Контроль, мониторинг и бенчмаркетинг. Механизмы и методы принятия и реализации управленческих решений
|
Введение 6
1 Теоретическая часть . Теоретические основы механизма и метода принятия
и реализации управленческих решений на основе бенчмаркетинга 9
1.1 Бенчмаркетинг: понятие, цели, задачи и виды 9
1.2 Мониторинг и контроль как заключительный этап бенчмаркетинга 18
1.3 Опыт применения бенчмаркетинга российских предприятий 26
2 Аналитическая часть. Оценка предпосылок внедрения бенчмаркетинга в
ИП Сорокин В.А. 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 32
2.2 Оценка внешней и внутренней среды предприятия 41
2.3 Технология принятия и реализации управленческих решений 58
3 Проектная часть. Разработка проекта внедрения бенчмаркетинга в ИП
Сорокин В.А. как механизма принятия и реализации управленческих решений 63
3.1 Разработка проекта внедрения бенчмаркетинга 63
3.2 Оценка эффективности внедрения бенчмаркетинга в деятельность
предприятия 80
3.3 Мониторинг и контроль реализации проекта внедрения бенчмаркетинга
в деятельность предприятия 83
Заключение 91
Список использованных источников 95
Приложения 100
1 Теоретическая часть . Теоретические основы механизма и метода принятия
и реализации управленческих решений на основе бенчмаркетинга 9
1.1 Бенчмаркетинг: понятие, цели, задачи и виды 9
1.2 Мониторинг и контроль как заключительный этап бенчмаркетинга 18
1.3 Опыт применения бенчмаркетинга российских предприятий 26
2 Аналитическая часть. Оценка предпосылок внедрения бенчмаркетинга в
ИП Сорокин В.А. 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 32
2.2 Оценка внешней и внутренней среды предприятия 41
2.3 Технология принятия и реализации управленческих решений 58
3 Проектная часть. Разработка проекта внедрения бенчмаркетинга в ИП
Сорокин В.А. как механизма принятия и реализации управленческих решений 63
3.1 Разработка проекта внедрения бенчмаркетинга 63
3.2 Оценка эффективности внедрения бенчмаркетинга в деятельность
предприятия 80
3.3 Мониторинг и контроль реализации проекта внедрения бенчмаркетинга
в деятельность предприятия 83
Заключение 91
Список использованных источников 95
Приложения 100
Термин «бенчмаркинг» произошел от английского слова «benchmark», которое означает отметку на фиксированном объекте, например, отметку на столбе, указывающую высоту над уровнем моря.
В наиболее общем смысле бенчмаркинг - это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами. Другие названия метода: «Метод эталонного сравнения», «Ориентация на успешные компании» [3 c.5].
Бенчмаркинг позволяет повысить производительность за счет выявления и применения лучшего опыта, продемонстрированного по деятельности и продажам.
Менеджеры сравнивают производительность своей продукции или процессов, с конкурентами и с внешними лидерами отрасли, и с внутренними процессами в пределах их собственных фирм.
Целью бенчмаркинга является поиск примеров с наиболее высокой эффективностью и изучение процессов и управления на этой фирме.
Затем компания стремится повысить эффективность путем адаптации и включения этого передового опыта в их собственную деятельность с некоторыми изменениями, но не путем полного заимствования.
Бенчмаркинг - это непрерывный процесс, а не разовое мероприятие. Так как требования потребителей постоянно меняются, меняются и характеристики работы компаний-конкурентов.
Соответственно эталоны, в сравнении с которыми проводится бенчмаркинг, также меняются, и только непрерывный бенчмаркинг способен помочь компании быстрее узнавать о всех новациях и выгодно применять их на практике. Индикаторы конкурентного сравнения: цена, качество, забота о клиентах и сервис, обратная связь с потребителем, доставка, разнообразие продукции, новые продукты и услуги.
Созданы специальные сайты для фирм, обменивающихся опытом, обычными стали так называемые индустриальные бюро знакомств, где любая компания может найти партнера по обмену новшествами.
Стало престижным выступать в качестве фирмы, у которой заимствуют новинки - это становится одним из эффективных способов рекламы компании, формирования ее имиджа на рынке.
Довольно очевидны причины резкого роста популярности бенчмаркинга в последние десятилетия.
Конкуренция стала глобальной, и в большинстве компаний начинают осознавать необходимость всестороннего и детального изучения (и последующего использования) лучших достижений других компаний ради собственных будущих успехов.
