Введение 2
Глава 1 Научно-теоретические основы исследования песенного дискурса 5
1.1 Подходы к определению понятия дискурс 5
1.2 Специфика песенного дискурса, песня как жанр 9
1.3 Краткая характеристика современно песенного дискурса 16
Выводы по главе 19
Глава 2 Анализ лингвостилистических особенностей молодежного песенного
дискурса 20
2.1 Стилистическая характеристика 20
2.2 Лексическая характеристика 29
2.2.1 Неологизмы в современных песнях 34
2.2.2 Сленгизмы в современных песнях 37
Выводы по главе 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложение
Актуальность исследования. Исследование разных видов дискурса является одной из наиболее актуальных и интересных проблем современной когнитологии и когнитивной лингвистики. К настоящему времени есть несколько моделей дискурса таких как языковой, речевой, социо- коммуникативный, лингвокультурный, лингвосемиотический и психолингвистический. Изучение этого языкового и социокультурного феномена с позиций лингвокогнитивного подхода позволяет существенно приблизиться к пониманию принципов его построения и выявлению определенные специфически особенностей дискурса.
Песенное искусство всегда пользовалось огромной популярностью и имело широкую аудиторию. Жанр песни уже является уникальным по своей массовости и общественной значимости, так как песни занимают значительную долю эфирного времени. Нельзя отрицать тот факт, что песня очень сильно влияет на слушателя целостностью своего словесно -музыкального оформления. В настоящей работе песня рассматривается как некое единство музыкальной композиции и песенного текста, который выражен в стихотворной форме. Кроме этого, песня может иметь свой видеоряд для иллюстрирования эстетической или когнитивной составляющей песенного текста. Песня привлекает много внимания и вызывает интерес со стороны мультикультурной аудитории.
В данной работе рассматриваются языковые и стилистические особенности песенного текста на материале современных англоязычных музыкальных композиций.
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить лексические и стилистические особенности современной молодежной песенной лирики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
- рассмотреть подходы к определению дискурса;
- определить специфику песни как жанра и песенного дискурса;
- привести краткую характеристику современного песенного дискурса;
- проанализировать стилистические особенности современного молодежного англоязычного песенного дискурса;
- провести анализ лексических особенностей современного молодежного англоязычного песенного дискурса.
Объектом исследования данной работы является англоязычная песенная лексики.
Предмет исследования - лингвостилистические особенности современной англоязычной песенной лексики.
Материалом исследования послужили тексты современного молодежного англоязычного песенного дискурса, а именно композиции Britney Spears, Snoop Dog, Cypress Hill, Akon, Aretha Franklin, Field Mob, LadyGaga, OllyMyrusandFloRida, Rihanna, Eminem, CypressHill, ArethaFranklin, Pink, FieldMobи др.
Методы, применяемые в процессе проведения исследования, включают в себя лексикографический, анализ и синтез теоретических источников, дескриптивный анализ, сравнительно -сопоставительный анализ, предпереводческий анализ текста и контекстуальный анализ.
Научно-теоретической базой работы послужили труды таких исследователей, как Ю.С. Степанов, В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что впервые проводится комплексный анализ лингвостилистических средств современной англоязычной песенной лирики на определенной выборке.
Практическая значимость работы состоит в том, что основные ее выводы и положения могут быть использованы на курсах по стилистике английского языка.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, списка словарей и энциклопедии.
Во введении обосновывается актуальность выбора объекта и предмета исследования, определяются основные цели, задачи и методы исследования проблемы, указывается теоретическая база исследования.
Первая глава, состоящая из трех параграфов, носит теоретико - обзорный характер. В ней рассматриваются понятия дискурса, песенного дискурса.
Во второй главе анализируются лексико -стилистические особенности современного молодежного англоязычного песенного дискурса.
В Заключении подводятся основные итоги работы, систематизируют ся в виде выводов основные положения исследования.
Список использованной литературы содержит ссылки на источники, которые использовались в ходе написания работы.
Результаты представлена на студенческой научно-практической конференции в 2019.
Творчество того или иного автора носит совершенно уникальный характер и именно это помогает поклонникам безошибочно отличать песни своего кумира от любых других. Чтобы лучше понять стиль, манеру и звучание песни, переводчики знакомятся с творчеством исполнителя. Такая методика в союзе с высоким профессионализмом и богатым опытом переводческой деятельности, позволяет специалистам превращать непонятные набор слов в гармоничный строй, который полностью доносит до слушателя мысли автора, его стиль, его энергетику.
Английский язык доминирует в современной музыке (тексты песен, международные музыкальные проекты и телевизионные шоу, популярные музыкальные каналах и пр.), что также способствует продвижению английского языка во всем мир. Большое количество песен, написанных за пределами англоговорящих стран, или полностью на английском языке, или содержат английские слова, выражения, предложения. Что является отличной базой для изучения сленга. Исходя из анализа современных композиций можно с уверенностью сказать, что в английских песнях используется молодежный сленг, который популярен в речи молодежи.
