Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема выбора в романе Ж.-П. Сартра «Возраст зрелости»

Работа №174768

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы50
Год сдачи2019
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Экзистенциализм как основа романа 5
1.1. Представители экзистенциализма в художественной литературе 5
1.2. Психологические аспекты выбора жизненного пути человека 19
Выводы по Главе 1 26
Глава 2. Роман Ж.-П. Сартра «Возраст зрелости» как яркий
образец экзистенциализма в литературе 27
2.1. Анализ выбора в романе «Возраст зрелости» 27
2.2. Пути решения проблемы выбора в романе «Возраст зрелости» 34
Выводы по Главе 2 41
Заключение 42
Методические рекомендации по практическому применению результатов исследования 44
Список использованной литературы 46
Приложение 50

Экзистенциализм - философское направление XX в., идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах. В художественной литературе экзистенциализм характеризуется как философское выражение глубоких потрясений, постигших современную западноевропейскую цивилизацию.
Экзистенциализм в противовес рационалистической философии взглянул на человека как переживающее, страдающее и тра гическое существо, обладающее возможностью свободного выбора и ответственного за свои поступки. Поэтому, основными проблемами писателей экзистенциалистов стали проблема человеческого существования, проблема утраты и обретения смысла жизни, проблема одиночества, бессмысленности жизни, а также, одной из центральных проблем писателей - экзистенциалистов является проблема выбора. Эта проблема становится основой экзистенциальной философии Жана-Поля Сартра. Он считал? что: «Свобода дана нам изначально как свобода выбора: между путем вниз и путем вверх». Полагаем, что изучение проблемы выбора в романах Жана - Поля Сартра представляется чрезвычайно актуальным. Развитие экзистенциализма связано с именами Льва Шестова и Николая Бердяева в России, Мартина Хайдеггера и Карла Яспекса в Германии, Жана-Поля Сартра и Альбера Камю во Франции.
Научная новизна работы состоит в том, что исследований по категории «проблема выбора», основанных на материале романа Жана -Поля Сартра «Возраст зрелости» не существует.
Объектом исследования является понятие выбора в романе «Возраст зрелости».
Предметом исследования данной квалификационной работы является роман Жана-Поля Сартра «Возраст зрелости».
Цель работы: рассмотреть каким образом представлена проблема выбора в романе «Возраст зрелости».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить возникновение понятия «экзистенциализм»;
2. Выявить основные проблемы в произведениях писателей экзистенциалистов;
3. Исследовать понятие свободного выбора человека в философии Сартра;
4. Определить проблему выбора в романе Сартра «Возраст зрелости».
5. Выявить художественные возможности представления проблемы в романе.
Методологической базой представленной работы являются культурно - исторический, философский и биографический методы исследования.
Теоретическая значимость работы обусловлена недостаточной исследованностью заявленной проблемы в современном литературоведении.
Материалы и результаты данной работы могут иметь практическое применение в курсах дисциплины: «История французской литературы», а также на уроках литературы в старших классах, гуманитарных лицеев, школ и гимназий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экзистенциализм является крупнейшим направлением ХХ века. Основные идеи данного течения сводятся к определению термина «бытие». Основными представителями экзистенциализма во Франции являются Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Ключевыми проблемами в произведениях писателей - экзистенциалистов были: свобода, выбор, существование, одиночество. Экзистенциализм возник и распространялся в периоды социального дискомфорта - после первой и второй мировых войн, под влиянием угрозы гибели человечества (распространение фашизма, что привело к попранию свободы, достоинства и неприкосновенности личности).
Жан-Поль Сартр внёс новое в развитие этого литературно - философского течения. В его романе «Возраст зрелости» он отразил своё отношение к таким проблемам, как: свобода в понимании писателя, выбор в понимании главного героя.
Главной ценностью и проблемой человеческой жизни для Сартра является свобода. Философ подчеркивает, что свобода дана человеку с момента его рождения, и он может распоряжаться этой свободой как он сам того захочет. По его мнению, каждый человек должен использовать свою свободу индивидуально. Только сам человек должен лично решать свои проблемы. Существование чело века должно восприниматься как фактичность, что в представлении Сартра является свободным человеческим существованием, то есть перед каждым должен стоять выбор.
Проблема выбора очень ярко представлена в исследованном романе Сартра «Возраст зрелости». На протяжении всего романа главный герой делает тот самый выбор, который, по его представлениям, должен в дальнейшем в корне изменить его жизнь. Перед ним стоит трудный выбор: вступить в «буржуазный брак» с любовницей, ждущей от него ребенка, или же продолжить поиски собственной свободы.
Данный роман является представлением писателя, его пониманием абсолютной свободы через подробный отчет психологии характеров, находящихся в поисках «подлинно свободных» решений и не готовых осознать, что они уже свободны.
Проблема выбора является ключевой в романе Сартра. Автор повествует о мучительном выборе Матье. Он сделал свой выбор, который сильно повлиял на его дальнейшую судьбу, на отношения с близкими ему людьми. Матье делает свой главный выбор - отказывается от своего ребенка. Это решение - отказ от отцовства - становится одной из ключевых тем в произведении. Сартр очень детально описывает сложнейший вопрос экзистенциального выбора для любого человека. Для этого он использует ряд художественных средств. Безусловно, это т вопрос непосредственно касается темы свободы.
Экзистенциализм, несомненно, оказал существенное влияние на философию, литературу и всесторонний взгляд на мир и человеческую жизнь 20-го века, как никакое другое литературно - философское движение. Роман «Возраст зрелости» данного писателя свидетельствует о размышлениях героя, порой очень сложных и противоречивых. Жан -Поль Сартр не только теоретически, но и практически сумел отразить все свои философские идеи, касающиеся человеческого существования.