За последние десять лет бенчмаркинг стал одним из эффективных и признанных методов совершенствования бизнеса и входит в число самых популярных инструментов управления.
Актуальность темы обусловлена тем, что в России уже появляются фирмы, использующие бенчмаркинг в качестве элемента стратегии повышения конкурентоспособности и эффективности управления, но пока таких компаний не так уж и много.
Целью работы является исследование метода бенчмаркинг для применения в бизнесе средних и малых предприятий.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
- изучить понятие, цели, задачи и виды бенчмаркетинга;
- выделить мониторинг и контроль как заключительный этап бенчмаркетинга;
- исследовать опыт применения бенчмаркетинга российских предприятий;
- дать организационно - экономическую характеристику объекта исследования;
- оценить внешнюю и внутреннюю среды объекта исследования;
- провести оценку технологий принятия и реализации управленческих решений;
- разработать проект внедрения бенчмаркетинга в деятельность объекта исследования;
- провести мониторинг эффективности внедрения бенчмаркетинга в деятельность объекта исследования;
- разработать контрольные меры реализации проекта внедрения бенчмаркетинга в деятельность объекта исследования.
Объект исследования: предприятие розничной торговли, реализующее широкий ассортимент брендовой одежды - ИП Сорокин В.А., г. Абакан.
Предмет исследования: использования метода бенчмаркинга в деятельности предприятия.
Теоретической и методологической базой для написания работы послужили научная и учебная литература, статьи в периодических изданиях, первичная документация и внутренние данные ИП Сорокин В.А.
В наиболее общем смысле бенчмаркинг - это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами. Другие названия метода: «Метод эталонного сравнения», «Ориентация на успешные компании» [3 c.5].
Бенчмаркинг позволяет повысить производительность за счет выявления и применения лучшего опыта, продемонстрированного по деятельности и продажам.
Менеджеры сравнивают производительность своей продукции или процессов, с конкурентами и с внешними лидерами отрасли, и с внутренними процессами в пределах их собственных фирм.
Целью бенчмаркинга является поиск примеров с наиболее высокой эффективностью и изучение процессов и управления на этой фирме.
Затем компания стремится повысить эффективность путем адаптации и включения этого передового опыта в их собственную деятельность с некоторыми изменениями, но не путем полного заимствования.
Бенчмаркинг - это непрерывный процесс, а не разовое мероприятие. Так как требования потребителей постоянно меняются, меняются и характеристики работы компаний-конкурентов.
Соответственно эталоны, в сравнении с которыми проводится бенчмаркинг, также меняются, и только непрерывный бенчмаркинг способен помочь компании быстрее узнавать о всех новациях и выгодно применять их на практике. Индикаторы конкурентного сравнения: цена, качество, забота о клиентах и сервис, обратная связь с потребителем, доставка, разнообразие продукции, новые продукты и услуги.
Созданы специальные сайты для фирм, обменивающихся опытом, обычными стали так называемые индустриальные бюро знакомств, где любая компания может найти партнера по обмену новшествами.
Стало престижным выступать в качестве фирмы, у которой заимствуют новинки - это становится одним из эффективных способов рекламы компании, формирования ее имиджа на рынке.
Довольно очевидны причины резкого роста популярности бенчмаркинга в последние десятилетия.
Конкуренция стала глобальной, и в большинстве компаний начинают осознавать необходимость всестороннего и детального изучения (и последующего использования) лучших достижений других компаний ради собственных будущих успехов.
За последние десять лет бенчмаркинг стал одним из эффективных и признанных методов совершенствования бизнеса и входит в число самых популярных инструментов управления.
Актуальность темы обусловлена тем, что в России уже появляются фирмы, использующие бенчмаркинг в качестве элемента стратегии повышения конкурентоспособности и эффективности управления, но пока таких компаний не так уж и много.
Целью работы является исследование метода бенчмаркинг для применения в бизнесе средних и малых предприятий.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
- изучить понятие, цели, задачи и виды бенчмаркетинга;
- выделить мониторинг и контроль как заключительный этап бенчмаркетинга;
- исследовать опыт применения бенчмаркетинга российских предприятий;
- дать организационно - экономическую характеристику объекта исследования;
- оценить внешнюю и внутреннюю среды объекта исследования;
- провести оценку технологий принятия и реализации управленческих решений;
- разработать проект внедрения бенчмаркетинга в деятельность объекта исследования;
- провести мониторинг эффективности внедрения бенчмаркетинга в деятельность объекта исследования;
- разработать контрольные меры реализации проекта внедрения бенчмаркетинга в деятельность объекта исследования.
