Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы исследования и консервации темперной живописи на примере иконы «Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящим Святым Романом Сладкопевцем»

Работа №174798

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы59
Год сдачи2024
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИКОНЫ «ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ С ПРЕДСТОЯЩИМ СВЯТЫМ РОМАНОМ СЛАДКОПЕВЦЕМ» СУЗДАЛЬСКОЙ ИКОНОПИСНОЙ ШКОЛЫ 8
1.1 История развития и основные характеристики суздальской
школы 8
1.2. Иконография сюжета «Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящим
Святым Романом Сладкопевцем» 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ КОНСЕРВАЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ КРАСОЧНОГО СЛОЯ В СТАНКОВОЙ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ 24
2.1 Виды разрушения красочного слоя и их причины 24
2.2. Методы консервации и техники восполнения утрат красочного
слоя 30
ГЛАВА 3. КОНСЕРВАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ ИКОНЫ «ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ С ПРЕДСТОЯЩИМ СВЯТЫМ РОМАНОМ СЛАДКОПЕВЦЕМ» 38
3.1. Описание сохранности и предреставрационные исследования 38
3.2. Проблемы консервации и реставрации иконы «Покрова Пресвятой
Богородицы с предстоящим Святым Романом Сладкопевцем» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Реставрационный паспорт


В семнадцатом веке важными отличительными признаками икон становятся масштабность их написания. До сегодняшнего дня сохранился первый почин в иконописании, который был выполнен суздальскими монастырями. Долгое время писание икон являлось основной деятельностью монастырей, но постепенно центры иконописи начали формироваться в промысловых районах. Переход монастырского стиля писания икон к промысловым центрам развития иконописи не имел конкретной даты, поскольку этот процесс осуществлялся очень медленно. Одними из таких центров, которые стали известны своими мастерами и высоким качеством иконописи стали деревни Шуя, Мстера и Холуй. В середине семнадцатого - восемнадцатого столетий иконопись была широко распространена во Владимиро-Суздальской области. Мастера занимались созданием икон практически везде - в больших и маленьких городах, монастырях, посадах, а также в селах и деревнях.
Иконописцы, проживавшие в монастырях, обычно не учили мирян иконописному делу, но в то время миряне самостоятельно занимались починкой и поновлением икон в храмах, а также написанием подносных икон для домашнего использования. Монастырские иконописцы иногда приглашались для росписи бытовых предметов. Заказанные иконы обычно выполняли мастера- иконописцы из посадов и сел, то-есть мирские художники. Они создавали преимущественно подвесные иконки с изображениями русских святых, которые хорошо продавались и использовались в качестве подношений.
Значительную группу «суздальских» икон составляют иконы «краснушки». Изготовление икон "краснушек" - это долгий и сложный процесс, требующий от художника мастерства и терпения. Весь процесс начинается с изготовления доски, после этого следует грунтовка, которая придаст доске необходимую поверхность для росписи. Основной контур иконы создается с особым вниманием к деталям. Все линии должны быть четкими, чтобы икона получилась гармоничной и пропорциональной. Затем мастер приступает к детализации. Нанесение надписей на иконе является важным шагом в процессе создания икон "краснушек". Заключительным шагом является покрытие иконы олифой для защиты и сохранения ее яркости и красоты. Стиль "краснушек" очень близок к народной декоративной росписи. Орнаменты и узоры на иконах напоминают о богатой культуре и народной декоративной росписи Суздаля.
Реставрационная лаборатория кафедры реставрации живописи РГГМУ получила икону девятнадцатого века «Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящим Святым Романом Сладкопевцем».
Значительную роль в истории древнерусского искусства сыграл сюжет "Покрова" в Суздале, на вратах Рождественского собора. Изображение было создано в начале тринадцатого века и стало одним из наиболее почитаемых и популярных. Для его создания была использована техника золотой наводки по меди. Такой метод позволял художникам создавать эффект мерцания и сияния на иконе. Также изображение "Покрова" встречается в росписях Собора Псковского Снетогорского монастыря.
