекспира.
Нами были изучены элементы и функции сверхъестественного в шести пьесах У. Шекспира - «Ричард III», «Генрих VI», «Сон в летнюю ночь», «Гамлет», «Макбет», «Буря». Каждая пьеса уникальна по своему содержанию и применение сверхъестественного в каждой из них имеет логическое объяснение.
Нами было выделено 3 функции сверхъестественного в драматургии У. Шекспира:
1. сюжетные функции, которые в свою очередь включают в себя:
- воплощение конфликтов;
- раскрытие характеров, мотивировка их развития;
- мотивировка связей между персонажами;
- создание внешнего единства произведения.
В основном сверхъестественные образы несут функции раскрытия характеров, поясняют связи между персонажами и в целом создают внешнее единство произведения.
Оно дает возможность понять характер и усилить воздействие многих ключевых сцен. Благодаря потусторонним силам раскрывается внутренняя борьба героев, описывается темное внешнее влияние, которое в некоторые периоды жизни может овладеть человеком.
Благодаря детальной интерпретации сверхъестественного некоторые персонажи (например, Ричард III) представлены не только физически, но и духовно, проводится параллель между его образом и душой.
2. Экспрессивная, или, как её ещё называют, поэтическая функция. Она реализуется с помощью эмоционально-экспрессивной лексики. Она усиливает многие сцены, делает произведение эмоциональнее и красочнее, подводит к кульминации, а также создаёт уникальный авторский стиль.
Правильное определение терминов «экспрессивность» и «сверхъестественное», а также изучение различных классификаций эмоционально-экспрессивной лексики в теоретической главе стали хорошей базой для практического исследования.
Анализ лексики, выражающей экспрессивность и эмоции, был произведен подробно, а также была определена принадлежность данной лексики к тропам и стилистическим фигурам.
Однако мы рассмотрели не только средства выразительности текста, но также и эмоционально-экспрессивную лексику, образованную морфологическим путём, так как многие исследователи указывали данный способ создания экспрессивности в своих классификациях. Были проанализированы слова, в которых эмоциональности создана с помощью суффиксов, таких как -ish, -less, -1уи др.
Конечно, мы также изучили, какую коннотацию имеют те или иные суффиксы, и какую функцию они играют в контексте пьес.
Стоит отметить, что эмоционально-экспрессивная лексика представлена в пьесах довольно обширно, и со стилистической точки зрения они представляют собой хорошую базу для исследования.
В ходе работы были достигнуты поставленные задачи, включающие изучение понятий экспрессивности и сверхъестественного, анализ произведений У. Шекспира и поиск примеров использования экспрессивной лексики в пьесах великого драматурга. В результате было выявлено, что в пьесах «Гамлет», «Макбет», «Сон в летнюю ночь», «Буря», «Ричард III», «Генрих VI» эмоционально-экспрессивная лексика используется автором часто, 54
особенно в описании сверхъестественных образов, и мы можем найти примеры данной лексики, соответствующей любой из классификаций, рассмотренных в теоретической главе.
Учёными-лингвистами было предложено множество различных классификаций. Нами было установлено, что экспрессивная лексика рассматривается ими совершенно с разных сторон языка. Некоторые учёные систематизируют такую лексику по признаку принадлежности к различным ветвям языкознания (например, подобная классификация была предложена В. Н. Цоллером), по мнению других исследователей, таких как Е. М. Галкина- Федорук, в классификациях были выделены морфологический и семантический аспекты, а также были предложены другие, более широкие и точные классификации, в частности классификации В. И. Шаховского и И. В. Арнольд, в которых эмоционально-экспрессивная лексика разделяется на различные явления языка (сленгизмы, междометия, архаизмы и т.д.) и средства выразительности (метафора, ирония, олицетворение и т.д.).
В конечном итоге было установлено, что использование экспрессивной лексики в пьесах важно и необходимо как в коммуникативном акте (исходя из примеров диалогов между героями, когда эмоционально-экспрессивная лексика выражает их чувства, эмоции, оценку), так и в во всём художественном произведении (где данная лексика используется автором как один из способов сделать речь ярче, насыщеннее, точнее, усилить эмоциональное воздействие, привлечь внимание читателя, а также для создания запоминающихся образов).
Наиболее часто встречающимися средствами создания экспрессивности в рассмотренных произведениях являются метафоры, эпитеты, лексические повторы, а также слова, образованные морфологическим путём.
3. Воспитательная функция. Данная функция заключается в воздействии художественной литературы на чувства и на сознание человека. Писатель умело создает образ сверхъестественного в разных обликах, закладывая в их действия важные жизненные ценности и перенося через их образы идеи своих пьес. В некоторых пьесах образы сверхъестественного помогают раскрыть философский смысл трагедии: олицетворяя добро и справедливость, они воздействуют на опустошенную злом душу главного героя. Духи и призраки становятся носителями философских проблем человеческого бытия - добра и зла.
Таким образом, изучив теоретические аспекты сверхъестественного и экспрессивности и проанализировав произведения У. Шекспира, мы можем сделать вывод о том, что сверхъестественные образы в пьесах великого драматурга играют важную роль и несут в себе определенные функции.
