Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования 6
1.1. Использование прагматических свойств языковых единиц для создания
текста веб-сайта 6
1.2. Теоретические основы исследования дискурса 10
1.3. Виртуальный дискурс и его характеристики 12
1.4. Особенности университетского дискурса 16
1.5. Особенности системы высшего образования Великобритании 19
Выводы по Главе I 21
Глава II. Особенности университетского дискурса на сайтах британских университетов 24
2.1. Композиционная структура сайтов британских университетов 24
2.1.1. Разделы главной страницы университета 27
2.1.2. Миссия университета как обязательный компонент организационной
структуры сайта британского университета 30
2.1.3. Композиционная структура страницы Undergraduate на сайте
университета 33
2.2. Прагмалингвистические особенности сайтов британских вузов 34
2.2.1. Использование графических средств при оформлении сайтов британских
вузов 37
2.2.2. Использование лексико-грамматических средств при оформлении сайтов
британских вузов 40
2.2.3. Использование синтаксических средств при оформлении сайтов
британских вузов 42
2.2.4. Использование стилистических средств при оформлении сайтов
британских вузов 47
Выводы по главе 2 50
Заключение 51
Список литературы 53
В данной работе была рассмотрена структура и прагматические характеристики сайтов британских университетов, а также были проанализированы отличительные лингвистические признаки презентации британских университетов в Интернете и их контента. В ходе исследования была предпринята попытка выявить связь между организацией информационного пространства, структуры электронного текста университета с невербальными текстами и вербальным выражением миссии университета и повышением статуса учебного заведения при обращении к электронной среде вуза.
Интернет-коммуникация является наиболее активно развивающимся сегментом массовой коммуникации, поэтому исследование такого коммуникативного феномена, как университетский дискурс, является актуальным. Проблема научного осмысления соотношения данной категории с категорией дискурса, а также вопрос разнообразия ее видов и особенностей функционирования в интернет-пространстве продолжает привлекать интерес исследователей. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения образовательного дискурса, а также в качестве ресурса для статей по лингвистике. Данное исследование может быть использовано как дополнение к вопросу о гипертексте и дискурсе университетов.
Цель работы заключается в исследовании прагматических характеристик сайтов британских университетов.
Для достижения цели нами ставятся следующие задачи:
- изучить теоретические основы исследования университетского дискурса;
- выявить характеристики виртуального университетского дискурса;
-исследовать прагматические особенности сайтов британских университетов.
Объектом исследования является виртуальный дискурс сайтов британских университетов.
Предмет - прагматические характеристики университетского дискурса.
Материалом исследования являются сайты британских университетов.
Методологической базой данного исследования послужили научные труды, таких ученых, как: Т.А. ван Дейк, А. Кибрик, О.В. Лутовинова, М.М. Бахтин, Ч. Моррис, Ч. Пирс, Дж. Остин, Дж. Сёрл, Л.С. Бархударов, З. Харрис и др.
В изучении данной темы были использованы следующие методы исследования: метод классификации; метод сравнения; методы анализа и синтеза; метод обобщения; метод прагмалингвистического анализа.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы в качестве ресурса для разработки веб-сайтов университетов, а также для анализа и сравнения сайтов других образовательных учреждений. Кроме того, данное исследование может быть полезным для маркетологов и PR-специалистов, занимающихся продвижением университетов в Интернете-пространстве.
Апробация. Результаты исследования были представлены в виде доклада и статьи на тему «Pragmatic Characteristics of British University Sites» на студенческой научной конференции Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна 20-21 апреля 2023 года, а выступление и статья на тему «Прагматические характеристики дискурса сайтов британских университетов» были представлены на Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: сегодня и будущее», в Атырауском университете имени Х. Досмухамедова 10-19 апреля 2023 года.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении определяется актуальность работы, формулируется основная цель и задачи, обосновывается объект и предмет исследования работы, а также обозначается методологическая база, материал исследования и практическая значимость работы. В первой главе рассматриваются вопросы описания дискурса с прагмалингвистической точки зрения, а также университетский и виртуальные дискурсы, их главные характеристики и особенности. Во второй главе проведен анализ прагматических характеристик университетского дискурса на примере сайтов британских университетов. В заключении представлены основные выводы по данному исследованию.
