Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании (на примере Чкаловское М. О)
|
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования малого бизнеса 6
1.1 Основные этапы становления малого бизнеса 7
1.2 Роль малого бизнеса в функционировании муниципального образования
и развитие системы поддержки малого бизнеса в России 15
Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого бизнеса в муниципальном образовании (на примере Чкаловского МО) 29
2.1 Общая характеристика муниципального образования Чкаловское 29
2.2 Состояние развития и проблемы малого бизнеса в МО Чкаловское 33
Глава 3. Совершенствование малого бизнеса в муниципальном образовании на примере М.О Чкаловское 40
3.1. Рекомендации по совершенствованию поддержки малого бизнеса в
муниципальном образовании Чкаловское 40
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий по развитию малого предпринимательства в муниципальном образовании Чкаловское50
Заключение 55
Список литературы 60
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования малого бизнеса 6
1.1 Основные этапы становления малого бизнеса 7
1.2 Роль малого бизнеса в функционировании муниципального образования
и развитие системы поддержки малого бизнеса в России 15
Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого бизнеса в муниципальном образовании (на примере Чкаловского МО) 29
2.1 Общая характеристика муниципального образования Чкаловское 29
2.2 Состояние развития и проблемы малого бизнеса в МО Чкаловское 33
Глава 3. Совершенствование малого бизнеса в муниципальном образовании на примере М.О Чкаловское 40
3.1. Рекомендации по совершенствованию поддержки малого бизнеса в
муниципальном образовании Чкаловское 40
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий по развитию малого предпринимательства в муниципальном образовании Чкаловское50
Заключение 55
Список литературы 60
Актуальность исследования. Во времена экономико-политических потрясений малое предпринимательство (далее - МП) первое попадает под удар, что приходится наблюдать сегодня. Именно поэтому государство в сфере организационно-правового регулирования берет сегодня вектор на разработку стратегии по стимулированию развития МП. Об этом свидетельствует и создание Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, и продвижение России в индексе «легкости» ведения бизнеса со 120-го места в 2012 году, на 51-е место в 2015 году, и установление пониженного коэффициентного риска в отношении кредитов малому бизнесу (0,75%), и объявление моратория на плановые проверки для субъектов малого предпринимательства, и разработка Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года.
В настоящее время объем производства субъектов малого и среднего предпринимательства в России составляет примерно 20% от ВВП, тогда в развитых и развивающихся странах этот показатель составляет 50 -70% от ВВП. В развитых и развивающихся странах наращивание темпов экономического роста происходит потому, что именно субъекты МП выступают драйверами развития политики внутренних предложений, что не характерно российской действительности.
Ставку на реализацию политики импортозамещения, ставшей следствием антироссийских санкций, российское правительство сделало именно на субъекты МП. По оценкам специалистов, «критическая масса» малых и средних предприятий, обеспечивающая устойчивость импортозамещения и необходимость его развития в условиях современной России, должна составлять не менее 3 -5 миллионов малых предприятий, производящих около трети ВВП.
Поддержка малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений федеральной политики. Но на деле органы местного самоуправления демонстрируют в этом направлении деятельности весьма скромные результаты.
Актуальным является вопрос о том, как грамотно позиционировать политику в отношении малых предприятий в документах стратегического планирования на муниципальном уровне, какие виды поддержки будут значимы не только для бизнеса, но и для развития территории муниципального образования.
Предметом исследования является действующая муниципальная модель правовой и инфраструктурной поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне, на примере МО Чкаловское.
Объектом исследования выступают малые предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании Чкаловское.
Цель работы состоит в определении приоритетных направлений реализации поддержки развития малого предпринимательства в МО Чкаловское и перспективных прогнозов.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
• рассмотреть основные этапы становления малого бизнеса;
• изучить роль малого бизнеса в функционировании муниципального образования и развитие системы поддержки малого бизнеса в России;
• провести анализ деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого бизнеса в муниципальном образовании (на примере Чкаловского МО);
• предложить рекомендации по совершенствованию поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании Чкаловское;
• определить оценку эффективности предложенных мероприятий по развитию малого предпринимательства в муниципальном образовании Чкаловское.
Теоретическую основу исследования составили труды российских авторов исследовавших проблемы развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях РФ, таких как: Е.Г. Борисова, О.Р. Верховская, А.И. Егоров, С.В. Хорошев, Г.Н. Франовская и др.
Нормативно-правовую базу исследования составили законы, федеральные, региональные и местные законодательные акты; анализ информационных материалов Минэкономразвития РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей России.
Структура исследования : работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В настоящее время объем производства субъектов малого и среднего предпринимательства в России составляет примерно 20% от ВВП, тогда в развитых и развивающихся странах этот показатель составляет 50 -70% от ВВП. В развитых и развивающихся странах наращивание темпов экономического роста происходит потому, что именно субъекты МП выступают драйверами развития политики внутренних предложений, что не характерно российской действительности.