В конце пятнадцатого столетия произошло объединение двух иконографических версий сцены. Для более поздних образов характерно присутствие наибольшего количества действующих лиц: византийский патриарх Тарасий, который стал одним из крупнейших защитников культового искусства и сыграл важную роль в продвижении иконопочитания. Помимо Тарасия, на иконах стали появляться император Лев Мудрый и его жена Феофана. Они являлись культурными покровителями, а также великими защитниками христианской религии.
Икона, поступившая в ресторацию, написана в технике станковой темперной живописи. На иконе представлены Царские врата храма с предстоящими святыми. На ней Богоматерь стоит с воздетыми руками, в молитвенной позе, с правой стороны от которой лики ангелов и святителей. В нижнем ряду изображен Роман Сладкопевец в дьяконских одеждах, он поет кондак. Рядом с ним, с правой стороны стоит Блаженный Андрей, который указывает рукой наверх, и смотрит на ученика. Слева, нижний ярус иконы "Покров Богоматери" представляет изображение фигур святых. Важным моментом является присутствие на службе в храме константинопольского патриарха Тарасия и императора Льва VI. Особенностью композиции иконы является отсутствие свитка в руках Святого Романа Сладкопевца. Обычно, в изображениях Святого Романа представляют со свитком, который символизирует песнопения и его поэтические таланты. Однако, на данной иконе, упрощенная манера исполнения может быть одной из причин именно такого изображения. Возможно, автор решил сосредоточиться на других аспектах сюжета и подчеркнуть важность явления Богоматери святому Роману.
В начале двадцатого века были сформулированы основные принципы реставрационной школы, разработанные такими выдающимися реставраторами, как И. Грабарь, А. Анисимов, Н. А. Околович, К. К. Романов. Они исходили из идей основоположников научной археологической реставрации - Алоиза Ригля и Петра Покрышкина. И. Грабарь, писал: «Достаточно простого раскрытия памятника и принятия мер к его защите от дальнейшей порчи. Любые дополнения, улучшения и другие предположения, какими обоснованными они ни казались, недопустимы. Понятие "реставрация" как термин в наши дни устарело и должно быть заменено понятием "раскрытие"».
В середине двадцатого века в музеях возобновились и расширились реставрационные мастерские. Были созданы центральные реставрационные мастерские под руководством Игоря Грабаря, а позже появился и Всесоюзный научный институт реставрации в Москве, который разрабатывал новые методы консервации.
"Археологическая" методология продолжала применяться только в реставрации памятников иконописи, а на сегодняшний день стала основной.
Венецианская хартия реставраторов 1964 года заложила основу для разработки общих принципов реставрации памятников искусства по всему миру. Она акцентировала важность сохранения памятников и определение объема реставрационного вмешательства в зависимости от их состояния и исторической значимости. Вопреки тому, что Венецианская хартия осталась незамеченой в Советском Союзе, она стала важным историческим документом, определяющей принцип сохранения памятников как основную задачу в процессе реставрации. Одним из ключевых положений, устанавливающих границы реставрационного вмешательства, является идея того, что «реставрация должна прекращаться там, где начинается гипотеза». Это означает, что реставраторы не должны превращать памятники в новые, современные произведения искусства, а должны учитывать и сохранять их историческую и эстетическую ценность.
Чезаре Бранди, который являлся основателем Римского института консервации, создал главные правила в венецианской Хартии реставраторов. В своей профессиональной деятельности, он предостерегал от полного очищения объектов культурного наследия, аргументируя необходимость сохранения исторической патины и лакового слоя на живописных произведениях при их раскрытии. Эти тезисы послужили фундаментом для создания дальнейших международных документов, в том числе те, которые были приняты ЮНЕСКО. Ч. Бранди пишет, что «...Реставрация составляет методологический момент признания произведения искусства в его физической субстанции и в его двойной полярности - эстетической и исторической, с учетом его передачи в будущее.»
Целью дипломной работы является изучение иконографии, видов разрушения красочного слоя, методов и техник восполнения утрат красочного слоя, проведение анализа, а также консервации и реставрации иконы XIX века «Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящим Святым Романом Сладкопевцем».