Ярким примером употребления молодежного сленга являются тексты английских песен современных исполнителей. Музыка - средство передачи молодежной культуры.
В ходе анализа были изучен английские и русские тексты песен, в которых актуализируются сленговые единицы. По итогам был сделан вывод, что английские и русские сленгизмы имеют много схожих черт, а именно представляют собой отклонение от литературной нормы, обладают экспрессивной окраской, содержат метафорические переносы. Отличительной чертой русского молодёжного сленга является активное использование заимствований из английского языка. В отличительным чертам английского молодежного сленга было отнесено использование нестандартных графических форм.
Таким образом, проведение данного исследования было актуально, потому что пропасть между «классической» речью и сленгом расширяется с каждым днем так, что порой бывает невозможно понять носителя иностранного языка из-за академичности учебников, по которым идет обучение языку. Если учитывать тот факт, что язык и культура явления взаимосвязанные, то, изучая сленг через песни, человек приобщается к англоязычной культуре, что является существенным фактором повышения интереса к изучаемому языку.
Очень значительное место отводится сленгу в поп-культуре, которая делает его престижным и необходимым для самовыражения. Внутренним источником развития речи для молодых людей является музыка с ее яркими, необычными словами.
Стилистически окрашенная лексика в текстах сов ременного англоязычного песенного дискурса играет важную роль для понимания и восприятия песен, способствует реализации функции эмоционального воздействия на слушателя и является перспективной для дальнейшего исследования.
1. Алешинская, Е.В. Английский язык как средство конструирования глобальной и локальной идентичности в российской популярной музыке / Е. В. Алешинская, Е. С. Гриценко // Вестник ННГУ, 2014. № 6. С. 189-193.
2. Бабенкова, Е.А. Гендерный фактор в поэтическом тексте. - Изд. Мордовского университета / Е.А. Бабенкова. - Изд. Мордовского университета, 2003. - 107 с.
3. Баянкина, Е.Г. Дискурс-текст как система: компоненты, организация, функции / Е. Г. Баянкина // Известия Юго -Западного государственного университета. 2013. № 6 (51). Ч.1. С. 271 -275.
4. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. - М. : Прогресс, 1975.-315 с.
5. Бисималиева, М.К. О понятиях «текст» и «дискурс» / М. К. Бисималиева. - М., 2000. - 85с.
6. Васильева, В.В. Опыт лингвокультурологического
анализа: песенный текст [Электронный ресурс] / В.В. Васильева, Г.Д.Андронаки// Пермский государственный университет [сайт]. - 1998.
URL: http://psujourn.narod.ru/lib/vasilyeva1.htm (дата обращения 14.01.2019).
7. Васильева, В.В. Интерпретация как взаимодействие человека и текста / В.В. Васильева // Текст: стереотип и творчество. Пермь, 1998. - С. 78-82
8. Венгранович, М.А. Традиционность как базовая стилевая черта фольклорного текста / М. А. Венгранович // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. науч. трудов; Перм. ун-т. Пермь, -2004. - С. 96-110.
9. Гальперин, И.Р. Очерки по стилистике английского языка / И.Р. Гальперин. М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 1958. - 458 с.
10. Дейк Т. А. ван Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк. - М., 1989.-256 с.
11. Дуняшева, Л.Г. Лингвокультурные особенности конструирования гендера в афроамериканском песенном дискурсе: на материале жанров блюз и рэп / Л. Г. Дуняшева: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Н.Новгород, 2012. - 24 с.
12. Дуняшева, Л.Г. Конструирование гендера в блюзе и рэпе: глобальное и локальное / Л. Г. Дуняшева, Е. С. Гриценко: монография. Нижний Новгород, 2013. - 213 с.
13. Емельянова, Н.А. Дискурсивные слова как средство организации устного общения на английском языке / Н. А. Емельянова. - М., 2001. - 99 с.
14. Клычкова, М. А. Стилистическая дифференциация лексики в современном англоязычном песенном дискурсе / М. А. Клычкова // Вестник современных исследований. - М.: ИП Соловьев В. А., 2018. С. 147-149.
15. Клычкова, М.А. Песенный (музыкальный) дискурс в работах зарубежных лингвистов / М. А. Клычкова // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики: традиции и инновации. - М. : Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 261 -266.
16. Клычкова, М.А. Современный англоязычный песенный д искурс: история изучения / М. А. Клычкова // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сб. научн. тр. Вып. 16. М.: Национальный книжный центр, 2018. 224 с. С. 54-59.
17. Кубрякова, Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности / Е. С. Кубрякова. - М.: Наука, 1986. - 156 с.