Объект исследования: предприятие розничной торговли, реализующее широкий ассортимент брендовой одежды - ИП Сорокин В.А., г. Абакан.
Предмет исследования: использования метода бенчмаркинга в деятельности предприятия.
Теоретической и методологической базой для написания работы послужили научная и учебная литература, статьи в периодических изданиях, первичная документация и внутренние данные ИП Сорокин В.А.
В заключение следует отметить, что бенчмаркинг не ограничивается изучением опыта «работы конкурентов и мировых лидеров». Этот метод должен стать одним из ключевых в процессе непрерывного совершенствования любой деятельности, так как бенчмаркинг - это систематически выполняемое сравнение элементов деятельности с аналогичными элементами более успешной деятельности на макро- и микроуровнях.
По предприятию ИП Сорокин В.А. в данном исследовании был представлен анализ предпосылок внедрения бенчмаркетинга, выводы по основным этапам анализа следующие.
Проведенный анализ экономических показателей свидетельствуют о том, что прирост объема выручки от продаж в анализируемом периоде сопровождается увеличением чистой прибыли, то есть возросшие масштабы хозяйственной деятельности привели к соответствующей финансовой отдаче, что сказалось на повышении рентабельности продаж по чистой прибыли на 1,95%. Положительная динамика конечных финансовых результатов определяется позитивным изменением финансового результата от основного вида деятельности. Положительное влияние на формирование конечного финансового результата оказало увеличение прочих неторговых доходов. В ходе анализа были выявлены показатели, которые оказали и отрицательное влияние на конечный результат деятельности предприятия. Одним их таких показателей оказалась прибыль от продаж. Также было выявлено неэффективное использования имеющихся ресурсов: трудовых ресурсов, основных фондов и оборотных средств.
Исходя из расчетов, в целом следует отметить ухудшение эффективности хозяйственной деятельности на фоне улучшения финансовых результатов ИП Сорокин В.А. в анализируемом периоде, однако рост последних достигается не за счет основного вида деятельности - продажи товаров, а за счет роста доходов от аренды.
Объектом анализа выступает предприятие ИП Сорокин Владимир Александрович (далее - ИП Сорокин В.А.), осуществляет свою деятельность с 2009 года.
Данное предприятие имеет следующий юридический адрес: 655100, Республика Хакасия, п. Усть-Абакан, ул. Пионерская, 27 - 2.
ИП Сорокин В.А. ведет свою деятельность на условиях франчайзинга. Договор франчайзинга заключен с производителями таких брендов, как:
Lisette, Colins, Tom Farr, Medicin, Riker, Akula, Concept club, Euroshoes.
ИП Сорокин В.А. завоевало уже своих потребителей на рынке. Из-за высокого качества товаров и культуры обслуживания, и невысокой стоимости его в розничных магазинах, большинство потребителей отдает ему предпочтение перед другими бутиками. Основными потребителями являются жители г. Абакана.
Основной сегмент покупателей ИП Сорокин В.А. - это работающие женщины в возрасте от 26 до 40 лет, с уровне доходов на члена семьи от 15001 до 20000 руб., в основном приобретающие брендовую повседневную одежду для себя, основным фактором совершения покупки которых является качество.
Изучая конкурентов ИП Сорокин В.А. столкнулись с тем, что на потребительском рынке г. Абакана есть только одна сеть мультибрендовых магазинов - это ИП Сорокин В.А.
На рынке г. Абакана функционируют бутики Mango, Ostin, Zolla, Oggi,Terranova.
Согласно проведенному исследованию ИП Сорокин В.А. является лидером на рынке брендовых магазинов, при этом является мультибрендовым, следовательно для внедрения бенчмаркетинга в деятельность ИП Сорокин В.А. необходимо разработать стратегию, при реализации которой сеть магазинов ИП Сорокин станет недостигаемой для конкурентов, действующих на рынке г. Абакана.
Для ИП Сорокин В.А. наиболее оптимальной будет являться стратегия внедрения бенчмаркетинга по направлению вариации товаров, поскольку реализация именно данной стратегии направлена на изменение различных характеристик товара с целью активизации спроса, а также потому что другие стратегии не являются целесообразными по ресурсным возможностям исследуемой организации. Так как одной из слабых сторон сети магазинов ИП Сорокин В.А., попавших в SWOT - матрицу стала отсутствие изделий из кожи и меха, проведено исследование жизненного цикла данных товаров, на материалах наиболее крупного салона меховых изделий г. Абакана - салона «Багира». Данное исследование не противоречит внедрению бенчмаркетинга, так как это процесс сравнения с более успешными компаниями, действующими на рынке.