Задачи дипломной работы:
- выявить историю бытования иконы «Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящим Святым Романом Сладкопевцем» в России
-изучить особенности суздальского письма
-определить причины разрушения красочного слоя
-изучить методы и техники восполнения утрат красочного слоя - произвести консервацию и реставрацию иконы
Предмет исследования: иконография «Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящим Святым Романом Сладкопевцем», методики консервации и реставрации, методики утоньшения лаковой пленки.
Объект исследования: иконография святых, методы консервации и реставрации в станковой темперной живописи.
Актуальность исследования. Произведения искусства неизбежно стареют под воздействием времени, природы или человеческого вмешательства. Залог их долголетия - оптимальный режим хранения и своевременная реставрация Только научно обоснованный и методологически обдуманный процесс реставрации может стать своеобразной “машиной времени”, которая позволяет нам представить произведение искусства таким, каким оно было в свои лучшие годы.
Анализ и изучение методов консервации темперной живописи и исследования иконографии святых поможет в сохранении памятника культурного наследия, а также сможет сохранить культурную значимость объекта при передаче его будущим поколениям для дальнейшего изучения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Во время проведенного исследования были изучены особенности суздальской иконописи в период с семнадцатого по двадцатое столетие. В течение XVII-XVIII веков деревни Шуя, Мстера и Холуй, стали центрами иконописного искусства. Среди отличительных черт иконописания можно выделить простоту и примитивность исполнения. В русской духовной культуре, в суздальской иконописи важное место занимает тема Покрова Богоматери. Есть два главных типа изображения иконографии Покрова: Суздальский и Новгородский. Они различаются в зависимости от того, держит ли покров сама Богородица или его поддерживают ангелы; на ком сосредоточено внимание: святой Андрей Юродивый или святой Роман Сладкопевец; служит ли архитектурным фоном собор Святой Софии или комплекс Влахернской церкви.
При изучении иконографии Покрова Богородицы были обнаружены особенности композиции, свойственные новгородской и суздальской иконописным школам, а также византийские традиции почитания Богоматери, которые послужили формированию данного праздника.
В ходе работы были изучены методы консервации: на иконе «Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящим Святым Романом Сладкопевцем» применялся метод закрытой распарки.
Произведен анализ причин разрушения красочного слоя и изучены методы его восполнения. Для восполнение утрат на иконе был выбран метод стандартных тонировок, с помощью первого слоя заливки в пределах утрат и в последующих слоях. Стандартные тонировки сочетают заливку тоном и штриховку. Цвета подбирались таким образом, чтобы максимально соответствовать цветам оригинальной живописи. В завершении работы, произведение в целом выглядит цельным и читаемым.
Анализ причин разрушения красочного слоя и определение методов и техник восполнения утрат позволили получить более глубокое понимание процесса консервации и реставрации данного объекта.
В процессе работы были восстановлены лицевая и оборотная стороны иконы «Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящим Святым Романом Сладкопевцем». Были укреплены грунт и красочный слой, заполнены утраты древесины. Также на объекте было проведено утоньшение потемневшего лака и восстановлены утраченные участки красочного слоя.
При выполнении теоретической и практической работы были достигнуты все поставленные цели и задачи



1. Александров А. В.Влияние искусства Мстеры на формирование Владимирской школы пейзажной живописи, г. Москва, 2013
2. Александров А. «Об установлении праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Русской Церкви», «Журнал Московской Патриархии» (1983.№ 10-11)
3. Алексеев С.В. Иконописцы святой Руси. Духовные основ древнерусского иконописания. - СПБ.; 2007
4. Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи/ М. В. Алпатов. -М.: Искусство, 1948-1955.
5. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.: Искусство, 1966
6. Архиепископ Сергий(Спасский) «Святой Андрей Христа ради
юродивый и праздник Покрова Пресвятой Богородицы» (СПб., 1898).
7. Белоброва О.А. Статуя византийского императора Юстиниана в древнерусских письменных источниках и иконографии // Белоброва О.А. Очерки русской художественной культуры XVI-XX веков. Сб. статей. М., 2005.
8. Бобров Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи. Л., 1987
9. Бобров Ю. Г., Бобров Ф.Ю. «Консервация и реставрация станковой темперной живописи».
10. Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. М., 2004
11. Бобров Ю. Г. «Философия современной консервации- реставрации.Иллюзии или реальность» - М., 2018
12. Брокгауза Ф. А. и Ефрона И.А. .- Архангел ., Спб.,1890—1907 г
13. Бусева-Давыдова И.Л. Иконопись. История русского искусства. Т.14: Искусство первой трети XIX века. Отв. ред. Г. Ю. Стернин. М., 2011
14. Вздорнов Г.И. «История открытия и изучение русской средневековой живописи» : XIX век// Г.И. Вздорнов . - М.: Искусство , 1986
15. Георгиевский Г. Русский ли праздник Покров? // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1893.
16. Голейзовский Н.К., Овчинников А.Н., Ямщиков С.В. Сокровища Суздаля. М., 1970.
17. Голубев С. И. Сектор реставрации древнерусской темперной живописи // реставрация в Русском музее. Каталог выставки. - СПб., 1998.
18. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1: Древнерусское искусство Х - начала XV вв. М., 1995. Кат. 48.
19. Грабарь И. Э. «О древнерусском искусстве». - М.: Наука 1996
20. Гренберг Ю. И. Основы музейной консервации и исследования произведений станковой живописи // Москва: Искусство. 1976.
21. Гришков В. Легенды . Символы. Арибуты. - СПБ.,2006.
22. Евсеева Л. Русская икона / Л.Евсеева. - СПБ.; П-2,2006
23. Еремина И. М. Характеристика растворителей и рекомендации по их применению для расчистки темперной живописи. М., 2003
24. Еремина Т.С. Мир иконописцев / Г.С. Еремина. - М., 2005.
25. Житие Андрея Юродивого. СПб., 2001.
26. Иванова Е. Ю., Постернак О. П. «Техника реставрации станковой масляной живописи» - М., 2017
27. Иконы Владимира и Суздаля. — М.: Северный паломник, 2006
28. Искусство Мстеры. Каталог экспозиции МХМ. Владимир, 1996
29. .Каменская Е.Ф. Иконы-краснушки. //Вопросы русского и советского искусст-ва. Выпуск III. М. 1974.
30. Клокова Г. С., О.В. Демина, А. В. Инденбом и др. «Реставрация произведений станковой темперной живописи» М., 2016.
31. Комашко Н. И. Русская икона XVIII века. — М.: Агей Томеш, 2006.
32. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.П. СПб, 1915
33. Красилин М.М. Обследование памятников изобразительного искусства на территории Латвийской ССР (древнерусская живопись и ее традиции в XVII-XX вв.). Вып. 10. - М., 1985.
34. Лазарев, В. Н. Новгородская иконопись, Москва: Искусство, 1981
35. Лазарев, В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века: монография / В. Н. Лазарев. - [3-е изд.]. - Москва: Искусство, 2000.
36. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, М, 1970
37. Липатова С. “Покров пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве древней Руси”, 2008
38. Лифшиц Л. И. «Реставрация памятников истории и искусства в России в 19-20 веках. История, проблемы». - М.2008
39. Майорова Н. Русская иконопись. Сюжеты и шедевры / Н. Майорова, Г. Скокова. - М., 2007.
40. Малеев М. Техника русской иконописи / М. Малеев. - М.: Приход Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, 2002.
41. Михеев В., Регинская Н., Савельева Ю. «Экспертиза и реставрация народных икон», Санкт-Петербург, 2017, с. 134
42. Никитина И.П. Глубина художественного пространства феномен культуры/ И.П. Никитина// Филосовские исследования. - М.,1997
43. Никитина И.П. Символизм и универсализм средневековой культуры/ И.П. Никитина //Филосовские исследования. - 1995
44. Никитин М.К., Мельников Е.П. Химия в реставрации.Спб.:Центр “Техинформ”, 2002
45. Новицкий А. П. История русского искусства / А. П. Новицкий, В. А. Никольский. - М.: Эксмо, 2008.
46. Овчинников А. Н. Икона «Покров» - классический образец суздальской живописи // Сокровища Суздаля. - М., 1970.
47. Олсуфьев Ю.А. граф. Икона в музейном фонде. Исследования и реставрация. Антология / Сост. и ред. А.Н. Стрижев. - М.: Паломник, 2006.