18. Кубрякова, Е.С. О термине дискурс и стоящей за ним структуре знания / Е.С. Кубрякова // Язык. Личность. Текст. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - С.24
19. Макаров, М. Основы теории дискурса / М. Макаров. - М.: Гнозис, 2003. С. 103-116.
20. Маслова, Ж.Н. Когнитивная концепция поэтической картины мира / Ж.Н. Маслова. - М.: ФЛИНТА, 2012. - 420 с.
21. Мукаржовский, Я. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве / Я. Мукаржовский // Исследования по эстетике и теории искусства. - М.: 1994. - С. 35-48.
22. Пашкова, Е. А. Языковые особенности текстов англоязычных рок-песен / Е. А. Пашкова // Знание. - Киев: Serenity-Group, 2018. - С. 66-70
23. Плотницкий, Ю.Е. Пространство англоязычного песенного дискурса / Ю. Е. Плотницкий. - М., 1999. - 204 с.
24. Потапчук, М.А. Песенный дискурс как коммуникативный процесс / М. А. Потапчук // Вестник ЧелГУ. 2013. №2 (293). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pesennyy-diskurs-kakkommunikativnyy-protsess(дата обращения: 23.12.2018).
25. Серио, П. Как читают тексты во Франции / П. Серио // Квадратура смысла : Французская школа анализ а дискурса. - М. : ОАО ИГ “Прогресс”, 1999. - С. 38
26. Солганик, Г.Я. О стиле современных газет / Г.Я. Солганик // Дискурс и стиль: теоретические и прикладные аспекты, серия Научные дискуссии. - М.: Наука, 2014. - С. 185
27. Черемисин, А. М . Музыкально-коммуникативное событие:
сущность и структура / А. М. Черемисин // Аналитика культурологии, 2010. № 16. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/muzykalno -kommunikativnoe-
sobytiesuschnost-i-struktura (Дата обращения: 22.09.2018).
28. Шевченко, И.С. Дискурс как когнитивно -коммуникативный феномен: единицы и категории / И.С. Шевченко // Лингвистические исследования: сб. статей ЕГУ. - Вып. 5. - Ереван: Лимуш, 2015. - С. 146
29. Шевченко, О.В. Тематическое своеобразие песенных текстов как
способ реализации функций жанров песенного дискурса / И.С. Шевченко // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №115. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tematicheskoe -svoeobrazie-pesennyh-tekstov- kaksposob-realizatsii-funktsiy-zhanrov-pesennogo-diskursa (дата обращения: 23.12.2018).
30. Якобсон, Р. Лингвистика и поэтика / Р. Якобсон. // Структурализм: "за" и "против". М., 1975. - С. 193-230.
31. Barranco, V. Discourse Analysis inside a Song / V. Barranco, T. Angeles // Institute de Ciencias Sociales y Humanidades, UAEH. URL: https://www.uaeh.edu.mx/scige/ boletin/icshu/n3/e3 .html#refe1 (Дата обращения: 22.09.2018)
32. Blacking, J. The structure of musical discourse: The problem of the song text / J. Blacking // Yearbook for traditional music, 1982. 14. Pp. 15-23.
33. Bradby, B. Do-talk and don’t-talk: The division of the subject in girlgroup music / B. Bradly // In S. Frith & A. Goodwin (eds.). On record: Rock, pop, and the written word. London, New York: Routledge, 1990. Pp. 290-314.
34. Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/(датаобращения: 22.12.2018).
35. Crystal, D. English as a global language / D. Crystal // Cambridge: Cambridge University Press, 2003. Pp. 100-104.
36. Cutler, C. Hip hop language in sociolinguistics and beyond / C. Culter // Language and linguistics compass, 2007. 1 (5). Pp. 519-538.
37. Fairclough, N. Analysing discourse: Textual analysis for social research / N. Fairclough // London: Routledge, 2003. 167 p.
38. Longman Dictionary of Contemporary English. Third Edition: Longman Croup Ltd, 1995.
39. Murphey, T. The discourse of pop songs / T. Murphey. TESOL Quarterly, 1992. 26 (4). Pp. 770-774.
40. Schiffrin, D. Approaches to Discourse. Oxford / D.Schiffrin. - Cambridge, Mass. : Basil Blackwell, 1994. - С. 83-90
41. Shazam.com; About Us URL: https://www.shazam.com/gb/company(Датаобращения: 22.09.2018).
42. Shazam.com; Global Top-100 URL:
https://www.shazam.com/gb/charts/ top-100/world (Дата обращения: 22.09.2018).
43. Stubbs, M. Discourse Analysis : The Sociolinguistic Analysis of Natural Language / M. Stubbs. - Oxford : Basil Blackwell, 1983. - 148 p.
44. Tagg F. Analyzing popular music: Theory, method and practice // Сambridge, New York: Cambridge University Press, 2003.