Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование произвольного внимания у дошкольников

Работа №1748

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы36
Год сдачи2015
Стоимость1400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1770
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация…………………………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….7
1.1. Психическое и личностное развитие детей дошкольного возраста………7
1.2. Произвольность как центральное новообразование дошкольного возраста…………………………………………………………………………...11
Выводы по первой главе……………………………………………………...…16
Глава 2. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников……………………………………………………………………18
2.1. Понятие внимания…………………………………………………………..18
2.2. Психолого-педагогические представления об онтогенетическом пути развития и становления произвольного внимания…………………………….21
2.3. Методы исследования произвольного внимания дошкольников………..27
Выводы по второй главе………………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...34


Аннотация. Важнейшей характеристикой и условием гармоничного развития личности ребенка является развитие у него произвольности всех психических процессов, в частности, произвольного, преднамеренного внимания. Работа посвящена актуальным вопросам развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: психология, педагогика, психические процессы, внимание, произвольное внимание, дошкольный возраст.
Введение

Актуальность исследования. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых — несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания в системе дошкольных образовательных учреждений нынешним социально-экономическим условиям реформирования общества, породившим новый социальный заказ по отношению к различным уровням образования: необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели. В настоящее время с учетом введения федеральных государственных требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ и введению ФГОС в общеобразовательные учреждения, требования к выпускнику дошкольного учреждения несколько изменились. В характеристике выпускника ДОУ значительное место уделяется оценке способности познавать новую информацию, концентрировать внимание, удерживать инструкцию и сохранять высокий уровень активности при выполнении регламентированных заданий. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности является достаточно развитое внимание. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Развитие свойств внимания благоприятно повлияет на качественные характеристики памяти. Внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности, во всей его практической деятельности и играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что внимание – это единственная дверь, через которую внешние воздействия проходят в наше сознание. От того, какое у человека внимание, во многом зависят его успехи в учёбе и труде. Эти высказывания не потеряли актуальности и в настоящее время, когда проблема внимания вновь оказалась в фокусе интенсивного изучения специалистов. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность всего обучения. Как правило, у хорошо успевающих школьников имеются более высокие показатели развития свойств внимания: повышенная степень сосредоточенности и концентрации, переключения и распределения, увеличенный объем, устойчивая работоспособность.
Цель исследования – рассмотреть особенности формирования произвольного внимания у дошкольников.
Выше обозначенная цель конкретизируется в следующих задачах:
.....................................

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования автором были сделаны следующе выводы:
1. Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.
2. Среди всех достижений психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве главного обычно выделяют произвольность, т.е. способность управлять своими действиями, контролировать их.
Определение произвольности, которые даются в теоретических подходах Запорожца А.В., Эьконина Д.Б., Венгера П.А., Веракса Н.Е., Дьяченко О.М., Бугрименко Е. А., Субботского Е.В., Божович Л.И., Кравцова Е.Е., Иванникова В.А., Шульга Т.Н., отражают неоднородность существующих на данный момент позиций и отсутствие единого представления об этой характеристике деятельности человека. Вместе с тем единодушно считается, что ребёнок владеет произвольными формами поведения, если умеет регулировать свои действия в соответствии с правилами, образцами и нормами, выработанными обществом. Произвольную регуляцию деятельности и поведения, то есть способность ребёнка целенаправленно и осознанно планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведения, называют произвольным поведением.
3. Внимание определяется как процесс или состояние настройки субъекта на восприятие важной для него информации и выполнения стоящих перед ним целей и задач деятельности. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на задаче и цели, позволяющей улучшить отбор необходимой информации из внешней среды или памяти, и тем самым повысить эффективность (продуктивность) деятельности. Иначе говоря, внимание выступает тем фактором психической деятельности, который обеспечивает ее селективность, избирательность и продуктивность. Таким образом, в общих чертах, внимание – это некоторое особое состояние психической активности, которое должно быть характерным как для различных психических процессов (от восприятия до мышления), улучшающее их протекание, так и для различных видов деятельности, которые осуществляются на материале с различными модальностными характеристиками. Тем самым, внимание оказывается не только сквозным, но и высокосложным психическим процессом, с системным характером организации, или это некоторый психофизиологический процесс, позволяющий улучшить системную организацию обслуживаемого им другого процесса, оптимизировать условия его протекания.
4. Основное изменение внимания происходит в дошкольном возрасте, состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что сама по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенку новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять вниманием.
Конечная цель такого развития состоит в овладении ребенком собственным вниманием, формировании у него способности управлять им, что и составляет сущность произвольности любого психического процесса.



1. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития / И. Л. Баскакова. – М.: Институт практической психологии, Воронеж-НПО «МОДЭК», 1995. – 211 с.
2. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2010. - 144 c.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: МОДЭК, 2001. – 256 с.
4. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
5. Вульфов Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 c.
6. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М. 1976. –186 с.
7. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1974. – 101 с.
8. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.
9. Данилова Я. Я. Психофизиология. — М.: Аспект-Пресс, 1999.
10. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр. М.: Просвещение, 2003. – 211 с.
11. Денисова О.П. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.П. Денисова. - М.: Флинта, МПСУ, 2008. - 240 c.
12. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания / Н. Ф. Добрынин. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М., 1976. – 318 с.
13. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Просвещение, 1981. – 562с.
14. Казакова Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ : формы организации и примеры игровых занятий : практ. пособие / Г.М. Казакова. – М. : АРКТИ, 2007. – 110 с.
15. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 c.
16. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
17. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: ИЦ РИОР, 2010. - 112 c.
18. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c.
19. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости : Учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. – 464 с.
20. Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c.
21. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 1999 – 442 с.
22. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.
23. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c.
24. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2008. - 490 c.
25. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с.
26. Рибо Т. Психология внимания. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева. – М.: Московский университет, 1976. – 369с.
27. Самыгин С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 c.
28. Смирнова Е. О. Детская психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 366 с.
29. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 114 с.
30. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 543 c.
31. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c.
32. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 636 c.
33. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 671 c.
34. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника. - М.: «Академия», 2008. – 368 с.
35. Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c.
36. Шаграева О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие / О. А. Шаграева. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – 368 с.
37. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Издательский «Академия», 2006. – 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