1. Андреев, А. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994. - 333 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2010. - 312 с.
3. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981. - 432 с.
4. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Харьков: Фолио, 2003. - 623 с.
5. Богомолов А.С. Современная буржуазная философия и религия. - М.: Политиздат, 1997. - 367 с.
6. Болотова, А.К. Психология организации времени [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / А.К. Болотова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 254с.
7. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М., 2013. - 254 с.
8. Брушлинский А.В. проблемы психологии субъекта. - М., 2014. - 352 с.
9. Великовский С.И. Грани «несчастного сознания». М.: Искусство, 1973.- 240 с.
10. Гаджиев К.С. Размышления о свободе // Вопросы философии. 1993. - 121 с.
11. Гаранина О.Д. Философия. Исторический курс. Учебное пособие. М.: МГТУГА,2014. - 436 с.
12. Герриг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. - 16-е изд. - СПб., 2004.
13. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М.: Теис, 1999 - 315с.
14. Гуревич П.С., Столяров В.И. Мир философии. М.: Теис, 1999. - 363 с.
15. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М.: СПб.: ИМАТОН-М, 2014. - 243 с.
16. Дьяченко, М.И. Психология: Словарь-справочник [Текст] / Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. - М.: ХЭЛТОН, 1998. - 399с.
17. Евлампиев И.В. Концепция человека в русском
экзистенциализме. [Электронный ресурс]- Режим доступа-
URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12874526 (Дата обращения: 27.02.2019 г.)
18. Зарубин А. Г. Философия экзистенциализма. [Электронный ресур с]-Режим доступа -
URL: http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/zarubin_philos_eczisten.htm (Дата обращения: 27.02.2019 г.)
19. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М.: Высшая школа, 1988. - 520 с.
20. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001 - 576.
21. История философии: Учеб. пособие для вузов; Под ред. , . - М.: ПРИОР, 2001. - 368 с. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Т. 4. От романтизма до наших дней/ Пер. С. Мальцевой. - СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 880 с. Спиркин : Учебник. - 2 изд. - М.: Гардарики, 2003. - 736 с.
22. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.
23. Кадышев В.С. Проблема свободы в творчестве Сартра. Научные труды. Ташкент, 1968. - 318 с.
24. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990. - 387 с.
25. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) [Текст]. Учеб. пособие для студентов пед. ин -тов. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
26. Кузнецова С.Н. Взаимоотношения отношения человека и общества в творчестве Камю // Вестник МГУ. 1975. - 109 с.
27. Кузнецова С.Н. Категория абсурда в творчестве Сартра и Камю // Вопросы истории и эстетики. М.: Мысль, 1977. - с. 37-54.
28. Лакшин В. Так начинал Камю // Иностранная литература. 1992. №2-с. 35-44.
29. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь. //Проблемы развития психики - М., 2015. - 347 с.
30. Миголатьев А.А. Философия. М.,2001. - 421 с.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
32. Райгородская Д.Я Психология личности. Т1. Хрестоматия. - Самара, гуд.дом «БАХРАР - М», 2016. - 532 с.
33. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб.пособие. М.: Аспект Пресс, 2011. - 460 с.
34. Сартр Ж.П. Возраст зрелости / Пер. с фр. Е. Е. Насиновской М.: Аспект Пресс, 2011. - 416 с.
35. Сартр Ж.П. Очерк теории эмоций / Пер. с фр. Е. Е. Насиновской и А. А. Пузырея, в книге «Психология эмоций», сост. В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2008. - 217 с.
36. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм//Сумерки богов. М., 1989. - 367 с.
37. Скирбекк. Г. История философии. М.: Владос, 2016. - 311 с.
38. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 1999. - 254 с.
39. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. - Самара, 2010. - 374 с.
40. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии //Психология индивидуальных различий. Тексты. - М„ 2014. - 321 с.
41. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1994. - 547 с.
42. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. - М., 2016. - 165 с.
43. Холл Кэлвин С., ЛиндсейГарднер Теории личности. - М., 1997. - 367 с.
44. Хрестоматия по философии. Ростов-на-Дону, 1997. - 485 с.
45. Чадаева К.Д. Анализ структуры и содержания образа индивидуального будущего в молодости, взрослости и старости: исследовательский инструментарий // Психологическая студия: сб. науч. тр. молодых исследователей, магистрантов, аспирантов и студентов кафедры психологии ТулГУ. Вып. 10 / под ред. Е.Е. Сапоговой. Тула: Изд -во ТулГУ, 2015. С. 174-194.
46. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 1995. - 354 с.
47. Юнг К. Аналитическая психология. - М., 1995. - 254 с.
48. Ясперс К. Смысл истории. М., 1994. - 365 с.
49. Jean-Paul Sartre. L'age de raison. - Le livre de poche, S.A. - Paris 1968. - 361 р.
50. Jean-Paul Sartre. L'existentialisme est un humanisme. - Arlette, S.A.
- Paris 1959. - 576 р.
51. Jean-Paul Sartre. L'etre et le neant. Essai d'ontologie. - Arlette, S.A.
- Paris 1961. - 426 р.
52. Morier H. La psychologic des styles. // H.Morier. Geneve, 1959 . - 344 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