Анализ языковых и неязыковых компонентов текста сайтов показывает, что их состав зависит от сочетания лингвистических и прагматических характеристик современного сайтостроения и веб-технологий. Лучшие британские университеты эффективно используют сайты для продвижения бренда, привлечения студентов и партнеров с целью создания привлекательного имиджа учебного заведения. Основные принципы доступности, информативности и презентабельности соответствуют миссии учебного заведения. На основе взаимодействия различных семиотических систем может быть достигнуто единое визуально-структурное и функциональное представление университета, привлекательное и интересное для читателей Интернета.
Таким образом, изучение форм презентации и представления европейских университетов в Интернете показало, что структурные особенности электронного текста, обусловленные практическим эффектом их информационных единиц, способствуют созданию успешного и привлекательного образа университета, а также предоставлению посетителям сайта необходимой подробной информации об учебном заведении (история, структура, учебные планы, успешно реализованные и завершенные проекты), которую можно получить, не выходя из дома.
Сайты британских университетов также имеют ряд особенностей, которые делают их эффективными инструментами образования. На таких сайтах можно найти информацию о ценностях университета, курсах и программе обучения, факультетах и научных центрах, жизни студентов, возможностях для исследовательской работы и международных студентов, а также о процессе поступления и финансовой поддержке. Сайты используют различные языковые средства (например, сложные предложения с различными видами связи, параллельные конструкции, императивные высказывания, действительный залог, различные стилистические приемы и пр.) для создания качественного и легко читаемого текста. Использование гиперссылок, мультимедийных элементов, форм обратной связи и интерактивных элементов позволяет создать современную и эффективную образовательную среду, которая способствует развитию навыков самостоятельной работы студентов и улучшению качества образования.
1. Асмус,Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства : специальность теория языка : автореферат диссертации на соискание Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Асмус Нина Геннадьевна. - Челябинск, 2005. - 23 с.
2. Быльева, Д.С. Сеть интернет как новый тип пространства / Д.С. Быльева // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки.. - 2016. - № 2. - С. 124-130
3. Бархударов, Л. С. Язык и перевод. Вопросы общей и частной теории перевода [Текст] / Л. С. Бархударов. - Москва: Международные отношения, 2008. - 240 с.
4. Валгина, Н. С. Теория текста. : Учебное пособие пособие / Н. С. Валгина. - Москва : Логос, 2003. - 173 с. с.
5. Горбунова, М. В. - К истории возникновения термина «дискурс» в лингвистической науке // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 244-247.
6. Гулевец, Н. А. Лингвокультурные особенности прагматической адаптации контента сайта / Н. А. Гулевец // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. - 2019. - Т. 5, № 3. - С. 154-168.
7. Гурьянова, В. Г. Сопоставительный анализ систем вузовского образования как средство проектирования его развития: Организационно¬педагогический аспект : специальность Общая педагогика, история педагогики и образования : диссертация на соискание диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гурьянова Валентина Григорьевна. - Чебоксары, 1999. - 278 с.
8. Кибрик, А. А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе / А. А. Кибрик // Российская Академия Наук Институт языкознания. - 2003. - 243 с.
9. Кириллова, И. К. Лингвосемиотика англоязычного университетского дискурса : специальность Германские языки : автореферат диссертации на соискание диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Кириллова Ирина Константиновна. - Волгоград, 2010. - 28 с.
10. Которова, Е.Г. Прагматика в кругу лингвистических дисциплин: проблемы дефиниции и классификаци / Е. Г. Которова // Российский лингвистический журнал. - 2019. - Т. 23, № 1. - С. 98-115.
11. Лутовинова, О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: автореф. дисс. докт. филол. наук / О. В. Лутинова. - Волгоград, 2009. - С. 10-11.
