Обоснование производственной программы предприятия санаторно-курортного комплекса на основе маркетинговых исследований (на примере ЗАО «Санаторий «Зорька»)
Введение 3
Глава 1 Теоретические и методические основы маркетинговых исследований 7
1.1 Сущность и концепции маркетинговой деятельности 7
1.2 Методики проведения маркетинговых исследований 9
1.3 Особенности маркетинговых исследований санаторно -курортного
комплекса 13
Глава 2 Анализ деятельности ЗАО «Санаторий «Зорька» и конъюнктуры
рынка 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика исследуемого объекта
19
2.2 Финансово-экономический анализ деятельности предприятия 29
2.3 Оценка маркетинговой среды и конъюнктуры рынка организации 35
Глава 3 Разработка производственной программы ЗАО «Санаторий «Зорька» на основе маркетинговых исследований 46
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Приложение 61
Деятельность санаторно-курортных организаций, относящихся к виду экономической деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» на современном этапе развития экономики страны играет важнейшую роль в оздоровлении, лечении, реабилитации и профилактике здоровья населения с использованием природных лечебных факторов курортов.
Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что санаторно¬курортный бизнес принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики на сегодняшний день. Высокие экономические показатели и темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристической индустрии.
Для успешной финансовой деятельности санаториям необходимо анализировать и изучать своих основных потребителей, а также потенциальных клиентов. Именно с этой целью и проводятся маркетинговые исследования.
Маркетинг актуален для всех, что бы ни было его предметом: товары, услуги, имущество, люди, места, события, ин формация, идеи или организации.
Одной из глобальных тенденций в современной экономике является феноменальный рост предоставляемых услуг. По данным государственных статистических органов доля услуг в валовом национальном продукте развитых индустриальных стран сейчас составляет от 2/3 и выше.
Несмотря на то, что Россия существенно отстает в развитии этого сектора экономики, это ничуть не умаляет актуальность данной темы. Тем более что уже сейчас каждый второй работник в России занят в сфере услуг.
Ключевым фактором, обусловившим динамичный рост сферы услуг, является научно-технический прогресс, результатом которого стало создание новых областей сервиса, обеспечивших дополнительный приток рабочей силы и капиталов...
В результате проведенных в данной выпускной квалификационной работе
исследований нами рассмотрены теоретические основы организации
маркетинговой деятельности на предприятии.
Предприятие может строить свое управление исходя из разных
концепций. Финансовая, например, предполагает улучшение своих
качественных и производственных показателей с целью вытеснения
конкурентов с рынка. Однако в последнее время наибольший эффект в
управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выяснение и
удовлетворение запросов потребителей определенного о целевого рынка.
На предприятии каждом уровне должен быть разработан маркетинговый
план. Маркетинговый план — один из важнейших результатов маркетингового
процесса, который содержит следующие элементы: краткий обзор и
содержание; обзор текущей маркетинговой ситуации; анализ возможностей и
проблем; финансовые и маркетинговые цели; обзор маркетинговой стратегии;
программы действий; определение предполагаемых прибылей и убытков и
краткий обзор мер по контролю за реализацией плана.
В качестве функции управления маркетинг имеет не меньшее значение,
чем любая деятельность, связанная с финансами, производством, научными
исследованиями, материально-техническим снабжением и т.д. Сложившаяся
экономическая ситуация вынуждает российские предприятия начинать
использовать маркетинговую информацию при формировании планов
производства. Последовательная реализация методики маркетингового
планирования задает условия для перехода на маркетинговые принципы
управления.
Тем самым маркетинговая концепция подводит новую базу под
внутрифирменное планирование и заставляет переосмыслить его сложившуюся
практику, исходившую ранее из учета, главным образом, внутренних условий
развития предприятия. В конкурентной, быстро меняющейся внешней среде...
1. Абабков Ю.Н. Маркетинг в туризме: учеб. / Ю.Н. Абабков, М.Ю.
Абабкова, И.Г. Филиппова/ Под ред. ред. Е.И. Багданова. - М.: ИНФРА-М, 2012. -
214 c.
2. Арзуманова Т.И. Экономика организации: учеб. / Т.И. Арзуманова,
М.Ш. Мачабели. - М.: Дашков и К, 2014. - 240 c.
3. Артемьева О.А. Финансовый маркетинг: Теория и практика: учеб. /
О.А. Артемьева - М.: Юрайт, 2013. - 424 c.
4. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учеб. / О.В.
Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2015. - 372 c.
5. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и
туризме: учеб. пособие / Ю.В. Безрутченко. - М.: Дашков и К, 2013. - 232 c.
6. Васильев Г.А. Рекламный маркетинг: учеб. пособие / Г.А. Васильев,
В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 276 c.
7. Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия): учеб.
пособие / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова; Под ред. И.В. Сергеев. - М.: Юрайт,
2013. - 671 c.
8. Врублевский О.В., Романовский М.В., Финансы, денежное
обращение и кредит: учеб. – М.: Юрайт-М, 2014. - 321с.
9. Герасимов Б.И. Маркетинговые исследования рынка: учеб. пособие /
Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: Форум, 2013. - 336 c.
10. Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля): учеб. / Г.Г. Иванов.
- М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 352 c.
11. Ильичева И. В. Маркетинговые технологии: учеб . пособие / И. В.
Ильичева. - Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 158 с.
12. Карасев А.П. Маркетинговые исследовани я и ситуационный анализ:
учеб. / А.П. Карасев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 c.
13. Клочкова Е.Н. Экономика организации: учеб. / Е.Н. Клочкова, В.И.
Кузнецов, Т.Е. Платонова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 447 c.
14. Ковалёв В.В., Ковалёв В.В. Финансы организаций (предприятий):
учеб. – М.: Проспект, 2013. – 352 с.
15. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово -
экономической деятельности предприятия: учеб. пособие /Под ред. проф. Н. П.
Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 471 с... 25