Сокращения 2
Введение 3
1 Атмосферная турбулентность и ее влияние на полеты воздушных судов
5
1.1 Физика явления 5
1.2 Влияние турбулентности на полеты воздушных судов 11
1.3 Прогноз атмосферной турбулентности 21
1.3.1 Синоптический метод прогноза 21
1.3.2 Физико-статистический метод прогноза атмосферной турбулентности
24
2 Исходные данные и методы обработки 28
2.1 Характеристика и методы обработки исходного материала 28
2.2 Климатическая характеристика Северо-Западного федерального
округа
30
3 Оценка вертикальных градиентов температуры и ветра в районе
крупных аэродромов Северо-Западного федерального округа
32
3.1 Аэропорт Мурманск имени Николая II 32
3.2 Аэропорт Архангельск имени Ф.А. Абрамова 34
3.3 Аэропорт Нарьян-Мар 37
3.4 Аэропорт Воркута 40
3.5 Аэропорт Сыктывкар имени П.А.Истомина 43
3.6 Статистические характеристики метеовеличин 47
Заключение 57
Список используемых источников 60
Приложение А
Приложение Б
Турбулентность как явление — это неупорядоченное перемещение воздуха. Изучение турбулентности, зон её возникновения и причин образования
является очень значимым для полетов воздушных судов. Так как в современном мире авиация все больше и больше развивается, изучение турбулентности носит очень важный характер. Актуальность и практичность исследования данной темы заключается в ряде решения авиационных задач. При полетах важно знать где может встретиться зона турбулентности, так как это
напрямую влияет на безопасность. Для того, чтобы иметь представления о
возможных местах возникновения турбулентности, необходимо знать атмосферные характеристики в тропосфере и стратосфере.
Для исследования была взята турбулентность как явление, её причины
возникновения, формирования и развития.
Предметом исследования являются методики прогнозирования характеристик болтанки: её интенсивность, местоположение, время существования. Наибольшее внимание уделено прогнозу зон турбулентности.
Целью данной бакалаврской работы является исследование условий,
приводящих к возникновению интенсивной турбулентности для повышения
эффективности метеорологического обеспечения полетов в районе исследования. Для достижения поставленных целей были поставлены следующие задачи:
1. Изучить физические процессы, приводящие к формированию и
развитию турбулентности;
2. Рассмотреть методы оценки влияния турбулентности на полеты
воздушных судов;
3. Описать характеристики турбулентности, а также её влияние на
полеты воздушных судов при различных метеоусловиях;
4. Изучить методы прогноза турбулентности...
Целью данной бакалаврской работы является исследование условий,
приводящих к возникновению интенсивной турбулентности для повышения
эффективности метеорологического обеспечения полетов в районе исследования. Для достижения поставленных целей были поставлены следующие задачи:
В ходе данной работе для достижения цели были решены следующие
задачи. Изучены физические процессы, приводящие к формированию и развитию турбулентности, рассмотрены методы оценки влияния турбулентности
на полеты ВС, описаны характеристики турбулентности и их влияние на полеты ВС при различных метеоусловиях, изучены методы прогноза турбулентности, проведен анализ данных и рассчитаны градиенты метеовеличин,
выявлены районы с вертикальными градиентами, превышающими критические значения. На основании этого были сделаны следующие выводы.
В северной части Северо-Западного федерального округа из рассматриваемых городов наиболее подверженным турбулизации атмосферы оказался район города Мурманска, слой, в котором наблюдались превышения критических значений 850-700 гПа (1,5-3,0 км) по градиенту температуры в зимнем, весеннем и летнем сезонах. А также район города Нарьян-Мара также
подвержен турбулентности в слое от земли до 1,5 км в летний сезон. На основе выявленных превышений градиентов температуры было решено рассмотреть закономерности их появления. Далее, представлены выводы, которые удалось сделать.
В зимний период(январь) за весь месяц в 74% случаев (23 дня) над территорией Мурманска преобладали ложбины и циклоны. В 28 днях из 31
наблюдались градиенты температуры, которые превышали критические значения. Из 28 случаев со значениями градиентов большими или равными критическим, 23 наблюдались в ложбинах и циклонах и 5- в гребнях. Сделаем
вывод, что максимальные значения градиентов температуры...