Ставку на реализацию политики импортозамещения, ставшей следствием антироссийских санкций, российское правительство сделало именно на субъекты МП. По оценкам специалистов, «критическая масса» малых и средних предприятий, обеспечивающая устойчивость импортозамещения и необходимость его развития в условиях современной России, должна составлять не менее 3 -5 миллионов малых предприятий, производящих около трети ВВП.
Поддержка малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений федеральной политики. Но на деле органы местного самоуправления демонстрируют в этом направлении деятельности весьма скромные результаты.
Актуальным является вопрос о том, как грамотно позиционировать политику в отношении малых предприятий в документах стратегического планирования на муниципальном уровне, какие виды поддержки будут значимы не только для бизнеса, но и для развития территории муниципального образования.
Предметом исследования является действующая муниципальная модель правовой и инфраструктурной поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне, на примере МО Чкаловское.
Объектом исследования выступают малые предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании Чкаловское.
Цель работы состоит в определении приоритетных направлений реализации поддержки развития малого предпринимательства в МО Чкаловское и перспективных прогнозов.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
• рассмотреть основные этапы становления малого бизнеса;
• изучить роль малого бизнеса в функционировании муниципального образования и развитие системы поддержки малого бизнеса в России;
• провести анализ деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого бизнеса в муниципальном образовании (на примере Чкаловского МО);
• предложить рекомендации по совершенствованию поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании Чкаловское;
• определить оценку эффективности предложенных мероприятий по развитию малого предпринимательства в муниципальном образовании Чкаловское.
Теоретическую основу исследования составили труды российских авторов исследовавших проблемы развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях РФ, таких как: Е.Г. Борисова, О.Р. Верховская, А.И. Егоров, С.В. Хорошев, Г.Н. Франовская и др.
Нормативно-правовую базу исследования составили законы, федеральные, региональные и местные законодательные акты; анализ информационных материалов Минэкономразвития РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей России.
Структура исследования : работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Необходимость в муниципальном регулировании и поддержки малого предпринимательства обусловлена социально-экономическим статусом субъектов предпринимательства, которые с каждым годом прочно завоевывают позиции в экономике российских регионов и муниципальных образований. Это факт, который не подвергается какой либо критики и сомнениям, как в научной литературе, так и в сфере предпринимательского сообщества. Без участия малого бизнеса практически не реализуется ни одно из направлений развития муниципального образования, ни одно социальное мероприятие, ни одна программа. Предприниматели работают во всех общественных сферах муниципального образования: каждый магазин, офис, здание являются местом осуществления предпринимательской деятельности. Без предпринимательства невозможно было бы решать задачи дальнейшего развития экономики муниципальных образований.
Следует понимать, что малый бизнес - это элемент национальной экономической системы. Соответственно, законодательная поддержка данного сектора должна быть встроена в правовую систему всего государства, в такую его отрасль как предпринимательское право с предоставлением в рамках его особых условий функционирования и развития малого бизнеса.
С учетом того, что основная часть деятельности предприятия малого бизнеса реализуется в пределах муниципальных образований, следует конкретизировать распределение полномочий по реализации законодательной поддержки малого бизнеса.
Характеристика современной ситуации в сфере МП МО Чкаловское и динамика развития основных направлений деятельности местных органов управления по регулировании и поддержки МП позволили определить положительные и негативные моменты в общем комплексе муниципальной поддержки.
Поддержка МП должна строиться на обоснованном сочетании множественности субъектов, объектов и механизмов поддержки.
Множественность субъектов подразумевает задействование в данном процессе организаций следующих типов:
• ресурсные центры, в частности коммерческие бизнес -инкубаторы и иные организации, предоставляющие имущество малому и среднему бизнесу в аренду по льготной цене;
• консалтинговые центры, оказывающие необходимые услуги на приемлемых для малого бизнеса условиях;
• образовательные структуры, занимающиеся разработкой учебных пособий по основам ведения бизнеса;
• фонды микрофинансирования, предоставляющие кредиты субъектам малого и среднего предпринимательства на более выгодных условиях, чем банки;
• маркетинговые компании, проводящие исследования, часть результатов которых предназначена для открытого пользования;
• организации, оказывающие услуги по созданию бизнес-планов, формирование заявок на получение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства из различных источников;
• организации, занимающиеся преобразованием идей начинающих предпринимателей в бизнес -проекты.