12. Лутовинова, О. В. Языковая личность в виртуальном дискурсе: способы саморепрезентации / О. В. Лутовинова // Электронный вестник центра переподготовки и повышения квалификации по филологии и лингвострановедению: электрон, журн. / Санкт-Петерб. гос. ун-т. - 2006.
13. Лутовинова, О. В. К проблеме категорий виртуального дискурса / О. В. Лутовинова // Известия Волгоградского педагогического университета. - Волгоград : 2006. - С. 20-25.
14. Максимов, В. В. Концептуальное ядро университетского дискурса / В. В. Максимов, Е. В. Найдён, А. Н. Серебренникова // Томский политехнический университет. - С. 199.
15. Мельникова, О.К. К вопросу об определении термина "Интернет- дискурс" / О.К. Мельникова // Казанский вестник молодых учёных . - Казань: 2018.
16. Мухамад, Халид Иннаят Али Прагматический компонент «взаимодействие» в аудиторном дискурсе (на материале речи преподавателя): автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 2006. - 24 с.
17. Пескова, Е.Н. Дискурс веб-сайта: взаимодействие с другими типами дискурса, жанровые особенности / Е.Н. Пескова // Южно-Уральский государственный университет. - 2015. - С. 6.
18. Плаксина, Н. В. Миссия университета в системе высшего образования Великобритании / Н. В. Плаксина // Проблемы современного образования. - 2015. - № 3. - С. 24-31.
19. Родичева, А. А. Речевое общение на основе коммуникативных ходов //Дис. Канд., 2002. -181с.
20. Розенфельд, Ю.Н. Особенности системы высшего образования в Великобритании / Ю.Н. Розенфельд, Г.В. Рощупкин // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2016. - № 12. - С. 141-143.
21. Тён А. ван Дейк, Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. / Тён А. ван Дейк // Пер. с англ. — Книжный дом «ЛИБРОКОМ». - 2013. - С. 344.
22. Шарикова, Л. А. Основы теории дискурса: словарный дискурс / Л. А. Шарикова // Альманах современной науки и образования. - 2008
23. Crystal D. An Encyclopaedic Dictionary of Language and Languages / Crystal D. - Penguin Books, 1992. - 422 p.
24. Harris, Z. Discourse analysis // Language. 1952. V. 28. № 1. - P. 1-30.
25. Mey J.L. Pragmatics. An Introduction / Mey J.L. - USA, UK: Blackwell Publishers, 2001, 2 nd ed. - 500 p.
26. Morris, Charles W. (1938) Foundations of the theory of signs. Chicago: Chicago Univ. Press. -245р.
27. Searle, John R. (1969). Speech acts. An essay in the philosophy of language. Cambridge: Cambridge University Press. - 196 р.
28. Oxford of university : [web-сайт] / Oxford of university. - Режим доступа: https://www.ox.ac.uk/about
29. University of Cambridge : [web-сайт] / Oxford of university.- Режим доступа: https://www.cam.ac.uk/
30. London school of economics and political science : [web-сайт] / London school of economics and political science. - Режим доступа: https://www.lse.ac.uk/#
31. University of Manchester : [web-сайт] / University of manchester. - Режим доступа: https://www.manchester.ac.uk/
32. Imperial college of London : [web-сайт] / Imperial college of london. - Режим доступа: https://www.imperial.ac.uk/
33. King's College London : [web-сайт] / King's College London. - Режим доступа: https://www.kcl.ac.uk/
34. The University of Glasgow ^web-сайт] / The University of Glasgow. - Режим доступа: https://www.gla.ac.uk/
35. The University of Edinburgh^web-сайт] / The University of Edinburgh. - Режим доступа: https://www.ed.ac.uk/
36. The University of Exeter: [web-сайт]/ The University of Edinburgh. -
Режим доступа: https://www.exeter.ac.uk/
37. The University of Warwick: [web-сайт]/ The University of Edinburgh. - Pe:®:nMgocTyna:https://warwick.ac.uk/