На основе изучения жизненного цикла лидера рынка г. Абакана по продажам меховых товаров были выявлены товары, которые находятся на стадии роста и зрелости, именно за счет таких товаров предлагаем расширить ассортимент ИП Сорокин В.А. и применительно к данным товарам необходимо придерживаться стратегий в зависимости от характера спроса.
В целях устранения слабых сторон деятельности были предложены мероприятия в области ассортиментной, сбытовой и коммуникационной политики, которые призваны реализовать намеченную стратегию ИП Сорокин В.А.:
1. Расширение ассортимента за счет новых видов товаров из кожи. Данное мероприятие предполагает разнообразить виды ассортиментных групп кожаных товаров. В качестве новых видов предлагаются следующие: пиджаки, жилеты, накидки(плащи),жакеты. Данное мероприятие увеличит товарооборот на 582 тыс. руб.
2. Расширение ассортимента за счет товаров из другого вида меха. Предлагается расширить ассортимент верхней меховой одеждой из каракуля, в качестве обоснования является тенденции моды на данный мех и его потребительские характеристики. При реализации данного мероприятия ожидается увеличение оборота розничной торговли на 2960 тыс. руб.
3. Вариация убыточных товаров. Предлагается заменить товары, пользующиеся низким спросом и характеризующиеся низкой оборачиваемостью, а именно пальто из лисы и шиншиллы, на такие товары как боа из лисы и удлиненные жилеты из шиншиллы. Эффективность данного мероприятия выражается через увеличение товарооборота на 384 тыс. руб.
4. Открытие новой точки. Планируется открыть еще один магазин - бутик в г. Минусинске, что даст в конечном итоге прибыль от продаж в размере 3181 тыс. руб.
5. Реклама по радио. Данное мероприятие дает рост товарооборота на 15% по рекламируемой продукции и порядка 5% по всему ассортименту за счет роста покупательского потока. Таким образом, оборот розничной торговли ИП Сорокин В.А., при реализации данного мероприятия увеличится на увеличится 1877,4 тыс.руб. по всему ассортименту.
Внедрение бенчмаркетинга в деятельность ИП Сорокин В.А. предполагает применение тактики формирования в сознании покупателя понимания того, что магазины - бутики торговой сети ИП Сорокина В.А. предлагают качественную и актуальную продукцию. Внедрение бенчмаркетинга предполагает эффективность от вложенных затрат на реализацию мероприятий равной 22%.
По предприятию ИП Сорокин В.А. в данном исследовании был представлен анализ предпосылок внедрения бенчмаркетинга, выводы по основным этапам анализа следующие.
Проведенный анализ экономических показателей свидетельствуют о том, что прирост объема выручки от продаж в анализируемом периоде сопровождается увеличением чистой прибыли, то есть возросшие масштабы хозяйственной деятельности привели к соответствующей финансовой отдаче, что сказалось на повышении рентабельности продаж по чистой прибыли на 1,95%. Положительная динамика конечных финансовых результатов определяется позитивным изменением финансового результата от основного вида деятельности. Положительное влияние на формирование конечного финансового результата оказало увеличение прочих неторговых доходов. В ходе анализа были выявлены показатели, которые оказали и отрицательное влияние на конечный результат деятельности предприятия. Одним их таких показателей оказалась прибыль от продаж. Также было выявлено неэффективное использования имеющихся ресурсов: трудовых ресурсов, основных фондов и оборотных средств.
Исходя из расчетов, в целом следует отметить ухудшение эффективности хозяйственной деятельности на фоне улучшения финансовых результатов ИП Сорокин В.А. в анализируемом периоде, однако рост последних достигается не за счет основного вида деятельности - продажи товаров, а за счет роста доходов от аренды.
Объектом анализа выступает предприятие ИП Сорокин Владимир Александрович (далее - ИП Сорокин В.А.), осуществляет свою деятельность с 2009 года.
Данное предприятие имеет следующий юридический адрес: 655100, Республика Хакасия, п. Усть-Абакан, ул. Пионерская, 27 - 2.
ИП Сорокин В.А. ведет свою деятельность на условиях франчайзинга. Договор франчайзинга заключен с производителями таких брендов, как:
Lisette, Colins, Tom Farr, Medicin, Riker, Akula, Concept club, Euroshoes.