При подготовке мероприятий следует максимально использовать инновационные технологии, такие как аутсорсинг. Чтобы механизм передачи отдельных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на аутсорсинг начал работать, необходимо предпринять следующие шаги:
• предусмотреть финансовые и иные затраты на проект, рассчитать объемы выпадающих доходов и ожидаемого эффекта;
• разработать Положение о поддержке организаций, оказывающих помощь субъектам малого и среднего предпринимательства на льготных условиях;
• сформировать реестр участников данного проекта;
• провести установочную конференцию.
Передача поддержки МП на аутсорсинг расширит его возможности даже в условиях сокращения муниципальной поддержки и запустит механизмы социального партнерства.
Основными формами планируемой поддержки МП являются имущественная, административная, финансовая, организационная , информационно-консультационная, образовательная и имиджевая.
Среди множества мероприятий в сфере поддержки МП наиболее перспективными представляются следующие:
• создание коворкингового центра — офисного здания с оборудованными рабочими местами, оснащенными современной компьютерной техникой, переговорными комнатами, залом для проведения презентаций;
• предоставление льготных услуг по государственной регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства, предполагающих реализовывать социально значимые и инновационные направления деятельности;
• упрощение процедуры и порядка оформления исходно - разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов малых предприятий;
• развитие системы формирования кредитных историй субъектов малого и среднего предпринимательства;
• стимулирование создания обществ взаимного кредитования;
• организация взаимодействия между малыми и крупными предприятиями;
• содействие малому и среднему бизнесу в поиске заказчика, готового профинансировать проект, из числа крупных предприятий;
• содействие созданию цепочек увеличения добавленной стоимости.
Следует понимать, что малый бизнес - это элемент национальной экономической системы. Соответственно, законодательная поддержка данного сектора должна быть встроена в правовую систему всего государства, в такую его отрасль как предпринимательское право с предоставлением в рамках его особых условий функционирования и развития малого бизнеса.
С учетом того, что основная часть деятельности предприятия малого бизнеса реализуется в пределах муниципальных образований, следует конкретизировать распределение полномочий по реализации законодательной поддержки малого бизнеса.
Характеристика современной ситуации в сфере МП МО Чкаловское и динамика развития основных направлений деятельности местных органов управления по регулировании и поддержки МП позволили определить положительные и негативные моменты в общем комплексе муниципальной поддержки.
Поддержка МП должна строиться на обоснованном сочетании множественности субъектов, объектов и механизмов поддержки.
Множественность субъектов подразумевает задействование в данном процессе организаций следующих типов:
• ресурсные центры, в частности коммерческие бизнес -инкубаторы и иные организации, предоставляющие имущество малому и среднему бизнесу в аренду по льготной цене;
• консалтинговые центры, оказывающие необходимые услуги на приемлемых для малого бизнеса условиях;
• образовательные структуры, занимающиеся разработкой учебных пособий по основам ведения бизнеса;
• фонды микрофинансирования, предоставляющие кредиты субъектам малого и среднего предпринимательства на более выгодных условиях, чем банки;
• маркетинговые компании, проводящие исследования, часть результатов которых предназначена для открытого пользования;
• организации, оказывающие услуги по созданию бизнес-планов, формирование заявок на получение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства из различных источников;
• организации, занимающиеся преобразованием идей начинающих предпринимателей в бизнес -проекты.
При подготовке мероприятий следует максимально использовать инновационные технологии, такие как аутсорсинг. Чтобы механизм передачи отдельных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на аутсорсинг начал работать, необходимо предпринять следующие шаги:
• предусмотреть финансовые и иные затраты на проект, рассчитать объемы выпадающих доходов и ожидаемого эффекта;
• разработать Положение о поддержке организаций, оказывающих помощь субъектам малого и среднего предпринимательства на льготных условиях;
• сформировать реестр участников данного проекта;
• провести установочную конференцию.
Передача поддержки МП на аутсорсинг расширит его возможности даже в условиях сокращения муниципальной поддержки и запустит механизмы социального партнерства.
Основными формами планируемой поддержки МП являются имущественная, административная, финансовая, организационная , информационно-консультационная, образовательная и имиджевая.
Среди множества мероприятий в сфере поддержки МП наиболее перспективными представляются следующие:
• создание коворкингового центра — офисного здания с оборудованными рабочими местами, оснащенными современной компьютерной техникой, переговорными комнатами, залом для проведения презентаций;
• предоставление льготных услуг по государственной регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства, предполагающих реализовывать социально значимые и инновационные направления деятельности;
• упрощение процедуры и порядка оформления исходно - разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов малых предприятий;
• развитие системы формирования кредитных историй субъектов малого и среднего предпринимательства;
• стимулирование создания обществ взаимного кредитования;
• организация взаимодействия между малыми и крупными предприятиями;
• содействие малому и среднему бизнесу в поиске заказчика, готового профинансировать проект, из числа крупных предприятий;
• содействие созданию цепочек увеличения добавленной стоимости.