48. Остроумов М.А. Происхождение праздника Покрова // Приходское чтение. СПб., 1911. № 19.
49. Павлова С.Л. К вопросу атрибуции “суздальских писем”: анализ генезиса иконописного стиля села холуй в период с XVI века по 20-е годы XX века.
50. Павлова С.Л. Проблемы искусствоведческой экспертизы: применение формально-стилистического анализа к иконописи холуя периода XVIII- начала XX, г. Москва
51. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства / Э. Панофский .- СПб.,1999.
52. Перова Е. Г. «Пастель: История. Техника. Реставрация. Атрибуция: методические рекомендации» - М., 2006
53. Перцев Н. В. “О восстановлении памятников древнерусской живописи”
54. Пешехонова Г. Суздальская иконописная школа, 2021
55. Пивоварова Н.В. Покров Пресвятой Богородицы. - СПб. ООО
«Метропресс», 2014
56. Погорелая С.В. Фресковая живопись и иконопись Мстеры и Палеха в XVII-XVIII, Форум молодых ученых 5/2(21), г. Владимир, 2018
57. Преображенская Г.А., Ивлев Ю. П. Консервация деревянной пластики. СПб.:Изд-во «Акционер и К», 2001.
58. Пуцко В. Новгородская икона Покрова Богородицы // София. - Издание Новгородской епархии, №4, 2002
59. Разина Т. М. Русское народное творчество / Т. М. Разина. - М., 1970.
60. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи / Б. В. Раушенбах. - М.: Наука, 1980.
61. Регинская Н.В. Иконописный примитив в русском искусстве начала ХХ века
62. Реставрация икон. ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. М., 1993.
63. Ровинский, Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века / Д. А. Ровинский. Перепечатано с изд.: [СПб.], А. С. Суворин, 1903
64. Розова Л.К. Искусство холуйской миниатюрной живописи. Ленинград, 1975
65. Рудзиевская С. «Русская икона». - М.:Русь- Олимп, Эксмо, 2008.
66. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М. , 2007
67. Сахаров А. Н. История России: В 3 т. - М., 2006. - Т. 10.
68. Смирнова С.Э. Живопись Великого Новгорода : Середина XIII - начало XV века. М., 1976.
69. Соколова О.А. Книга Покров Пресвятой Богородицы, 2021
70. Тарасов О. Ю. Атрибуция как феномен культуры. М., 2006
71. Тарасов О. Ю. Русские иконы XVIII — начала XX в. на Балканах // Советское славяноведение. 1990. № 3. С. 57 - 58.
72. Технология и исследование произведений станковой и настенной живописи ГосНИИР — М., 2000
73. Традиго А. Иконы православной церкви . Образы. Сюжеты. Символы / Традиго А. - М.: Омега, 2010.
74. Трошина Т.М., Уральский государственный университет им. А. М. Горького. Реставрация памятников живописи, 2004
75. Тычинская П. А. Древнейшие изображения архангела Михаила - грозных сил воеводы // Известия РГПУ им. А.и. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. N° 133. СПб., 2012.
76. Федосеева Т.С. Реставрационные и живописные материалы: Терминологический словарь-справочник. М., 2010
77. Феллер Р.”Оп picture varnishes and their solvents”
78. Филатов В.В. Реставрация станковой темперной живописи . М., 1986.
79. Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. М., 2005.
80. Шитова Л.А. « Живописная школа Троице-Сергиева монастыря в XVIII веке Научное издание. Русская поздняя икона от XVIII до начала ХХ столетия» - М, 2001
81. Шнейдер И.В., Федоров П.А. Изложение техники иконописи/ Г.И Вздорнов, З.Е. Залесская, О. В. Лескова//Общество Икона» в Париже. В 2 т. Т.2. - М.: Прогресс - Традиция, 2002.
82. Юдин В. Русская народная духовная культура. - М.,1992.
83. Юсов И. Е., Липатова С. Н. Покров Пресвятой Богородицы // Большая российская энциклопедия.
84. Яковлева А. Техника иконы// История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI- XX века. - М., 2002


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