ИП Сорокин В.А. завоевало уже своих потребителей на рынке. Из-за высокого качества товаров и культуры обслуживания, и невысокой стоимости его в розничных магазинах, большинство потребителей отдает ему предпочтение перед другими бутиками. Основными потребителями являются жители г. Абакана.
Основной сегмент покупателей ИП Сорокин В.А. - это работающие женщины в возрасте от 26 до 40 лет, с уровне доходов на члена семьи от 15001 до 20000 руб., в основном приобретающие брендовую повседневную одежду для себя, основным фактором совершения покупки которых является качество.
Изучая конкурентов ИП Сорокин В.А. столкнулись с тем, что на потребительском рынке г. Абакана есть только одна сеть мультибрендовых магазинов - это ИП Сорокин В.А.
На рынке г. Абакана функционируют бутики Mango, Ostin, Zolla, Oggi,Terranova.
Согласно проведенному исследованию ИП Сорокин В.А. является лидером на рынке брендовых магазинов, при этом является мультибрендовым, следовательно для внедрения бенчмаркетинга в деятельность ИП Сорокин В.А. необходимо разработать стратегию, при реализации которой сеть магазинов ИП Сорокин станет недостигаемой для конкурентов, действующих на рынке г. Абакана.
Для ИП Сорокин В.А. наиболее оптимальной будет являться стратегия внедрения бенчмаркетинга по направлению вариации товаров, поскольку реализация именно данной стратегии направлена на изменение различных характеристик товара с целью активизации спроса, а также потому что другие стратегии не являются целесообразными по ресурсным возможностям исследуемой организации. Так как одной из слабых сторон сети магазинов ИП Сорокин В.А., попавших в SWOT - матрицу стала отсутствие изделий из кожи и меха, проведено исследование жизненного цикла данных товаров, на материалах наиболее крупного салона меховых изделий г. Абакана - салона «Багира». Данное исследование не противоречит внедрению бенчмаркетинга, так как это процесс сравнения с более успешными компаниями, действующими на рынке.
На основе изучения жизненного цикла лидера рынка г. Абакана по продажам меховых товаров были выявлены товары, которые находятся на стадии роста и зрелости, именно за счет таких товаров предлагаем расширить ассортимент ИП Сорокин В.А. и применительно к данным товарам необходимо придерживаться стратегий в зависимости от характера спроса.
В целях устранения слабых сторон деятельности были предложены мероприятия в области ассортиментной, сбытовой и коммуникационной политики, которые призваны реализовать намеченную стратегию ИП Сорокин В.А.:
1. Расширение ассортимента за счет новых видов товаров из кожи. Данное мероприятие предполагает разнообразить виды ассортиментных групп кожаных товаров. В качестве новых видов предлагаются следующие: пиджаки, жилеты, накидки(плащи),жакеты. Данное мероприятие увеличит товарооборот на 582 тыс. руб.
2. Расширение ассортимента за счет товаров из другого вида меха. Предлагается расширить ассортимент верхней меховой одеждой из каракуля, в качестве обоснования является тенденции моды на данный мех и его потребительские характеристики. При реализации данного мероприятия ожидается увеличение оборота розничной торговли на 2960 тыс. руб.
3. Вариация убыточных товаров. Предлагается заменить товары, пользующиеся низким спросом и характеризующиеся низкой оборачиваемостью, а именно пальто из лисы и шиншиллы, на такие товары как боа из лисы и удлиненные жилеты из шиншиллы. Эффективность данного мероприятия выражается через увеличение товарооборота на 384 тыс. руб.
4. Открытие новой точки. Планируется открыть еще один магазин - бутик в г. Минусинске, что даст в конечном итоге прибыль от продаж в размере 3181 тыс. руб.
5. Реклама по радио. Данное мероприятие дает рост товарооборота на 15% по рекламируемой продукции и порядка 5% по всему ассортименту за счет роста покупательского потока. Таким образом, оборот розничной торговли ИП Сорокин В.А., при реализации данного мероприятия увеличится на увеличится 1877,4 тыс.руб. по всему ассортименту.
Внедрение бенчмаркетинга в деятельность ИП Сорокин В.А. предполагает применение тактики формирования в сознании покупателя понимания того, что магазины - бутики торговой сети ИП Сорокина В.А. предлагают качественную и актуальную продукцию. Внедрение бенчмаркетинга предполагает эффективность от вложенных затрат на реализацию мероприятий равной 22%.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТАРОРОГОВСКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТА ГОРШЕЧЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