Нами были изучены элементы и функции сверхъестественного в шести пьесах У. Шекспира - «Ричард III», «Генрих VI», «Сон в летнюю ночь», «Гамлет», «Макбет», «Буря». Каждая пьеса уникальна по своему содержанию и применение сверхъестественного в каждой из них имеет логическое объяснение.
Нами было выделено 3 функции сверхъестественного в драматургии У. Шекспира:
1. сюжетные функции, которые в свою очередь включают в себя:
- воплощение конфликтов;
- раскрытие характеров, мотивировка их развития;
- мотивировка связей между персонажами;
- создание внешнего единства произведения.
В основном сверхъестественные образы несут функции раскрытия характеров, поясняют связи между персонажами и в целом создают внешнее единство произведения.
Оно дает возможность понять характер и усилить воздействие многих ключевых сцен. Благодаря потусторонним силам раскрывается внутренняя борьба героев, описывается темное внешнее влияние, которое в некоторые периоды жизни может овладеть человеком.
Благодаря детальной интерпретации сверхъестественного некоторые персонажи (например, Ричард III) представлены не только физически, но и духовно, проводится параллель между его образом и душой.
2. Экспрессивная, или, как её ещё называют, поэтическая функция. Она реализуется с помощью эмоционально-экспрессивной лексики. Она усиливает многие сцены, делает произведение эмоциональнее и красочнее, подводит к кульминации, а также создаёт уникальный авторский стиль.
Правильное определение терминов «экспрессивность» и «сверхъестественное», а также изучение различных классификаций эмоционально-экспрессивной лексики в теоретической главе стали хорошей базой для практического исследования.
Анализ лексики, выражающей экспрессивность и эмоции, был произведен подробно, а также была определена принадлежность данной лексики к тропам и стилистическим фигурам.
Однако мы рассмотрели не только средства выразительности текста, но также и эмоционально-экспрессивную лексику, образованную морфологическим путём, так как многие исследователи указывали данный способ создания экспрессивности в своих классификациях. Были проанализированы слова, в которых эмоциональности создана с помощью суффиксов, таких как -ish, -less, -1уи др.
Конечно, мы также изучили, какую коннотацию имеют те или иные суффиксы, и какую функцию они играют в контексте пьес.
Стоит отметить, что эмоционально-экспрессивная лексика представлена в пьесах довольно обширно, и со стилистической точки зрения они представляют собой хорошую базу для исследования.
В ходе работы были достигнуты поставленные задачи, включающие изучение понятий экспрессивности и сверхъестественного, анализ произведений У. Шекспира и поиск примеров использования экспрессивной лексики в пьесах великого драматурга. В результате было выявлено, что в пьесах «Гамлет», «Макбет», «Сон в летнюю ночь», «Буря», «Ричард III», «Генрих VI» эмоционально-экспрессивная лексика используется автором часто, 54
особенно в описании сверхъестественных образов, и мы можем найти примеры данной лексики, соответствующей любой из классификаций, рассмотренных в теоретической главе.
Учёными-лингвистами было предложено множество различных классификаций. Нами было установлено, что экспрессивная лексика рассматривается ими совершенно с разных сторон языка. Некоторые учёные систематизируют такую лексику по признаку принадлежности к различным ветвям языкознания (например, подобная классификация была предложена В. Н. Цоллером), по мнению других исследователей, таких как Е. М. Галкина- Федорук, в классификациях были выделены морфологический и семантический аспекты, а также были предложены другие, более широкие и точные классификации, в частности классификации В. И. Шаховского и И. В. Арнольд, в которых эмоционально-экспрессивная лексика разделяется на различные явления языка (сленгизмы, междометия, архаизмы и т.д.) и средства выразительности (метафора, ирония, олицетворение и т.д.).
В конечном итоге было установлено, что использование экспрессивной лексики в пьесах важно и необходимо как в коммуникативном акте (исходя из примеров диалогов между героями, когда эмоционально-экспрессивная лексика выражает их чувства, эмоции, оценку), так и в во всём художественном произведении (где данная лексика используется автором как один из способов сделать речь ярче, насыщеннее, точнее, усилить эмоциональное воздействие, привлечь внимание читателя, а также для создания запоминающихся образов).
Наиболее часто встречающимися средствами создания экспрессивности в рассмотренных произведениях являются метафоры, эпитеты, лексические повторы, а также слова, образованные морфологическим путём.
3. Воспитательная функция. Данная функция заключается в воздействии художественной литературы на чувства и на сознание человека. Писатель умело создает образ сверхъестественного в разных обликах, закладывая в их действия важные жизненные ценности и перенося через их образы идеи своих пьес. В некоторых пьесах образы сверхъестественного помогают раскрыть философский смысл трагедии: олицетворяя добро и справедливость, они воздействуют на опустошенную злом душу главного героя. Духи и призраки становятся носителями философских проблем человеческого бытия - добра и зла.
Таким образом, изучив теоретические аспекты сверхъестественного и экспрессивности и проанализировав произведения У. Шекспира, мы можем сделать вывод о том, что сверхъестественные образы в пьесах великого драматурга играют важную роль и несут в себе определенные функции.



